Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международным стандартом ISO 9000 выделено четыре категории продукции.




Квалиметрия: объекты, принципы и показатели качества  

                  

Квалиметрия: измерение и оценка качества продукции

Учение об измерении и количественной оценке качества объектов и процессов деятельности людей называется квалимерия. Исходные слова «квали» и «метрия» означают качество и измерение. Роль квалиметрии – создание таких методов, приемов и средств оценивания качества продукции, которые способны учитывать интересы общества, то есть интересы и потребителей и производителей.

 Квалиметрия формируется на основе эконометрики и метрологии. Эконометрика – наука об экономических измерениях.  Эконометрика посвящена изучению конкретных количественных закономерностей и взаимосвязей экономических объектов и процессов с помощью соответствующих методов и моделей. Цель эконометрики – эмпирический вывод экономических законов на основе реальных данных.

Метрология – это наука, которая занимается процессами, методами и средствами измерений, обеспечивающих достоверность и единство измерений.

       Основные функции метрологии состоят:

- в создании общей теории измерений;

- в образовании единиц физических величин и систем единиц;

- в разработке методов и средств измерений, методов определения точности, единства средств измерений;

- в создании эталонов и образцовых средств, в проверке средств и мер измерений.

Метрология является научной основой метрологического обеспечения хозяйственной деятельности страны

К основным принципам квалиметрии относят следующие.

1. Квалиметрия обязана представлять для практической хозяйственной деятельности общественно полезные методы достоверной квалификационной и количественной оценки различных объектов с позиции полезности их использования.

Проблема состоит в том, что у потребителя и производителя продукции интересы существенно различаются. Производитель не всегда заинтересован и часто не может создавать качественные товары, а продавать он стремится их по наиболее высокой цене. Потребитель же заинтересован в дешевой, но качественной продукции.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным характеристикам, а по наиболее значимым из них. В силу того, что полезный эффект от продукции достигается при ее эксплуатации или потреблении, то при оценивании качества продукции преимущественно используются те показатели, которые характеризуют способность продукции «удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

3. Квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличия эталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойство и качество в целом.

Абсолютные значения отдельных показателей качества еще не характеризуют качество, не являются оценочными. Для количественной оценки качества необходимо знать значения аналогичных показателей качества других или другого аналогичного образца. Конечным результатом оценки является относительная величина значений обобщенного показателя его качества и такого же показателя базового, эталонного образца.

4. Задача измерения состоит не только в определении абсолютно точного значения измеряемой величины, но и в том, чтобы получить о нем достоверную информацию, оценить ее и выразить в той или иной приемлемой форме. 

Объекты квалиметрии: категории и свойства продукции

           

Продукция - сложное многоаспектное понятие, она обладает потребительскими свойствами, совокупность которых составляет ее потребительную стоимость (полезность). Потребительское свойство – это объективная особенность, которая проявляется в процессе использования и потребления продукции.

Согласно общепринятому определению под  продукцией понимается результат преобразования ресурсов посредством совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности или результат процесса. Результат может быть представлен в виде материальной и нематериальной продукции. 

Мультимножество видов продукции государственными стандартами России и международными стандартами, например, стандартами семейства ISO 9000 упорядочены в определенные категории. По стандартам России объектами, обладающими определенными потребительскими свойствами, являются продукция, услуга, интеллектуальный продукт. Каждая из категорий объектов как носителей качества включает следующее.

1. Продукция

1.1. Изделие – единица промышленной продукции (ГОСТ 15895–77).

1.2. Материал – исходный предмет труда (ГОСТ 3.1109–82)

1.3. Сырье (рудные и нерудные полезные ископаемые) и природное топливо (нефть, газ, уголь, торф и т.д.).

1.4. Продукт (химический, биологический и др.)– материальный результат труда, не являющийся изделием, предназначенный для потребления, или обеспечения потребления, эксплуатации и производства продукции.

2. Услугапродукт, предоставляемый в виде некоторого блага, удобства и помощи.

3. Интеллектуальныйпродукт– нематериальный результат труда.

3.1. Технологический метод –совокупность правил, определяющих последовательность и содержание технологических процессов и операций.

3.2. Программный продукт – средства программного, математического и алгоритмического обеспечения вычислительной техники.

3.3. Научный продукт (концепция, методика, организационная система и т.д.) – нематериальный результат научных исследований и разработок.

3.4. Прочие нематериальные продукты (организационная система, карта, схема и т.п.)

Международным стандартом ISO 9000 в соответствии с приведенным определением термина «продукция» как любой результат преобразующей деятельности есть продукция, то и услуга и интеллектуальный продукт все отнесено в статус «продукция». и выделено четыре категории видов продукции.

Международным стандартом ISO 9000 выделено четыре категории продукции.

1. Оборудование (технические средства).

2. Перерабатываемые материалы (жидкость, газ, специфические и сыпучие материалы, слитки, прутки и листы и др.) – материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние.

3. Интеллектуальная продукция, под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности, включающий в себя информацию выраженную через средства поддержки; интеллектуальная продукция может быть в форме вычислительных программ, баз данных, в форме концепций, методик, алгоритмов и др.

4. Услуги (разработка проекта, снабжение комплектующими изделиями, выдача кредита и т.д.) – процессы, осуществляемые с целью удовлетворения нужд предприятий и организаций, материальных и социально-культурных нужд потребителя.

Дадим определение различным видам продукции.

Изделие – эта единица промышленной продукции, количество которой исчисляется в штуках и которая представляет собой предмет или их набор (автомобиль, телефон и др.).

Материал – исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изделия (ГОСТ 3.1109-82).

Сырье (рудное и нерудное сырье, химическое сырье) и природное топливо – исходный предмет труда для производства сырьевой продукция: электроэнергия, тепловая энергия, продукция черной и цветной металлургии, продукция химической промышленности и т.д.

Продукт – материальный результат труда, не являющийся изделием, предназначенный либо для потребления, либо обеспечения потребления, эксплуатации продукции или ее производства, но не как предмет труда.

Интеллектуальный продукт – нематериальный результат труда, предназначенный для использования по назначению либо для обеспечения потребления, эксплуатации или производства продукции.

 Технологический метод- совокупность правил, определяющих последовательность и содержание действий в технологическом процессе (ГОСТ 3.1109– 82).

Программный продукт – средства программного и (или) математического, алгоритмического обеспечения вычислительной техники.

Научный продукт – нематериальный результат научных исследований и (или) разработок (научная концепция, методика, организационная система).

Услуга – деятельность или процесс, осуществляемые с целью предоставления удобств или оказания помощи кому-либо или удовлетворения нужд потребителя. Услуги подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные услуги – эта услуга по удовлетворению нужд предприятий и организаций (разработка проекта реконструкции, выдача денежного кредита, снабжение комплектующими материалами и др.).

 Непроизводственная услуга – это услуга отдельным лицам или группам лиц. Они делятся на материальные и нематериальные. Материальная услуга – это услуга по удовлетворению материальных нужд потребителя. Ее результат – преобразованная продукция. Нематериальная услуга – это услуга по удовлетворению социально-культурных нужд потребителя –физических, духовных, информационных, интеллектуальных и т.п. Объектом такой услуги является сам потребитель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...