Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Власть как социально-политическое явление. Концептуальные подходы к пониманию власти в политической теории.
Власть как социальное явление Власть, в общем понимании, представляет собой возможность подчинить своей воле других, а это возникает тогда, когда стоящие у власти получают возможность поощрить или наказать того, над кем они имеют власть. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается властными полномочиями. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных признаков государства. Государственная власть характеризует суверенитет государства. Государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом - органами управления государства. Государственная власть в лице своих органов управления обладает силой государственного принуждения, т.е. имеет возможность поощрять и наказывать каждого члена общества, каждого гражданина. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений. Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции. Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все временя занимал умы философов и писателей. Власть является одной из важнейших политологических категорий, неразрывно связанной с политикой. Именно властью определяются территории государств, обеспечивается реализация общих интересов населения. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. В обществе всегда есть различные индивидуальные и групповые интересы, которые необходимо регулировать, соподчинять, снимая социальную напряженность. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. Структура властеотношения. Субъект, объект, ресурсы и основания власти. Кратологические понятия: власть, влияние, авторитет, господство. Политическая власть: ее определение, субъект и объект власти, проблемы легитимности власти. Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Она сущ-т везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производстве, коллективах, организациях и учреждениях. Субъект: государство, парламент, полит. лидер, партии и т.д. Объект: человек, масса людей, социальные слои, группы. Функции: господство, руководство, управление, координация, контроль, организация. Источник: авторитет, сила, законы, богатство, знание. Средства: принуждение, убеждение, поощрение, право традиций. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Мотивация подчинения: 1) страх перед санкциями; 2) привычка повиноваться – одни из ведущих мотивов традиционного общества (монархия в различных вариантах); 3) власть построена на интересе, она стабильна, личная заинтересованность заставляет подчиняться; 4) подчинение по убеждению – мотивация сожная, связана с главными слоями сознания, убежденность индивида подчинения гос-ву, власть исходит из патриотических нравственных, религиозных убеждений индивида; 5) авторитет – наиболее благоприятная для власти мотивация подчинения. Эта мотивация формируется на общей заинтересованности объекта и субъекта. Авторитет: истинный и сложный, научный (уровень научной компетенции), деловой (навыки, ум и т.д.), моральный (высокие качеств. свойства), религиозный, статусный (уважение к должности). Легитимность власти - это общественное признание, доверие и поддержка, кот оказывают ей общество, народ. В науку понятие “легитимность власти” впервые было введено Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности полит власти: n в соответствии с традицией (монархия); n харизматический тип (в связи с огромной популярностью и культом личности полит деятеля); n рационально-правовой тип - эта власть признается народом потому, что она опирается на рациональные, признаваемые им законы.
Виды власти и их взаимодействия. Ресурсы власти и их типология. Виды власти: классификация видов власти определяется ресурсами власти. 1) экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами. Собственность на различного рода материальной ценности, эк. власть опр-ет все другие виды власти. 2) социальная власть – распределение статусов, льгот, привилегий, с помощью соц. политики оказывается влияние на население, вызывая его лояльность и поддержку. 3) духовно-информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Она имеет возможность манипулировать общественным мнением. Это мощное средство управления умами людей. 4) принудительная – опирается на силовые ресурсы с применением или угрозой применения физической силы. - В зависимости от субъектов власти она делится на: государственную, партийную, семейную, профсоюзную, армейскую. - По функциям ее органов: законодательная, исполнительная, судебная. - По способу взаимодействия субъекта и объекта власти: демократическая, авторитарная, тоталитарная. Ресурсы власти: важнейшей причиной подчинения является неравноправное распределение ресурсов власти. Важно отметить, что деление ресурсов происходит по важнейшим сферам жизнедеятельности человека. 1) Экономические – деньги, земля, полезные ископаемы, продукты, питание (общее производство и потребление). 2) Социальная – доход, богатство, должность, престиж, образование, соц. обеспечение. 3) культурно-информационные – знания, информация (институт науки и образования, СМИ и т.д.). 4) Силовые – оружие, аппарат, физ.принуждение, армия, полиция, милиция, суд, прокуратура, тюрьма. 5) демография – люди, они явл-ся универсальными ресурсами, создают другие ресурсы. Периодизация развития политической науки по Г. Алмонду. Понятия «политика», «власть», « государство» в работе М. Вебера Политика как призвание и как профессия. Политические чиновники в работе М. Вебера Политика как призвание и как профессия. Политики в работе М. Вебера Политика как призвание и как профессия. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 270. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |