Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лабораторная работа №2 (2 часа)




 

Работа с компонентами

 

Цель: ознакомиться с редактором Image Editor, палитрой компонентови создать ПП с несколькими компонентами и обработчиками событий.

Оборудование: ПЭВМ IBM PC-AT.

Программные средства: ОС семейства Windows, среда Delphi 5.* (или выше).

 

Задание

 

Написать ПП "Электронная анкета", которая должна содержать следующий перечень данных о создателе программы:

· Имя

· Фамилия

· Отчество

· Год рождения

· Домашний адрес

· Рост

· Вес

· Хобби

· Любимый цвет

Чтобы узнать значение какого-либо пункта перечня, требуется щёлкнуть по интерфейсному элементу с соответствующим названием. Значение должно появиться в поле другого интерфейсного элемента - отображающего содержимое конкретного пункта анкеты.

Интерфейсные элементы (компоненты палитры), представляющие пункты “Электронной анкеты” с названиями: “Имя”, “Фамилия” и т. д., определяются номером задания (табл. 2.1) и различны для каждого из вариантов, как и элементы, отражающие содержимое пунктов.

 

Таблица 2.1

№ вар.

Интерфейсный элемент, представляющий названия пунктов анкеты

Интерфейсный элемент, отображающий содержимое конкретных пунктов анкеты

  Страница палитры Название компонента Страница палитры Название компонента
1 Standard TComboBox Standard TLabel
2 Standard TRadioGroup Standard TEdit
3 Additional TBitBtn Standard TMemo
4 Win 32 TTabControl Standard TLabel
5 Win 3.1 TTabSet Standard TEdit
6 Win 3.1 TTabbedNotebook Standard TMemo

 

На последнем этапе работы нужно создать и подключить к программе уникальную иконку и снабдить все экранные элементы всплывающими подсказками – “хинтами”.

 

Программа работы

 

1. Ознакомиться с палитрой компонентов в среде Delphi.

2. Изучить принципы размещения компонентов на форме и работы с ними.

3. Изучить технологию создания обработчиков событий.

4. Получить вариант задания у преподавателя.

5. Написать по заданию программу с несколькими обработчиками событий.

6. Выявить и исправить ошибки.

7. Расставить по тексту программы комментарии.

8. Откомпилировать исходный текст программы.

 

Пояснения к работе

 

Среда Windows и написанные для неё программы управляются событиями, возникающими в результате воздействий пользователя, аппаратуры компьютера или других программ. Весточка о наступлении события — это сообщение Windows, полученное программой. Но работать с сообщениями Windows нелегко и Delphi позволяет программисту избавиться от непосредственной работы с ними.

На языке Object Pascal события — это свойства процедурного типа, предназначенные для создания пользовательской реакции на те или иные входные воздействия. Присвоить свойству значение означает указать объекту адрес метода (процедуры), который будет вызываться в момент наступления события. Такие методы называются обработчиками событий.

События имеют разные типы в зависимости от происхождения и предназначения. Общим для них является параметр Sender — он указывает на объект-источник события. Самый простой тип события — TNotifyEvent — не имеет других параметров.

 

Указания к выполнению работы

Запустите оболочку Delphi. Создайте новое приложение с пустой формой. Поместите в поле формы набор компонентов из палитры в соответствии с вариантом задания.

У компонента, представляющего названия пунктов, найдите свойство типа TStrings - список строк (например, у компонента TComboBox это Items). Выполнив два коротких нажатия в окне этого свойства, запустите его редактор и внесите туда все названия пунктов анкеты.

Смена пункта анкеты сопровождается событием OnChange. Используя его и свойство, в котором содержится номер текущей выбранной строки из списка типа TStrings для компонента с названиями пунктов анкеты (для TComboBox это свойство - ItemIndex), напишите необходимые обработчики событий вашей ПП.

Отображение содержимого пунктов анкеты производится в соответствующих свойствах компонентов: для TLabel - в Caption, TEdit - Text, TMemo – Text (или в векторном свойстве Lines). Любимый цвет задаётся через свойство визуальных компонентов Color.

Постарайтесь самостоятельно протестировать и проверить правильность выполнения обработчиков событий.

Для каждого интерфейсного элемента задайте “подсвечиваемую подсказку” через его свойства Hint (текст подсказки) и ShowHint (разрешение её показа - True или False).

С помощью графического редактора Image Editor создайте иконку для своей программы. Редактор запускайте командой главного меню Tools|Image Editor.

Подключите иконку к проекту программы (через свойство формы Icon в Object Inspector и аналогичное свойство проекта в диалоговом окне Project Options на закладке Application, открываемом командой Project |Options…) и откомпилируйте конечный вариант.

Продемонстрируйте работу преподавателю.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Раскройте содержание понятия "событие".

2. Что представляет собой обработчик события?

3. Как поставить процедуру или функцию в соответствие событию?

4. Для чего предназначены страницы компонентов?

5. Какие функции выполняет графический редактор Image Editor?

6. Дайте определение Hint.

7. Какие компоненты обладают свойством Hint? Каким образом задаются Hint для компонентов?

8. Опишите последовательность действий, необходимых для подключения иконки к проекту.

 

 

Лабораторная работа №3 (2 часа)

 

Создание сложных приложений из множества форм

Цель: получить навыки в программировании интерфейса MDI.

Оборудование: ПЭВМ IBM PC-AT.

Программные средства: ОС семейства Windows, среда Delphi 5.* (или выше).

 

Задание

 

Используя пример из библиотеки Delphi, создать пробный вариант ПП с интерфейсом MDI.

 

Программа работы

 

1. Изучить принципы создания и функционирования ПП с многооконным интерфейсом.

2. Изучить принципы формирования главного меню при создании MDI-приложений.

3. Изучить принципы управления дочерними окнами в MDI-приложениях.

4. В соответствии с заданием внести изменения в текст примера MDI-программы, предварительно сделав её резервную копию.

5. Выявить и исправить ошибки в программе.

6. Расставить по тексту комментарии.

7. Откомпилировать исходный текст программы.

 

Пояснения к работе

 

MDI (Multiple Document Interface) —многооконный интерфейс. Это удобный интерфейс, которым обладают многие прикладные приложения. Суть его заключается в использовании одного главного (родительского) и нескольких подчинённых (дочерних) окон.

Родительское окно обычно содержит главное меню приложения, панели с кнопками управления и т.п., а также одно или несколько дочерних окон. Дочерние окна при этом располагаются в рабочей области родительского и не могут быть "вынесены" за его пределы. При активизации одного из дочерних окон можно формировать главное меню родительского окна. При этом имеется возможность расстановки пунктов меню, закреплённых за дочерними окнами в определённые позиции (1-ю, 2-ю и т.д.), либо замены отдельных пунктов, либо замены всех пунктов главного меню родительского окна. Для соответствующих манипуляций в основном проводится работа с компонентами родительских и дочерних окон TMainMenu (конструктор меню) и их свойствами GroupIndex (номер позиции в группе пунктов главного меню).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...