Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учитывайте личность занимающегося




План лекции

1. Виды целей

Эффективность определения целей

Основные принципы определения целей

 

Литература

1. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 112 с. – (Наука – спорту)

2. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 192 с, ил.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 288 с.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

5. Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Издательство «Олимпийская литература» Национального университета физического воспитания и спорта Украины, 2001. – 336 с.

 

1.    Виды целей

Цель – это стремление к определённому действию или уровню физической подготовки или мастерства.

Субъективные цели, такие, как получение удовольствия, выполнение чего-нибудь так хорошо, насколько можно, и т.п.

Объективные цели – поднятие определённого веса, пробегание определённого количества кругов, то есть целью является достижение определённого эталона.

Объективные цели

Цели, связанные с результатом. Направлены на достижение победы в соревновании, акцентированы на соревновательный результат: выигрыш забега, завоевание медали, опережение соперника по числу набранных очков. Таким образом, достижение этих целей зависит не только от усилий, но и от способностей и игры соперника.

Цели, связанные с уровнем физической подготовки. Цели, связанные с уровнем физической подготовки, направлены на достижение уровня, сравниваемого с предыдущим. Именно такие цели отличаются большей гибкостью и контролируются. Кроме того, эти цели, как правило, ассоциируются с меньшими уровнями тревожности и более высоким уровнем спортивных достижений во время соревнований по сравнению с целями, связанными с результатами. Поэтому спортсменам рекомендуют отдавать предпочтение целям связанным с уровнем физической подготовки.

Эффективность определения целей

Цель представляет собой достижение определённого эталона мастерства в выполнении задания, как правило в течение определённого времени.

Процесс постановки целей – существенный метод повышения уровня спортивной деятельности, однако его эффективность во многом зависит от правильного осуществления этого процесса.

1. Цели направляют внимание на важные элементы выполняемого умения или навыка.

2. Цели мобилизуют усилия человека.

3. Цели поддерживают настойчивость человека.

4. Цели способствуют развитию новых стратегий усвоения.

5. Правильно поставленные цели способствуют снижению уровня тревожности.

Основные принципы определения целей

Правильное применение следующих принципов обеспечивает надёжную основу для разработки программы определения целей.

Ставьте конкретные цели

Конкретные цели обеспечивают более эффективное изменение поведения или действия по сравнению с общими целями («приложить максимум усилий»).

Ставить трудные, но реальные цели

Чтобы поставленная цель была эффективной, она должна быть достаточно трудной, но достижимой, то есть реальной. Если для достижения поставленной цели не требуется больших усилий, люди теряют интерес к программе определения целей. В то же время труднодостижимые цели приводят к разочарованию занимающегося, снижению уровня уверенности в себе и низким результатам. Таким образом, очень важно поставить достаточно трудную цель, которую, вместе с тем, можно достичь. В этой связи необходимо учитывать способности каждого занимающегося. Если у преподавателя или тренера мало опыта в данном виде деятельности или он не сумел достаточно хорошо познакомиться со своими подопечными, в этом случае целесообразно определить легко достижимые цели. Когда же станет очевидным, что поставленные цели слишком простые, следует поставить новые, более сложные.

Ставить долгосрочные и краткосрочные цели

К сожалению, основные изменения поведения или действия не происходят сразу же. Поэтому приходиться ставить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Этот принцип можно представить в виде лестницы, вершина которой соответствует долгосрочной цели (мечте), нижняя ступенька – данному уровню возможностей, а остальные ступеньки от нижней к верхней – связанным между собой краткосрочным целям.

Подобный «лестничный» принцип определения долгосрочных и краткосрочных целей с успехом применяли многие ведущие спортсмены, включая чемпионов мира и Олимпийских игр. Он также может быть с успехом использован и в программах физических занятий для всех желающих.

Ставить цели, направленные на повышение уровня физической подготовки

Очень трудно не думать о победе, а также не сравнивать свои результаты с результатами других. В конце концов, люди обращают главное внимание на победу или поражение, а не на ваши индивидуальные достижения. Поэтому неудивительн6о, что спортсмены ставят такие цели, как выиграть матч, выиграть чемпионат или преодолеть определённого соперника.

Как ни странно лучший способ выиграть чемпионат или преодолеть определённого соперника – сконцентрировать внимание на целях, связанных с уровнем физической подготовки. Чрезмерный акцент на целях, связанных с результатом, повышает уровень тревожности во время соревнований, и спортсмен не может сконцентрировать своё внимание на предстоящем задании.

Таким образом, целесообразно постоянно акцентировать внимание на целях, связанных с уровнем физической подготовки. Для каждой определённой спортсменом цели, связанной с результатом, необходимо поставить несколько целей, связанных с уровнем физической подготовки, которые должны обеспечивать достижение запланированного результата.

Записывать (регистрировать) цели

Разрабатывайте стратегии достижения целей

Определение целей без разработки соответствующей стратегии их достижения – всё равно, что путешествие на машине в незнакомой местности без карты дорог.

Стратегия достижения поставленной цели должна быть достаточно гибкой. Вместо определения дней выполнения какого-либо упражнения, например, упражнения с отягощениями – понедельник, среда и пятница, лучше отметить, что вы будете проводить занятия с отягощениями 3 раза в неделю. Если по какой-то причине вы не сможете провести занятия в один из определённых вами дней, вы сможете провести его в другой день и, таким образом, выполните поставленную цель.

Учитывайте личность занимающегося

Люди с высокой степенью соревновательности акцентируют внимание на целях, связанных с результатом, в отличие от людей с высокой ориентацией на задание, которые отдают предпочтение целям, связанным с уровнем физической подготовки.

Осознание этих различий поможет определить, чего следует ожидать от людей, которым вы помогаете в определении целей. Успешно выступающие спортсмены с высоким уровнем ориентации на задание должны хорошо реагировать на ваше стремление помочь им с определением целей. Менее успешно выступающим спортсменам, ориентированным на результат, придётся постоянно напоминать о важности постановки реальных целей, связанных с уровнем физической подготовки, а также постоянно контролировать их. При работе с детьми также необходимо прилагать много усилий, чтобы обеспечить концентрацию усилий на постановку целей, связанных с уровнем физической подготовки.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...