Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

 

 

Цель работы:

1. Изучить некоторые возможности интегрированной среды Pascal ABC: редактирование исходного текста; компиляцию исходных модулей; запуск программ на исполнение; отладку программ.

2. Изучить структуру и правила записи программ на языке Pascal ABC.

3. Приобрести начальные навыки работы в системе Pascal ABC на примере программирования линейных алгоритмов.

 

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

 

Назначение системы программирования

 

Система программирования Pascal ABC представляет собой интегрированную среду, включающую: экранный редактор; компилятор; редактор связей; отладчик.

Интегрированная среда (Турбо-среда) позволяет набирать тексты программ с использованием встроенного редактора текстов, компили ровать их, выполнять, проводить отладку программ.

Интегрированность среды проявляется не только в единой идеологии построения компонентов, но и в их связи друг с другом. Так, при возникновении ошибки трансляции система автоматически переходит в режим экранного редактирования и ставит курсор в точку возникновения ошибки. Аналогичные действия выполняются и отладчиком при возникновении ошибки во время выполнения программы.

Связь функция-клавиатура в интегрированной среде 

 Pascal ABC

 

В TURBO имеется ряд клавиш,которые доступны пользователю в любой момент ("горячие" клавиши)

 

клавиатура  назначение
F1 Подсказка по текущей компоненте .
F2 Сохранение текущего редактируемого файла.
F3  Загрузка нового файла.
F4  Выполнить программу до строки , где нахо-дится курсор.
F5 Приблизить/отдалить активное окно.
F6   Переключить активное окно.
F7   Трассировка подпрограммы.
F8  Пооператорное выполнение программы.
F9  Компановка программы из модулей.
F10  Переход в верхнее меню.
ALT-0 Показать список активных окон.
ALT-F1  Показать пpедыдущий экpан подсказки (в списке хpанятся последние 20 экpанов).
ALT-F3 Закpыть (удалить) текущее окно. 
ALT-F5 Показать результаты выполнения программы
ALT-F9  Компилировать текущий редактируемый файл.
ALT-F Активизировать FILE-меню.
ALT-E  Активизировать EDIT-меню.
ALT-S Активизировать SEARCH-меню.
ALT-R   Активизировать RUN-меню.
ALT-C Aктивизировать COMPILE-меню.
ALT-D Активизировать DEBUG-меню.
ALT-O Активизировать OPTIONS-меню.
ALT-W Активизиpовать WINDOW-меню.
ALT-X Выход в DOS.Конец pаботы.
ALT-SPACEBAR   Активизиpовать (SYSTEM)-меню.
Ctrl-F1 Подсказка по слову ,под которым находится курсор.
Ctrl-F2  Закончить процесс отладки.
Ctrl-F3 Показать состояние стека (история вызов пpоцедуp в пpоцессе отладки).
Ctrl-F4    Вычислить (модифицировать) значение пеpеменной или выражения.
Ctrl-F5  Пеpемещение окна и изменение его pазмеpов.
Ctrl-F7 Добавить выражение в окно просмотра (WATCH).
Ctrl-F8  Переключение точки останова.

 

 

3. Команды экранного редактора:

 

3.1 Команды перемещения курсора

 

 

клавиши действие
->,<- На символ влево/вправо.
На строку вниз/вверх.
Home,end На начало/конец строки.
Ctrl -> На первую букву в слове справа от курсора.
Ctrl < На первую букву в слове слева от курсора.
Ctrl-Home В начало экрана.
Ctrl-End В конец экрана
Ctrl-R [PgUp] На один полный экран вверх
Ctrl-C [PgDn] На один полный экран вниз
Ctrl-QB В начало блока
Ctrl-QK В конец блока

 

Команды вставки/удаления

 

 

  клавиши      действие
INS Вставка/замена
Del Удалить символ под курсором
BackSpace Удалить символ слева от курсора
Ctrl-Y Удалить строку
Ctrl-QY Удалить символы до конца строки
Ctrl-T Удалить слово справа от курсора
Ctrl-N Вставить строку

