Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список сокращений и список символических обозначений. 65 страница
2. Методический принцип,лежащий в основе особого класса психодиагностических методик — проективных методик или техник (см. Тесты проективные).Для этого класса методик характерна неопределенность стимульного материала или инструкции, приводящая к активному включению испытуемого в процесс их интерпретации и выполнения задания. Через механизм П. на эти процессы оказывают влияние личностные черты и мотивы испытуемого. Особенности интерпретации человеком объективно неоднозначных событий и ситуаций и приписывания определенных черт и мотивов персонажам, действующим в этих ситуациях, позволяют делать диагностические заключения о структурах личности испытуемого, обусловивших именно такую, а не иную интерпретацию. (Д. А. Леонтьев.) ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛИ(англ. role-playing)— метод групповой психотерапии,в котором участники группы принимают роль некоторого лица (родителя, ребенка, учителя, начальника, девианта и т. д.) для того, чтобы достичь более адекватного понимания причин и мотивов его поведения,взглядов и состояний. В социальной психологии обнаружен значительный эффект П. р. на изменение аттитюдов.Так, в одном из исследований (Mann L., Janis I. L., 1968), проведенном на курящих амер. студентках, установлено, что П. р.курящего пациента, у которого обнаружен рак легких, приводило к более глубокому убеждению во вреде курения и к реальному долгосрочному уменьшению количества выкуренных сигарет (в среднем на две трети). (Б. М.) ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ(англ. practical experiment)— разновидность естественного эксперимента,проводимого в обычных для исследуемого работника условиях труда (на его рабочем месте) и направленного на проверку лежащей в его основе психологической гипотезы. При проведении П. э. процессы труда по своим технологическим характеристиками не изменяются, но в условия и способы выполнения работы вносятся те или иные изменения, необходимые для целей исследования. Часто испытуемый не знает о проведении П. э., и его поведение ничем не отличается от обычного (см. Наивный).В др. случаях (напр., при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) испытуемый становится активным участником эксперимента.Распространенный вид П.э. — формирующий эксперимент,проводимый в виде экспериментального обучения в реальных условиях труда. П. э. должен отвечать требованиям, предъявляемым к любому научному эксперименту (отчасти и научному наблюдению.— Ред.):нацеленность на проверку определенной гипотезы, точность регистрации изучаемых явлений, создание сравнимых условий, устранение побочных факторов. Особенностью П. э. является наличие неконтролируемых факторов(т. е. факторов, причина действия которых не м. б. установлена или количественно определена). См. Виды наблюдения, Метод эксперимента. ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ(англ. voluntary memorizing)— процесс запоминания,который осуществляется в форме сознательной деятельности,имеющей мнемическую направленность (мнемическую установку)и включающей совокупность специальных мнемических действий. Среди условий продуктивности П. з. центральное место занимает использование рациональных приемов. Один из важнейших приемов — составление плана запоминаемого материала. Большое значение имеют сравнение, классификация, систематизация материала. Необходимое условие прочности П. з. — повторение,в результате которого следы повторно протекающих процессов становятся более прочными. Кроме того, повторение создает предпосылки большей осмысленности запоминания, более глубокого, полного запоминания материала. В. Я. Ляудис (1976) рассматривает П. з. как особое мнемическое действие, связанное с построением и воспроизведением образа объекта, необходимого в последующей деятельности. Реализация этой цели обеспечивается системой ориентировочно-исследовательских и исполнительных операций, образующих психологический механизм П. з. См. также Мнемическая деятельность, Непроизвольное запоминание, Памяти виды, Память.(Т. П. Зинченко.) ПРОКРАСТИНАТОРЫ(англ. procrastinators)— личности, склонные медлить в принятии решений, оттягивать и откладывать выполнение различных работ «на потом». Диагностируются с помощью Aitken's Procrastination Inventory. Установлена положительная корреляция прокрастинации с экстраверсией. Син. «промедлители»; на подростковом слэнге «тормоз». (Б. М.) ПРОКСЕМИКА(англ. proxemics) — научное направление, близкое к этологии и экологической психологии,занимающееся изучением пространственного поведения человека и животных. Основатель П., Э. Холл, пользовался термином «пространственная психология». Много исследований посвящено таким формам и характеристикам пространственного поведения, как территориальность, индивидуальная дистанция, персональное пространство, оптимальное размещение группы в помещении, состояние и поведение людей в толпе. (Б. М.) ПРОЛЕПСИС(англ. prolepsis)— один из важнейших «механизмов» психического и личностного развития человека, заключающийся в ситуации, когда сам субъект развития в себе и/или к.