Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Список сокращений и список символических обозначений. 11 страница
Добавление: В тестах Векслера впервые стал применяться новый подход к определению коэффициента интеллекта.Прежние шкалы интеллекта давали показатель умственного возраста,с помощью которого вычисляли коэффициент интеллекта (по формуле Штерна В.). В В. ш. и в большинстве современных тестов используется показатель IQ, который выражает положение испытуемого в ряду нормативной группы населения того же самого возраста.Этой цели служит стандартный показатель (для конкретного обследуемого он вычисляется вычитанием из сырого показателя среднегодля нормативной группы и делением полученной разности на стандартное отклонение). (Б. М.) ВЕКТОРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ —см. Топологическая и векторная психология. ВЕРБАЛЬНАЯ ПАРАФАЗИЯ(англ. verbal paraphasia)— замена нужного слова др., близким к нему по смыслу. Встречается чаще всего при акустико-мнестической афазии.Больной, напр., вместо слова стол произносит слово стул или диван.(Т. В. Ахутина.) ВЕРГЕНТНЫЕ ДВИЖЕНИЯ(от лат. vergo — склоняюсь) — один из 2 типов макродвижений глаз.В. д. в отличие от версионных движений приводят к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаз. Наиболее известные виды В. д.: конвергенцияи дивергенция;однако В. д. могут осуществляться не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. К их числу также относят циклофузионные движения, представляющие собой торсионные движения,меняющие относительную ориентацию сетчаток левого и правого глаз. В. д., связанные с бинокулярным зрением,являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения, и имеют свою собственную систему регуляции. Среди стимулов, вызывающих В. д., следует выделить величину и знак эгоцентрической диспаратности, а также степень «размытости» проекции подлежащего фиксации объекта, если он не находится в аккомодационном фокусе одного из глаз. ВЕРНИКЕ ЦЕНТР(англ. Wernicke's area) — участок коры головного мозга,расположенный в заднем отделе верхней височной извилины доминантного (преимущественно левого) полушария, обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи.При поражении В. ц. возникает т. н. афазия Вернике, или сенсорная афазия, — нарушение понимания устной речи из-за дефектов фонематического (речевого) слуха.Сенсорные функции речи помимо височной коры обеспечивают и др. области: теменные, височно-теменно-затылочные, затылочные. В. ц. назван по имени нем. невропатолога и психиатра Карла Вернике (1848-1905), который в 1874 г. описал случай нарушения понимания слышимой речи вследствие поражения В. ц. См. также Брока центр, Нейролингвистика.(Е. Д. Хомская) ВЕРСИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ(от лат. versare — вращать) — один из 2 типов макродвижений глаз.В. д. в отличие от вергентных движений,не приводят к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаза. К числу В. д. относят быстрые саккадические движения и медленные следящие движения.С помощью 1-го вида В. д. осуществляется коррекция положения, а с помощью 2-го — скорости движения глаз относительно целей, не меняющих своего расстояния до наблюдателя. Особую разновидность В. д. образуют компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. Они обеспечивают сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения головы. Комбинация периодически повторяющихся саккадических и следящих движений называется нистагмом. По сравнению с вергентными движениями, появившимися лишь с возникновением бинокулярного зрения,В. д. представляют собой филогенетически более древний и относительно примитивный тип движений глаз. Они имеют свою собственную систему нейрофизиологической регуляции. Возможная роль В. д. как источника пространственной информации о положении объектов в поле зрения и др. параметрах их видения в настоящее время связывается не столько с информацией от проприорецепторов глазных мышц, сколько с центральными эфферентными командами (см. Реафферентации принцип). ВЕРТГЕЙМЕР МАКС(Wertheimer, 1880-1943) — нем. и амер. психолог, основатель гештальт-психологии.В своем знаменитом экспериментальном исследовании кажущегося движения (1912), считающимся «началом» гештальт-психологии как направления, В. подверг экспериментальной и теоретической критике существовавшие теории восприятия,базировавшиеся на принципе элементаризма (свойства целого объясняются на основе знания свойств элементов). В этот период своего творчества для объяснения феномена кажущегося движения и др. явлений целостности восприятия В. использует принцип физиологического и психического изоморфизма (так, кажущееся движение Считается результатом физиологического процесса «короткого замыкания» в мозге). С 1920-х гг. В. занимается проблемами творческого мышления, анализируя не столько результаты такового в виде гештальтов (см. Инсайт), сколько процессуальную сторону мышления, его стадии, пользуясь при этом (как и его коллега К. Дункер) методом «рассуждения вслух» в диалоге с экспериментатором, что означало выход исследования не только за рамки гештальт-психологии (многие введенные здесь В. понятия аналогичны таковым в деятельностном подходе к анализу мышления в школе А. Н. Леонтьева,напр. «переносу», операциональному значению и др.), но и за рамки классического понимания объективного исследования в психологии. При этом из его работ исчезают физиологические аналогии для объяснения собственно психологических закономерностей. Хотя исследования В. в этой области, опубликованные по большей части после его смерти, и получили определенную разработку в различных вариантах проблемного обучения в педагогической психологии,они еще не в полной мере оценены. В. известен также своими работами в области музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», разработками психологического «детектора лжи» (см. Ассоциативный эксперимент)и др. (Е. Е. Соколова.) ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА(от лат. vestibulum — преддверие; ср. вестибюль) — одна из важнейших сенсорных систем,обеспечивающая восприятие информации о положении и движениях тела в пространстве (в связи с чем В. с. необходимо включать в состав полимодальной кинестезической системы). Развилась, дополнившись аппаратом полукружных каналов, из системы регистрации направления силы гравитации (земного тяготения), имеющейся у большинства беспозвоночных, в систему, информирующую о положении головы и тела, а также о направлении и скорости движения тела у позвоночных и человека. Более подробные сведения о вестибулярном аппарате см.: Ухо внутреннее, Купула. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕК—КОМПЬЮТЕР(англ. human—computer interaction). 1. Процесс, посредством которого человек достигает своих целей, используя как средство компьютерные системы. См. также Виртуальная реальность. 2. Раздел эргономики,в котором исследуются и разрабатываются средства и принципы взаимодействия человека с компьютерными системами. (К. В. Самойлов.) ВИБРАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ(англ. vibratory sense) — чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым, колебаниям. Вибрационные ощущения отличаются от ощущений давления и прикосновения к коже (см. Ощущения тактильные).Специфических рецепторов В. ч. не обнаружено. Есть несколько гипотез о природе В. ч. Согласно одной из них, В. ч. — переходная форма от тактильной чувствительности к слуховой; 2-я гипотеза трактует ее как субмодальность проприоцептивной чувствительности; 3-я — как чувствительность, свойственную всем тканям организма. Диапазон В. ч. весьма широк: от 1 до 10 000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200-250 Гц. Человек различает частоту вибрации с точностью до 8-10%, а амплитуду — до 3-5 мкм. В. ч. неодинакова в различных участках тела: наименьшей обладают дистальные части конечностей, кожа шеи, плечевого пояса и бедра. При помощи В. ч. человек, пользуясь специальными кодами,может выполнять сложные виды деятельности, напр. слежение. В. ч. играет большую роль при обучении глухих произношению речи. ВИВЕС ХУАН-ЛУИС(Vives, 1492-1540) — испанский философ-гуманист, боролся против схоластики. В сочинении «О душе и жизни» (De anima et vita, 1539) утверждал, что надо исследовать не душу,а ее свойства и действия; на этом основании Ф. Ланге в XIX в. назвал В. отцом новейшей эмпирической психологии — т. н. «психологии без души». (Б. М.) ВИДЫ (типы) НАБЛЮДЕНИЯ(англ. kinds of observations). Как метод исследования, в психологии и гуманитарных науках (этнографии, социологии, педагогике и др.) используются 4 вида (неэкспериментального) экстероспективного наблюдения,которые выделяют и дифференцируют с т. зр. взаимоотношений наблюдаемых людей (или животных) и наблюдателя. Внешнее наблюдение(наблюдение со стороны) — наблюдатель фиксирует активность изучаемой группы со стороны, не принимая участия в этой активности. Такое наблюдение м. б.: 1) явным(в этом случае оно часто называется «обычным») или 2) скрытым(напр., с помощью полупрозрачного зеркала). Включенное наблюдение(участвующее наблюдение) — наблюдатель принимает участие в активности группы, становясь ее членом. При этом его роль исследователя-наблюдателя также м. б. 3) явной,известной или 4) скрытой,неизвестной членам наблюдаемой группы. В данной классификации подразумевается, что исследователь минимально воздействует или вообще не воздействует на изучаемую реальность. Точнее говоря, он активно на нее не воздействует; возможное его влияние рассматривается как своего рода вынужденная погрешность. Однако нередко исследователя не удовлетворяет пассивная позиция: тогда он сам создает ситуации, поведение людей (или животных) в которых представляет для него интерес. По возможности подобные искусственные ситуации маскируются под реальность. Социологи называют этот метод экспериментальным наблюдением,тогда как психологи — естественным экспериментом.Даже в лаборатории можно достичь искусной маскировки «под реальность» (в школе К. Левина это искусство довели до совершенства). Очевидно, что и в экспериментальном наблюдении можно выделить те же 4 вида, о которых шла речь выше. Кроме того, В. н. можно дифференцировать по др. признакам: напр., по применению (или неприменению) записывающей, регистрирующей, измерительной аппаратуры; по длительности, периодичности и т. п. признакам. Принципиальное значение в психологии имеет деление на внешнее (экстероспективное) и внутреннее (интроспективное) наблюдение. См. Интроспекция, Метод объективного наблюдения, Психология, Самонаблюдение.(Б. М.) ВИДЫ ПАМЯТИ —см. Памяти виды. ВИДЫ РЕЧИ(англ. kinds of speech) — принятые в психологии обозначения для различных актов речевого общения или их компонентов. Речь делят на виды по разным основаниям и благодаря этому подчеркивают разные стороны речевой деятельности. В зависимости от выявленности речевой деятельности вовне различают внешнюю и внутреннюю речь.Внешняя, громко произносимая и воспринимаемая на слух речь получила название устной речи.Ей противопоставляется (тоже внешняя) речь письменная,исторически более поздно возникший способ речевого общения, в котором словесное высказывание обозначается (кодируется) с помощью графических символов (графем). Внешнюю речь, устную и письменную, делят в свою очередь на продуктивную, активную, экспрессивную речь и рецептивную, пассивную, импрессивную речь.Продуктивная речь — это говорение (речепроизнесение), описание; рецептивная речь — слушание, чтение. Деление речи на продуктивную (активную) и рецептивную (пассивную) весьма условно. Восприятие речи (слушание, чтение), ее понимание — активный процесс, включающий скрытое проговаривание, фрагментарное или развернутое (в зависимости от степени трудности ее понимания), осмысленную переработку (перекодирование) воспринятого. В исследованиях развития речи детей изучают как минимум еще 2 своеобразных В. р. — автономную речь и эгоцентрическую речь маленьких детей. Кроме того, выделяют В. р. в зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном речевом акте (напр., речь слышимая, произносимая и видимая). Аналогично с этим м. б. обозначена и осязательная речь, т. е. речь, воспринимаемая слепыми или слепоглухими при чтении по Брайлю или ощупывании руки др. человека, говорящего с помощью дактильной речи (см. Дактилология). К видимой речи, кроме обычной письменной, следует отнести также способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т. ч. общение посредством сигналов, представляющих собой трансформацию звуковых речевых сигналов в оптические. Особые случаи видимой речи — это мимико-жестовая речь глухих, дактильная речь и чтение с губ. Речь, выполняя функции средства к.-л. специального общения, приобретает специфическую внутреннюю структуру; соответственно этому м. б. выделены многие В. р.: поэтическая, магическая и др. (И. А. Зимняя.) ВИЗИОНИЗМ — см. Половые извращения. ВИКАРНОЕ НАУЧЕНИЕ(англ. vicarious learning)— введенное амер. психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением др. людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Син. научение путем наблюдения (observational learning).Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». В. н. не следует полностью отождествлять с подражанием.См. Модификация поведения.(Б. М.) ВИКАРНЫЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ(от лат. vicarius — заменяющий, замещающий) — внутренние перцептивные действия зрительной системы, направленные на съем (считывание) информации не из внешнего мира, как внешние перцептивные действия, а со следа, накопленного сетчаткой, или с визуализированного образа.Предполагается, что во время В. п. д. происходит избирательное изменение чувствительности отдельных участков сетчатки, управляемое малоамплитудными движениями глаз.Эти движения совершаются в зоне 2-4° в виде дрейфа или микроскачков (см. Микродвижения глаз).Психологически это выражается в возможности перемещения внимания (взора) по полю стабилизированного образа. Внешние перцептивные действия трансформировались в В. п. д. для снятия информации с визуализированных образов представлений, напр. с эталонов опознания, воображения,с последовательных образов.Эти действия были выявлены при исследовании опознания и формирования образа в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки (В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес, 1969). По сути был обнаружен механизм, компенсирующий стабилизацию по отношению к анатомической фовеа(т. е. к зоне наиболее ясного видения). Этот механизм был назван механизмом функционального фовеа.До регистрации малоамплитудных движений глаз в условиях стабилизации возможность перемещения взора по стабилизированному относительно сетчатки изображения производила впечатление идеального внимания. В. п. д. указывают на то, что субъект способен наблюдать те или иные изменения в воспринимаемом образе или в феноменальном поле при отсутствии изменений воздействующей стимуляции. Др. словами, между множеством сетчаточных проекций объекта (оптическим полем) и множеством субъективно воспринимаемых образов (феноменальным полем) отсутствует однозначное соответствие. Каждому элементу оптического поля соответствует некоторое множество элементов феноменального поля. Задача наблюдателя, попадающего в такую ситуацию, состоит в выборе подмножества элементов наиболее соответствующих, с одной стороны, воспринимаемому объекту, а с др. стороны. — задачам его деятельности. См. также Мышление визуальное.(В. М. Гордон.) ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ(от англ. virtual reality — возможная реальность) — это модельное отображение квазиреальности с помощью определенных технологий и технических средств, позволяющих обеспечить частичное или полное погружение человека в это отображение и создающее иллюзию действительной реальности. В основу создания В. р. положено использование компьютерных технологий, которые позволяют в наиболее полной мере реализовать погружение человека в искусственный мир, создаваемый техническими средствами. Слово «виртуальный» не полностью соответствует рус. эквиваленту — «возможный» или «потенциальный» (ср. «виртуальное перемещение», «виртуальная работа», «виртуальная частица» и т. п.). Оно акцентирует внимание на актуализации возможных вариантов событий или объектов, которые реально могут и не существовать. В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах, предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в виртуальных мирах. Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р. выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling — ощущение, переживание) Олдоса Хаксли («Brave New World») и фантоматики Станислава Лема («Сумма Технологии»). Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку. В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема психофизиологического взаимодействия человек—компьютер; 2) проблема логической и семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р. В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след. системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки, информационный костюм, «виртуальная сфера». Манипулируя перчатками или меняя положение тела в информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами. «Виртуальная сфера» может создавать иллюзию перемещения в пространстве. Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств.(Ю. Т. Каганов.) ВИСОЧНЫЙ СИНДРОМ —см. Синдромы нейропсихологические. ВКУС(англ. taste, gustatory sense)— восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Адекватными раздражителями для В. являются разнообразные химические вещества. Поэтому В. представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение В. вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов. Для объяснения механизма возникновения В. существуют 2 гипотезы: аналитическаяи энзиматическая.Согласно 1-й, вкусовой стимул взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора и образует тонизированный продукт, концентрация которого определяет величину нервной энергии. Согласно 2-й гипотезе, рецепторы возбуждаются вследствие взаимодействия вкусового стимула с ферментами вблизи нервных окончаний; происходящие при этом ионные сдвиги вызывают генерацию импульсов. Аналитическая гипотеза все больше подтверждается. Из вкусовых сосочков выделены рецепторные чувствительные фракции белковых макромолекул, образующих комплекс со сладкими и горькими веществами. Прочность образования комплекса зависит от концентрации вкусового вещества, порога чувствительности к нему и степени его «горькости» или «сладкости». При последовательном апробировании ряда веществ возникает вкусовой контраст:после соленого пресная вода кажется сладкой. Целостное вкусовое качество возникает в результате функционирования вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов. ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР(англ. taste system) — нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ веществ, поступающих в полость рта. Состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон, подкорковых и корковых структур. Периферический отдел В. а. — вкусовые луковицы (почки), расположенные в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках, на нёбе, в передних нёбных занавесках, глотке и гортани. У человека ок. 9000 вкусовых луковиц, состоящих из 5-10 рецепторных клеток со специальными выростами, или микрофиллами (0,1 мк шириной и 2 мк длиной), которые осуществляют контакт с химическими веществами. Нервные волокна, отходящие от рецепторных клеток В. а., достигают продолговатого мозга, а затем вентральных и медиальных ядер таламуса. Корковый отдел В. а. находится в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Минимальная концентрация химического вещества, вызывающая при нанесении на всю поверхность языка вкусовое ощущение, называется абсолютным вкусовым порогом. Абсолютный порог для сахара составляет 0,01 моль/м2, хлорида натрия — 0,05 моль/м2, хинина — 0,0000001 моль/м2 (что имеет биологический смысл, т. к. естественные горькие вещества часто ядовиты). Величина порога зависит от температуры раствора и максимальна при +37 °C. Чувствительность к вкусовым раздражителям различных участков языка неодинакова. Наиболее чувствительны: к сладкому — кончик языка, к горькому — корень, к кислому — края, к соленому — кончик и края. Чувствительность В. а. максимальна натощак и значительно снижается после приема пищи. При длительном контакте вкусовых раздражителей с языком происходит адаптация, которая возникает быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким (см. Адаптация сенсорная). Добавление: Численность вкусовых луковиц не сохраняется постоянной на протяжении жизни; у детей их количество достигает 9-10 тыс., у взрослых — 2-3 тыс., в связи с чем пожилым людям кажется, что во времена их детства все было вкуснее. По современным данным, численность рецепторных клеток в каждой луковице достигает 30-40. (Б. М.) ВЛЕЧЕНИЕ(англ. drive)— непосредственное эмоциональное переживание потребности (нужды) в чем-либо; побуждение, еще не опосредствованное сознательным целеполаганием. В психологической литературе чаще всего встречаются 2 трактовки. Одна делает акцент на его недостаточной осознанности, тогда как др. ставит В. в непременную связь с органическими потребностями (в пище, воде, наркотиках, гормонах и т. д.; а также в избежании болезненных состояний, вызываемых дискомфортными условиями). Оба эти взгляда имеют под собой основание, но в целом являются слишком односторонними. На самом деле В. м. б. и плохо, и хорошо осознанным (см., напр., Гомосексуализм).Недостаточная осознанность В. бывает связана не столько с отсутствием представления о его объекте, сколько с непониманием существа потребности в нем. Человек обычно в той или иной степени знает, к чему именно его влечет, но очень часто не может дать себе отчета в причине этого В. Столь же неправомерно сводить В. к проявлению одних лишь органических потребностей. Сущность В. м. б. понята только при учете принципиального отличия мотивации поведения человека от мотивации поведения животных. У последних актуализированная, отраженная в эмоциональном переживании потребность мотивирует их активность непосредственно. Если же у животного возникает сразу несколько побуждений, то верх берет просто самое сильное из них. Действия животных непроизвольны. Для взрослого нормального человека, наоборот, типична произвольная активность, первым условием которой является способность к рефлексии, к осознанию своих собственных В. и либо к принятию их или же отвержению. Возникновение В. образует начальный этап мотивационного процесса. На смену этому этапу приходит этап «желания» («хотения»), возникающего в результате сознательного решения последовать тому или др. побуждению. См. Либидо, Наркомания. ВНЕШНЕЕ ТОРМОЖЕНИЕ —см. Торможение. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА(англ. external environment)— термин, достаточно ясный и широко применяющийся в психологии, но следует помнить, что в биологии под В. с. о. часто понимается не столько окружающая среда, сколько содержимое желудочно-кишечного тракта и выделительной системы (жидкостная среда), а также альвеолярный воздух (воздушная среда в легких). См. Гомеостаз. ВНИМАНИЕ(англ. attention)— процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач. Теоретически и операционально В. (настройка) характеризуется уровнем (интенсивностью, концентрацией), объемом (широтой, распределением), селективностью (см. Избирательность восприятия, Эффект Струпа, Селекция информации),скоростью переключения (перемещения), длительностью и устойчивостью. Для исследования В. разработано большое множество методик: тахистоскопическая методика для определения объема В. (Д. Кеттел, В. Вундт);разнообразные варианты корректурного теста для определения концентрации и устойчивости В. (1-й вариант предложил в 1895 г. фр. психолог Б. Бурдон); метод таблиц Шульте для определения скорости переключения В.; метод дихотического прослушивания (К. Черри; см. также Дихотическое слушание);методы селективного чтения и селективного наблюдения (У. Найссер и Р. Беклин); тест Струппа (см. Эффект Струппа)и т. д. Распределение В. изучается в экспериментах, в которых к выполнению одной задачи добавляют выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не наступает — при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?».Вполне понятный интерес к распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance)и помехоустойчивости операторов. Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму — ориентировочную реакцию,возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности. В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В. внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с. В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. «идеального В.» (см. Викарные перцептивные действия).В зарубежной психологии используется термин «аттенциональный рефлекс»,или рефлекс Пилтза (Piltz's reflex),для обозначения изменения размера зрачка при обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными) полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело — важная часть системы, ответственной за В., и что левое полушарие связано с селективным В., а правое — с поддержанием общего уровня настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |