Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.




Часть 1

Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько

Слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа

В тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

Номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

И других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите

В отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

Образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

 (1)В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук, разглядывая в микроскоп тонкие срезы сердцевины бузины и пробкового дерева, обнаружил множество разделённых перегородками крошечных ячеек, напомнивших ему соты в пчелиных ульях, и эти ячейки были названы учёным клетками (англ. сell – «клетка, сота»). (2)<…> в работе Гука, содержавшей подробный рассказ о клеточном строении пробки и бузины, не было и намёка на то, что клетка является основной структурной единицей любого организма. (3)Это положение было принято наукой лишь в 1839 году, когда в результате исследований Матиаса Шлейдера и Теодора Шванна выяснилось, что все ткани растительного и животного организмов имеют клеточное строение.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

 

1) Впервые понятие «клетка» появилось в науке благодаря исследованию Роберта Гука ещё в 1665 году, но мысль о том, что клеточное строение имеют все растительные и животные организмы на Земле, укоренилась в научном мире более чем через полтора века после работы Гука.

2) Матиас Шлейдер и Теодор Шванн явились первооткрывателями в области клеточного строения организма животных через полтора века после открытия микроскопа Робертом Гуком.

3) Разделённые перегородками крошечные ячейки, обнаруженные Робертом Гуком при изучении через микроскоп тонких срезов дерева, были названы им клетками (англ. сell – «клетка, сота»), так как показались учёному внешне похожими на соты в пчелиных ульях.

4) Клетка была открыта в 1665 году Робертом Гуком, однако английский учёный не предполагал, что клеточное строение характерно для любого организма, и данный вывод был сделан Матиасом Шлейдером и Теодором Шванном гораздо позже.

5) Роберт Гук, Матиас Шлейдер и Теодор Шванн установили, что организмы всех растений, животных и человека состоят из клеток, которые образуют разные биологические ткани.

 

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

 

Благодаря этому

Однако

Поэтому

Вероятно,

Более того,

 

Ответ: ___________________________.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЕДИНИЦА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЕДИНИЦА, -ы, ж.

 

1) Цифра, изображающая число 1.

2) Последняя цифра многозначного числа (спец.)

3) Величина, которой измеряются другие однородные величины. Е. силы тока.

4) Отдельная самостоятельная часть в составе целого, отдельный предмет (или лицо) в группе подобных. Боевые единицы флота.

5) Предметы или лица, немногие по числу. Только единицы выполняют план.

 

Ответ: ___________________________.

4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

 

сорИт

некролОг

повторЁнный

кОрмящий

закУпорив

 

Ответ: ___________________________.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

 

Выход первого издания книги был довольно ДРАМАТИЧНЫМ, почти детективным.

ЗА ЖИТЕЙСКОЙ мудростью люди приходили к моей бабушке, которая всех мирила и рассуживала.

Кадровая реформа должна ОБХВАТИТЬ фактически всех общественных служащих, состоящих как на госслужбе, так и в органах местного самоуправления.

Автор искренне ПРИЗНАТЕЛЕН всем, кто способствовал выполнению настоящей работы.

Ирина уже ничего не ждала для себя лично, и в этот момент судьба сделала ей ЦАРСКИЙ подарок.

 

Ответ: ___________________________.

6.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

 

к ВОСЬМИСОТОМУ году

НАПОИВ чаем

в ДВУХСТА экземплярах

голос ЗВОНЧЕ

стебли ГЕОРГИНОВ

 

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ    

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с косвенной речью В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом Г) неправильный выбор падежной формы существительного с предлогом Д) нарушение в построении предложения с однородными членами   1) Порывистый ветер рвал тонкие занавески, украшавшие террасу, вихрями гонял по саду жёлтую листву. 2) Человек, вошедший в подъезд и который стал подниматься на самый верхний этаж, привлёк моё внимание. 3) Я совершенно убеждён: каждый из двух братьев велики в своём актёрском мастерстве! 4) Простодушно улыбаясь, из-за спины Саши появился букет ромашек, которые он нарвал в поле неподалёку от дороги. 5) На улице было прохладно, и мы, пытаясь согреться, начали бегать по пустынному скверу. 6) Багаж можно будет получить в терминале аэропорта через час по прилёту лайнера. 7) «Я так скучала по вас, мои дорогие!» – восклицала маменька, обнимая поочерёдно Машу и Лёню. 8) Костик решил не только активно заняться спортом, но и начать внимательнее относиться к учёбе. 9) Доктор, убеждая меня начать приём лекарств, говорил, что я совершенно уверен в успешности лечения и что сомневаться не стоит.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8.Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 

об..регать

выск..чить

зак..снелый (человек)

изм..рительный

упр..щение

 

Ответ: ___________________________.

9.Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква.Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

 

пр..дедушка, над..рву (листок бумаги)

пр..крыть, пр..дел (мечтаний)

чере..чур, (получить в магазине) ..дачу

вз..скать, контр..гра

с..ёмка, п..еса

 

Ответ: ___________________________.

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

 

гуттаперч..вый

потч..вать

вкрадч..во

намер..ваться

человеч..к

 

Ответ: ___________________________.

11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

 

уступ..шь

состар..вшийся

ове..нный

кашл..вший

удержива..мый

 

Ответ: ___________________________.

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

 

Дочка Зоя, нисколько на свою мать (НЕ)ПОХОЖАЯ, была тоненькая, узкая, эфирная блондинка.

Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ.

Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо.

Голос Игоря в ту минуту был (НЕ)ДОБРЫМ и ласковым, как это было всегда, а жёстким и даже грубым.

(НЕ)ПОРА ли сделать перерыв и немного отдохнуть?

 

Ответ: ___________________________.

13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

 

Максимка, (ЧТО)БЫ ни говорили все вокруг, верил в успех, и (ПО)НЕМНОГУ дело пошло.

Подошедший к костру (С)НАЧАЛА застенчиво постоял, а потом придвинулся к огню (ПО)БЛИЖЕ.

Погода, как показалось Наташе, БУД(ТО) начала меняться, снег словно перестал валить сплошной стеной – но нет: утром было всё ТО(ЖЕ).

«Давай оставим всё (ПО)ПРЕЖНЕМУ», – попросила Ольга таким умоляющим голосом, что я даже не сразу понял, что она имела (В)ВИДУ.

(ОТ)ТОГО ли, что за окном зацвела моя любимая сирень, или из-за письма

Насти – но, (В)ОБЩЕМ, на душе у меня потеплело.

 

Ответ: ___________________________.

 

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________________.

Оба, растрога(1)ые, пошли в дом и стали пить чай из стари(2)ых фарфоровых чашек, со сливками, с сытными сдобными свежеиспечё(3)ыми кренделями – и эти мелочи опять напомнили Коврину его детство и ю(4)ость.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Большинство изделий изготавливалось из меди или серебра из золота или из мягкой низкоуглеродистой стали.

2) Под горячими солнечными лучами нас совсем разморило и очень хотелось прилечь где-нибудь в тени и отдохнуть насладиться прохладой свежестью.

3) Мама причесала Сашеньку вплела ей в косички голубые атласные ленты и помогла надеть праздничное шёлковое платьице и новые чулочки.

4) Существует целый ряд как объективных так и субъективных критериев развития личности и важно учитывать это при работе с детьми.

5) Ребята весь день резвились играли в снежки и прятки но зато уже в девять часов вечера они заснули крепким сном.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она взглянула (1) легко улыбнувшись (2) на (3) сидевшую в углу (4) приятельницу, которая (5) оставив чистку гребешка (6) тоже слушала с вниманием нового проповедника.

 

Ответ: ___________________________.

17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

  Ну что ж (1) ну что ж (2) да не разбудит страх (3) Вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть (4) Друзья мои (5) туманит ваши очи. О одиночество (6) как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, Как холодно (7) ты (8) замыкаешь круг, Не внемля увереньям бесполезным.   (Б.А. Ахмадуллина)

 

Ответ: ___________________________.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.

 

Ответ: ___________________________.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока Андрей жил в деревне (1) он продолжал вести такую же нервную и беспокойную жизнь (2) что была в городе; он много читал и писал, учился итальянскому языку (3) и (4) когда гулял (5) с удовольствием думал о том (6) что скоро опять сядет за работу.

 

Ответ: ___________________________.

20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Можно говорить о разных типах молодёжных театров, среди них – традиционный реалистический театр (тяготеющий к психологической драме), театр на основе народного фольклора, игровой праздничный театр, театр абсурда.

 

Ответ: ___________________________.

 

Прочитайте текст и выполните задания 21–26.

(1) Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2) Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время. (3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.

(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими.. . (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям. (11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок.

(12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов» . (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

  (16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись! » (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела) , а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте. (19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.

(По Ю. Бондареву*).

*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.

 

21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Не забывать Время — это значит не забывать Людей.

2) Рассказчик даже в дни войны всегда любил солнце.

3) За четыре года войны было пережито так много, что хватило бы на жизнь двум поколениям.

4) Память рассказчика болезненно реагирует до сих пор на выстрелы салюта.

5) 3а долгие четыре года войны герои не утратили в себе прежний мир юности.

 

Ответ: ___________________________.

22.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) В предложениях 1—2 содержится рассуждение.

2) В 7—9 предложениях текста представлено повествование.

3) Предложение 6 содержит описательный фрагмент.

4) В предложении 16 суждение подтверждено аргументами.

5) В предложениях 11—12 последовательно происходящие действия.

 

Ответ: ___________________________.

 

23. Из предложения 6 выпишите фразеологизм.

 

Ответ: ___________________________.

 

24. Среди предложений 1—6 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

 

Ответ: ___________________________.

 

25. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

 

«Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём, как (А)_____ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такую стилистическую фигуру, как (Б)_____ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), троп  (В)_____ («мир, прозрачно-лучезарный» в предложении 8). А такой приём, как (Г)_____ (предложение 10)помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения».

Список терминов:

1) анафора

2) неполные предложения

3) противопоставление

4) восклицательные предложения

5) гипербола

6) эпитет

7) диалектизм

8) риторический вопрос

9) парцелляция

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Часть 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 709.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...