-л. др. человек в нем «видит» то, что должно быть достигнуто в результате более или менее длительного процесса развития. Подчеркнем, что только «видением» дело, конечно, не ограничивается; предполагается, что в соответствии с «видением» организуется адекватная деятельность. Амер. психолог М. Коул (1997) определяет П. след. образом: культурный механизм, переносящий «конец в начало», называется П., что означает по словарю Уэбстера: «Представление будущего действия или развития как уже существующего». Примером П. (в данном случае его можно назвать гетеро-П.) может служить нормальное отношение родителей к младенцу как к личности, с которой следует общаться и действовать совместно (персонификация младенца); более того, уже у новорожденных иногда «открываются» признаки будущих черт характера и выдающихся способностей (музыкальных, спортивных, изобретательских, лидерских и т. п.). Подобные авансы (и мифы) имеют огромное значение для личностного развития ребенка. Благодаря им взрослые стремятся к тому, чтобы насытить совокупную деятельность не только эмоциональными средствами общения, но и подлинными знаками (в т. ч. речью).Т. о., совокупная деятельность всегда оказывается знаково-опосредствованной и в силу этого является той средой, где вызревают первичные интерпсихические функции, с которых, по Л. С. Выготскому,начинается путь развития, ведущий к индивидуальной деятельности и высшим психическим функциям.Одновременно совокупная деятельность включает предметы, а нередко и орудия. Поэтому уже в период младенчества встречается специфически человеческая среда развития деятельности. Последняя (помимо предмета деятельности) объективно оказывается трояко опосредствованной: взрослым (медиатором,посредником), знаком (семиотическим артефактом)и орудием (техническим артефактом). Эта «святая троица» составляет фундамент (каркас, скелет) исходной генетической единицы развития. Др. пример П. (который можно назвать ауто-П.) — ролевая игра «дошкольника», когда он представляет себя в той или иной взрослой роли (охотник, мать, учитель и т. д.), имитируя элементы культурной формы поведения. Нетрудно заметить центральную роль гетеро-П. и в описанном Выготским процессе превращения неудавшегося хватательного движения в указательный жест. См. Культурно-историческая психология.(Б. М.) ПРОПРИО(РЕ)ЦЕПТОРЫ(англ. proprioceptors;от лат. proprius — собственный + receptor — принимающий) — чувствительные аппараты (рецепторы)мышц, сухожилий и суставов. Ч. Шеррингтон выделил их в категорию глубокой чувствительности (наряду с поверхностной, которую, в свою очередь, делил на внешнюю и внутреннюю). Наиболее изучены мышечныеП. (т. н. мышечные веретена) и сухожильныеП. (тельца Гольджи). Установлено, что мышечные веретена регистрируют расслабления и удлинения мышц, а рецепторы сухожилий — напряжения при сокращении и растяжении мышц. В суставных сумкахобнаружены свободные нервные окончания, рецепторы типа окончаний Руффини, тельца Гольджи и тельца Пачини. Импульсы от П. по центростремительным путям поступают через задние корешки спинного мозга в подкорковые ядра (таламус) и затем в заднюю часть постцентральной извилины коры, образующую корковое ядро полисенсорного двигательного анализатора.Др. часть проприоцепторных импульсов по коллатералям передается в ретикулярную систему ствола мозга и мозжечок. С др. стороны, кора головного мозга посредством т. н. гамма-эфферентного механизма производит «настройку» П. на выдачу импульсов определенный интенсивности еще до выполнения к.-л. движений. Т. о. осуществляется весьма сложная регуляция мышечного тонуса и мышечных сокращений по принципу «обратной афферентации» (П. К. Анохин)или «замкнутого кольца» (Н. А. Бернштейн).См. Кинестезические ощущения, Классификации ощущений. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ(англ. proprioception) — сигналы, передаваемые проприоцепторами в ц. н. с., а также соответствующие им ощущения, чувства, чувствительность.В традиционной классификации органов чувств не нашлось места проприоцептивному чувству. Этот пробел отчасти объясняется тем, что сигналы от проприоцепторов неясно различаются сознанием, выступая, по определению И. М. Сеченова,в виде «темного мышечного чувства». При специальном внимании и тренировке в правильном сокращении и расслаблении мышц проприоцептивная чувствительность может осознаваться и использоваться в процессе сознательного контроля за движениями (их силой, скоростью, размахом, ритмом и последовательностью). П. играет большую роль в построении движений, формировании двигательных навыков,в установлении и регуляции мышечного тонуса. Следует упомянуть и о важной роли П. в речевой функции (см. Кинестезии речевые).В комплексе с информацией, идущей от различных др. рецепторов (тактильных, вестибулярных, зрительных), проприоцептивные сигналы участвуют в образовании различных видов и форм восприятия (восприятие тяжести, стереогноз, схема тела и т. д.). Блокирование или нарушение этих сигналов ведет к деафферентации движений и существенному нарушению их координации. Большую роль П. играет в т. н. физическом самочувствии, в формировании чувства бодрости. Нейрофизиологическими исследованиями установлено, что проприорецептивные импульсы — мощный активатор ретикулярной системы, а через нее и коры мозга. В этом отношении П., как и ноцицептивная чувствительность,превосходит зрительную и слуховую. ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ (скорость переработки)(англ. capacity, channel capacity) — наибольшее количество информации, обрабатываемой в единицу времени. Измеряется в бит/с. См. Информационный подход.(А. И. Назаров.) ПРОСТАЯ РЕАКЦИЯ —Время реакции. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ(англ. space representations) — представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. П. п. — необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка, чертежа, схемы, символической записи и т. п.). По содержанию П. п. подразделяются на 1) представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и 2) представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т. п.). По способу создания П. п. различаются в зависимости от характера творческой активности человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие П. п. — это необходимая предпосылка научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством. ПРОСТРАНСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ «Я» (англ. space of responsibility of self) — этические представления человека о том, что он должен и чего не должен ни при каких обстоятельствах делать — иное немыслимо для него, пока он тот, кто он есть (C. Benson). Благодаря этому (т. е. исходя из этических соображений) человек не дает развернуться некоторым своим способностям, хотя сознает, что мог бы достичь здесь компетентности или мастерства. Понятие П. о. является дополнительным по отношению к понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР), которое отражает развитие компетентности ребенка под обучающим руководством взрослого, но не рост его ответственности за свои все более совершенствующиеся действия (ЗБР одинаково хорошо описывает и развивающее обучение ребенка преподавателем в школе, и его эффективное аморальное обучение взрослыми преступниками на улице — в этом смысле понятие ЗБР не связано с моралью). Но если П. о. обучаемого больше, чем П. о. обучающего (несмотря на то что компетентность последнего в конкретной предметной области обучения выше), то аморальное обучение не сможет развернуться (обучение «немыслимому» с нравственной т. зр. обучаемого). (А. Н. Поддьяков.) ПРОТАНОПИЯ(англ. protanopia;от греч. protos — первый + opsis — зрение) — частичная (дихроматическая) цветовая слепота, для которой характерны пониженная чувствительность к длинноволновой части спектра (красному цвету) и ухудшение различения между зелено-голубым и красным. Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого протанопам требуется значительно больше красного цвета, чем трихроматам. Из 3 типов фоторецепторов (колбочек), которые в норме обеспечивают цветовое зрение,у протанопов функционируют 2, не действуют красночувствительные рецепторы. Название мотивировано тем, красный цвет считается первым в перечне первичных (единичных) цветов (красный, зеленый, синий). Ср. Дейтеранопия, Тританопия.(Б. М.) ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ(от греч. protos — первый + pathos — болезнь) — вид кожной чувствительности, изучавшийся в героических опытах на себе англ. неврологом Генри Хэдом (Head, 1861-1940). П. ч. наблюдается на начальной стадии восстановления кожной чувствительности (напр., после перерезки нервных волокон), когда прикосновение и давление на участок кожи, иннервируемый восстанавливающейся частью нерва, либо вообще не вызывают ощущения (если прикосновение и давление не очень сильны), либо сразу вызывают диффузную сильную боль. К.-л. ощущения прикосновения и давления, различающиеся по степени, качеству и локализации, на этой стадии восстановления чувствительности полностью отсутствуют. П. ч. характеризуется недифференцированностью и близостью к аффективным состояниям. См. Гиперпатия, Классификации ощущений, Ноцицептивная чувствительность. ПРОТОТИП — см. Теория прототипа. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ(англ. vocational counseling)— метод психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности общество, и ее индивидуальными качествами. П. к. — составная часть системы профессиональной ориентации,проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей,общей и специальной подготовки, мед. и психологических требований к работнику данной профессии и противопоказаний, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и обучения по тем или иным профессиям и специальностям. Психологическая П. к. проводится в виде беседы клиента с психологом. Формы П. к.: 1) справочная (профинформация) — сообщение сведений об имеющемся спросе на рабочую силу и возможностях профессионального обучения; условиях приема в профессиональные учебные заведения; особенностях отдельных профессий (содержание и условия