Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к изучению личности




Психологи рассматривают личность с различных позиций. Для изучения личности в спорте и физической культуре используют три основных подхода.

 

Изучение личности повышает эффективность работы специалистов со студентами, спортсменами и людьми, занимающимися физической культурой

Подход, основанный на характерных особенностях личности

Данный подход основан на предположении, что основные структурные единицы личности – её характерные особенности – являются относительно стабильными. Иными словами, характерные особенности личности остаются постоянными в различных ситуациях. На основании этого подхода психологи заключают, что причины поведения человека находятся в нём самом. Влиянию ситуационных или средовых факторов, отводится очень незначительная роль. Характерные особенности предопределяют модель действия человека, независимо от ситуации или обстоятельств.

Например, если спортсмен выступает в соревнованиях, то он предрасположен к борьбе и к тому, чтобы полностью «выложиться», независимо от ситуации и результата. Предрасположенность, однако не означает, что спортсмен будет всегда так действовать; она лишь указывает на вероятность ведения борьбы в спортивных ситуациях.

Недостаток. Не учитывает определённые ситуации, которые также могут оказывать влияние на человека.

 

Подход, основанный на характерных особенностях личности, который преобладал в ранних исследованиях, не учитывал определенных ситуаций, которые также могут оказывать влияние на поведение человека

 

 

Ситуационный подход

Согласно ситуационному подходу, поведение определяется главным образом ситуацией или окружающей средой. Такой подход основывается на теории социального научения, которая объясняет поведение, используя понятия наблюдательного научения (моделирование) и социального подкрепления (обратная связь). Другими словами, воздействия окружающей среды и подкрепления усиления обуславливают модель поведения. Человек может уверенно действовать в одной ситуации, а неуверенно – в другой, независимо от его характерных особенностей. Более того, при значительном влиянии окружающей среды роль характерных особенностей личности будет минимальной. Например, если вы интровертированная личность, вы тем не менее можете действовать настойчиво и даже агрессивно, если на вас кто-то нападает.

Недостаток. Одной лишь ситуации недостаточно для точного прогнозирования поведения, следует также принимать во внимание характерные особенности личности.

 

Одной лишь ситуации недостаточно для точного прогнозирования поведения, следует также принимать во внимание характерные особенности личности

Взаимосвязанный подход

Согласно взаимосвязанному подходу, ситуация и человек – содетерминанты поведения, то есть переменные, которые совместно обуславливают поведение человека. Иными словами, чтобы понять поведение, необходимо знать характерные особенности человека и конкретную ситуацию. Сторонники данного подхода задают следующие вопросы:

- Выступают ли экстравертированные спортсмены в командных дисциплинах, а интровертированные – в индивидуальных?

- Будут ли люди с высоким уровнем мотивации дольше заниматься по программе физической подготовки, чем люди с низким уровнем мотивации?

- Предпочитают ли уверенные в себе дети соревновательные виды спорта, а недостаточно уверенные в себе молодые люди – несоревновательные спортивные ситуации?

Большинство спортивных психологов, изучающих поведение спортсменов, отдают предпочтение взаимосвязанному подходу. Бауэре (Bowers, 1973) обнаружил, что взаимодействие между людьми и ситуациями может намного лучше объяснить поведение, чем характерные особенности или ситуации в отдельности. Взаимосвязанный подход предполагает изучение индивидуального реагирования людей, занимающихся спортом и физической культурой, в определенных условиях.

Например, Фишер и Зварт (Fisher, Zwart, 1982) изучали уровни тревожности у баскетболистов в различных игровых ситуациях: до, во время и после игры. Вот некоторые из игровых ситуаций:

- до конца основного времени осталось 2 с, счет 70:70, против вас нарушили правила и вам предстоит выполнить штрафные броски, которые могут решить судьбу матча в пользу вашей команды;

- публика ведет себя очень шумно и все ее комментарии в основном касаются вас;

- вы только что сыграли очень плохо и тренер критикует вас;

- вы находитесь в раздевалке после проигрыша матча, который по всем признакам можно было выиграть.

Спортсменам предложили ответить, как они будут реагировать в этих ситуациях:

а) будут испытывать неприятное ощущение;

б) будут реагировать очень эмоционально;

в) хотели бы избежать подобной ситуации;

г) будут испытывать «чувство удушья»;

д) получат удовольствие от подобной ситуации.

 

Чтобы понять и прогнозировать поведение, необходимо учитывать как ситуацию, так и характерные особенности личности

 

Реакция спортсменов на каждую игровую ситуацию определяется их психической и эмоциональной структурой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...