Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Контрольная работа смешанного типа на проверку теоретических и практических знаний




Темы для самостоятельной работы

1 Актуальные проблемы языковой культуры общества

2. Три составные части культуры речи. Культура речи в российских СМИ.

3.Культура речи и литературный язык

4. Русский язык среди других славянских языков.

5. История становления русского

языка.

3. Формирование литературного языка. Роль М.В. Ломоносова.

4. Споры о путях развития русского литературного языка (карамзинисты и шишковисты).

5. Значение творчества А.С. Пушкина для современного литературного языка.

6. Определение функционального стиля. Черты сходства у научного и официально-делового стилей.

7. Основные характеристики публицистического стиля. Прецедентные элементы.

8. Язык художественной литературы. Лексика, грамматика и синтаксис разговорного стиля.

9. Неязыковые и языковые особенности официально-делового стиля.

10. Сфера функционирования; подстили; жанры, неязыковые и языковые особенности научного стиля.

11. Этапы подготовки устного выступления. Способы произнесения речи. Критерии оценки устного выступления.

12. Синтаксис, семантика, логика и прагматика текста. Способы речевого воздействия на аудиторию. Основные законы логики. Основные методы доказательства и изложения материала.

13. Способы создания образно-эмоциональной выразительности речи. Вербальные

и невербальные средства выразительности, их роль и значение.

17. Внешний облик оратора, поведение, манеры, позы. Этика публичных выступлений. Взаимоотношения оратора и аудитории.

18. Речевое событие: дискурс и речевая ситуация. Основы эффективной речевой коммуникации. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.

19. Предмет деловой риторики. Ситуации делового общения и их компоненты.

20. Этапы делового диалога. Стратегия и тактика проведения деловых бесед и переговоров.

21. Русский речевой этикет как средство оформления диалогической речи на каждом из этапов делового общения. Культура делового телефонного разговора.

22. Из истории русского делового письма. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи. Унификация языка деловых бумаг.

23. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

24. Историческая смена норм литературного языка. Орфоэпические нормы.

Особенности произношения гласных и согласных в русском языке. Отражение

орфоэпических норм в «Орфоэпическом словаре» под ред. Р.И. Аванесова.

25. Особенности русского ударения (силовое, свободное, подвижное). Исторические причины колебания в ударении. Работа над акцентологическим минимумом.

26. Склонение и употребление числительных. Варианты в кратких формах прилагательных. Степени сравнения.

27. Употребление форм местоимений.

28. Сложные случаи в координации, согласовании, управлении.

29. Закономерности лексической сочетаемости. Нарушение лексической сочетаемости как стилистический прием и как речевая ошибка.

30. Полисемия и стилистическая функция многозначных слов. Стилистически окрашенная лексика.

31. Неологизмы, заимствования, ненормативная лексика. Сферы их употребления.

 

Контрольная работа смешанного типа на проверку теоретических и практических знаний

Задание 1.Выберите правильный вариант ответа.

1. К восточнославянским языкам

относятся

А) русский, польский, белорусский;

Б) русский, польский, белорусский,

украинский;

В) нет правильного ответа;

2. Прародиной славян является А) Паннония (Средний Дунай);

Б) Киевская Русь;

В) юго-восток Балканского полуострова.

3. Создание старославянского языка, первого письменного литературного языка славян, было связано

А) с необходимостью фиксировать исторические события в жизни славянских народов;

Б) с необходимостью более тесного общения славян, развития торговых отношений;

В) с принятием славянами христианства.

4. Создателями кириллицы считаются

А) Кирилл и Мефодий;

Б) ученики Кирилла и Мефодия.

5. Основоположником современного русского литературного языка является

А) Ломоносов;

Б) Карамзин;

В) Горький;

Г) Пушкин.

8. В литературном языке А) 3 стиля;

Б) 5 стилей;

В) 4 стиля;

Г) 6 стилей.

9. Напишите, к какому стилю относятся данные образцы устной/письменной речи:

А) рецензия на диссертацию;

Б) трудовое соглашение;

В) предвыборная речь;

Г) учебное пособие;

Д) заявление на имя ректора;

Е) «Война и мир» Л. Толстого;

Ж) письмо другу.

10. Ударение в русском языке А) силовое, несвободное (всегда на определенном по счету слоге), подвижное (не привязанное к определенной морфеме);

Б) музыкальное, свободное, подвижное;

В) силовое, свободное, подвижное.

11. Синонимы – это слова А) близкие по звучанию и одинаковые по написанию;

Б) близкие по звучанию или написанию и одинаковые/схожие по значению;

В) различные по звучанию и написанию, но близкие или полностью совпадающие по значению.

12. Омонимы – это слова А) у которых два и более лексических значений;

Б) совпадающие по значению, но разные по звучанию и написанию;

В) совпадающие по звучанию (часто и по написанию), но разные по

значению.

13. Паронимы – это слова А) различные по написанию и противоположные по значению;

Б) одного корня, относящиеся к одной части речи, различающиеся приставками или суффиксами, а также значением или частично совпадающие по значению;

В) одного корня, относящиеся к разным частям речи и имеющие разное значение.

14. Ряды слов «адресант – адресант», «гуманный – гуманистический – гуманитарный», «элитный – элитарный» являются: А) антонимами;

Б) синонимами;

В) паронимами;

Г) омонимами.

14. Слова «колесовать», «смерд», «целовальник», «кафтан» являются

А) архаизмами;

Б) историзмами.

15. Слова «выя», «дщерь», «десница», «чело» являются

А) архаизмами;

Б) историзмами.

Задание 2.Выберите номера слов, в которых после мягкого согласного, а также после «ж», «ш» произносится [о].

1. афера                5. гренадер       9. одноименный

2. свекла               6. шофер          10. длинношерстный

3. оседлые племена 7. острие           11. желоб

4. маневр               8. безнадежный 12. истекший кровью

Задание 3.Объясните «несовершенство» рифмы у классиков с точки зрения изменений произносительных норм.

1. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в стране родной? (М. Лермонтов)

2. Затуманились лощины,

Серебром покрылся мох.

Через прясла и овины

Кажет месяц белый рог. (С. Есенин)

3. В пустыне чахлой и скупой

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит – один во всей вселенной. (А. Пушкин)

Задание 4.Выпишите номера правильных вариантов ударения.

1. асиммéтрия       5. хвóя                      9. диспáнсер

2. совет ректорóв  6. квáртал              10. ходатáйство

3. укрáинский борщ 7. бездомные сúроты 11. премúровать

4. шарфы́                8. сливóвый сок    12. страхóвщик

Задание 5.Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

1. А) неприятный; Б) отталкивающий; В) омерзительный; Г) отвратительный; Д) противный.

2. А) оцепенеть; Б) остолбенеть; В) окаменеть; Г) окоченеть; Д) окостенеть; Е) застыть; Ж) замереть.

Задание 6.Составьте словосочетания (предложения) с приведенными словами.

Как называются данные пары слов?

Двойной – двойственный, боязливо – боязно, гордыня – гордость, патронат –

патронаж, сытый – сытный.

Задание 7.Отредактируйте предложения, устранив речевую избыточность.

1. В Краснодарском крае самые оптимальные климатические условия для развития чаеводства в России. 2. В прошлом году выдался неурожайный год. 3. РАО ЕЭС – единственный монополист на электроэнергетическом рынке страны. 4. Следующий европейский саммит на высшем уровне пройдет в Петербурге. 5. Михаил Касьянов, бывший экс-премьер правительства, намерен участвовать в президентских выборах. 6. Ночью лететь было безопаснее, нежели чем днем.

Задание 8.Найдите логические ошибки в предложениях. Предложите вариант правки.

1. В результате очередной за последние восемь лет аварии на нефтепроводе вытекло несколько сот тонн топлива. 2. Туда, где не ступала нога человека [в столицу Парагвая], отправился Большой театр. 3. Раннее утро… Начинают просыпаться после ночной службы пограничники. 4. Внезапно в предрассветном зареве у кромки моря появилась незнакомка. 5. Белорусский народ будет жить плохо, но недолго (из выступления президента А.Г. Лукашенко).

Задание 9.Пользуясь словарями, определить значение следующих слов и устойчивых выражений. Составить с ними предложения.

Харизма, слава Герострата, Ариаднина нить, прайм-тайм, рейтинг, конфронтация, пресловутый.

Задание 10.Написать иноязычное слово, соответствующее данному определению.

1. Основа, самая сущность чего-либо.

2. Цениться, признаваться значительным; иметь хождение на бирже.

3. Сохраняющий верность по отношению к государственной власти; корректно относящийся к кому-, чему-либо.

4. Уровень популярности.

5. Разрушительный переворот, катастрофа.

6. Мелочно-расчетливый, своекорыстный.

7. Новшество.

8. Противник в споре.

9. Формально не связанный с правительством, но на деле проводящий его точку зрения.

Задание 11.Укажите номера неправильных ответов к утверждению: «К женскому роду относятся следующие существительные»:

1. шампунь 2. аэрозоль 3. Пермь

4. сельдь 5. Суздаль 6. кладезь

Задание 12. Укажите номера неправильных ответов к утверждению: «К мужскому роду относятся следующие существительные»:

1. Дели 2. евро 3. сýши

4. табель об успеваемости 5. толь 6. Гомель

Задание 13. Укажите номера неправильных ответов к утверждению: «К среднему роду относятся следующие существительные»:

1. мартини 2. кенгуру 3. кофе

4. кольраби 5. цеце 6. хиппи

Задание 14. Укажите номера аббревиатур и сложносоставных слов женского рода.

1. ООН 2. штаб-квартира 3. БАМ

4. диван-кровать 5. музей-квартира 6. ГЭС

7. крепость-монастырь 8. ЦРУ 9. ЗАГС

Задание 15. Укажите номера фамилий, которые склоняются.

1. Хиллари Клинтон 2. Иван Панфилѐнок 3. Иван Черных

4. Юрий Герман 5. Аннет Станкевич 6. Али Хакамада

Задание 16. Укажите номера правильных вариантов.

1. В двух тысяча пятом году

2. В одна тысяча пятом году

3. В двухтысячнопятом году

4. Семьсот сорокалетие со дня основания города

5. Не более полкилометра

6. Самолет приземлился с двумястами шестьюдесятью восемью пассажирами на борту.

7. К двум целым шести десятым метрам

8. Более пятиста тонн

9. На трехсот пятидесятиметровой глубине

10. Не менее пятисот рублей

11. В полутора километров от дома

12. К Восьмому марту и к Девятому мая

 

в/ программное обеспечение и Интернет –ресурсы

    • www.gramma.ru
    • www.grammatika.ru
    • www.gramota.ru
    • www.ruslang.ru
    • www.slovari.ru

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 291.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...