Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Немецкая школа бухгалтерского учета (XIX - XX вв.
Тема 5. Немецкая система бухгалтерского учета 1. Основные представители немецкой школы бухгалтерского учета 2. Основные цели и задачи бухгалтерского учета немецкой школы 3. Законодательный аспект немецкой школы бухгалтерского учета 4. Порядок организации бухгалтерского учета в Германии 5. Номенклатура и план счетов 6. Методы бухгалтерского учета, применяемые немецкой школой 7. Возможные изменения статей баланса в результате хозяйственных операций 8. Сущность системы доппика (двойной записи) 9. Учетная политика немецкой компании 10.Отчетность немецкой системы бухгалтерского учета. 1. Немецкая школа. Эта школа придавала большое значение процедурным вопросам, строению форм подсчета, последовательностью бухгалтерских записей. Главными представителями данной школы были Ф. Гюгли, И. Ф. Шер, Г. Никлиш и др. Для этой школы предусмотрен плавный переход к учету от баланса к бухгалтерскому счету, а не наоборот, как это было характерно для итальянской и французской школ. Представители же немецкой школы формулировали принципы бухгалтерии из нее самой (И.Ф. Шер, Э. Шмаленбах, А. Кальмес, Г. Никлиш, Э. Папе, Г. Хольцер, В. ЛеКутр и др.). Немцы не отходили от бухгалтерии в поисках учетного смысла. Этот смысл они видели в тех документах и регистрах, которые поступают в бухгалтерию. Учетная процедура - вот и цель, и предмет, и метод бухгалтерии. Вне бухгалтерии нет бухгалтерии. Ее научная сторона сводится к максимально возможной формализации учетной процедуры, это превращает ее в своеобразный математический язык хозяйственного процесса. Формализованная процедура открывает путь к синтезу различных, на первый взгляд, неодинаковых, решений, так как каждое из таких решений является частным случаем общей универсальной процедуры. В сущности, бухгалтерское моделирование берет начало из немецкой школы, создателем которой был швейцарец И.Ф. Шер. Двойная запись объяснялась так же, не исходя из объективных, присущих фактам хозяйственной жизни обстоятельств, а выводилась из формальных моментов, заданных балансовым уравнением. Двойная запись - это математическое следствие баланса. Процедура, описанная в виде математических формул, получила новую жизнь в условиях применения ЭВМ. Будучи позитивистом, Шер противопоставил метафизическим, как он считал, объяснениям двойной записи в итальянской и французской бухгалтерии объяснение научное, т.е. чисто формальное. Все счета по отношению к балансу были разделены на активные и пассивные. Содержание их сторон рассматривалось как противоположное: дебет активного счета - увеличение, кредит - уменьшение, в пассивных счетах - наоборот. (Это не объясняло записи по счетам расчетов.) Развитием формальных требований к балансу было правило В. ЛеКутра о строгом соответствии каждому счету определенной статьи баланса (тотальный баланс). Большие заслуги немецкая школа имеет в части развития вычислительной техники, создания карточных форм счетоводства, изгнания из учета хронологической записи (журнала), распространения математических и статистических методов, унификации планов счетов. Немецкая школа бухгалтерского учета (XIX - XX вв. Бухгалтеры Германии, Австро-Венгрии и германоязычной Швейцарии составляли как бы единую общность. Состояние теории здесь было на сравнительно низком уровне. Только в середине века на основе трудов Гантигеля (1840), Г. Курцбауэра (1850) и Г.Д. Аугшпурга (1863) зарождаются идеи, из которых в дальнейшем разовьется теория двух рядов счетов. Сущность бухгалтерского учета. Ф. Скубиц, директор коммерческого училища в Герлице, утверждал, что «бухгалтерия - это деятельность, направленная к тому, чтобы изобразить в числах весь ход и все состояние предприятия согласно предположенным целям». При этом бухгалтерия по требованию двух типов хозяйств может быть представлена только двумя системами - потребительной и производительной. По современной терминологии - бюджетной и хозрасчетной. Фридрих Ляйтнер определял счетоводство как «хронологическое изображение торговых операций, систематическую группировку хозяйственных событий в их причинной связи, сводку однородных оборотов с денежными ценностями». Ляйтнер был новатором, что проявилось не столько в позитивном подходе к учетным проблемам, сколько в критике двойной бухгалтерии. При этом он отмечал: 1) нечеткость оценки имущества искажает финансовое положение предприятия; 2) недостаточность проверки учетных данных на основе двойной записи (фиксируется арифметическая, а не логическая правильность); 3) невозможность отражать финансовые результаты на любой момент времени. Два цикла бухгалтерского учета. В немецкой школе мы находим четкое разграничение учета на два самостоятельных цикла: торговая и производственная бухгалтерия. БолдуинПенндорф писал: «Торговая бухгалтерия ведет учет внешних отношений предприятия, выявляет состав его имущества и результаты хозяйственной деятельности. Производственная бухгалтерия охватывает все производственные операции внутри предприятия и точно отображает процесс производства». Этот подход характерен для немецкой школы в целом. Эйген Шмаленбах (1873-1955) указывал, что торговая бухгалтерия контролирует долги и обязательства, а производственная - внутрихозяйственные процессы. Последняя делится на четыре отдела (учет заработной платы, материалов, себестоимости, результатов). Деление бухгалтерского учета на торговый и производственный, восходящее к работам чешского автора Готтшалька (1865), имело огромные последствия для счетоведения. В отличие от последующего деления бухгалтерского учета нафинансовый и управленческий в англо-американской практике, где эти ветви существовали независимо друг от друга, в Германии торговая и производственная бухгалтерия взаимно дополняли и развивали друг друга. Первая нашла наиболее полное теоретическое обоснование в балансоведении, вторая - в калькуляции. В самом конце XIX и в начале XX в. родилось оригинальное направление - балансоведение. Возникновение балансоведения было обусловлено пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции бухгалтерии (Шер), и, что особенно важно отметить, деятельностью крупных юристов, создававших специальную отрасль права - балансовое право (Штауб, Рем, Симон). Заслугой юристов было формулирование требований к балансу: 1) Точность. Как считали немецкие авторы, степень точности зависит от мнения юристов и членов правления, т. е. от закона и целей, которые выдвигает высшая администрация акционерных обществ. 2) Полнота. Капитал в балансе должен показываться в полной номинальной, а не в фактически внесенной сумме (разность должна была показываться в активе как отдельная статья дебиторской задолженности). 3) Ясность. Оставалось необходимым пояснить, для кого должен быть понятен баланс - для всех специалистов, на чем настаивал Рем, или для любого грамотного, точнее - заинтересованного человека, что требовал Герстнер. 4) Правдивость. Баланс должен быть составлен с учетом требований закона, и все его числа должны вытекать из первичных документов (если закон абсурден, а первичные документы содержат приписки, фальсификацию и т. п., то баланс все равно правдив). 5) Преемственность. Преемственность делилась на внешнюю (сохранение из года в год структуры баланса) и внутреннюю (сохранение принципов оценки прошлого года в текущем году). 6) Единство баланса. Баланс центра должен включать результаты балансов своих филиалов. Различные требования к балансам обусловили необходимость их классификации. В Германии стали различать баланс-брутто (составляется с указанием нераспределенной прибыли) и баланс-нетто (составляется с уже распределенной прибылью). Баланс-нетто считался составленным с нарушением требований закона. Принципиально новым в немецкомбалансоведении был субъективистский подход к оценке. Он мог иметь своим истоком взгляды Бернарда Больцано (1781-1848), который провозглашал, что субъективное есть реальное для данного случая, т. е. согласно представителям этой школы, если для предприятия данная машина реально стоит Х^ марок, то эта же машина для другого предприятия не может стоить столько же; для него стоимость машины составит Х^. При этом реально будем иметь Х^/Х^. Р. Пассов подверг резкой критики теорию субъективной оценки с помощью следующего примера: допустим, один предприниматель заказал в Берлине две машины, одна предназначена для завода в г. Магдебурге, другая - в г. Мюнхене, машины одинаковые, а оценка их будет различной. Различные виды оценок обусловлены различными целями, стоящими перед балансом как учетной категорией. В 1912 г. Циммерманн обратил внимание на то, что баланс должен служить двум целям: выявлять финансовый результат и оценивать имущество. Он же указал, что эти цели взаимоисключают друг друга. Например, уменьшая стоимость амортизируемых основных средств, мы получаем правильный финансовый результат, но искажаем стоимость возможной реализации. Наоборот, давая правильную рыночную оценку имуществу, мы неизбежно искажаем прибыли или убыток. В теории стали различать динамический баланс, который правильно отражает финансовый результат, но может искажать оценку имущества. «Баланс, - писал Шмаленбах, - есть только такой перечень наличности, какой необходимо иметь, чтобы привести в известность годовую прибыль». Статический баланс, цель которого - точное отражение стоимости имущества. Эта идея последовательно проводилась в жизнь Никлишом. Были и компромиссные подходы. Предшественниками статического учения о балансе часто и с достаточным основанием называют Симона и Герстнера. Следует отметить, что ОгмарШпанн (1878-1950) считал неприемлемым в экономической науке использование таких терминов, как статика и динамика, полагая, что экономика изучает не причинно-следственные, а целевые связи, ибо «корень любого хозяйственного акта этический». На практике стали различать два баланса - налоговый (для финансовых органов) и коммерческий (для правления и акционеров). Профессиональные бухгалтеры затратили немало усилий, в результате которых, как писал Герстнер, удалось «вытравить из теории коммерческого баланса юридическую примесь». Юристы внесли несколько оригинальных идей в трактовку баланса. Так, Штауб впервые подчеркнул, что «акционерный баланс является не имущественным, а балансом распределения прибыли». Эта мысль получила дальнейшее развитие у Берлинера, и она же явилась толчком для формирования динамического баланса Шмаленбаха. Прежде всего, возникал вопрос о соотношении инвентаря и баланса, с одной стороны, и текущей бухгалтерской регистрации - с другой. Р. Пассов и В. Осбар полагали, что и инвентаризация, и вытекающий из нее баланс имеют или, по крайней мере, должны иметь абсолютно самостоятельное существование независимо от данных текущей бухгалтерии. Напротив, Т. Губер баланс видел неотъемлемой частью бухгалтерии и считал кощунством лишение бухгалтерии ее венца, а Герстнер писал, что «такой взгляд свидетельствует о полном непонимании самой сущности бухгалтерии». 2. Цели учета сводятся к 1) получению сведений относительно состояния имущества владельца; 2) выведению двойным путем результатов деятельности предприятия «посредством установления приращения или убыли ценностей актива и пассива, а затем и при помощи счетов Прибыли и убытка»; 3) помощи предприятию путем: составления сметы, контроля выполнения операций, разработки плана работы; 4) критической оценки хозяйственной деятельности предприятия. Экономические границы счетоводства «проходят там, где затрата на теоретически возможное улучшение постановки дела в этих областях внутренней организации предприятия начинает становиться больше той частнохозяйственной выгоды, какую может извлечь из него предприниматель». С того момента, как только затраты на ведение учета, на получение каких-либо дополнительных данных превысят возможное получение хозяйственного эффекта, необходимо отказаться от получения этих данных. Экономическая граница счетоводства должна «пролегать в умах всех бухгалтеров», и каждое предложение по расширению учетных данных должно соизмеряться с этой границей. 3. Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов. Подготовка учетных документов заключается в систематизации документов по видам и хозяйственным операциям, проверке правильности содержания и сумм, порядковой нумерации и предварительной кодировке. Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы: указание вида и номера учетного документа; внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволят установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями. На основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка. Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ: возможность точного представления всех существующих счетов предприятия; сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями; возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза); наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий. Номенклатура счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов). Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов. Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма. Однако мемориальные ордера и главная книга не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации. В качестве примера вспомогательной книги можно назвать контокоррентную книгу, где по отдельности и пофамильно на лицевых счетах представлена информация о дебиторах и кредиторах на счетах поставщиков и заказчиков. В интересах поддержания ликвидности предприятия на этих лицевых счетах контролируется соблюдение сроков платежей. При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности сальдо по счетам требований и обязательств сверяются с данными отчетов по счетам главной книги. Необходимым требованием является следующее: сальдо инвентарного счета «Требования» = сумме сальдо всех счетов заказчиков; сальдо инвентарного счета «Обязательства» = сумме сальдо всех счетов поставщиков. Альтернативным методом контроля дебиторской и кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов. Хранение бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет. При организации бухгалтерского учета используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет. Журнально-книжная форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала в мемориальные ордера, а затем в главную книгу. Американский журнал соединяет мемориальный ордер и главную книгу в одной многографной книге. Копиручет — это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в мемориальных ордерах и в главной книге, а также во вспомогательных книгах. Применение любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные проводки. Простые обычно затрагивают дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется несколько счетов или кредитуется один счет, а дебетуется несколько. Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже. Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах: 1) отчеты должны быть ясными и понятными — то есть финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей; 2) сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо — активы и обязательства не должны взаимозачитываться; 3) показатели начального баланса года должны соответствовать показателям конечного баланса предыдущего года; 4) учет ведется исходя из предположения о непрерывности деятельности предприятия — методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно; 5) признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, прибыль же признается, только если она реализована — то есть необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов; 6) учет должен вестись в соответствии с принципом начислений — то есть отражение финансовых последствий хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства; 7) используемые в учете методы должны применяться последовательно от года к году — необходимо придерживаться единой методологии ведения бухгалтерского учета; 8) оценка проводится по первоначальной стоимости (себестоимости) — все активы должны учитываться по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию; 9) принцип обязательственности. Последний принцип заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей, и несмотря на существование двух типов счетов — коммерческих и налоговых — отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательственности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских. Поэтому бухгалтерские методы, используемые для учета коммерческих операций, одновременно обязательны и для определения налогооблагаемой прибыли. И наоборот, любая привилегия, предоставляемая налоговым законодательством, может быть использована компанией только тогда, когда она будет отражена в бухгалтерских документах. Структура бухгалтерского баланса в Германии в отличие от англо-американской модели баланса, в которой приоритет отдается выявлению платежеспособности предприятия и строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности, а пассивы — по степени возвратности долговых обязательств, также имеет свои особенности и построена исходя из принципа владения или права собственности. Пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал (капитал, резервы, результат отчетного периода) и заемные средства (обязательства по займам на цели финансирования, долги поставщикам, дивиденды и социальные выплаты, фискальные долги). Согласно такой схеме долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения. Информацию относительно степени возвратности обязательств немецкие аналитики предпочли расположить в приложении, для того чтобы представить там более полную картину. 4. Организация бухгалтерского учета любой страны неразрывно связана с особенностями ее экономической модели развития. Известно, что Германию по праву называют одним из "локомотивов" мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую Большую семерку. Немецкая экономика организована по принципу социальной рыночной экономики. Ее основным элементом является сочетание принципов свободы на рынке и социального баланса. Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления Федеративной Республики Германия после второй мировой войны в качестве альтернативы государственному регулированию эконо Система бухгалтерского учета имеет давние традиции, ориентирована прежде всего на четкое соблюдение норм принятого законодательства и относится к континентальной системе, для которой характерна высокая зависимость от банковской системы и государства: - тесные производственные взаимосвязи с банками; - детальный юридический регламент учета и отчетности; - ориентация учета и отчетности на интересы государственного управления налогообложением; - макроэкономическое планирование (сильное влияние ЕС). Основными поставщиками капитала для немецких компаний являются не индивидуальные инвесторы, а крупные банки. С помощью собственных аудиторских фирм они устанавливают каноны предоставления финансовой информации. В качестве регуляторов, формирующих учетные стандарты и процедуры, традиционно выступает государственная власть. В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как: - информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах; - доказательство при судебных разбирательствах; - отчет управляющих капиталом перед инвесторами; - основа для определения налогов и финансового управления организациями; - информация о кредитоспособности заемщиков и использовании кредитов. Перед немецким бухгалтерским учетом поставлены следующие задачи: - отражение всех изменений стоимости имущества и задолженности и установление актуального состояния этой стоимости; - точное определение прибылей и убытков предприятия в результате хозяйственной деятельности; - обеспечение калькуляции цен изделий путем обоснования необходимых данных; - предоставление сведений для контроля за хозяйственными процессами на предприятии и для выявления имеющихся резервов; - создание основы для точного исчисления налоговых платежей; - представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками; - формирование надежной основы для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики). Торговое и налоговое законодательство в Германии при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии: - полнота - осуществление записей всех без исключения хозяйственных операций; - правильность содержания - записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию; - временные разграничения - записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций; - ясность, наглядность, возможность проверки - бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам; - правильность формы - запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.; - хронологический порядок - запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения. Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов. Порядок бухгалтерских записей в Германии определен требованиями Основ правильного ведения бухгалтерского учета и включает следующие этапы: - указание вида и номера учетного документа; - внесение пометки о произведенной бухгалтерской записи в учетный документ (как правило, проставление специального штампа), что позволяет установить связь между бухгалтерскими записями и хозяйственными операциями. Хранение бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет. Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии законодательно установленного плана счетов. План счетов бухгалтерского учета - классифицированный перечень и номенклатура (типовая система) счетов бухгалтерского учета, используемых в различных отраслях народного хозяйства и торгово-промышленных палатах, который допускает замену наименований их номерами. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ: - возможность точного представления всех существующих счетов предприятия; - сравнимость подобных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями; - возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках ЕС); - наличие общепринятой основы для применения современных эффективных методов ведения бухгалтерского учета с применением компьютерных технологий. Организации разрабатывают планы счетов в зависимости от собственных потребностей развития, не нарушая общих принципов. Номенклатура счетов - это типовая система счетов бухгалтерского учета с едиными обозначениями для конкретных операций, которая следует принципу расчленения хозяйственных процессов (заготовление, производство, сбыт). Номенклатуры счетов, например для оптовой и внешней торговли, позволяют ее пользователям (малым и средним организациям) предоставлять унифицированные годовой баланс и расчет прибылей и убытков для экономического анализа. Номенклатура счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета подобным образом подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов). Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов. В немецком законодательстве гораздо большее внимание уделяется информации о деятельности компаний, т.е. отчетности, чем организации учета. Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже. Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах: - отчеты должны быть ясными и понятными, т.е. финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей; - сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо - активы и обязательства не должны взаимозачитываться; - показатели начального баланса года должны соответствовать показателям конечного баланса предыдущего года; - ведение учета, исходя из предположения о непрерывности деятельности предприятия, - методологический принцип, в соответствии с которым считается, что предприятие будет существовать вечно; - признанию подлежат все ожидаемые убытки, относящиеся к периоду до составления баланса, прибыль же признается, если она реализована, т.е. необходимо выбирать наименьшую оценку для активов и доходов и наибольшую для обязательств и расходов; - учет должен вестись в соответствии с принципом начислений, т.е. отражение финансовых последствий хозяйственных операций должно происходить в те периоды, когда они имели место, а не в периоды, когда были получены или выплачены денежные средства; - используемые в учете методы должны применяться последовательно от года к году, т.е. необходимо придерживаться единой методологии ведения бухгалтерского учета; - оценка проводится по первоначальной стоимости (себестоимости) - все активы должны учитываться по цене приобретения и расходам, связанным с их доставкой, установкой, наладкой и пуском в эксплуатацию; - принцип обязательственности. Принцип обязательственности, по мнению авторов, заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей и, несмотря на существование двух типов счетов (коммерческих и налоговых), отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательственности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских. Поэтому бухгалтерские методы, используемые для учета коммерческих операций, одновременно обязательны и для определения налогооблагаемой прибыли. И наоборот, любая привилегия, предоставляемая налоговым законодательством, может быть использована компанией только тогда, когда она будет отражена в бухгалтерских документах. Особенностью учетной системы Германии является применение двух видов отчетности - коммерческой и налоговой, составленной на основе коммерческой отчетности, но измененной в соответствии с налоговыми правилами. Коммерческий вариант может быть составлен в виде баланса результатов и баланса имущества. Распределение статей по отчетным периодам между смежными периодами применяется при составлении только коммерческого баланса результатов и включает отложенное налогообложение. Малые предприятия имеют право составлять только налоговую отчетность, крупные компании составляют консолидированный баланс, консолидированный отчет о прибыли и убытках. Публикация отчетности обязательна для компаний, применяющих МСФО. Акционерные общества открытого типа представляют фондовой бирже промежуточную отчетность. Отчетность сдается всеми компаниями в коммерческие регистры по месту их нахождения с сообщением об этом в специализированном информационном вестнике. 