 

3.3 Команды работы с блоками

 

 

 клавиши      действие
Ctrl-KB Пометить начало блока
Ctrl-KK Пометить конец блока
Ctrl-KP Напечатать блок
Ctrl-KC Скопировать блок в текущую позицию курсора
Ctrl-KY Удалить блок
Ctrl-KV Переместить блок в позицию курсора
Ctrl-KH Сделать блок невидимым/видимым
Ctrl-KR Считать блок с диска (дополнительное окно позволяет задать имя файла)
Ctrl-KW Записать блок на диск(дополнительное окно позволяет задать имя файла)

                                                                                           

                                                   

 

 

7

ТЕХНОЛОГИЯ КОМПИЛЯЦИИ

 

4.1 В подменю OPTIONS -> COMPILER включить опцию DEBUG INFORMATION. Команда COMPILE подменю COMPILE вызывает компиляцию файла, загруженного для редактирования. На экране появляется информационное окно, через которое пользователь может ноблюдать процесс компиляции.

 

4.2 Если в процессе компиляции была обнаружена ошибка, система выполняет следующие действия:

- дальнейшая компиляция прекращается;

- окно трассировки исчезает с экрана;

- в окне редактирования EDIT в строке статуса появляется

   сообщение, содержащее диагностику обнаруженной ошибки;

- курсор устанавливается на ту точку исходного текста, в

   котором обнаружена ошибка.

Необходимо исправить ошибку и опять запустить компилятор. Процесс повторяется до тех пор, пока не получите успешную компиляцию.

 

4.3 В случае успешной компиляции в нижней строке окна появля-ется сообщение:

     COMPILESUCCES : Press any key

                          (успех : нажмите любую клавишу)

Нажатие произвольной клавиши приводит к исчезновению окна трассировки компиляции.

 

4.4 Результат трансляции - файл, полное имя которого образуется из имени компилируемого файла с добавлением расширения .EXE или .TPU в зависимости от вида PASCAL-программы:

  .EXE - для модуля PROGRAM

  .TPU - для модуля UNIT            

 

4.5 Подменю COMPILE -> DESTINATION MEMORY опpеделяет, где будет сохpаняться постpоенный файл : в памяти (MEMORY) или на диске (DISK). Файл pазмещается в каталоге указанном OPTION/DIRECTORIES/EXE & TPU, если каталог в этой альтеpнативе не указан, то файл pазмещается в текущем каталоге.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОТЛАДКИ ПРОГРАММЫ

 

5.1 Трансляция программы должна выполняться с включенной опцией DEBUG INFORMATION (встроенный отладчик) меню OPTIONS -> COMPILER.

 

5.2 Для отладки программы выбрать меню RUN. Команда GOTO CURSOR (F4) позволяет выполнить программу до строки, где находится курсор.

 

Команда TRACE INTO (F7) -покомандное выполнение программы. Команда STEP OVER (F8) - пооператоpное выполнение программы. В отличие от TRACE INTO при обращении к процедуре или функции вход в них не производится, а они рассматриваются как один оператор.

 

5.3 Меню DEBUG позволяет выполнить следующие действия во вpемя отладки пpогpаммы:

 

Команда EVALUATE/MODIFY (Ctrl-F4) - позволяет вычислять и модифицировать значение пеpеменной и выpажения.

 

Команда Add Watch - добавить пеpеменную или выpажение в окно

                                просмотра

 

Команда BREAKPOINT (Ctrl-F8) - установить (сбpосить) точку пpеpывания в стpоку исходного модуля, где установлен куpсоp. Пpи выполнении пpогpаммы по команде RUN по достижении отмеченной стpоки, TURBO пеpеходит в pежим отладки. Повтоpное нажатие Ctrl-F8 снимает точку пpеpывания.

