Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правотворчество: понятие, принципы, функции и виды.




 

Правотворчество – это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Характеризуется тем, что:

оно представляет собой активную, творческую, государственную деятельность;

основная продукция его – юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах);

это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов – это показатель цивилизованности и демократии общества. Субъекты правотворчества – гос. органы.

К принципам относится:

- научность (изучение соц-экон, полит ситуаций)

- профессионализм (занимаются данной деятельностью компетентные лица)

- законность (деятельность осуществляется в рамках и на основании Конституции и иных законов)

- демократизм (характеризует степень участия граждан в данном процессе)

- гласность (открытость правотворческого процесса)

-оперативность (своевременное издание нормативных актов)

Виды правотворчества:

- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (голосования)

- правотворчество госуд. Органов (парламент, правительство)

- правотворчество отдельных должностных лиц (президент, министр)

- правотворчество органов местного самоуправления

- локальное правотворчество (предприятия)

- правотворчество общественных организаций (профсоюзы)

Функции правотворчества – это определенные направления правотворческой деятельности по отношению к праву.

Виды функций правотворчества:

1. Новеллизация права – это принятие новых норм

2. Устранение (восполнение) пробелов в праве.

3. Детализация (конкретизация) права.

4. Систематизация законодательства.

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

1. законодательная инициатива;

2. процесс обсуждения нового законопроекта;

3. принятие нового закона;

4. его обнародование.

 

Правовые отношения: понятие, структура, виды.

 

Правовые отношения (правоотношения) — это общественные отношения, урегулированные нормами права.

       Структура правоотношений — состоит из трех взаимосвязанных элементов:
• субъекты правоотношения (те, кто вступает в правоотношения – физические и юридические лица);
• объект правоотношения (то, по поводу чего возникают правоотношения- это материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правовая связь между субъектами права);
• содержание правоотношения (права и обязанности участников правоотношений).

Виды правоотношения:

1. По отраслевому признаку правоотношения делятся:
государственно-правовые (конституционные), гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые, финансовые, прочее…

2. В зависимости от основания возникновения:
1) регулятивные (возникшие на основе правомерного поведения, направленного на развитие общественных отношений).
2) охранительные (возникшие на основе неправомерного поведения, направленного на защиту восстановления нарушенных прав).

3. По взаимодействию с государством правоотношения делятся:
1) Общие правоотношения, то есть которые возникают непосредственно из закона. Закон одновременно является и юридическим фактом.
2) Конкретные правоотношения, возникшие на основе юридических фактов

4. По степени определенности субъектов правоотношения делятся:
1) Абсолютные. В таких правоотношениях персонефецирована лишь одна из сторон носителей субъективного права (право собственности).
2) Относительные. То есть, те, в которых все стороны поименно персонефецированы (например, договор купли-продажи).

 











Реализация права: понятие и формы.

 

Реализация права - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

Формы реализации права:

- использование - осуществление субъектами права своих прав, реализация управомачивающих норм права (студент использует конституционное право на образование);

- исполнение - обязательное совершение действий, предусмотренных обязывающими нормами права (солдат срочной службы исполняет воинскую обязанность);

- соблюдение - воздержание от совершения запрещенных нормами права действий (большинство граждан соблюдают правовые запреты, не совершая правонарушений).

Особая форма реализации права - правоприменение. Это государственно-властная деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации правовых норм в конкретных жизненных случаях путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний (правоприменительных актов).

 

Понятие и виды пробелов в праве. Причины пробелов в праве, способы их устранения и преодоления.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Пробелы вызываются следующими причинами:
1. Несовершенством законов и юридической техники
2. Бесконечным разнообразием реальной жизни
3. Появление новых отношений, которых не было в момент принятия той или иной нормы.

Способы устранения пробелов в праве:

Пробелы в праве должны устраняться преимущественно в процессе правотворческой деятельности, специальными субъектами. Но в некоторых случаях законодатель дает право правоприменителю устранять пробелы в праве в конкретных ситуациях (ст. 6 ГК РФ).

Выделяют следующие способы устранения пробелов в праве.
1) Аналогия закона. Это применение к общественным отношениям, требующим правового регулирования, но не предусмотренным конкретной нормой права, правовых норм, регулирующих сходные отношения (ст. 6 п.1 ГК РФ).
2) Аналогия права — это применение, в случае пробела в праве, общих начал (принципов) и смысла права (законодательства) соответствующей отрасли права или правового института или требований добросовестности, разумности и справедливости (см. ст. 6 п. 2 ГК РФ).
При устранении пробелов в праве в ходе правоприменения не создается судебного или административного прецедента. Устраняется пробел только в конкретном случае. Решение не имеет общего значения. Другой властный субъект может устранить подобный пробел по-своему.
Аналогия права применяется в случаях, когда нельзя применить аналогию закона.
Аналогия права и закона не могут применяться в уголовном праве (п. 2 ст. 3 УК РФ) и административном праве, в части привлечения к административной ответственности.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...