5. Согласно теории двух рядов, предполагающей выведение счетов из баланса, счета делятся на активные и пассивные. Отсюда первая классификация счетов, предложенная представителями юридического направления Августом Шибе и Карлом Одерманом: 1) материальные счета (актив без дебиторов); 2) требования, которые в свою очередь делятся на счета расчетных отношений (личные) и долговых документов; 3) капитал, включая счет «Прибыли и убытки». Записи классифицировались не по характеру операций, а по месту их выполнения: журнальные, кассовые, материальные. Тем самым было выделено новое основание для классификации счетов, а их номенклатура (план счетов) была поставлена в зависимость от формы счетоводства (неслучайно поэтому переход на новую форму счетоводства приводит к изменению плана счетов. Например, введение журнально-ордерной формы привело к ликвидации большого числа операционных счетов). Итак, план счетов, с одной стороны, подчинен форме счетоводства, а с другой - структуре предприятия. Познакомимся с трактовкой основных счетов, принятых в немецкоязычных странах в конце XIX -- начале XX в. Счет «Капитал». В отличие отБесты, немецкие авторы считали, что термин «фонд» уместен только для активных статей баланса. Что же касается содержания счета, то многие из них (Фишер, Пассов, Герстнер и др.) искренне полагали, что у этого счета вообще нет содержания. Он образуется как сальдо между активными и пассивными (кредиторская задолженность) счетами и его абсолютное значение носит вероятностный характер. Шер обращал внимание на то, что счет «Капитал» может иметь дебетовое сальдо. Счета расчетов и резервов. При оценке дебиторской задолженности Симон рекомендовал резервирование средств для покрытия возможных убытков (счет делькредере). Сами долги должны были, по мысли Герстнера, делиться в учете на обеспеченные и необеспеченные (в связи с этим возникла проблема отражения в учете гарантий - залогов и поручительств, а также возможных убытков от взятых на себя обязательств). Он же считал недопустимым сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности. Сложные проблемы возникали при оценке ценных бумаг, курс которых все время колебался и поэтому было необходимо выявить отклонения: ажио -- превышение курсовой цены над номиналом и дизажио - превышение номинала над курсовой ценой. Учет материалов. Существовало четыре классификации счетов материалов. Пейзер различал четыре группы: собственно сырье, поступающее непосредственно в переработку (счет специальных материалов), общие материалы (счет хозяйственных материалов); материалы, поступающие прямо в переработку (счет материалов в производстве), и, наконец, материалы, записываемые на один из счетов накладных издержек производства. Штраух и Стефан делили материалы на три группы: материалы на ладе (счета магазинов, складов, кладовых), материалы в производстве (счета для материалов, отпускаемых непосредственно на изготовление продукции), материалы для обслуживания производства (ремонты, собственные установки, инструменты, винты, гайки, болты).Кальмес вводил две группы счетов: основные и вспомогательные материалы. Ляйтнер и Обербах выделяли: покупные материалы и материалы собственного производства и соответствующие им две группы счетов. Учет полуфабрикатов в ряде случаев выделялся на отдельном счете. Кальмес был сторонником полуфабрикатной системы учета с определением финансовых результатов по каждому структурному подразделению предприятия. По поводу экономико-юридической природы полуфабрикатов существовали противоположные взгляды. Так, Райш и Крайбиг считали их неотчуждаемыми ценностями, потребляемыми только внутри предприятия, а потому их оценка не могла быть выше себестоимости. Оценка по продажным ценам полностью отвергалась. Симон считал полуфабрикаты отчуждаемыми, а потому предлагал их оценку по «особой продажной цене». Счета расчетов с рабочими и служащими. В теории и на практике существовали четыре варианта начисления заработной платы: по дебету счета «Прибыли и убытки», по дебету счета «Производство», по дебету счетов, к которым относится заработная плата (материалы, основное производство, вспомогательное производство, сбыт и т. д), с помощью специально вводимого собирательно-распределительного счета «Заработная плата» (этот вариант предлагали Шибе, Одерман, Пейзер, Штраух и Стефан). Во всех случаях кредитовался счет «Расчеты с рабочими и служащими». Встречались также варианты выплаты заработной платы без ее предварительного начисления. Выделяли три вида премий за количество, качество и интенсивность труда. Заработная плата (жалованье, как тогда говорили) отражалась в учете несколькими способами: 1. Брутто - дебет счета «Расчеты с рабочими и служащими», кредит счета «Касса» - на всю сумму начисленной заработной платы; дебет счета «Касса», кредит счета «Корреспонденты», в пользу которых проведены удержания; дебет счета «Корреспонденты», кредит счета «Расчеты с рабочими и служащими» - на сумму удержаний из заработной платы. 2. Нетто - дебет счета «Расчеты с рабочими и служащими», кредит счета «Касса» - на сумму начисленной заработной платы без удержаний; дебет счета «Расчеты с рабочими и служащими», кредит счета «Корреспонденты» - на сумму, удержанную в их пользу. Невостребованная заработная плата во всех случаях относилась на счет депонентов. Учет заработной платы предполагал как индивидуальный расчет, так и расчет с колонной (бригадой) рабочих. «В этом случае распределение платы происходит соразмерно проработанному в колонне рабочему времени и коэффициенту, выражающему производительность каждого члена колонны в отдельности». Счета внутрифирменных расчетов. Такие расчеты часто называли внутренними или взаимными. Они возникали между центральной - головной конторой и ее филиалами. Обычно центр и филиалы вели самостоятельный учет. Райш и Крайбиг обратили внимание на то, что речь идет об одном юридическом лице и, следовательно, в этом случае должен возникать единый учетный цикл, в котором и для центра, и для его филиалов должны открываться счета внутрифирменных взаимных расчетов. Необходимо отметить и различные взгляды по вопросам учета износа основных средств. Так, Штауб под износом понимал только физический износ; Симон, Пассов, Шифер говорили о хозяйственном износе, включая сюда помимо физического и моральный износ. На практике преобладал прямой, или, как его называли в Германии, активный метод начисления износа (в активе баланса показывалась остаточная стоимость основных средств). Счет «Оборудования» велся традиционно и не вызывал дискуссий. Некоторые особенности находим у Шибе и Одермана, которые рекомендовали относить на этот счет все расходы по приобретению, установке и эксплуатации оборудования. Ежегодно перед закрытием счетов стоимость оборудования следовало уменьшать на имеющийся износ (10-15%). Счет «Ремонт основных средств» Шифф и Кальмес закрывали счетом «Производство», то есть рассматривали все ремонты как текущие. Шмаленбах трактовал ремонты как капитальные, Левин различал текущие и капитальные. Счет «Незаконченные инвестиции» (капитальные вложения) предназначался для накапливания затрат, которые могли быть списаны на счет основных средств только после ввода в эксплуатацию объекта. Счет «Производство». Счет «Производство» был в немецкой школе мостом, соединяющим традиционную бухгалтерию и баланс с калькуляцией. Рудольф Ливинштейн связывал структуру этого счета с двумя, с его точки зрения, противоречивыми целями: ценообразованием и контролем производства. Первая цель находится вне предприятия и связана с конъюнктурной политикой (предприниматель должен знать, до какого уровня он может в процессе конкуренции снижать цены), вторая - целиком лежит в пределах предприятия. В отраслях единичного производства преобладает первая цель, массового - вторая. Счета «Накладные расходы». Сгенези группировал накладные расходы на постоянные, размеры которых установлены на год вперед; постоянные, размеры которых устанавливаются ежемесячно, и переменные, исчисляемые по средним величинам. Кальмес совершил переход от организации предприятия, от технических процессов к калькуляции и бухгалтерии. Калькуляции согласно Кальмесу бывают двух видов: единичные (все затраты относятся на определенный объект) и валовые (все затраты делятся на количество выработанной продукции). В первом случае образуется точная себестоимость, во втором - только средняя арифметическая. Кальмес всю продукцию производства делил на три части: основная (главная), побочная и отбросы. Кальмес признавал, что себестоимость носит приблизительный характер и объяснял это минимум тремя причинами: временным промежутком, способом распределения общих расходов и методами оценки затрат. Чем короче временной промежуток, тем точнее себестоимость. В целом теория Кальмеса служила скорее утешением для администраторов, чем барометром, необходимым для принятия управленческих решений. И хотя Кальмес, как казалось его последователям, «убил юридическое направление без всякой надежды на возрождение», тем не менее итальянская мысль жила и через много лет она вновь воскресла. Учет в сельском хозяйстве. Идеи двойной бухгалтерии к середине XIX в. оказались весьма близкими прусским помещикам. Однако, как и везде, в Германии находились люди, сомневавшиеся в эффективности двойной бухгалтерии в сельском хозяйстве. Например, Дрекслер видел причину в принципиальной невозможности дать сколько-нибудь удовлетворительную оценку продукции сельскохозяйственного производства, а Флейшман писал, что использование двойной бухгалтерии имеет, вообще, только очень относительное значение, а при известных обстоятельствах даже вредно, ибо может привести к совершенно парадоксальным результатам и породить только путаницу. Действительно, если при простой бухгалтерии учет продукции велся в натуральном измерении, то с переходом на двойную необходимо вводить денежный измеритель. Сторонников насаждения двойной бухгалтерии это не смущало, но уже то, что каждый из них предлагал свой вариант и решительно осуждал подход коллег, ставило под сомнение конечные результаты работы. Анализ хозяйственной деятельности и анализ баланса. Большим достижением немецкой школы был переход от идей, связанных с конструированием и трактовкой баланса, к его анализу. В попытках углубить изучение баланса выделим три направления: первое, наиболее плодотворное, вылилось в создание экономического анализа (Шер, Штерн, Ляйтнер, Герстнер и др.), второе развивало анализ юридический и привело к созданию бухгалтерской ревизии (Байгель, Рёмер, Порциг и др.), третье популяризировало знания о балансе среди акционеров (Брозиус, Губер, Шенвандт и др.). Огромен вклад Герстнера в выявлении серии аналитических характеристик баланса. Он сформулировал пять правил для оценки пассива, пять правил для оценки актива и одно для оценки взаимосвязи пассива и актива: - чем выше сумма резервов по сравнению с уставным капиталом, тем прочнее финансовое положение; - чем меньше сумма вексельных обязательств какого-либо предприятия, тем лучше его финансовое положение; - чем выше сумма обеспеченных долгов по отношению к необеспеченным, тем ниже потенциальный кредит данного предприятия; - краткосрочные и долгосрочные обязательства должны находиться между собой в известном нормальном отношении, соответствующем виду предприятия и размеру наличного покрытия; - чем меньше сумма заемных средств по отношению к собственным, тем прочнее и надежнее финансовое положение предприятия. (Минимальный предел составляет полное отсутствие заемных средств, максимальный - приблизительное равенство заемных и собственных средств); - чем больше сумма капитала вложена в оборотные средства в сравнении с основными, тем выше стоит предприятие в смысле ведения хозяйства, но масштаб соотношения этих двух величин зависит от вида предприятия. По примеру английских аудиторов 14 августа 1884 г. в Германии возникает институт бухгалтеров-ревизоров (подобные институты не без влияния немецкой традиции были организованы вХристианин (Осло), Вене, Будапеште, Цюрихе, Риге, Гельсингфорсе). Институт существовал на средства банков и отражал интересы крупного финансового капитала. Бухгалтера-ревизора называли трейгендер. Организация учетного аппарата (особенно в промышленности) сводилась к трем типам: 1) фабричная бухгалтерия является неотъемлемой составной частью общей бухгалтерии, здесь нет противопоставления фабричной и торговой бухгалтерии в рамках одного промышленного предприятия; 2) фабричная бухгалтерия представлена вспомогательными книгами (аналитический учет) - такой подход описывал Кальмес; 3) фабричная и торговая бухгалтерия представлены двумя самостоятельными циклами синтетических и аналитических счетов, фабричная бухгалтерия включает счета, отражающие движение средств внутри предприятия, торговая - счета, связывающие предприятие с внешним миром. В каждом цикле имеются счета-дублеры, позволяющие перейти от одного замкнутого учетного цикла к другому. В целом для немецких бухгалтеров было характерно положительное отношение к централизованному учету. Однако Иозеф Нертинг настаивал на обязательном децентрализованном учете отделений и филиалов, каждый из которых должен был, по его мнению, непременно выделяться на отдельный баланс. Последний нужен для выявления прибыли, а это необходимо для уклонения от налогообложения (одни филиалы искусственно превращались в убыточные, а другие, в тех землях Германии, где особенно низки ставки подоходного (промыслового) налога, в прибыльные). Нертинг считал целесообразным обязательное составление месячных оборотных ведомостей (проверка правильности разноски), месячных балансов (выявление финансового результата), называемых промежуточными. В это же время начался поиск совершенствования учетной процедуры. Так, Ф. Фреге писал и об использовании механических аппаратов, о том, что вследствие роста объемов хозяйственной деятельности уже нельзя записывать в Главную книгу все хозяйственные операции. Он же считал, что бухгалтерия должна вести записи ажур (день в день, т. е. каждый факт хозяйственной жизни должен быть зарегистрирован в тот день, когда он возник) и «без затруднения давать конечные и общие выводы». 6. Принципиальным вопросом был метод оценки. ФридрихуЛяйтнеру принадлежит своеобразная классификация методов оценки, в соответствии с которой цены делятся на абсолютные (текущие и продажные) и относительные (учетные, номинальные, калькуляционные, прейскурантные, по средним ценам, по себестоимости). Первые, с точки зрения Ляйтнера, основаны на сугубо абсолютных данных, вторые вводятся искусственно в целях успешного функционирования бухгалтерского учета. Более глубокий подход характерен для ИльмариКоверо (1912), который исходил из теории ликвидационной оценки. Он предложил следующую классификацию оценок: 1. покупная (фактическая) цена; 2. покупная цена на день составления баланса; 3. продажная цена в случае ликвидации; 4. обыкновенная продажная цена; 5. минимальная цена (минимальное значение или цены приобретения, или цены продажи). Подобную идею высказывали Ф. Фельдендорф, Ф. Штромбек, Р. Пассов, Р. Штерн и др. Фишер впервые четко определил идею бухгалтерского номинализма - оценке по себестоимости. Она провозглашалась, как чисто бухгалтерская, и была направлена против политико-экономических реминисценций Г. Симона, Р. Райща, И. Крайбига (субъективная оценка), И. Коверо и Э. Фэса (объективная оценка). Из сторонников оценки по себестоимости следует назвать Бюша, Аугшпурга, Гюгли, Шибе и Одермана, Байгеля, Кальмеса, Фишера, Герстнера. Целую серию различных модификаций оценки по себестоимости предложил В. Осбар. Однако все варианты оценки по себестоимости не удовлетворяли многих бухгалтеров - она делала несопоставимой ценности, увеличивала актив скрытыми убытками, а иногда приводила к занижению прибылей. Коверо подчеркивал, что, говоря о текущей рыночной цене, необходимо различать цену продажи и приобретения. Первая уменьшается на величину прибыли, это и есть себестоимость. Несколько дальше пошел Герман Рем, который поставил оценку в прямую связь с ее целью. Например, одно дело, если вы собираетесь продать предприятие, и совсем другое дело, если вы собираетесь его расширять.
7. - целью баланса является отражение состояния имущества предприятия, так как только в этом случае баланс защищает интересы кредиторов; - пассив баланса включает счета собственников и кредиторов; - счета бухгалтерского учета подразделяются на активные и пассивные счета; - в балансе возможны только четыре типа изменений под влиянием хозяйственных операций; - при оценке активов необходимо применять текущие цены на день составления отчетности. Т. Хольцер статическую природу баланса назвал "квантификационным балансом". По его мнению, баланс является орудием для исчисления стоимости. Исходя только из внешней формы баланса, он считал, что в балансе представлены равные суммы групп счетов, между которыми имеется определенная взаимосвязь. В связи с тем, что баланс определяется путем сложения сальдо счетов различных групп имущества, движимого и недвижимого имущества, в частности, сырья и материалов, товаров, незавершенного производства и других, необходимо наличие общей черты, под которой понимают стоимость. Все счета по Хольцеру подразделяются на два ряда: счета по учету имущества и счета капитала, а счет "Убытки и прибыли" самостоятельного значения не имеет и может быть только субсчетом к счету "Капитал". Последнее является справедливым, на наш взгляд, только в части того, что финансовый результат в конечном итоге отразится на капитале, но его необходимо учитывать обособленно. Кроме того, практика отражения в специальной отчетности составляющих или элементов прибыли (убытков) почти во всех учетных моделях связана с важностью этого показателя, характеризующего эффективность деятельности любого предприятия. Всеобщий, или тотальный характер баланса обусловлен, по мнению Кутра, множеством целей, преследуемых при составлении баланса. Во-первых, баланс характеризует состав и структуру имущества предприятия и источников их образования. Во-вторых, баланс служит для определения конечного финансового результата. В-третьих, путем составления баланса осуществляется наблюдение за хозяйственными процессами. В-четвертых, баланс является специальной формой отчетности. Не умаляя первого и последнего значения баланса, необходимо отметить, что достижение других указанных целей невозможно только через составление баланса. Так, для решения второй цели необходима специальная форма отчетности, составление которой возможно в процессе выполнения третьей задачи. Несомненной заслугой ЛеКутра является раскрытие процедурного характера тотального баланса и определение его сути как актива и пассива предприятия "в состоянии моментального покоя" и его статичности Соколов Я. В., Соколов В.Я. История развития бухгалтерского учета: Учебник. М.: Финансы и статистика. 2003. - С.142. Особенностью такого баланса является выделение разных видов капитала в отдельные разделы актива: 1) номинальный капитал - это основные и оборотные средства, находящиеся в работе, которые должны располагаться в балансе, по мнению автора, по убыванию ликвидности; 2) страховой капитал - это средства, не имеющие отношения к хозяйственной деятельности; 3) социальный капитал - средства или объекты социально-культурного назначения; 4) управленческий капитал - средства, используемые в сфере управления производством; 5) избыточный капитал - это средства, не используемые предприятием для финансово-хозяйственной деятельности в данный момент времени. Пассив, по его мнению, должен включать три раздела: собственные средства, кредиторскую задолженность и прибыль. Структура баланса и соотношение его частей представляет собой конституцию баланса. Основное назначение баланса состоит в том, что баланс отражает финансовый результат организации и представляет собой подлинную характеристику предприятия. Отчет о прибылях и убытках, по его мнению, содержит данные за отдельные периоды, т.