Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Показатели оценки абсолютного эффекта




Ресурсы: сущность, основные виды

Ресурсы в общем виде можно определить как средства, запасы, возможности, источники чего-либо.

Хозяйствующий субъект экономики любой формы собственности, хозяйствования и уровня экономики (крупная отрасль (промышленность, сельское хозяйство и т.п); специализированная отрасль (машиностроение, лесная промышленность и т.п.); предприятие (организация, фирма), а также региональная экономика и экономика в целом) для выполнения уставной деятельности должен иметь определенный объем ресурсов. Виды ресурсовпредприятия (организации):

- материальные ресурсы;

- трудовые ресурсы;

- долгосрочные вложения;

- фонды обращения.

Материальные ресурсы включают в себя основные и оборотные фонды предприятия и составляют основу материально-вещественных факторов производства.

Трудовые ресурсы (в сфере материального производства)это промышленно-производственный персонал (ППП).

Долгосрочные вложения(долгосрочные инвестиции) - затраты на создание и увеличение размеров предприятия, приобретение внеоборотных активов длительного пользования (сроком более одного года), не предназначенных для продажи.

Долгосрочные инвестиции включают в себя стоимость приобретения и создания нематериальных активов, капитальные и финансовые вложения.

Нематериальные активы (НМА) это объекты, не имеющие материально-вещественной (физической) формы; имеющие срок полезного использования более года в производстве продукции, при выполнении работ (услуг) либо для управленческих нужд; приобретенные с целью получения дохода.

 К нематериальным активам относятся объекты интеллектуальной собственности при наличии документов, подтверждающих исключительное право на них владельца (договоры уступки, приобретения и др.):

- изобретения, патенты, лицензии, программный продукт, ноу-хау;

- торговые знаки, торговые марки;

- брокерские места;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-изыскательские разработки и т.п.

К НМА относятся некоторые организационные расходы, связанные с образованием юридического лица: на регистрацию предприятия в момент его создания, снятие помещений под офис.

Соответственно не относятся к НМА материальные носители, в которых выражены произведения науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ и базы данных; не оформленные в установленном законодательством порядке НИР, ОКР и технологические работы.

Нематериальные активы являются сравнительно новой для российской экономики категорией, следствие чего возникают некоторые сложности с ее использованием: сложно определить стоимость НМА, решить вопрос о сроке пользования НМА, что необходимо для начисления износа.

Капитальные вложения это затраты на создание новых основных фондов путем их приобретения, нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения действующих предприятий; на приобретение зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств; на приобретение земельных участков и объектов природопользования. Капитальные вложения – это реальные инвестиции.

Финансовые вложения представляют собой активы, способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов либо прироста их стоимости. Это так называемые портфельные инвестиции.

К финансовым вложениям организации относятся:

· государственные и муниципальные ценные бумаги;

· ценные бумаги других организаций;

· вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);

· предоставленные другим организациям займы;

· депозитные вклады в кредитных организациях;

Финансовые вложения могут иметь долгосрочный и краткосрочный характер. Долгосрочные вложения имеют срок пользования более одного года, краткосрочные – в пределах года. Общим для долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений является то, что они нацелены на получение дохода в виде дивидендов на акции и паи или процентов по операциям и депозитам. Некоторые виды финансовых вложений дают право участия в управлении (акции, паи ).

Фонды обращения – это денежные средства, функционирующие на стадии реализации (обращения) продукции. К ним относятся: готовая продукция на складе предприятия, дебиторская задолженность, средства в расчетах (на расчетном, валютном и других счетах в банках; денежные средства в кассе).

Ресурсный аспект экономики показывает какими ресурсами и в каком количестве располагает предприятие .

Однако этот аспект не дает информации о результатах  использования ресурсов, что наиболее важно, так как ресурсы должны быть использоваться с высокой отдачей. Эта информация может быть получена через результативный аспект экономики.

Результативный аспект экономики

 

Результативный аспект экономики – это анализ использования ресурсов с помощью соответствующей системы показателей.  Определение степени использования ресурсов осуществ­ляется с помощью двух групп показателей:

- абсолютных показателей – абсолютного эффекта (Э).

- относительных показателей – эффективности (E).

Результат использования экономических ресурсов предприятия можно проанализировать с помощью системы показателей, представленной на рис. 1.

Рис. 1. Показатели использования ресурсов предприятия

 

 

 

 

Показатели оценки абсолютного эффекта

 

Абсолютный эффект означает   достигнутый результат, без сравнения с затраченными ресурсами и оценивается рядом показателей.

Показатели абсолютного результата довольно многочисленны. На макроуровне к ним относятся:

- валовой внутренний продукт (ВВП);

- валовой общественный продукт (ВОП);

- национальный доход (НД);

На уровне предприятия показателями абсолютного результата являются:

- товарная продукция (ТП);

- реализованная продукция (РП);

- валовая продукция (ВП);

- выручка от реализации продукции (ВРП);

- прибыль (П).

Товарная продукцияэто продукция (работы, услуги), полностью законченная изготовлением на данном предприятии, отвечающая стандартам или техническим условиям, принятая отделом технического контроля и предназначенная для реализации потребителям. В состав товарной продукции входят готовые изделия, отдельные их элементы, стоимость законченного капитального ремонта, услуги, продукция вспомогательных подразделений, предназначенные сторонним потребителям.

Объем товарной продукции (ТП) определяется в оптовых ценах:

                                                   i

ТП = ΣЦоптi . Вi ,

                                                         1

где Цоптi – оптовая цена i -го изделия;

   Вi -  выпуск i-го изделия.

i=l,…,n - количество видов (наименований) продукции (работ, услуг), изготовляемой на предприятии.

Оптовая цена продукции определяется по формуле:

,

где - полная себестоимость i-гo вида продукции (работ, услуг), руб./ед.;

 - прибыль (нормативная) в расчете на единицу продукции (работ, услуг), руб./ед.

Выручка от реализации (ВРП) – денежные средства, поступившие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию:

,

где - выручка от реализации товарной продукции (брутто), руб.;

- оптово-отпускная цена (или цена продаж) i-го вида продукции, руб./ед.;

 - количество реализованной продукции i-го вида, шт.;

i=1,...,n - количество наименований реализованной продукции.

Оптово-отпускная цена определяется по формуле:

,

где  - величина налога на добавленную стоимость в единице i-говида продукции, руб./ед.

Реализованная продукция (РП)это товарная продукция, доведенная до потребителя и оплаченная им (рассчитывается в оптовых ценах).

,

где  - объем реализованной продукции, руб.

Валовая продукция (ВП)это весь объем производства, включающий товарную продукцию и изменение остатков не завершенного производства, т.е. предметов труда, находящихся в процессе производства, но не законченные им (металл в плавке, детали в обработке, узлы и изделия в сборке и т.п.):      

 

ВП = ТП + НПк – НПн,

 

где НПк, НПн – объем незавершенного производства соответственно на конец (к) и начало (н) периода.

Прибыль (П) конечный результат деятельности предприятия, характеризующий превышение доходов над расходами,  представляет собой разницу между суммой цен, по которым реализуется продукция, и затратами на ее производство и реализацию, т.е. себестоимостью всей продукции:

 

 

где  - прибыль от реализации продукции, руб.;

 - себестоимость реализованной продукции, руб., определяется по формуле:

,  

где  - себестоимость i-го вида реализованной продукции, руб.

                                    

Показатели абсолютного результата характеризуют результат сам по себе, вне связи с затратами ресурсов, поэтому они не дают представления об эффективности (результативности) производства. Показателями результативности являются ресурсоотдача и ресурсоемкость.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 137.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...