Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ




Организация предметно-развивающей среды должна учитывать интересы и потребности ребенка и его развития, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. В основе организации такой среды лежит системный подход к коррекционно-развивающему обучению детей с нарушениями в развитии и современное представление о предметном характере деятельности, ее роли и значении для психического и личностного развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: общение, игра, движение, труд, конструирование, рисование. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих: в период младенчества — ориентировочно-исследовательская деятельность, осуществляемая в условиях общения с взрослыми, в период раннего детства — предметная деятельность, в дошкольном детстве — игровая.

Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.

Предметно развивающая среда детства — это система условий, способствующих развитию всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда занятий и др.

Определить базовое содержание компонентов развивающей предметной среды современного дошкольного учреждения возможно только опираясь на деятельностно-возрастной подход. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности как актуального, ближайшего, так и перспективного развития ребенка и отвечать его индивидуальным способностям.

В зависимости от типа детского учреждения, коррекционной направленности содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать особый колорит. При этом предметно развивающая среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровне.

Предметная среда должна быть системной, т. е. отвечать вполне определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также основным принципам национальной культуры.

Материально-техническое обеспечение следует использовать для охраны, укрепления и совершенствования здоровья воспитанников, а также в качестве средства познания окружающей действительности (в том числе и обучения), развития коммуникативной деятельности и социализации детей с нарушениями в развитии.

Дети, имеющие те или иные нарушения в развитии, должны быть обеспечены индивидуальными техническими средствами коррекции при наличии медицинских показаний к их использованию.

ДОУ общеразвивающего вида, в которых воспитываются дети с нарушениями в развитии, и специальные ДОУ оборудуются с учетом нахождения в них детей определенной категории: должны быть предусмотрены специальные порожки, светозащитные технические устройства из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием для детей с нарушениями зрения; пандусы для подъема и спуска детей с опорно-двигательными нарушениями.

Кроме того, специальные ДОУ и специальные группы в комбинированных ДОУ должны быть обеспечены таким оборудованием, как звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования и специальные приборы с программами «Видимая речь» для детей с нарушениями слуха; оптические средства коррекции (различного рода лупы — ручные, опорные, стационарные; очки — микроскопические, телескопические; монокуляры и бинокуляры; проекционные увеличивающие аппараты — эпи- и диапроекторы; специальные оптические системы; трости, приборы эхолокаторы, сканеры; специальные пишущие машинки, компьютеры со строкой по системе Брайля; приборы для рельефного рисования; грифели и прибор для ручного письма; «говорящие книги» на магнитных лентах, специальные устройства для их прослушивания) для детей с нарушениями зрения и др.

Эффективность реализации задач коррекционно-педагогического процесса имеет прямую зависимость от уровня профессиональной подготовки педагогических кадров, участвующих в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. Педагогические кадры должны владеть методиками личностно ориентированной педагогики, строить коррекционно-педагогический процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения, опираясь на традиционные принципы и методы специальной психологии и педагогики, а также используя современные педагогические технологии в общей системе коррекционного воздействия на каждом этапе развития ребенка.

Педиатр совместно с психологом и педагогом-дефектологом должны нацелить родителей на активное участие в коррекционно-воспитательной работе со своим ребенком. В более сложных случаях, при очевидной патологии развития — при органическом поражении ЦНС, генетических нарушениях, очевидном отклоняющемся развитии, педиатру необходимо организовать комплексное обследование ребенка для уточнения состояния его анализаторов — слухового, зрительного, двигательного, а также состояния центральной нервной системы. В случаях выявленных нарушений родители должны получать в детских поликлиниках и дошкольных общеобразовательных учреждениях компенсирующего вида комплексную помощь, оказываемую невропатологом, психологом, дефектологом и другими специалистами.

В детской поликлинике желательно иметь базу данных обо всех дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в микрорайоне, округе, городе.

При каждом дошкольном образовательном учреждении возможна организация группы кратковременного пребывания, где будет оказываться целенаправленная комплексная помощь ребенку раннего возраста с отклонениями в развитии и его родителям.

Таким образом, ранняя коррекция отклоняющегося развития предполагает:

• скрининговое обследование всех новорожденных в родильньрс домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

• расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

• целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра;

• проведение дифференциальной диагностики отклонений развития;

• оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка;

• раннее начало систематической коррекционной работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при общеобразовательных дошкольных учреждениях или дошкольных учреждениях компенсирующего вида;

• организацию целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста.

Раннее начало систематической коррекционной работы с детьми с отклонениями в развитии предполагает решение как обще-развивающих, так и коррекционных задач.        

    7. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Последние десятилетия во всем мире возрос интерес к раннему детству как к уникальному периоду развития ребенка. Уникальность этого возраста в его особой чувствительности—сензитивности в отношении формирования большинства специфически человеческих качеств и способностей.    Пластичность мозга ребенка раннего возраста, особая роль этого периода в формировании эмоций, интеллекта, речи и личностных качеств обусловливают большие потенциальные возможности коррекционной помощи, оказываемой в это время.

Ввиду этого, а также учитывая большой процент рождения детей группы риска (В.А. Доскин, 1999), контроль за психическим развитием ребенка следует вести, начиная с родильного дома; кроме того, необходимо обеспечить действенные меры по укреплению социально-педагогического института семьи. Уже в родильном доме целесообразно использование карты развития ребенка с указанием факторов риска, которая бы сопровождала новорожденного при выписке и ориентировала бы педиатров и родителей на более внимательное отношение к психофизическому развитию ребенка группы риска.

В детской поликлинике и в семье в ходе наблюдения за малышом необходимо контролировать темп и динамику его психофизического развития. В случаях замедленного темпа или выявленного отклонения в развитии педиатр организует комплексное обследование ребенка.

Оказание помощи проблемным детям и их семьям требует хорошо координируемой взаимосвязи таких специалистов, как педиатр, неонатолог, невропатолог, психолог, педагог-дефектолог. Важно, чтобы каждый из них знал содержание своей деятельности

Первая задача — развитие характерных для данного возраста психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности. Для ребенка раннего возраста это прежде всего развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности и развитие речи.

Вторая задача — создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии. Это значит, что специальное обучение должно быть направлено на формирование тех психологических новообразований, видов детской деятельности и способностей, которые по возрасту уже должны быть, но еще не появились у данного ребенка. Например, совершенствовать и развивать общие движения, ручную и мелкую моторику, способствовать социальному развитию, формировать предметную и предметно-игровую деятельность и т. д.

При этом необходимо создать следующие педагогические условия:

Первое — создание предметно-развивающей среды. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка и его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.

Второе — с детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), которому следует уметь:

-устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, в результате которого у ребенка возникает чувство психологической защищенности и психологического комфорта в тот период, когда у него формируется образ «Я» и «Я-сознание»;

-правильно выбирать способы постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач, учитывая его познавательные возможности;

-определять способы передачи ребенку общественного опыта, соответствующие уровню его развития;

-организовывать самостоятельную деятельность детей.

На начальном этапе коррекционной работы важно создать у ребенка готовность к усвоению способов передачи общественного опыта. Среди этих способов выделяются следующие: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, а позже к зрительная ориентировка).

Третье — содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения; отвечать требованию единства диагностики и коррекции; строиться с учетом возрастных особенностей; знания генетического хода развития; основываться на деятельностном подходе к становлению личности ребенка.

Четвертое — включение родителей в коррекционно-педагоги-ческий процесс, что проходит поэтапно. Вначале важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у них адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.

Пятое — формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника, а затем сформировать потребность в общении со сверстниками в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях).

В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуациях.

В настоящее время исследованиями доказано (Е. Р. Баенская, Э. И. Леонгард, Т. В. Пелымская, Ю. А. Разенкова, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.), что раннее выявление отклонений в развитии и коррекционно-педагогическая работа с ребенком и его родителями дают возможность своевременно сформировать у проблемного ребенка способы уЬвоения общественного опыта и потребность в общении с другими детьми, а в дальнейшем реализовать интегративный подход к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

При осуществлении интегративного подхода ребенок должен получать коррекционную поддержку, при этом необходимо вести динамическое наблюдение и контроль за его психическим развитием.

Большое внимание уделяется организации и разработке содержания коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Составляются индивидуальные коррекционные программы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии (работа с родителями, содержание педагогической работы с ребенком).

Разрабатываются новые формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями или отклонениями в развитии. Определяется роль специалистов-психологов и педагогов-дефектологов в налаживании сотрудничества и взаимодействия родителей со своим ребенком.

   Таким образом, дошкольная коррекционная педагогика разрабатывает новые социально-педагогические и коррекционно-развивающие модели в дошкольном образовании. Разработка новых моделей в специальном образовании определяется следующими основными факторами:

гуманистическими идеями о ценности личности, закрепленными в Декларациях ООН: «О правах инвалидов», 1975, «О правах умственно отсталых лиц», 1991 и «Конвенции о правах ребенка», 1989, что предполагает неизбежный переход к созданию в нашей стране единого образовательного пространства;

стратегией дошкольного воспитания, предполагающей развитие вариативных форм образования в России;

социально-педагогическими потребностями семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями;

результатами научных исследований в области дошкольной коррекционной педагогики, в которых показаны необходимость проведения контроля за психическим развитием ребенка с первых месяцев жизни, наличие потенциальных возможностей развития проблемных детей раннего и дошкольного возраста при оказании им адекватной коррекционной поддержки, определены принципы для разработки содержания коррекционно-развивающего обучения, доказана необходимость включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Вопросы и практические задания

1. Перечислите принципы организации и проведения коррекционно-педагогического процесса.

2. Расскажите о характере и содержании взаимодействия взрослых с детьми в различные периоды детства.

3. Каковы требования к предметно развивающей среде и материально-техническим условиям в дошкольном образовательном учреждении кор-рекционного вида?

4. Дайте обоснование необходимости и возможности реализации ин­тегрированного подхода к воспитанию детей с отклонениями в развитии.

5. Каковы перспективные направления развития специальной дошколь­ной педагогики?

Литература

1. Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология. — 1994. — № 1.

2. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

30 3. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. — 1997. — № 4.

4. Разенкова Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комп­лексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное направление развития (раздел IV, глава 1 в кн.: Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2000.

5. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявле­ния и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 1.

6. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение //Дефектология. — 1999. — № 2. 

                  

                           

                                                       

                  

    Глава 3. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 233.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...