Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ (УМКД)
«Философия» для студентов направлений подготовки: Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Профиль Экономика предприятий Квалификация Академический бакалавр
Направление подготовки: 38.03.01 Экономика Профиль Международная экономика Квалификация Академический бакалавр
Специальность 38.05.01 Экономическая безопасность Уровень образования Специалист Квалификация Экономист
Разработчики:
____________ Емельянова Н. Н., проф. каф. философии, д. филос. н., проф.
____________ Целик Т.В., доц. каф. философии, к. филос. н., доц.
ДОНЕЦК 2016 ОПИСЬ МАТЕРИАЛОВ, ВХОДЯЩИХ В УМКД
Рабочая программа учебной дисциплины
1. Область применения и место дисциплины в учебном процессе Дисциплина «Философия» являетсябазовой частью общенаучного блока. Для успешного освоения курса необходимы знания, умения и навыки, сформированные ранее изученными дисциплинами, такими как «Естественнонаучная картина мира», «Социология», «Логика». Является основой для изучения дисциплины «История и философия науки». Освоение дисциплины окажет помощь в дальнейшей практической научной деятельности. 2. Нормативные ссылки(отсутствуют) Структура дисциплины
ОСО – общее среднее образование СПО – среднее профессиональное образование ВПО – высшее профессиональное образование 1-в соответствии с ОП (образовательной программой) Описание дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цели: – усвоение студентами достижений мировой философской мысли; – усовершенствование культуры мышления, самосознания, мировоззренческих ориентаций; – овладение общеметодологическим компонентом познавательной деятельности; – ориентация в круге основных проблем, возникающих в современном мире на уровне социального и глобального бытия человечества, проблем развития науки и техники в условиях смены научной парадигмы и информационного общества, проблем бытия отдельного человека, его смысложизненного и ценностного выбора в условиях вызовов глобальной цивилизации. Задачи: – усвоение содержания основных тематических разделов системы философского знания; – формирование базовых принципов философского сознания; – усвоение базового категориального аппарата философии; – овладение диалектическим методом мышления; – усовершенствование рационально-интеллектуального уровня процесса познания; – укрепление этического сознания и способности сознательного морального выбора; – формирование способности применения философских знаний в своей профессиональной деятельности, что позволит сформировать общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции выпускника. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: - содержание основных тематических разделов философского знания; - специфику философии как системы знания и как формы мировоззрения, а также ее функции; - особенности основных этапов исторического развития философии, содержание их базовых направлений, течений, школ; - общественно-исторический и идейно-теоретический источники отечественной философии; - исходные принципы современного философского и научного толкования бытия; - специфику процесса познания, его общие принципы, проблемы, формы, уровни, методы; - базовые принципы и особенности философского анализа феномена человека и общества; - происхождение, специфику и классификацию глобальных проблем современности. уметь: - понимать, анализировать и использовать специфику философского знания; - различать философские позиции в понимании мира; - использовать метафизическую и диалектическую методологию; - использовать на практике особенности критического философского мышления; - анализировать содержание основных философских категорий и использовать их в качестве общих принципов мышления; - проводить философский анализ смыслового содержания и ценности различных философских теорий и фактов социального бытия. владеть: - философским понятийным аппаратом; - методологией научного познания; - рациональным способом мышления, позволяющим строить правильные логические умозаключения; - навыками критического анализа современных экономических, социально-политических и мировоззренческих проблем; - культурой спора, позволяющей усваивать позицию оппонента и в цивилизованной форме опровергать ее.
Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: Для профилей «Экономика предприятий» и «Международная экономика»: общекультурные компетенции (ОК): способность к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, определении места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способность использовать основы экономических, правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); понимание и восприятие этических норм поведения в отношении других людей и в отношении природы, соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-5); способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивание высокого качества выполняемых работ (ОК-6); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-7); способность давать правильную самооценку, обладать самосознанием, необходимым для обеспечения самовоспитания с целью формирования и совершенствования у себя положительных и устранению отрицательных качеств (ОК-8). общепрофессиональные компетенции (ОПК): готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); готовность работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2); готовность постигать проблемы общенаучного и профессионально-ориентированного характера на основе систематической проработки литературы по специальности (ОПК-3); готовность самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики (ОПК-4); владение и готовность применять на практике методики по обработке и систематизации научной и практической информации, необходимой для решения профессиональных задач; пользоваться передовым опытом в сфере профессиональной деятельности (ОПК-5); способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-6); способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7); способность принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-9). профессиональные компетенции (ПК): расчетно-экономическая деятельность: способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способность на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитывать экономические, финансовые и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); аналитическая, научно-исследовательская деятельность: способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты с использованием современных технических средств и информационных технологий (ПК-15); способность организовать научные исследования в области экономики: выбирать и обосновывать тему, составлять план исследований; уметь использовать информационное обеспечение; выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы; составлять и оформлять библиографию, применять компьютерные технологии в научных исследованиях и т.д. (ПК-18); организационно-управленческая деятельность: способность организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-23); способность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-25); научно-исследовательская деятельность: способность осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования (ПК-28); способность принимать участие в разработке теоретических и новых эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности по направлению подготовки, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-29). Для специальности «Экономическая безопасность»: общекультурные компетенции (ОК): владение культурой мышления, способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2); способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, определении места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3); способность использовать основы экономических, правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); понимание и восприятие этических норм поведения в отношении других людей и в отношении природы, соблюдение норм здорового образа жизни (ОК-5); способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивание высокого качества выполняемых работ (ОК-6); готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-7); способность давать правильную самооценку, обладать самосознанием, необходимым для обеспечения самовоспитания с целью формирования и совершенствования у себя положительных и устранению отрицательных качеств (ОК-8). общепрофессиональные компетенции (ОПК): готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); готовность работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2); готовность постигать проблемы общенаучного и профессионально-ориентированного характера на основе систематического проработки литературы по специальности (ОПК-3); готовность самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики (ОПК-4); готовность применять на практике методики по обработке и систематизации научной и практической информации, необходимой для решения профессиональных задач; пользоваться передовым опытом в сфере профессиональной деятельности (ОПК-5); способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-6); способность принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-8). профессиональные компетенции (ПК): расчетно-экономическая, проектно-экономическая деятельность: способность анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способность обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2). правоохранительная деятельность: способность выявлять и использовать взаимосвязь и взаимозависимость экономических и правовых явлений в профессиональной деятельности (ПК-8); информационно-аналитическая деятельность: способность осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-21); способность выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать выбор (ПК-22); способность формировать эконометрические модели, необходимые для решения профессиональных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты (ПК-23); организационно-управленческая деятельность: способность принимать оптимальные управленческие решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможностей использования имеющихся ресурсов (ПК-35); научно-исследовательская деятельность: способность исследовать условия функционирования экономических систем и объектов, формулировать проблемы, обосновывать актуальность и практическую значимость разрабатываемых мероприятий по обеспечению экономической безопасности, методов и средств анализа экономической безопасности субъектов экономики, оценивать их эффективность (ПК-37); способность осуществлять разработку теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-38); способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять и проводить исследование актуальных научных проблем в области своей профессиональной деятельности (ПК-40). Содержание дисциплины и формы организации учебного процесса Содержание дисциплины: Философия как форма мировоззрения, ее специфика и функции. Античная философия. Философия Средних веков. Философия Возрождения и Нового времени. Немецкая классическая философия и философия марксизма. Отечественная философия. Современная западная философия. Онтология: учение о бытии. Гносеология: теория познания. Философская антропология: проблема человека в философии. Социальная философия.
|