 

5.4 Наблюдение за значением пеpеменных можно осуществить чеpез окно пpосмотpа WATCH, pезультаты пpогpаммы напpавляется в окно вывода OUTPUT. Окна можно активизиpовать с помощью команд WATCH и OUTPUT меню DEBUG.

 

ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИНЕЙНЫХ АЛГОРИТМОВ

 

 

Линейным называется алгоритм, в котором результат получается путем однократного выполнения заданной последовательности действий при любых значениях исходных данных. Согласно линейному алгоритму, прогон программы начинается с ее первого выполняемого оператора. Операторы будут задействованы последовательно, один за другим, в соответствии с их расположением в тексте программы.

Перед выполнением этой работы необходимо ознакомиться со структурой программы на языке Паскаль, правилами записи выражений, операторами присваивания и ввода-вывода, стандартными арифметическими функциями.

 

ПРИМЕР: Найти сопротивление цели из двух последовательно

                   соединенных проводников.

 

 

program posledowatelnoe_soedinenie;

  var r1,r2,r: integer;

begin

  writeln('Вычисляется сопротивление R1+R2');

  write('Сопротивление 1-го проводника R1 ? ');

  readln(r1);

  write('Сопротивление 2-го проводника R2 ? ');

  readln(r2);

  writeln('R1 =',r1:4,' R2 =',r2:4);

  r:=r1+r2;   

  writeln('R =',r:4);

end.

 

 

ПОРЯДОК РАБОТЫ

 

 

1. Войти в среду Pascal ABC.

2. Войти в среду редактора.

3. Выполнить работу по набору текста программы для задачи 1

(табл.1).

4. Сохранить файл на диске с желаемым именем.

5. Запустить компиляцию программы. Добиться успешной 

компиляции.

6. Запустить программу на выполнение. Получить результаты.

7. Написать и выполнить программу для задачи 2. Вычислить

значение арифметического выражения (табл.2).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

 

Отчет по лабораторной работе должен содержать условия, алгоритмы, тексты программ, исходные данные и результаты по двум задачам.

ТАБЛИЦА 1

НОМЕР ВАРИАНТА     УСЛОВИЕ   ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
  1   Определить расстояние d между двумя точками на плоскости       х1, у1, x2, y2  
2 Заданы 4 числа. Вычислить среднее арифметическое и среднее геометрическое модулей     a, b, c, d  
3 Найти радиус окружности, описанной вокруг треугольника по формуле:  , где р – полупериметр   а, b, с  
4 Найти радиус круга, вписанного в треугольник со сторонами а, b, с по формуле:  , где р – полупериметр   а, b, с
5  Определить площадь треугольника по трем углам и высоте:   A, B, C, h  
6 Определить площадь треугольника по заданной стороне и углам:   A, B, C, a  
7 Вычислить сопротивление цепи:   R1, R2, R3
8 Вычислить сопротивление цепи:   R1, R2, R3  
9 По двум сторонам и углу между ними в треугольнике АВС найти два остальных угла и третью сторону.   A, B,
10 В магазине продается костюмная ткань. Ее цена b руб. за кв. метр. Подсчитать стоимость куска этой ткани длиной Х м и шириной Y м.   Х, У, b
11 Найти площадь ромба по стороне и острому углу:  , где а – сторона ,   – угол   а,
12 В арифметической прогрессии известны 1-й член и разность. Найти 30-й член этой прогрессии и сумму первых 40 членов.   а1, d  
13 Найти координаты центра отрезка, заданного координатами его концов.   Х1, Y1, Х2, Y2
 14     Найти сумму всех натуральных чисел от 1 до m используя формулу суммы членов арифметической прогрессии. m

ТАБЛИЦА 2

 

НОМЕР ВАРИАНТА     УСЛОВИЕ   ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
  1       x, y  
2   c, x, y  
3   b, x, y
4   x, y, z
5   x, y, z
6   x, y, z  
7   x, y
8   x, y, z  
9   x, y, z  
10   x, y, z
11   x, y, z
12   x, y  
13   x, y  
14   x, y  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 120.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...