Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Игровая аргументация и агрессивность




ТЕМА: АГРЕССИВНОСТЬ

 

План лекции

1. Понятие об агрессивности

2. Враждебная и инструментальная агрессивность

3. Причины агрессивности

3.1 Теория инстинкта

3.2 Теория разочарования (фрустрации)

3.3 Теория социального научения

3.4 Комбинированная теория

4.    Агрессивность в спорте

4.1. Зрители и агрессивность

4.2. Игровая аргументация и агрессивность

4.3. Спортивные результаты и агрессивность

4.4. Ситуации проявления агрессии

 

Литература

1. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

3. Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Издательство «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины, 2001. – 336 с.

 

Понятие об агрессивности

Агрессивность определяется как любое поведение (действие), направленное на умышленное нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу

Из этого вытекает четыре критерия агрессивности:

1. Агрессивность представляет собой поведение (действие).

2. Она включает нанесение оскорбления или повреждения.

3. Она направлена на живое существо.

4. Она включает в себя намерение.

Агрессивность представляет собой физическое или словесное действие, но не отношение или эмоциональное состояние. Агрессивность включает нанесение оскорбления или повреждения физически или психологически. Агрессивность направлена на другое живое существо. Нанесение удара кулаком кому-нибудь, несомненно, является актом агрессии; то же самое можно сказать и в том случае, если швырнуть кошку, которая поцарапала новое кресло. В то же время, если бейсболист после неудачного действия бросает с отвращением свой шлем на землю, это не является актом агрессии. Агрессивность включает в себя намерение. Случайное нанесение повреждения кому-нибудь не является проявлением агрессивности, поскольку человек, нанесший повреждение, не собирался этого делать.

Враждебная и инструментальная агрессивность

Различают два вида агрессивности — реактивную, или враждебную, и инструментальную. При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении физической или психологической травмы кому-нибудь. Инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели. Например, когда боксер наносит в голову соперника мощный удар, это очень часто сопровождается травмой. Вместе с тем подобное действие обычно является примером инструментальной агрессивности: главная цель боксера — выиграть поединок и, нанося ущерб сопернику (набирая очки за нанесенные удары или нокаутируя соперника), он может достичь ее. Если же боксер прижал соперника к канатам и умышленно желает «наказать» соперника, нанося ему удары в голову и по корпусу, и сознательно стараясь не заканчивать поединок, это классифицируется как враждебная (реактивная) агрессивность.

При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении сопернику физической или психологической травмы, тогда как инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели

Причины агрессивности

В существует четыре теории, касающиеся причин проявления агрессивности:

Теория инстинкта

Теория разочарования (фрустрации)

Теория социального научения

Комбинированная теория

Теория инстинкта

Согласно теории инстинкта (Gill? 1986), людям присущ врождённый инстинкт агрессивности, который усиливается до тех пор, пока неизбежно не проявится. Это инстинкт может проявится либо непосредственно через нападение на другое живое существо, либо через катарсис, когда агрессивность проявляется посредством социально допустимых средств, таких как спорт, например. Таким образом, согласно этой теории, спорт и физическая культура играют чрезвычайно важную роль в обществе, давая людям возможность проявить свои агрессивные инстинкты с помощью социально допустимых средств.

Однако биологически врожденного инстинкта агрессивности не было обнаружено, а также не найдено подтверждений понятия «катарсис».

Теория разочарования (фрустрации)

Состояние фрустрации возникает в ситуации разочарования, неосуществления значимой цели, разногласия между ожидаемым и реальным результатом. Фрустрации проявляется в гнетущем напряжении, тревожности. Сопровождаясь отрицательными эмоциями, фрустрация может сочетаться с состоянием утомления и с чрезмерным нервно-психическим напряжением, но может выступать и как самостоятельный феномен.

Теория фрустрации, которую иногда называют теорией драйва, гласит, что агрессивность является непосредственным результатом фрустрации, которая имеет место в том случае, если не достигается поставленная цель (Dollard, Doob, Miller, Mowrer, Sears, 1939). Например, когда футболист считает, что соперник задерживает его не по правилам, он испытывает состояние фрустрации и проявляет агрессивные действия по отношению к сопернику. Однако в настоящее время эта точка зрения имеет очень мало сторонников из-за утверждения, что состояние фрустрации всегда приводит к агрессивности. Как показывают результаты исследований, люди очень часто преодолевают состояние фрустрации или выражают его неагрессивными способами.

Теория социального научения

Теория социального научения объясняет агрессивность как поведение, усвоенное в результате наблюдения за другими моделями поведения и последующего получения подкрепления за проявление подобных действий. Психолог Альберт Бандура (A.Bandura, 1973) выяснил, что дети, наблюдавшие за актами насилия со стороны взрослых людей, чаще повторяли подобные действия, чем дети, которые не были знакомы с такими моделями агрессивности. Влияние было особенно сильным, когда дети получали подкрепление к копированию дей­ствий взрослых.

Спортивные психологи и социологи чаще всего обращались к хоккею, который изобилует проявлением агрессивных, запрещенных правилами действий. Смит (Smith, 1988) обнаружил, что насилие, превалирующее в играх профессионалов, моделируется молодыми хоккеистами-непрофессионалами. Вообще агрессивность ценится в хоккее, и игроки очень быстро усваивают, что, проявляя агрессивность, они завоевывают личное признание. Многие тренеры, родители и одноклубники принимают и подкрепляют такие агрессивные действия (Smith, 1988). Молодые хоккеисты, наблюдая за агрессивными действиями своих кумиров, тем самым получают подкрепление к проявлению подобных действий.

Для любого вида спорта характерно проявление агрессивности. Фигуристка, например, желая вывести соперницу из психического равновесия, может сказать: «Я слышала, судьи говорили, что в этом году запрещено выступать в таком костюме». Это — весьма тонкий вид агрессии, цель которой — нанести психологический ущерб сопернице.

Теория социального усвоения имеет достаточное научное подтверждение. Она убедительно показывает существенную роль, которую играют авторитетные для человека люди в развитии или контроле агрессивности.

Комбинированная теория

Комбинированная теория включает элементы теории фрустрации и социального научения. Эта весьма популярная в настоящее время теория гласит, что хотя состояние фрустрации не всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева (Leonard, Berkowitz, 1965, 1969). Однако повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям в том случае, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется.

На рис. .1 показан процесс возникновения агрессивных действий, основанный на модели Берковитца. Вначале человек впадает в состояние фрустрации, например, вследствие проигрыша матча или плохого выступления. В результате фрустрации повышается уровень возбуждения, как правило, в виде гнева или боли. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к проявлению агрессивных действий только в том случае, если индивид усвоил, что в подобной ситуации целесообразно проявлять агрессивные действия.

 

Рис. 1. Комбинированная теория

 

Преимущество комбинированной теории состоит в том, что она включает наиболее эффективные элементы теории фрустрации и социального научения и основывается на модели взаимодействия (уровень возбуждения—гнева индивида в контексте социально усвоенных моделей окружения) при объяснении поведения.

Агрессивность в спорте

Соревновательный спорт отличается от многих других видов деятельности присутствием болельщиков и зрителей. Болельщики не являются пассивными наблюдателями, они активно отождествляют себя со своими любимыми командами. Иногда они проявляют агрессивные действия.

Зрители и агрессивность

Просмотр спортивного соревнования не приводит к снижению уровня агрессивности зрителей. Более того, наблюдение за некоторыми контактными видами спорта повышает готовность зрителя стать агрессивным (Isoahola, Hatfield, I986). Но агрессивность, как правило, не проявляется без наличия других связанных с поединком факторов:

Ø мелкие агрессивные действия на игровом поле (например, жаркий спор по поводу решения арбитра или короткая стычка между игроками противоборствующих команд);

Ø мужской пол;

Ø социальный статус рабочего.

Меры снижения агрессивности зрителей:

Ø запрет продажи алкогольных напитков в местах проведения спортивных состязаний;

Ø игроки и тренеры также должны контролировать свои действия и чувства на игровых площадках, с тем чтобы не провоцировать агрессивных действий болельщиков.

Игровая аргументация и агрессивность

Многие спортсмены рассматривают определенные акты агрессии как недопустимые вообще, но приемлемые в спортивных условиях (Bredemeier, Shields, 1986). Например, в определенных спортивных ситуациях нанесение удара сопернику считается вполне допустимым, что, однако, считается недопустимым в школьном музыкальном коллективе. Такое двоякое толкование называется игровой аргументацией или моралью в кавычках.

Это создает определенную проблему. Во-первых, агрессивность сопровождается риском нанесения травмы. Кроме того, спорт может и должен учить детей, как подобает себя вести в спорте и вне его. Поощрение агрессивного поведения в спорте несет в себе отрицательную информацию для детей. Спортивные деятели не должны допускать в спорте проявления любых форм агрессивности, неприемлемых в других сферах человеческой деятельности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 168.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...