Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы психодиагностики конституционально-обусловленных черт личности.




Черта - это описательная переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием системы организмического, социального и личностного уровней регуляции. Таким образом, традиционно по происхождению и сфере приложения выделяются три компонента черт:

Конституциональные - обусловлены свойствами организма и задают ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные - обусловлены опытом жизнедеятельности в определенных относительно широких социально-нормативных ситуациях; личностные - обусловлены внутренней «работой» личности по анализу и проектированию собственного поведения. Это рефлексивно-ситуационные черты личности.

Обычно три типа черт рассматриваются строго иерархически (Cattell R. et al., 1970; Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). Однако более убедительной на сегодня можно считать континуально-иерархическую модель черт личности: 1) черты не представляют собой дискретные образования, т. е. возможен непрерывный переход из одной черты в другую (например, в результате плавной перестройки функциональной системы на новый класс ситуаций или изменения направленности оценок); 2) выделенные выше три подсистемы можно представить как сосуществующие подпространства, входящие в отношения гибкой иерархии, что обусловливает переход «ведущего уровня» управления из одной подсистемы в другую (Бернштейн И. А., 1966).

Таким образом, выделяемые и эмпирически регистрируемые черты не распределены по указанным уровням строго однозначно. Многие черты сочетают в себе в определенных пропорциях большую или меньшую долю конституционального, индивидного или личностного компонента.

Это принципиальное положение, к сожалению, долгое время не учитывалось психологами, разрабатывавшими методики психодиагностики черт, что породило чрезмерную противоречивость теоретических позиций, неоправданно резкое размежевание разных методологических направлений (Психология индивидуальных различий. М., 1982; Carlson R., 1971; Marceil J., 1977; Kenrick D., String-field D., 1980).

Психодиагностика конституциональных диспозиций.Темперамент как психологическое явление тесно связывается с проявлениями общего типа нервной системы и выступает как психологический феномен, определяющий динамику поведения и всей психической жизни человека.

Для диагностикитемперамента используются аппаратурные методики (теппинг-тест, кинематометр Жуковского, энцефалографические методики), позволяющие замерить психофизиологические показатели общего типа нервной системы, которые интерпретируются как проявления того или иного типа темперамента.

Также для диагностики темперамента широко используются тест-опросники. Достоинством тест-опросников является возможность обследования значительной по составу группы испытуемых. Однако их недостатком выступает вероятность фальсификации результатов вследствие сильной тенденции к социальной желательности у испытуемых или же намерение навредить исследователю («злонамеренный испытуемый»).

Психодиагностика конституциональных черт (темперамента) (аппарат. мет-ки, психометрич. опросники. Темперамент (сов-ть инд.тип. особ. инд., кот. хар-зуют динамич. и эмоц. стороны личн.) и его природные основы (св-ва НС). Тест-опросник Я. Стреляу: история создания 1982 (1993 русиф. 134 пункта, 3 вар-та), теоретические основы (Павлов, Теплов: св-ва НС: сила, подвижность, уравновешенность), основное назначение, структура (основные шкалы: сила возб., сила тормож., подвижн.; дополн. уравн-ть), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Тест-опросник Г. Айзенка: история создания, теоретические основы (типолог. подход; Э-И взял у Юнга), основное назначение (диагностика: экстраверсия; интроверсия; нейротизм – эмоц. неустойчивость, континуум, 2 полюса; выявление доминируюшего типа темперамента), структура (основные шкалы: Э-И, Н-Эмоц. стаб-ть), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей (типы темп-та опред. по сочет. пок-лей). (дет. 60, взр. 57). Вар-т 1969: 90?, добавлена шк. психотизм (эгоцентр., эгоист., неконтактн.), в России редко. Есть 101?. Адаптированные в СССР варианты тест-опросника Г. Айзенка Русалов 1987 (импульсивность не им. отн. к Э/И). Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова 1990: теоретические основы, основное назначение (темп. особ-ти, а не сам темп-т), структура (основные шкалы; 2 сферы: предм. деят. и общ.), специфика процедуры проведения и интерпретации тестовых показателей. Варианты ОСТа: для взрослых (ОСТ-В) и детей (ОСТ-Д). Не сработал. Опросник формально-динамической структуры индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова.

Методы психодиагностики социально обусловленных черт личности.

Для второй подсистемы - социально-обусловленных черт - выбор предпочитаемых систем шкал может определяться на основе какой-либо теории (например, Леонгард К., 1981 — теория акцентуаций; Личко А. Е., Иванов М. Я., 1981 –опросник ПДО), а может быть выбран и эмпирически (Cattell R. et al., 1970). Однако при этом необходимо учитывать влияние популяции. В разных популяциях могут быть преобладающими различные системы оценок. Перенос на новую популяцию (например, с американской на русскоязычную) не может быть выполнен автоматически, посредством простого перевода (даже квалифицированного). Для каждой популяции при эмпирическом выборе системы шкал необходимо проводить и эмпирическую работу, выявляющую преобладающие в данной популяции системы черт личности и способы их рефлексии.

Психодиагностика социально обусловленных черт (характера). Характер (инд. сочет. устойч. особ-тей чел., выражающих сов-ть его отнош. дйствит-ти и обусл-х типич. для данной личн. способы повед. в опред. жизн. сит-циях) и проявление его черт в стратегиях поведения. 16-факторный личностный тест-опросник Р. Кеттелла (16 РF): история создания 1950 (посл. ред. 1970), теоретические основы (чертографич. подход), основное назначение (16 личн. факторов), структура (основные шкалы; факторы: 1-го порядка: А-Замкнутость - общительность, В-Конкретное мышление - абстрактное, С-Эмоциональная нестабильность - стабильность, Е-Подчиненность – доминантность, F-Сдержанность – экспрессивность, G-Низкая нормативность поведения - высокая, H-Робость – смелость, J- Реализм – чувствительность, L-Подозрительность – доверчивость, M-Практичность – мечтательность, N-Прямолинейность (наивность) - проницательность (искусственность), О-Спокойствие – тревожность, Q1-Консерватизм – радикализм, Q2-Конформизм – нонконформизм, Q3-Низкий самоконтроль - высокий, Q4-Расслабленность - эмоциональная напряженность; А до О факторы, выделенные благодаря L-данным (реал. поведение); 2 порядка – корреляц. 1-х, типы личн.; индексы Q1 Q2, Q3, Q4 - факторы, выделенные с помощью Q-данных (самооценка)), специфика процедуры проведения (12-18 лет; 2 сеанса – 2 формы) и интерпретации тестовых показателей (стены; контрол. шкал нет; профиль личн.). Адаптированные в СССР варианты тест-опросника 16 РF (А и В по 140?, либо 120; чаще 187; 50 мин. 8-9 кл. и выше; С и Д по 105?; 30-40 мин., 5-7 классы; Е и К 128?, 3-4 кл., 30-40 мин.). Разные переводы и вар-ты. Только 8 ф-ров не корр. др с. др., время прошлое, не отраж. прич.-след. связь.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...