Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 2. Структура социологического знанияСтр 1 из 7Следующая ⇒
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Социология»
Направление подготовки 030200 - политология
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения
(заочная)
Ростов-на-Дону 2013 Цели освоения дисциплины Основной целью освоения дисциплины (модуля) «Социология» является изучение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе и соотнесение их с широкой картиной исторического развития, рассмотрение особенностей объекта и предметного поля, структуры современного теоретического социологического знания, содержательного наполнения социологической теории и определение возможных перспектив дальнейшего развития социологического знания.. Реализация поставленной цели достигается благодаря решению следующих задач: · объективно проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций; · показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов. · рассмотреть особенности объекта, предмета, методологии современной социологии, структурировать основные разделы социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) «Социология» является цикла ГСЭ ООП бакалавриата Изучение данной дисциплины в ООП обеспечивет понятийно-логическую и методологическую подготовку студентов, формируя у них базовые представления о современном состоянии социума, а также проблемном поле современного социологического знания в целом. Логически и содержательно-методически дисциплина «Социология» взаимосвязана с другими дисциплинами цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том, числе» «История» и «Философия». В ходе изучения дисциплины «Социология» студенты, наряду с прочим, приобретают способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы современности, использовать в дальнейшем полученные знания и применять навыки методологии исследования в практической деятельности. Приступая к изучению дисциплины «Социология» студенты должны владеть знаниями в области европейской истории и философии, иметь представление о закономерностях формирования и особенностях социально-философской проблематики Нового времени, уметь анализировать, сопоставлять, экстраполировать полученные знания применительно к вновь изучаемому курсу. Вместе с тем студенты должны быть готовы к саморазвитию, осознанию значимости своей будущей профессии, требующей применения в будущем полученных профессионально-профильных знаний в практической деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):
В результате освоения дисциплины студент должен:
Владеть знаниями в области: · истории развития социологии, основных функций социологии и сферы применения социологического знания; · отличий предмета социологии от предмета смежных дисциплин; · основных элементов структуры личности, содержания понятий социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института; · основных теорий социального действия, специфики социальных действий и социального контроля, в том числе посредством общественных институтов; · основных видов социальных общностей, основ их формирования и характера функционирования, в том числе квазигрупп (аудиторий, масс и толп); · особенностей групповых взаимодействий, способов изучения групповой динамики, групповой организации; · основных типов социальных процессов: сотрудничества, приспособления, конфликтов, мобильности и стратификации; · закономерностей процесса социализации, форм регуляции социального поведения, природы возникновения социальных общностей и групп, развития социальных процессов; уметь: · применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профильные знания и навыки по основам социологической теории; · использовать простейшие методы социологического исследования и анализа микросоциальных процессов; · получать достаточно полную социологическую информацию об избранном объекте; · логично и обоснованно интерпретировать результаты своих социальных наблюдений; · разрабатывать и практически моделировать индивидуальные социальные стратегии. Владеть: · навыками разработки основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей · эффективной социальной коммуникацией в микросоциальной сфере; · методами распознания и характеристики элементов актуальных социальных отношений; · методиками и техниками выявления типичных целей и поведенческих стратегий контрагентов;
Структура и содержание дисциплины (модуля) «СОЦИОЛОГИЯ» МОДУЛЬ I. СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. Тема 1. Научные теории в понимании предмета и объекта социологии. Междисциплинарная матрица социологии: родственные социологии науки. Социологическое познание: основные подходы к определению предмета социологии (западная, русская и современная российская социология). Состояние объекта современной социологии (две тенденции в развитии современного общества). Изменение предметного поля социологии (М.Элброу,В.Ядов,И.Мостовая). Особенности предметного поля современной теоретической социологии (анализ социальных процессов). Основные методологические парадигмы в развитии социологии (классика, модерн, постмодерн). Тема 2. Структура социологического знания Понятийный аппарат социологии, его роль в концептуализации предметной области. Цели задачи, функции социологии. Социологическое знание. Основания выделения уровней и направлений социологического знания: а) по широте охвата изучаемых явлений (макро- и микросоциология); б) по степени обобщения изучаемого материала (теоретический и эмпирический уровни) в) по ориентации социологии (фундаментальный и прикладной уровни исследования). Теории «среднего уровня» Р.Мертона. Особенности образования специальных социологических теорий, их характеристика. Внутридисциплинарная матрица социологии: отрасли внутри социологии. Многообразие социологических парадигм (связь с конкретными школами и направлениями, выделение по методологическому критерию). Социоцентрические и человекоцентрические парадигмы. Методы социологии (теоретические и эмпирические). Тема 3. Зарождение и развитие социологии как науки. История социологии каксамосознание социологии. Соотношение представлений о предмете социологии с представлением о предмете ее истории. Предпосылки становления социологии («протосоциология» - Ш.Монтескье, А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе, К.А. де Сен-Симон). Социологические теории от О.Конта до М.Вебера (Классика социологической теории) Контовский проект науки об обществе. О.Конт об обществе как части органической природы. Закон трех фазисов умственного развития. Социальная статика и социальная динамика как выражение стабильности и прогресса в теории О.Конта. Контовская теория индустриального общества. Эволюционная концепция Г.Спенсера. Типы социального развития в концепции Спенсера. Г.Спенсер – предшественник структурного функционализма. Школы социал-дарвинизма ( Л.Гумплович, А.Смолл, У.Семнер) и психологизма (Г.Тард, Л.Уорд,Ф.Гиддингс) в социологии. Социология как объективный анализ «социальных фактов». Онтологический и методологический аспекты «социологизма» Э.Дюркгейма. Типы социальной солидарности в социологии Э.Дюркгейма. «Понимающая социология» М.Вебера. «Отнесение к ценностям» и «Свобода от оценки» - главные методололгические требования в теории М.Вебера. Типология «социального действия». Особенности социологического «идеального типа». Веберовская теория капитализма как учение о формальной реальности. Особенности эмпирической школы социологии. Чикагская школа социологии (Ф.Знанецкий, Р.Парк). Значение Хотторнского эксперимента для формирования индустриальной социологии. Современные социологические теории. Представление о социальных системах в концепции Т.Парсонса. Культура, личность и биологический организм как первичное окружение социальной системы. Противоречивость теории Парсонса. Становление и развитие объективистского (структурный функционализм, теории конфликта и теории обмена) и субъективистского (символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология) подходов к анализу |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 153. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |