Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информация по оценке знаний обучающихся




Содержание умкд

1. Учебная программа дисциплины (syllabus) для студентов (3 кредита)

………………………………………………………………………………..

   Характеристика дисциплины, данные об авторе, пререквизиты, постреквизиты дисциплины………………………………………………….

Тематический план лекции, семинарских занятий (лабораторных практикумов) дисциплины модуля…………………………………..

   Тематический план выполнения и сдачи СРСП и СРС………………

    Список литературы………………………………………………………

Информация по оценке обучающихся…………………………………

Критерии оценки обучающихся………………………………………..

Процедура аппеляции…………………………………………………..

2. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины………………

3. Тезисы лекций……………………………………………………………….

4. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Философия»…………………………………………………………………...

     Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям…………………………………………………………………………

     Методические указания по выполнению заданий выносимых на семинарские занятия, СРСП и СРС…………………………………………………………………………..

5. ARM – активные раздаточные материалы (Hand-outs)  

Глоссарий……………………………………………………………………..      

Вопросы для самоконтроля………………………………………………….

Проблемные и контрольные вопросы по темам из курса философии……

6. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающегося

 Тестовые задания к рубежному экзамену № 1 (6 вариантов)…………

 Тестовые задания к рубежному экзамену № 2 (5 вариантов)…………

 Вопросы к итоговому экзамену (3 кредита)………………………………

 Карточки для проведения среза остаточных знаний по

дисциплине «Философия»…………………………………………………

 

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Высшая школа экономики, бизнеса и социальных наук

 

Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин

 УТВЕРЖДАЮ

                                                     Проректор-директор

Высшей школы

 «______» ____________ 2012  г.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(syllabus)

Наименование дисциплины модуля «Философия. Философские аспекты антропосоциогенеза»

 

Всего _____3__ кредита

 

Курс ___1;2___                                                  

Семестр _1;3_________

Лекции __30____ часов                                  

 

Практические, семинарские__15__ часов                  

 

СРСП ___23  часов (15 ч. – контактные;

8 часов – консультативные)

 

СРС __67___ часов

 

Рубежный контроль ___2____

 

Трудоемкость ____135__часов

                                             

Экзамен ___1;3___ семестр            

 

 

                                      А С Т А Н А – 2012 г.

 

Сведения о преподавателях и контактная информация:

Иманкул Нуртас Насырович – доктор философских наук, профессор.

Казахский государственный университет им. аль-Фараби. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин каб. 413, тел. 70-30-52,

Научно-исследовательские интересы – логическое и историческое в феномене казахской культуры

Владение языками: русский, казахский.

Умирзакова Ляззат Амантаевна – кандидат философских наук, доцент. Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. Кафедра гуманитарных и естественных дисциплин каб. 413, тел. 70-30-52.

Научно-исследовательские интересы: современное мифотворчество, современные религиозно-мистические воззрения, их сущность и проявления.Владение языками: русский, казахский.

Пререквизиты: Для освоения изучаемой дисциплины необходимы знания в объеме школьной программы по обществоведческим дисциплинам («Исто­рия», «Человек и общество» и др.), культурология, психология, история Казахстана, «Всеобщая история государства и права», «История политических и правовых учений», «История государства и права», «Экология» и др.

Описание содержания дисциплины модуля:

Дисциплина «Философия» является частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и обязательным государственным компонентом из цикла общеобразовательных дисциплин.

Общая задача всего курса философии заключается в формировании мировоззренческой ориентации студентов, выбора новых форм и направлений своей практической деятельности, овладение ими методологии познания, дающее возможность всестороннего и глубокого анализа коренных проблем человека и его бытия в современном мире.

Цель дисциплины:

Помочь студентам в овладении тех исходных философских идей и концепций, которые играют основополагающую роль в системе знаний современного высококвалифицированного специалиста.

 Задачи дисциплины:

1. Определить место философии в системе научного знания, выделить специфику ее объекта и предмета, значение философии для культуры, науки и человека.

2. Представить основные этапы развития философского знания, как отражающие историю развития мировой культуры и цивилизации.

3. Способствовать выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, способности ориентироваться в обилии философских идей, творческому поиску.

4. Объяснение путей познания ценностей человека и общества в современном мире.

Предметные компетенции:

Изучение философии способствует студенту выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты философского знания, применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной, так и повседневной жизни.

Надпредметные компетенции:

Дисциплина модуля «Философия. Философские аспекты антропосоциогенеза» составляет основу теоретической и общемировоззренческой подготовки студента в соответствии с его специализацией.

 

 


 


Тематический план лекционных, семинарских занятий

 

Наименование модуля: Философско-культурологические дисциплины

 

Наименование дисциплины модуля: Философия. Философские аспекты антропосоциогенеза

 

тем

 

Лекционные занятия

Семинарские, практические, лабораторные занятия (лабораторный практикум)

Темы и вопросы содержания дисциплины модуля

Объем в часах

Темы и вопросы содержания дисциплины модуля Объем в часах

Философия

1 1. Философия как социокультурный феномен 1.1. Многообразие определений предмета философии и главных тем философских размышлений. Предмет философии и его историческая динамика. 1.2. Понятие мировоззрения, его структура, основные исторические типы. Философия и мировоззрение 1.3. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и постклассической философии 1.4. «Основной вопрос философии». Материализм и идеализм, их основные формы и разновидности 1.5. Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм, эвристичность и творческий характер философского мышления 1.6. Основные функции философии в различных социокультурных системах.

2 часа

1. Философия как социокультурный феномен 1.1. Основные типы истолкования сущности философии. Предмет философии. «Основной вопрос философии» 1.2. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.  Сравнительный анализ мифологического, религиозного и философского мировоззрения 1.3. Основные функции философии. 1 час
2 2. Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древнего Китая, Древней Индии.  2.1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии 2.2. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории 2.3. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-практическая направленность. Традиционные философские учения Китая: конфуцианство, даосизм, легизм: проблемное поле и категориальный аппарат

2 часа

2. Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древнего Китая, Древней Индии.  2.1. Своеобразие древнеиндийской философии, основные периоды развития и школы. 2.2. Астика и настика в древнеиндийской философии. 2.3. Философия буддизма 2.4. Характерные особенности древнекитайской философии. 2.5. Даосизм и Конфуцианство, основные проблемы и основания. 1 час
3 3. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 3.1. Своеобразие античной философии и её значение. Основные этапы становления философской мысли Древней Греции 3.2. Космоцентризм, натурфилософия, онтологизм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков 3.3. Поворот от космоса к человеку (софисты и Сократ). Философия Платона и Аристотеля – вершина античной классики 3.4. Эллинистическая философия – общая характеристика и основные направления: кинизм, скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм

2 часа

 

3. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции 3.1. Общая характеристика древнегреческой философии: основные периоды развития и школы   3.2. Начало сущего и диалектические идеи досократовской философии 3.3. Поворот от космоса к человеку. Учение софистов. Сократ и этические школы. 3.4. Философия Платона и Аристотеля – вершина античной философии.       1 час
4 4. Статус и функции философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре 4.1. Важнейшие принципы философии и теологии средневековья: теоцентризм, креационизм, провиденциализм. Проблема соотношения веры и разума в философской традиции средних веков (Тертуллиан, А. Августин, П. Абеляр). 4.2. Исторические этапы развития средневековой западноевропейской философии и динамика ее проблемного поля. Патристика и схоластика 4.3. Проблема «разума и веры», «сущности и существования», «доказательства бытия Бога», «универсалий» - главные вопросы схоластической философии. Номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского как система схоластики и обоснование идеи Бога. 4.4. Становление и особенности арабо-мусульманской философии средневековья. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии: аль-Кинди, аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд. 4.5. Место и роль суфизма в исламской культуре. Идеи аль-Газали в философии суфизма. Значение и влияние арабо-мусульманской философии на развитие европейской философии.  

2 часа

 

4. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре 4.1.Особенности средневековой западноевропейской философии, ее основные фазы и формы. 4.2. Раннехристианская философия: Августин и его произведение «О граде божьем». 4.3. Философия Ф. Аквинского – вершина схоластики: применение науки и теологии, разума и веры. 4.4. Проблема универсалий. Номинализм и реализм, концептуализм.   1 час
5 5. Философия эпохи Ренессанса 5.1. Характерные черты эпохи Ренессанса, их отражение в философской мысли – секуляризация мировоззрения, ориентация на искусство, антропоцентризм, гуманизм, проблема человеческой индивидуальности, связь с естествознанием, натурфилософия и пантеизм. 5.2. Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери до Эразма Роттердамского). 5.3. Проблема опыта и нового экспериментального метода в философии. Гелиоцентризм. Идея бесконечности Космоса (Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей). Философские идеи Н. Кузанского – натурфилософия и пантеизм, диалектика абсолютного максимума и абсолютного минимума, Богочеловек, концепция «ученого незнания». 5.4. Социально-политическая философия Возрождения. Модели идеального государства в философии Н. Макиавелли, Т. Мора, Т. Кампанеллы. 5.5. Основные идеи философии Реформации, ее роль в духовной жизни западного человека (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).

2 часа

 

5. Философия эпохи Ренессанса 5.1. Характерные черты философии эпохи Возрождения 5.2. Специфика гуманизма эпохи Ренессанса (Ф. Петрарка, Д. Алигьери, Л. Валла) 5.3. Натурфилософия и пантеизм (Н. Кузанский и Дж. Бруно) 5.4. Философия и социальная утопия (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла)   1 час
6 6. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 6.1. Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Практическая ориентация новоевропейской философии. Основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. (эмпиризм, сенсуализм, рационализм). 6.2. Проблема метода в философии Нового времени. Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона. «Знание – сила», учение об идолах. 6.3. Р. Декарт – создатель рационалистической онтологии, антропологии и гносеологии. Правила рационалистического метода Р. Декарта. «Картезианское сомнение» - прочное основание познания. «Cogito, ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Дуализм Декарта в объяснении человека. 6.4. Социально-политическая концепция Т. Гоббса. 6.5. Сенсуализм, проблема источника знаний, структуры опыта, построения абстракции и концепция естественного права – в центре философских интересов Д. Локка.

2 часа

 

6. Проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре 6.1. Наукоцентризм и философия XVII века. Формирование философской традиции эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон и Р. Декарт) 6.2. Сенсуализм Дж. Локка 6.3. Проблема субстанции в философии Б. Спинозы 6.4. Монадология Лейбница 1 час
7 7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции 7.1. Особенности и достижения немецкой классической философии 7.2. Трансцендентальный идеализм И. Канта. Этическое учение И. Канта, его понимание природы норм и принципов морали, категорический императив как основа политико-правовых взглядов 7.3. Философская система и метод Гегеля. Философия права 7.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

2 часа

 

7. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции 7.1. Немецкая классическая философия: основные проблемы, специфика их постановки и решения. 7.2. «Критическое» учение И. Канта: проблемы гносеологии, этики, 7.3. Философская концепция Гегеля: диалектический метод и система 7.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Сущность христианства и философия любви. 1 час
8 8. Западноевропейская философия в культуре XIX в. - XX в. канун XXI в. 8.1. Сущность и смысловые ориентиры западной философии XIX - XX вв. Специфика классических и неклассических типов философствования. 8.2. Главные научно-рационалистические течения в философии XIX – XX вв. (марксизм, позитивизм, феноменология, неокантианство). 8.3. Формирование, развитие и основные идеи иррационалистической философии XIX – XX вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, герменевтика, постмодернизм).

2 часа

 

8. Западноевропейская философия в культуре XIX в. - XX в. канун XXI в. 8.1. Сущность и смысловые ориентиры западной философии XIX-XX вв. Сциентизм и антропологизм 8.2. Позитивизм и его исторические формы 8.3. Философия экзистенциализма: проблемы и противоречия 8.4. Психоанализ и философия неофрейдизма (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм)     1 час
9 9. Феномен философии в казахской культуре 9.1. Социокультурные условия и предпосылки становления национальной философии. Первоначальные мировоззренческие ориентиры и философские размышления о мире и человеке. Особенности протофилософского знания. Картина мира в устном народном творчестве казахов. Творчество акынов и жырау. 9.2. Влияние философских идей и учений казахских мыслителей на становление национального самосознания. Гуманизм, демократизм, социально-историческая проблематика в казахском Просвещении (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанабаев). 9.3. Философское творчество Шакарима Кудайбердиева: проблема веры и разума. 9.4. Казахская философия конца XIX в. и первой половины XX в. (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров и др.). 9.5. Особенности и основные направления развития современной философии в Казахстане. Казахстанская философская школа, области ее исследований.

2 часа

 

9. Феномен философии в казахской культуре 9.1. Традиции и особенности казахской философии. Проблема периодизации. Социокультурные детерминанты становления казахской философии 9.2. Особенности и специфика казахского Просвещения  (Ч.Валиханов, И. Алтынсарин,     А.Кунанбаев) 9.3. Философские идеи Ш. Кудайбердиева. «Три истины»     1 час
10 10. Теоретические основания философии. Философия бытия. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология 10.1. Онтология как философское учение о бытии. Бытие как предмет философско-категориального анализа. Два вида понимания бытия: линия Парменида и линия Гераклита. Основные формы бытия. 10.2. Философские представления о субстанции. Категория материи, ее фундаментальное значение для философии. Атрибуты материи. Движение как способ существования материи, его типы и формы. Пространство и время – формы бытия материи. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. 10.3. Понятие гносеологии. Эпистемология. Познание как социально-историческое отношение к действительности. Субъект и объект, предмет познания. 10.4. Проблема познаваемости мира и ее интерпретация в различных философских традициях. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. 10.5. Многообразие форм и уровней познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

2 часа

 

10. Теоретические основания философии. Философия бытия. Гносеология в системе философского знания. Эпистемология  10.1. Категории бытия, субстанции. Историко-философский экскурс.  10.2. Материя как философская категория. Атрибуты материи: движение, пространство, время. Движение, основные типы и формы. Субстанциональная и реляционная концепция пространства и времени. 10.3. Познание как философская проблема. Субъект, объект и предмет познания. 10.4. Формы и уровни познания. Чувственное и рациональное, теоретическое и эмпирическое познание. 10.5. Понятие истины как цели познания. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.   1 час

Философские аспекты антропосоциогенеза

1 1. Сущность и характерные черты антропосоциогенеза 1.1. Феномен человека в научном и философском его понимании. Учение о человеке в структуре философского знания. 1.2. Основные стратегии осмысления проблемы человека в философии: натурализаторская, экзистенциально-персоналистская, рационалистическая, социологизаторская, синтетическая 1.3. Научные и философские модели антропогенеза. Креационизм о происхождении человека. Эволюционная теория о биологических основаниях антропосоциогенеза. Трудовая теория. 2 часа

1. Сущность и характерные черты антропосоциогенеза

1.1. Проблема человека в истории философии

1.2. Философские представления о происхождении человека

1.3. Труд, язык, нравственность как факторы антропосоциогенеза

 

 

1 час
2 2. Человек и его бытие как центральная проблема философской и психологической антропологии 2.1. Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Социальная природа личности. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности. 2.2. Проблема ценностей в философии: понятие, их иерархия. Социальная и личностная обусловленность ценностных ориентаций. Аксиология и современность. 2.3. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование. Проблема свободы и ответственности. Волюнтаризм и фатализм. 2.4. Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого существования в истории философии. 2 часа

2. Человек и его бытие как центральная проблема философской и психологической антропологии

2.1.Понятие личности. Становление личности как социокультурного явления.

2.2.Исторические и социальные типы личности. Личность в современном обществе Запада, Востока, Казахстана

2.3.Проблема свободы и ответственности личности. Взаимосвязь свободы, необходимости, зависимости и ответственности.

2.4.Смысл и ценность жизни. Проблема смерти и бессмертия человека. Право на смерть, его этические и юридические аспекты.

 

1 час
3 3. Сознание человека как предмет философского анализа. 3.1. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в философии. Проблема генезиса сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. 3.2. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и мышление. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания. Функции сознания. Сознание и самосознание. 3.3. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Концепция бессознательного З. Фрейда. К. Юнг об архетипах и коллективном бессознательном. 3.4. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. 2 часа

3. Сознание человека как предмет философского анализа.

3.1. Проблема сознания в истории философии. Генезис сознания.

3.2. Сущность сознания. Сознание как социокультурная форма отражения действительности. Общественное и индивидуальное сознание и их взаимосвязь.

3.3. Сознательное и бессознательное. Концепция бессознательного З. Фрейда. Архетипы К. Юнга.

3.4. Формы общественного сознания.

1 час
4 4. Общество: основы философского анализа 4.1. Социальная философия и социально-гуманитарные науки в познании общества. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. 4.2. Понятие социальной реальности. Общество как система. Основные сферы жизни общества. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации. 4.3. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. 4.4. Понятие исторической реальности. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. 4.5. Философские проблемы модернизации казахстанского общества, предпосылки и духовные основания обретения независимости, ее духовно-культурный аспект, формирование национальной идеи. Основные аспекты национальной идеи. 2 часа

4. Общество: основы философского анализа

4.1. Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Общество как сложноорганизованная система, ее элементы и системообразующие факторы.

4.2.Характеристика основных сфер общественной жизни. Социальная структура общества. Типы социальных структур

4.3.Природные основы общества. Понятия географический детерминизм, геополитика. Биосфера и ноосфера.

4.4.Проблемы модернизации казахстанского общества. Формирование национальной идеи ее основные аспекты.

 

 

1 час
5 5. Антропологические основания исследования феномена культуры.  5.1. Философское понятие культуры и понятие «философия культуры». Культурная антропология как область научного исследования динамики культуры 5.2. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека. 5.3. Социальное развитие как культурно-исторический процесс. Цивилизация и культура. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Теоретические и методологические аспекты современного цивилизационного подхода. 2 часа

5. Антропологические основания исследования феномена культуры. 

5.1. Структура культуры как меры развития человека

Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

5.2. Исторические типы культур: сущность натуралистического, формационного, структуралистского и других подходов.

Социальные функции культуры

5.3. Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость. Право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести.

5.4. Культура и цивилизация.

 

1 час
  Итого: 30часов 15 часов
           

 

 

Тематический план выполнения и сдачи заданий СРСП и СРС

 

Наименование дисциплины модуля: Философия. Философские аспекты антропосоциогенеза

 

тем

 

СРСП

СРС

Темы и вопросы содержания дисциплины модуля

Сроки сдачи (неде-ля и объем в часах)

Форма проведе-ния

Темы и вопросы содержания дисциплины модуля

Сроки сдачи (неде-ля и объем в часах) Форма контроля

Философия

1

Философия как социокультурный феномен

1.1. По данной теме письменно составить глоссарий следующих терминов: мировоззрение, религия, мифология, онтология, логика, аксиология, гносеология, этика, эстетика, материализм, идеализм.

1.2. Составить схему структуры философского знания.

1.3. Миф и современное мифотворчество. Можно ли утверждать, что мифология как духовно-практический феномен существует и на других этапах развития общества, в том числе, и на современном его этапе? Функции мифа в жизни человека.

1.4. Сущность социальных, гносеологических и психологических корней религии. Основные функции религии. Место религии в современном обществе. В чем, заключается, с вашей точки зрения её позитивная и негативная роль в обществе?

1-2-я неделя, 2 часа

Сдача глоссария (устная защита). Дискус-сия  

1.Философия как социокультурный феномен

1.1. Проанализируйте текст и выскажите своё отношение к каждому из следующих высказываний о философии:

а) Философия является наукой лишь в производном смысле, а первично, по своим коренным основаниям, она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи… с религиозной мистикой (С.Л. Франк);

б) Философия – наука, которая стремится установить истины не для избранных наций и народов, а для всех мыслящих людей (Н.О. Лосский);

в) «Философия есть творчество, а не приспособление и послушание» в отличие от науки как познания и, соответственно, приспособления к необходимости. В философии осуществляется «самоосвобождение» творческих способностей человеческого духа, которое, в то же время, предполагает «особый дар свыше» (Н.А. Бердяев);

г) Философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой. Философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже, не будучи ей. Двусмысленность философии вообще означает, что она представляется наукой и мировоззрением, не будучи ни тем, ни другим. Она приводит нас к невозможности удостовериться, является ли философия наукой и мировоззрением или нет (М. Хайдеггер);

д) Философия – это познание Вселенной, или всего имеющегося… для философа это означает обязанность ставить абсолютную проблему, то есть не опираться... на уже сложившиеся верования, не придавать никакого значения тому, что уже известно. Известное перестает быть проблемой... Философия – это наука без предпосылок. Под нею я понимаю систему истин, построенную таким образом, что в ее основание не может быть положена ни одна истина, считающаяся доказанной вне этой системы... иными словами, философия автономна, она сама себе интеллектуальный закон. Я называю это принципом автономии... Вся философия – парадокс, она расходится с нашими естественными представлениями о жизни, потому что подвергает теоретическому сомнению даже самые очевидные, бесспорные в обычной жизни верования...(X. Ортега-и-Гассет).

3-я неделя, 4 часа Письмен-ные ответы
2

Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древнего Китая, Древней Индии. 

2.1. Сравнительный анализ философских идей Древней Индии и Древнего Китая

2.2. Джайнизм о правильной вере, правильном познании и правильном поведении.

2.3. Философия легизма

2.4. Моизм и принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды»

3-я неделя, 2 часа

 

Устный опрос, работа по карточ-кам

2. Философия в ее историческом «измерении». Философская мысль Древнего Китая, Древней Индии. 

Видеопрезентация лекции в программе Power Point. Раскрыть основное содержание вопросов темы

 или представить научно-популярные или художественные фильмы, относящиеся к указанной теме.

 

4-я неделя, 6 часов Показ видеопре-зентации или фильма в группе, обсужде-ние итогов
3

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

3.1. В чем своеобразие античной культуры и ее значение для нас?

3.2. Проблема архе в древнегреческих философских школах

3.3. Жизненный идеал киников и скептиков, его соотношение с современными идеалами

3.4. Направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм

4-я неделя, 3 часа

Устный опрос, комменти-рование превоис-точников

3. Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции

3.1. Прокомментировать 10 афоризмов, высказываний античных мыслителей

3.2. Составить по данной теме 15 тестовых заданий, с 5-ю вариантами ответов, правильный ответ не отмечать. (Тесты с вопросами о годах рождения, о происхождении и т.п. засчитываться не будут).

5-я неделя, 4 часа Проверка письменного задания
4

Средневековая философия арабского Востока

4.1. Исламская культура и формирование основных направлений философии

4.2. Универсализм, энциклопедизм, пантеизм, перипатетизм арабоязычной философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд)

4.3.Место и роль суфизма в исламской культуре. Философия аль-Газали

5-я неделя, 2 часа

 

Конспект, устный опрос

4. Статус и функции философии (европейской и арабского Востока) в средневековой культуре Видеопрезентация лекции в программе Power Point. Раскрыть основное содержание вопросов темы

 или представить научно-популярные или художественные фильмы, относящиеся к указанной теме.

 

6-я неделя, 8 часов Показ видеопре-зентации или фильма в группе, обсужде-ние итогов
5

Философия эпохи Ренессанса

5.1. Основные идеи гуманизма Пикоделла  Мирандолы. «Речь о достоинстве человека».

5.2. Протестантизм и философия Реформации (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин)

 

6-я неделя,

2 часа

Конспект, устный опрос, работа по карточ-кам

5. Философия Ренессанса. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения XVIII века.

Составить по указанным темам:

1) кроссворды, ребусы, филворды

2) философские задачи или упражнения

3) карточки с заданиями

Указанные задания должны быть выполнены аккуратно и красочно (эстетично)   

7-я неделя, 6 часов Письмен-ная работа, обсужде-ние
6

Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения XVIII века.

6.1. Натурфилософия и французский материализм 18 века (Гольбах, Гельвеций, Ламетри, Дидро)

6.2. Образы человека и общества в концепциях общественного договора 17-18 вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо)

6.3. Философия истории Монтескье. Географический детерминизм.

7-неделя, 2 часа

Конспект, устный опрос

 

   
1-6

СРСП по темам № 1-6 из плана лекционных занятий (повторение, контрольный опрос – проверка остаточных знаний).

Все вопросы лекций, семинарских занятий и СРСП

8-я неделя, 2 часа

Выполнение студентами практичес-ких заданий по пройденным темам с 1-ой по 6-ю включительно

6.СРС по темам № 3, 5, 6 из тематического плана выполнения и сдачи заданий СРС (проверка выполненных заданий)

8-я неделя, 6 часов Проверка письмен-ных заданий
7

Западноевропейская философия в культуре XIX в. - XX в. канун XXI в.

I.

7.1. Общая характеристика философии марксизма. Диалектический и исторический материализм. Материалистическое понимание истории.

7.2.Волюнтаризм А. Шопенгауэра

7.3.Философия «сверхчеловека» и «воля к власти» Ф. Ницше

II.

1.Заполнить таблицу: Сравнительный анализ основных положений неопозитивизма и постпозитивизма (устно прокомментировать каждую позицию)

Основные положения философии

  Неопозитивизм Постпозитивизм
Общее 1. 1.
  2. и т.д. 2. и т.д.
Разли-чие 1. 1.
  2. и т.д. 2. и т.д.

2. Заполнить таблицу: Сравнительный анализ основных положений философии З. Фрейда и Э. Фромма (устно прокомментировать каждую позицию)

Основные положения философии

  ЗИГМУНД ФРЕЙД ЭРИХ ФРОММ
Общее 1. 1.
  2. и т.д. 2. и т.д.
Разли-чие 1. 1.
  2. и т.д. 2. и т.д.

 

9-10-я неделя, 2 часа

Устный опрос, проверка конспекта

7. Западноевропейская философия в культуре XIX в. - XX в. канун XXI в.

По каждому из указанных направлений современной западной философии позитивизм, философия жизни, экзистенциализм, психоанализ, герменевтика, прагматизм:

а) дать краткую характеристику основной философской идеи;

б) указать основных представителей

в) составить глоссарий (не менее пяти терминов), относящихся к каждому из указанных направлений.

 

 

9-10-я неделя, 6 часов Проверка письмен-ного задания и устный опрос  

Философские аспекты антропосоциогенеза

1

Сущность и характерные черты антропосоциогенеза 1.1.Загадка антропосоциогенеза. Основные подходы по моделированию антропосоциогенеза. 1.2.  Проблема соотношения биологического, психологического и социального в человеке. а) биологическая школа (социал-дарвинизм, евгеника, расовая теория, социобиология, антропосоциология, генокультурная коэволюция); б) психологическая школа (фрейдизм, неофрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология); в) социологическая школа (марксистская теория).  

11-я неделя, 2 часа

Конспект, устный опрос

Указанные подходы и школы расписать в табличной форме, с обязательным указанием представите-лей и основной идеи

Сущность и характерные черты антропосоциогенеза 1.1.Проблемный блок Герой романа известного французского писателя Веркора «Люди и животные» Дуглас, желая доказать, что живые существа – «тропи», к которым он волей случая попадает в Африканских джунглях, принадлежат к человеческому роду, убивает одного из них. Суд должен был решить, кого он убил: человека или животного.   В процессе судебного расследования суд не смог принять самостоятельного решения, так как не располагал для этого необходимыми критериями различий. Парламент, куда обратился суд за помощью, после долгих дебатов пришел к выводу, что человеком следует считать живое существо, воплощающее в себе религиозный дух. На этом основании суд оправдал Дугласа, и все его жалобы в высшие инстанции были отклонены. Согласны ли Вы с определением человека, данным парламентом? Какой или какие признаки человека, отличающие его от животного, назвали бы Вы сами? 1.2.Проблемный блок Итальянский правовед Ц. Ломброзо, изучая анатомию и физиологию преступников, сформулировал ряд признаков, характеризующих, по его мнению, прирожденного преступника (форма и объем черепа, форма носа, ушей, цвет волос, чувствительность кожи, психические свойства). Ломброзо пришел к выводу, что преступника отличает психофизические особенности отдаленных предков (притупленность чувств, неразвитость рассудка, любовь к татуировке и т.п.), живущие в нем в силу закона наследственности, поэтому следует изучать не преступления, а преступника. Согласны ли Вы с этой концепцией? Почему? 1.3.Проблемный блок Герой романа И. Тургенева «Отцы и дети» Базаров высказывает следующую мысль: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить о всех других. Люди – это деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждой отдельной березой». Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Контрольный блок
  1. Перечислите основные подходы к изучению человека в философии.
  2. В единстве каких компонент проявляется сущность человека?
  3. Какими качествами обладает человек как представитель Homo sapiens?
 
11-я неделя, 7 часов Проверка письмен-ного задания и устный опрос  

2

Человек и его бытие как центральная проблема философской и психологической антропологии 2.1. Человек в социальном и культурном пространстве: философский и психологический аспект изучения. 2.2.Антропология философская, социальная, культурная, психологическая 2.3. Свобода, ее философские и психологические аспекты 2.4 Место жизненного мира и образа жизни человека в социогенезе 2.5. Психологическая антропология: история и теория (становление, эволюция, основные теоретические проблемы исследования, представители и школы). 2.6. Рефлексивность, самосознание в качестве условия становления личности. 2.7. Экзистенциалистская парадигма исследования личности (М.Хайдеггер, К.Ясперс, Л.Бисвангер)  

12-я неделя, 2 часа

Подготовка докладов на одну из указанных проблем

Человек и его бытие как центральная проблема философской и психологической антропологии 2.1.Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”. А. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните. 1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс). 2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус). 3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).  4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем. Б. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения? “Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.). 2.2. Прокомментируйте, предложенные концепции о смысле жизни. Укажите представителей той или иной концепции из истории философии. Какой концепции Вы придерживаетесь? ГЕДОНИЗМ: жить – значит наслаждаться; АСКЕТИЗМ: жить – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов; УТИЛИТАРИЗМ: жить – значит из всего извлекать пользу; ЭВДЕМОНИЗМ: жизнь – стремление к счастью как подлинному назначению человека; ЭТИКА ДОЛГА: жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу; ПРАГМАТИЗМ: цель жизни оправдывает любые средства ее достижения 2.3. 1) С одной стороны, существует расхожее мнение «цель оправдывает средства» (вариант: «для достижения цели все средства хороши»). С другой, многие убеждены в том, что «цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель». Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте. 2) Совместимы ли политика и мораль? Ответ аргументируйте. 3) Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мораль? Ответ аргументируйте. 12-я неделя, 7 часов Проверка письмен-ного задания и устный опрос  

3

Общество: основы философского анализа 3.1. Основные теоретические модели развития исторического процесса: циклическая, линейная, спиральная 3.2. Движущие силы истории (детерминанты общественного развития). Роль личности в истории 3.3.Основные философские концепции смысла истории 3.4.Технологический детерминизм и технократические теории  

13-я неделя, 2 часа

Конспект, устная защита

Общество: основы философского анализа  3.1. После изучения теоретического материала СРСП по указанной теме, выполните письменно следующие задания: 1) укажите стрелками соответствия между правым и левым столбцом:
Теологичес-кая система философии истории основа истории-идеи, мировая история как процесс самосознания мирового духа (Гегель)
Диалектико-материалистическая концепция истории основа истории – природа человека, который обладает побуждениями и страстями
Натуралистическая философия истории движущая сила истории – трансцендентальная закономерность или судьба, которая может мыслиться в виде природы и её закономерности, сила враждебная и роковая
Роковая идеалистическая философия истории история – смена формаций, движущие силы истории – экономические отношения. В основе формации – способ производства материальных благ, взаимодействие производительных сил и производственных отношений
Метафизическая концепция философии истории движущая сила истории – б жественное провидение, история как борьба светского мира и царствия Божия, учение о предопределении

 

3.2. Расположите в 3 столбика имена мыслителей, понимавших исторический процесс как циклический, линеарный (линейный), спиралевидный: Кондорсе, Маркс, Аристотель, Гегель, Тойнби, Тюрго, Энгельс, Платон, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.

3.3. Популярная в 60-х годах XX века теория индустриального общества в 70-х годах получает свое развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные её представители Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Турэн и Ж. Фурастье. Отметьте стрелками признаки, характеризующие каждую стадию общественного развития:

 а. индустриальная (аграрная)

б. индустриальная

в. постиндустриальная (технотронная, сверхиндустриальная)

Преобладающая сфера экономической деятельности Главная цель, престиж Социальная организация Господствующая роль в социальной структуре
сфера услуг сельское хозяйство промышлен-ность знание власть деньги церковь и армия университеты корпорации бизнесмены, ученые менеджеры-консультанты священники, феодалы  

 

13-я неделя, 7 часов Проверка письмен-ного задания и устный опрос  

4

 

Антропологические основания исследования феномена культуры. 4.1. Философские и психологические аспекты формирования культуры личности 4.2. Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации. Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. 4.3. Написать эссе на одну из следующих тем: а) «Современный астанинский студент: культурно-психологический портрет»; б) «Казахский национальный характер: мифы и факты»; в) «Сценарий собственной жизни: проблема самореализации личности»    

14-15-я неделя, 2 часа

Конспект. Устная защита.

Дискуссия

Антропологические основания исследования феномена культуры. 4.1. Выделите достоинства и недостатки определений понятия «культура». 4. Культура – это все созданное людьми для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. 5. Культура – это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы жизни людей. 6. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. 7. Культура – это весь образ жизни определяемый социальным окружением 4.2. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он научился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение? 4.3. Н.М. Карамзин писал: «… мы не найдём в истории никаких повторений… Всякий век имеет свой особливый нравственный характер, погружается в недра вечности и никогда уже не является на Земле в другой раз». Оцените это высказывание историка. В чём он прав и в чём ошибался? 4.4. Кризис культуры – это беда и кризис духовной аристократии, творцов культуры, что выражается в её трагической неудовлетворённости, считает Н. Бердяев. Потребители культуры этого не чувствуют и не поймут муки духовных верхов. «В мире вечно остаётся трагический конфликт и трагическое непонимание между меньшинством, живущим творчеством, духовными исканиями, поэзией жизни, и большинством, живущим интересами, аппетитами, прозой жизни». В какой мере вы можете согласиться с автором этих строк? С чем вы не согласны? Кто создаёт культуру? 4.5.  Можно ли согласиться с высказыванием о том, что процессы интеграции, интенсивно идущие в экономической, научной, технической и других областях жизни человечества, неизбежно приведут к интеграции культур в единую наднациональную культуру.     14-я неделя, 6 часов Проверка письмен-ного задания и устный опрос  

 

Итого:

23 часа

 

  67 часов  
                     

Список литературы

Основная литература:

§ Абдильдин Ж.М. Собрание соч. в 5-ти кн.  - Алм. 2000.

§ Ильин В.В. Философия в 2 томах. Учебник.-  М. 2006.

§ В.А.Канке. Философия. Исторический и систематический курс.- М., 2001.

§ Кохановский В.П. Основы философии.- М. 2005.

§ Философия. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – М. 1998 (2000)

§ Радугин А.А. Философия – М.1998

§ Сегизбаев О.А. История казахской философии: от первых архаических представлений древних до философии развитых форм первой половины XX столетия: Учебник для вузов - А., 2001.

§ Зотов А.Ф. Современная западная философия - М., 2005.

§ Спиркин А.Г. Философия. Учебник - М. 2007.

§ Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм 21 века. Учебник. - Питер, 2007.

§ Любутин К.Н. История западноевропейской философии: Учебное пособие – М, 2005

§ Философия. Учебник под редакцией Росенко. - М. 2005.

§ Философия. Учебное пособие. В 2-х ч. Под ред. В.И. Кириллова – М. 2006

§ Чанышев А.И. История философии Древнего мира. Учебник – М.2005

§ Философский энциклопедический словарь/ под ред. Е.Ф. Губского и др. – М. 2001.

§ Литература имеющаяся в библиотечном фонде КазГЮУ

Дополнительная литература:

Абдигалиева Г.К. Проблемы ценностей в истории философии.-  Алматы, 2005.

Баранов Г.В. Философский практикум. Учебное пособие . - М.2005.

Великие мыслители Востока.- М.,1999.

Великие мыслители Запада.- М.,2000.

Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков – М., 2004.

Асмус В.Ф. Античная философия.- М., 1976.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.- М., 1987.

Соколов В.В. Средневековая философия.- М., 1979.

Философия западноевропейского средневековья. Учебное пособие./Под ред. Шмонина Д.В. – М., 2005.

Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII в.в. - М., 1996.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М.,1980.

Рассель Б. История Западной философии.- М., 1993.

Мир философии. В 2-х т.-  М., 1991.

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. - МГУ, 1999 (2003)

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии - М., 2005.

Немировская Л.З. Философия: Учебное пособие. - М., 1997.

Асмус В.Ф.Античная философия -  М., 2005 г.

Бачинин В.А. Философская энциклопедия - Спб., 2005.

Гуревич П.С. Философия.- М., 2003.

Кемеров В.Е. Социальная философия. - М., 2003.

Конфуций. Беседы и суждения - СПб., 2006.

Ницше Ф. Воля к власти. - СПб., 2006.

Платон. Избранные диалоги. - М., 2004.

Рассел Б. История западной философии.- М., 2004.

Алешин А.И. История мировой философии. – М., 2007.

Сумерки богов.- М., 1989.

Соколов В.В. Средневековая философия - М., 2001 ( 2005).

Губин В.Д., Сидорина В.Д., История мировой философии. - М., 2007.

Сегизбаев О.А. Казахская философия XV- начала XX века – Алматы, Гылым, 1996

Справочник по истории философии. Хронологический персонифицированный. - М., СПб, 2003.

Томсон М. Восточная философия. - М., 2000.

Восточная философия. Сост. Адамчик М.В. - Минск 2006.

Философский энциклопедический словарь. – М, 2005.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление – М., 1998.

Лурье С.В. Психологическая антропология - М.: Акад. Проспект, Деловая книга, 2011.

Югай Г.А. Антропосоциогенез: философские и психологические аспекты – М., 2004 (1982).

 


Информация по оценке знаний обучающихся

 

Общая шкала оценки знаний

 

Аттестационная буквенная оценка Цифровой эквивалент баллов %-е содержание степени усвоения учебной дисциплины Оценка по традиционной системе  
А 4,0 95-100

отлично

А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89

хорошо

В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74

удовлетворительно

 

С 2,0 65-69
С- 1,67 60,64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0 0-49   неудовлетворительно

Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется:

В случае если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые), рассчитывается по формуле:

,где

Р1 и Р2 – оценки первого и второго рубежного контроля;

Э – оценка за экзамен;

ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин

0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.

В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту (Эок), а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа (Эдк), рассчитывается по формуле:

,где

Эок – экзамен по основному компоненту;

Эдк – экзамен по другим компонентам;

ККМ – количество компонентов модуля

0,4 и 0,6 – соответственно коэффициенты весомости экзаменационной оценки и оценок рубежного контроля.

ИМ – итоговая экзаменационная оценка за модуль дисциплин

Критерии оценки знаний обучающихся. Условием для получения кредитов по модулю является положительная оценка по итоговому контролю и выполнению всех видов работ, предусмотренных модулем.

Если модуль состоит из нескольких дисциплин, то условием для получения кредитов по модулю является выполнение всех требований по составляющим компонентам.

В случае если модуль состоит из одной дисциплины, то итоговой оценкой по модулю является результат итогового контроля по данной дисциплине. При этом итоговая оценка включает оценки по видам работ, предусмотренных учебной программой дисциплины (практические, лабораторные, расчетно-графические, курсовые).

В случае если модуль состоит из нескольких компонентов, то экзамен проводится по основному компоненту, а по другим компонентам формой итогового контроля являются реферат, эссе, проектная работа или курсовая работа.

Результаты рейтингов по дисциплинам модуля учитываются при допуске к итоговому контролю.

При неудовлетворительной оценке (менее 50%) одного из составных компонентов модуля, кредиты по модулю не присуждаются.

Объем тестовых заданий на 1 кредит -100 вопросов, 2 кредита -200 вопросов, 3 кредита -300 вопросов и т.п;

Объем тестовых заданий на 1 кредит -100 вопросов, 2 кредита -200 вопросов, 3 кредита -300 вопросов и т.п;

Оценка «отлично» (А; 4,0;95-100%; А-; 3,67;90-94%) выставляется в случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные задания, работы, коллоквиумы, домашние задания, проявил при этом оригинальное мышление, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» (В+;3,33; 85-89%; В; 3,0; 80-84%; В-; 2,67; 75-79%) ставится в случае, если студент освоил программный материал не ниже 75 % и при этом не допустил грубых ошибок в расчетах (в ответе), своевременно выполнил контрольные работы, задания, коллоквиумы, домашние задания и сдавал их без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» (С+; 2,33; 70-74%; С – ;2,0; 65-69%; С-; 1,67; 60-64%; D+; 1,33; 55-59%; D; 1,0;50-54%) ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и непринципиальные ошибки, не проявил активность, в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал больше затруднения и систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» (F; 0; 0-49%) ставится в случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допустил принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

3.2.10 Процедура апелляции. Студент, несогласный с результатом итогового контроля, подает апелляцию не позднее следующего рабочего дня после проведения экзамена.

На период экзаменационной сессии (промежуточной аттестации) приказом ректора создается апелляционная комиссия из числа преподавателей, квалификация которых соответствует профилю апеллируемых дисциплин.

Заявление рассматривается апелляционной комиссией в течение двух дней со дня подачи заявления в присутствии студента и преподавателя-экзаменатора.

Результаты апелляции оформляются протоколом и на основании ее решения, составляется индивидуальная экзаменационная ведомость на студента, которая прилагается к основной экзаменационной ведомости.

Студент должен быть ознакомлен (устно или письменно) с результатами апелляции.

Изменение оценок по экзаменам, не являющимся предметом апелляции, не допускается.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 215.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...