труда, требования, предъявляемые к работнику, области применения профессии, возможности дальнейшего повышения квалификации и продвижения, условий оплаты и пр.); 2) простейшая в школе — практические советы взрослых, хорошо знающих ученика (напр., учителей, родителей), особенно когда он не может сделать самостоятельного выбора или делает его в явном противоречии с личными данными и экономической ситуацией; 3) определение профессиональной пригодности консультируемого на основе его психологического изучения. Эта форма П. к. наиболее ответственна и может проводиться только специалистами. П. к. основывается на след. принципах: 1) добровольность участия клиента в П. к.; 2) активность его в принятии решения; 3) конфиденциальность диагностической информации; 4) многовариантность выбора. Психологическая П. к. проводится в несколько этапов и включает в себя: предварительную беседу, психологическую диагностику способностей и склонностей, коррекцию представлений клиента о себе и мире профессий, выработку плана жизненного пути и определения профессионального выбора, «обратную связь» о результатах П. к. В РФ разработаны системы профориентационных тестов и опросников (Е. А. Климов), профориентационных игр, компьютерных профконсультационных систем. Во многих государствах система профориентации молодежи включает в себя психологическую П. к. (В. Н. Дружинин.) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ(англ. vocational orientation) — система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий. П. о. способствует выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями,а также возможностями, которые предоставляет человеку общество. П. о. включает в себя: 1) профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры; 2) профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей; 3) профессиональное консультирование уч-ся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку. Для проведения П. о. нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.Он включает в себя психограмму— портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности. (В. Д. Шадриков.) В РФ в системе Министерства труда существует служба П. о. Работают и региональные центры П. о. молодежи. (В. Н. Дружинин.) ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ(англ. vocational adjustment)— совокупность психологических и психофизических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений и навыков,общественно приемлемой эффективности труда; в понятие П. п. входит также удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов. П. п. не врожденное качество: она формируется в самой трудовой деятельности человека. В ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях, формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы человека (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность;складывается социально-профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером,особенностями межгруппового и внутригруппового общения и т. п. Нередко профессия накладывает свой отпечаток на внешний облик (габитус)человека. Время, необходимое для формирования П. п., зависит, при прочих равных условиях, от природных данных человека, его профессиональной мотивации и соответствующей профессиональной подготовки (знаний, умений, навыков). В разных профессиях и при разных уровнях мастерства каждый из этих факторов имеет различный удельный вес в общей картине П. п. человека. Это означает, что формирование П. п. — всегда индивидуальный процесс, при организации которого можно создать условия для достижения лицами, вступающими на трудовой путь, более или менее разного уровня профессиональной подготовки и положительной профессиональной мотивации. Этого нельзя сказать относительно природных данных человека. Учитывая то, что на протяжении многих тысячелетий человек как биологическое существо остается практически неизменным, хотя мир профессий постоянно меняется, можно полагать, что природные предпосылки его трудовой деятельности достаточно универсальны, профессионально нейтральны и пластичны, что позволяет ему овладевать весьма широким кругом профессий. Однако эти возможности небезграничны, поэтому процесс овладения профессией и сама трудовая деятельность сохраняет в большей или меньшей степени черты индивидуальности. К тому же, как показывает практика, не каждый человек может в приемлемые сроки овладеть некоторыми профессиями, даже при обеспечении высокого уровня его профессиональной подготовки и мотивации. П. п. к таким профессиям может сформироваться лишь при определенных природных данных. При изучении П. п. необходимо исходить из психологических, психофизиологических, собственно мед., антропологических и др. критериев. Для установления достигнутого в каждый данный момент уровня сформированности П. п. используется разнообразный арсенал методических средств: тесты,диагностирующие степень овладения профессиональными знаниями и навыками (тесты достижений),тесты, диагностирующие уровень развития профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и пр. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального мастерства м. б. результатом сочетания не одинаковых по своей функциональной природе и по психологической модальности индивидуальных особенностей. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР(англ. vocational selection) — специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях. В П. о. выделяются 4 стороны, или компонента: мед., физиологический, педагогическийипсихологический. Т. о., по своей сути и критериям П. о. является социально-экономическим мероприятием, а по методам — медико-биологическим и психолого-педагогическим. Сущностью психологического компонента П. о., равно как и его теоретической основой, являются диагностика и прогнозирование способностей.По этой причине, в частности, понятия «П. о.» и «психологический отбор» часто отождествляются. Психологический отборцелесообразно рассматривать как процесс и как систему. Основные этапы процесса психологического отбора: извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации; формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемых; верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц. Система психологического отбора должна включать обоснованный и экспериментально проверенный комплекс социальных диагностических методик, необходимых технических средств и стандартизованную процедуру обследования; приемы обобщения, интерпретации исходной диагностической информации и составления прогнозов; показатели профессиональной эффективности и критерии оценки успешности деятельности; логические и математические аппараты верификации прогнозов. Основным принципом использования в системах психологического отбора существующих диагностических методик и конструирования новых должна быть их нацеленность на диагностику ведущих и наиболее устойчивых компонентов изучаемой способности в их структурной и функциональной взаимосвязи. Получение информации социально-психологического порядка, характеризующей ценностные ориентации личности,мотивационную стабильность выбора профессии, личностные черты и особенности жизненного опыта,существенно расширяет возможности личностно-структурного и динамического анализа всей совокупности информации и тем самым позволяет повысить степень вероятности и надежности прогнозов. Минимальным условием, определяющим практическую целесообразность психологического отбора, является наличие доказанной его социально-экономической необходимости; обоснованной и апробированной системы отбора; подготовленных и имеющих опыт проведения отбора специалистов определенного профиля. ПРОЧНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ(англ. strength of memory)— свойство памяти,выражающееся в сохранении заученного материала и в скорости его забывания.Необходимое условие П. з. — понимание материала. Кроме того, П. з. обеспечивается многократным повторным восприятием материала, ведущим к упрочению временных связей.См. Запоминание.(Т. П. Зинченко.) ПСЕВДОЛОГИЯ(от греч. pseudos — ложь + logos — слово, речь) — патологическая лживость,которая проявляется в склонности к сочинению фантастических, неправдоподобных историй при сохраннойпамяти.П. обычно обусловлена стремлением человека обратить на себя внимание окружающих его людей путем преувеличения значимости своей личности. ПСЕВДОПАМЯТЬ(англ. pseudomemory) — уверенное узнавание объекта как ранее виденного, хотя объект в действительности воспринимается впервые. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочном запоминанием отношений между ними, характерных для данного объекта. См. также Узнавание.(А. И. Назаров.) Добавление ред.:Аналогичный феномен в психопатологии известен под фр. названием déjà vu («уже виденное»). Симптом П. характерен для некоторых расстройств сознания и поражений мозга (см. Дереализация, Памяти расстройства). ПСЕВДОПАРАЛИТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ— см. Синдромы психопатологические. ПСЕВДОПОНЯТИЕ(англ. pseudoconcept) — вид допонятийного обобщения,образующегося вне специального обучения при усвоении детьми значений слов. По содержанию П. является комплексом,т. е. обобщением, построенным на образных, а не логических основах. Может выступать в качестве функционального заместителя соответствующего понятия. П., используемые в обыденной жизни, совпадают с житейскими понятиями.См. Мышление комплексное. ПСИХИАТРИЯ(от греч. psyche — душа + iatreia — лечение) — мед. дисциплина, изучающая причины и сущность психических болезней, их проявления, течение, способы лечения и предупреждения, систему организации помощи больным. Основной метод П. — клиническое исследование. Кроме того, современная П. использует нейрофизиологические, биохимические, иммунологические, генетические, психологические, эпидемиологические и др. методы. Различают общуюП.(общую психопатологию), исследующую основные общие закономерности расстройств психической деятельности, и частнуюП.,предмет исследования которой — отдельные психические заболевания. В частной П. выделяют раздел, изучающий психопатии, неврозы,реактивные состояния («малая», или пограничная, П.). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |