Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расчет показателей вариации




ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФИЛИАЛ

 



Кафедра правовой информатики, информационного права

И естественнонаучных дисциплин

 

Утверждаю

Зав. кафедрой ПИИПЕД

к.т.н., доцент

А.В. Мишин

31 августа 2006 г.

 

ПЛАН

Практического занятия

 

Дисциплина: «Судебная статистика».

 

Тема 6.2: «Средние величины и их применение в судебной статистике».

 

 

Разработал:

доцент кафедры ПИИПЕД

к.т.н.

В.И. Филатов

 

Материалы обсуждены и одобрены

на заседании кафедры ПИИПЕД,

протокол №  1  от « 31 » августа 2006 г.

 

 

Воронеж - 2006

План проведения занятия

Тема № 6: «Средние величины и их применение в судебной статистике».

Занятие № 2: «Расчет средних величин и показателей вариации».

Цели занятия:

1. Закрепить основные понятия средняя арифметическая, взвешенная средняя арифметическая, средняя геометрическая, мода, медиана, размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации;

2. Выработать навыки расчета средних величин и показателей;

3. Стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию у них творческого мышления.

 

Учебно-материальное обеспечение

1. План и методические указания студентам на практическое занятие по теме.

2. Доска, мел (маркер).

3. Персональные компьютеры и прикладное программное обеспечение

 

Учебные вопросы Время, мин
Вступительная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Расчет средних величин ………………………………………… 2. Расчет показателей вариации ………………………………….. Заключительная часть . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 35 45 5

 

Литература:

 

основная:

1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст] : учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2006. – С. 175 - 244.

2. Лунев В.В. Юридическая статистика [Текст] : учебник / В.В. Лунев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2004. – С. 61 – 93.

 

дополнительная:

3.Лялин В.С. Правовая статистика [Текст] : учебник / В.С. Лялин. – М. : ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.

 

Содержание занятия и методика его проведения

Подготовительная часть.В часы самоподготовки студенты повторяют содержание материала лекции по теме 6.1 и [1,2]. При этом особое внимание уделяется уяснению следующих понятий: средняя арифметическая, взвешенная средняя арифметическая, средняя геометрическая, мода, медиана, размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, коэффициент вариации.

Вступительная часть. Преподаватель проверяет наличие и готовность студентов к проведению занятия, делает соответствующие записи в журнале. Объявляется тема, цель и план проведения занятия. Акцентируется внимание студентов на важности изучаемой темы для усвоения последующего материала учебной дисциплины.

Расчет средних величин

 

Отработка учебного вопроса начинается с проверки текущих знаний студентов по следующим контрольным вопросам:

1. Что представляет собой средняя величина и в чем состоит ее опреде­ляющее свойство?

2. Напишите формулу взвешенной средней арифметической и приведите пример вы­числения.

3. Особенности применения взвешенной средней арифметической для интервального ряда.

4. В каких случаях используется формула средней геометрической?

5. Как определяются структурные позиционные средние (мода, медиана).

6. Поясните необходимость определения показателей вариации.

7. Раскройте смысл показателей вариации ста­тистической совокупности: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

После проведения «беглого» опроса, студенты выполняют следующие задания:

 

Задание 1. Определите среднюю нагрузку на судей. Поясните какой вид средней необходимо использовать при расчетах и почему.

Число дел (варианта x) Число судей (частота f) Произведение вариант на частоты (xf)
17 1 17*1=17
42 1 42*1=42
47 2 47*2=94
50 3 50*3=150
63 1 63*1=63
68 2 68*2=136
75 1 75*1=75
78 1 78*1=78
80 2 80*2=160
85 1 85*1=85
∑x=605 ∑f=15 xf =900

 

Задание 2. Определите средний срок рас­следования уголовных дел на основе следующих данных:

 

Срок расследования Число уголовных дел
До 1 месяца 10
От 1 до 2 месяцев 40
От 2 до 3 месяцев 25
От 3 до 4 месяцев 10
От 4 до 6 месяцев 12
От 6 до 1 года 2
От 1 года до 1,5 лет 1
  Всего: 100

 

Задание 3. Определите средне годовые темпы роста на основе динамики взяточничества в России (1991 – 1996 гг.).

 

 

 

Задание 4. Определите моду и медиану для интервального ряда распределения числа пострадавших в ДТП в1995 г.

 

 

Расчет показателей вариации

 

Отработка учебного вопроса осуществляется путем выполнения следующих расчетных заданий:

Задание 5. Определите размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсию и коэффициент вариации.

Задание 6. В одном суде 10 осужденным были назначены такие сроки лишения свободы: 1, 2, 3, 3, 4, 9, 10, 12, 13, 15 лет, а в дру­гом также 10 осужденным было назначено: 6, 6, 7, 7, 7, 7, 8, 8, 8, 8 лет. Необходимо определить размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсию.

 

Заключительная часть. В заключительной части практического занятия преподаватель подводит итоги, отмечает ошибки в действиях студентов, оценивает работу и отвечает на их вопросы, выдаёт задание на самоподготовку.

 

Задание на самоподготовку. К следующему практическому занятию:

повторить лекционный материал, посвящённый вопросам расчета средних величин и показателей вариации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...