е. баланс, характеризующий статику, важнее динамики. Статика, раскрываемая в балансе, необходима прежде всего для целей управления хозяйством. Поэтому он приходит к мнению, что не может быть единообразной оценки всех объектов. В связи с изменением роли и значения объекта для предприятия может меняться и его оценка. В частности, для основных средств приоритетным является оценка по ценам приобретения, для готовой продукции - по себестоимости ее изготовления, для товаров - по текущим рыночным ценам. В отдельных случаях рекомендуется применение экспертной оценки. Таким образом, оценка статей баланса в соответствии со статической теорией производится на основании субъективного мнения экономического субъекта. Обобщенные подходы к оценке возможны по отношению к отдельным видам активов и обязательств, а использование общих подходов к оценке имущества отрицается, что соответствует принципу индивидуальной оценки, действующему, как указывалось ранее, в современной модели немецкого учета. В вопросах оценки оборотных активов по рыночной стоимости статическая теория отрицает принцип оценки по первоначальной или исторической стоимости, действующий в современном международном учете. В отношении оценки обязательств Симон и его последователи выступали за оценку по номинальной стоимости, т.е. по стоимости, указываемой в различных договорах юридических сделок, в частности, в кредитных договорах, в договорах поставки материальных ценностей и др.
8. По своей экономической природе любая хозяйственная операция обязательно обладает двойственностью и взаимностью. Для сохранения этих свойств и контроля над хозяйственными операциями на счетах в бухгалтерском учете используется способ двойной записи. Двойная запись представляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счет и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму. Метод двойной записи обуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например между счетами 70 "Расчет с персоналом по оплате труда" и 50 "Касса", 10 "Материалы" и 60 "Расчеты с поставщиками" и т.д. Бухгалтерская проводка, есть ни что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись и по дебету и по кредиту счетов на сумму хозяйственной операции подлежащей регистрации. Пример. С расчетного счета в кассу поступило 500 тыс. рублей на текущие расходы. Для отражения этой операции на счетах бухгалтерского учета последовательно уточняются счета, участвующие в операции. По содержанию видно, что здесь принимает участие два счета - 50 "Касса" - активный, отражает наличие денежных средств в кассе и 51 "Расчетные счета" на одинаковую сумму 500 тыс. рублей. Следует знать, что в зависимости от формы бухгалтерского учета двойная запись отражается по-разному. При мемориально-ордерной форме каждая операция записывается дважды в разных регистрах: по кредиту и по дебету счета. Такую запись называют разобщенной. При журнально-ордерной форме учета используется совмещенная запись. В этом случае регистры построены таким образом, что, записывается операция 1 раз, отражают её как по дебету, так и по кредиту соответствующих счетов. Тем самым достигается экономия учетного труда и наглядно видна корреспонденция счетов. В практике бухгалтерского учета кроме простых, применяются сложные проводки, которые бывают двоякого рода. В первом случае, когда один счет дебетуется и одновременно кредитуется несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетного счета. Пример. На расчетный счет поступила выручка от продажи продукции в сумме 2500 руб. и 4000 тыс. руб. при продаже основных средств. Бухгалтерская проводка по этой операции имеет вид:
Пример. От поставщика поступили основные средства на сумму 2000 тыс. руб. и оборудование к установке на сумму 500 тыс. руб. Бухгалтерская проводка этой операции:
9. Учетная политика разрабатывается и утверждается в каждой компании для закрепления выбранного варианта учета имущества. Оценка активов осуществляется по минимальной стоимости, а обязательство по максимальной, что соответствует принципу консерватизма в Германии. В Германии установлен минимальный лимит стоимости активов. Амортизация начисляется любым выбранным методом. Ускорение амортизации отражается в налоговом учете и в определенных отраслях. Сроки амортизации активов устанавливаются в налог таблице, объекты введенные в эксплуатацию в первом полугодии амортизируются по годовым нормам. Организационные расходы списываются в течении 4 лет. Финансовые инвестиции учитываются по первоначальной стоимости с учетом переоценки, если таковая проводилась. Запасы учитываются всеми признанными в налоговом учете методами. На практике учет запасов ведется по среднесписочной с/c. Метод лифо применяется с условием обязательной инвентаризации. Балансовая оценка осуществляется по продаже цен, материалы оцениваются по рыночным покупным ценам, а продукция готовая и товары по рыночным продажным ценам. Операции в иностранной валюте могут учитываться также разными методами. Чистые прибыль и убыток дочерних компаний перечисляются по курсу на отчетную дату, а расчет разницы списывается за счет прибыли. Пенсионные отчисления в балансе занижены в связи с образовавшимися компаниями собственных пенсионных фондов и социальных выплат из резервов. Резервы по сомнительным и безнадежным долгам признается согласно налоговому законодательству при условии достоверности учета. Размер резервов предназначен для покрытия убытков компании и устанавливается законодательством. Консолидированная отчетность составляется долевыми методами. Пропорциональный метод применяется очень редко, метод слияния признается, но также используется редко. Учетная политика состоит: - в соотв отчетно коммерч закон-ву; – консолидация отчетности; – принц консолидация; - пересчеты иностр валюты; – немат активы; – имущ сданное в аренду; - доли объединен компаний; – долгосрочные цен бум; – краткосроч цен бум; – предоставленные кредиты; – запасы – ДЗ; – затрат на пенсионное обеспеч; – КЗ; – отчет о приб и убытках; – затраты на производство.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 572. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |