Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблемы ювенальной политики




Государственная молодежная политика 492

Государственная поддержка детских и молодежных объединений 493

Государственная политика в области детства 493 

Государственная политика в отношении детей и молодежи 493

Государственные минимальные социальные стандарты основных

показателей качества жизни детей 494

Задачи молодежной политики 507

Законодательство о государственной молодежной политике 508

Законодательство о детских и молодежных организациях 508 

Комиссия по делам несовершеннолетних 516 

Комитеты Государственной Думы ФС РФ и государственная

молодежная политика 517

Конституционное право на образование 518

Молодежный парламент 526 

Молодежь – субъект молодежной политики 526 

Муниципальная молодежная политика 527 

Направления реализации государственной молодежной политики 527

Национальная доктрина образования 529

Национальная политика человеческих ресурсов 529 

Неправительственные организации в реализации молодежной политики 532

Норма социальная 533

Образовательное право 534 

Объекты молодежной политики 535

Объекты ювенальной политики 535

Политика в отношении детей 538

Права детей и молодежи в учебных заведениях 539

Права детских и молодежных организаций 540 

Права ребенка 540 

Региональная государственная молодежная политика 549

Семейная политика 550

Социальная политика в области детства 554 

Субъекты молодежной политики 563

Субъекты ювенальной политики 563

Федеральная программа “Молодежь России” 567 

Цель единой ювенальной политики 568

Цель молодежной политики 568 

Ювенальная политика государства 570

 

 

 

А


АГРЕССИЯ – действие, наносящее физическую или психическую травму окружающим людям, сопровождающееся сильными негативными эмоциями – гневом, враждебностью, ненавистью. Устойчивая установка на агрессивное поведение может быть чертой личности молодого человека. Различаются: импульсивная, аффективная, экспрессивная, инструментальная и целенаправленная А. Возникает А. в результате стереотипного представления образа врага и негативных личных качеств – злобности, жестокости, человеконенавистничества. Агрессивность юноши или девушки связана с дефектами воспитания, образования, социализации, в первую очередь в семье и школе.

АДАПТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ – приспособление молодежи к изменяющимся условиям социальной среды, приводящее к повышению эффективности ее существования и жизнедеятельности. Особо значима проблема профессиональной и трудовой (производственной) А.м.

АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – форма девиантного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на некоторых предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Аддиктивное поведение формируется у лиц с низкой переносимостью трудностей (фрустрацией), которые стремятся восстановить психологический комфорт, улучшить настроение путем ухода от реальной действительности.

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Наблюдается со второй половины XIX в.

АЛИМЕНТЫ (от лат. alimentum – питание, содержание, иждивение) - содержание, предоставляемое несовершеннолетним и нетрудоспособным нуждающимся лицам, обязанными к этому по закону гражданами.

АЛКОГОЛИЗМ – в социальном аспекте - злоупотребление спиртными напитками, приводящее к нарушениям норм поведения в обществе. В медицинском аспекте – хроническое заболевание, сопровождающееся психической и физической зависимостью от алкоголя, специфическим поражением внутренних органов и систем.

АЛКОГОЛИЗМ В ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ характеризуется атипичными формами опьянения, сопровождающимися провалами в памяти; развивается через 1-3 года после злоупотребления спиртным. Крайне быстро нарастают психопатоподобные изменения личности. Употребление алкоголя может сочетаться со злоупотреблением лекарственными и токсическими средствами.

АЛКОГОЛИЗМ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ – хроническое заболевание молодых людей, подростков и детей, выражающееся в физической и психологической зависимости от алкоголя и приводящее к социальной патологии. Больные алкоголизмом нуждаются в медицинской терапии и социально-психологической поддержке. В отдельных случаях может применяться обязательное лечение за счет государства (см. Социальная работа).

АЛЬТРУИЗМ (лат. alter – другой) – элемент культуры личности и культуры человеческих отношений, выступающий в качестве нравственного принципа. А. заключается в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму.

АМОРАЛЬНОСТЬ – неприятие молодым поколением моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности. Крайней формой А. является цинизм – презрительное отношение ко всей культуре общества, к его духовным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями старшего поколения.

АНОМИЯ – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры (Э. Дюркгейм), вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общественной жизни. Проявлением А. оказывается рост преступности, увеличение числа разводов и неразборчивость в сексуальных связях и другие социальные процессы, происходящие в результате нарушения единства культуры. Последнее вызывается, в частности, неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СССР основано на концепции личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами и социально-психологическими установками. Представителями этого направления были К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Архангельский, Л. Божович, В. Бочарова, Л. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И. Кон, А. Кулагин, А. Петровский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, В. Щердаков, Д. Эльконин.

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) А. п. не направлено против существующих общественных отношений. К А.п. относится широкий спектр поведенческих актов – от социальной инфантильности в поведении детей, подростков и молодежи, до психически невменяемых состояний, т.е. все случаи, когда молодые люди не способны понимать социальный смысл своих поступков.

АУТИЗМ – ослабление связей с реальностью, отгороженность от внешнего мира, замкнутость. Мышление больного при этом приобретает абстрактный характер и теряет связь с реальной действительностью. Может наблюдаться при шизофрении.

АФФЕКТ - кратковременная и сильная положительная или отрицательная эмоция, возникающая в ответ на воздействие внутренних или внешних факторов и сопровождающаяся соматовегетативными проявлениями. Физиологический аффект – состояние, не сопровождающееся помрачнением сознания, психическими и двигательными автоматизмами и амнезией. Патологический аффект – кратковременное психическое расстройство, возникающее в ответ на значимую, внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следует общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; характеризуется частичной или полной ретроградной амнезией.

 


 

Б


БАЛАНС ЮВЕНИЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ – выраженное состояние равновесия между потенциалом здоровья молодого человека и действующими на него факторами.

БЕЗНАДЗОРНЫЙ – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц.

БЕЗРАБОТИЦА МОЛОДЕЖИ – явление, когда работоспособная молодежь (с 14 лет по закону) оказывается без работы. Мировая ситуация говорит о возможном углублении негативных процессов в молодежной среде: росте безработицы, снижении доходов и увеличении потребительских расходов. В итоге – серьезном обострении многих социальных проблем. В документах ООН отмечается, что для молодежи бывшего СССР и Восточной Европы характерны массовая безработица и рост социальной нестабильности на фоне инфляции. Российское государство и общество принимают определенные меры по предотвращению Б.м. Положительно зарекомендовали себя специализированные молодежные биржи труда, занимающиеся трудоустройством молодых людей на постоянную, временную и сезонную работу, а также организующие производственную практику на (возможно) будущем рабочем месте. Создана Ассоциация молодежных бирж труда для осуществления функций генерального подрядчика и координатора при реализации региональных проектов в области занятости, профориентации и переобучения молодежи. Сложившаяся в России ситуация на рынке труда требует создания эффективного механизма занятости, дальнейшей активизации институтов профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи.

БЕСПРИЗОРНЫЙ – (1) “Безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места работы”. Такое понятие предлагает Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” (1999 г.). (2) “Беспризорность, беспризорное детство – тяжелое общественное бедствие, широко распространенное во всем мире. Беспризорные – это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными” (БСЭ, 1930 г.). По данным МВД РФ, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще новорожденных оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 13 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец. Специалисты считают: в каждом крупном городе России находятся от 5 до 20 тыс. беспризорных детей и подростков. В 2001 г. каждый третий ребенок в РФ рождался вне брака.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ– официальное закрепление супружеских отношений. Брак – социальный институт, представляющий собой совокупность социальных норм, санкционирующих взаимоотношения супругов, устанавливающих систему их взаимных обязанностей и прав, имеющих существенное значение для функционирования семьи, решения вопросов наследования. Юридически признаваемое бракосочетание производят государственные органы записей актов гражданского состояния – ЗАГС. Бракосочетание церковное, по религиозному обряду является нравственным, духовным актом, но юридической силы не имеет. Бракосочетание производится между женщиной и мужчиной. С 2002 г. Государственной Думой РФ в России разрешены браки с 14 лет, при условии беременности или рождения ребенка, письменного согласия родителей и соответствующего разрешения территориальных административных органов. В некоторых странах существует многоженство – при одном муже несколько жен. В Российской Федерации многоженство запрещено, но имеются случаи, когда законодательство автономии разрешает многоженство. Гражданский брак – так именуется совместное жительство женщины и мужчины без официального оформления, на основе совместной договоренности, оформляемой по желанию этих граждан, в т.ч. путем заключения совместного договора, который может фиксироваться нотариусом (в молодежной студенческой среде распространены на Западе). В современной России существование гражданского брака не преследуется законом, но государство и закон не несут каких-либо обязанностей по гражданскому браку в отношении людей, вступающих в гражданский брак.


 

В


ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ – объективное изучение медико-педагогических проблем здорового образа жизни, формирования культуры здоровья у представителей молодого поколения. Выделяются основные поведенческие риски, опасные для здоровья и будущей социальной роли молодого поколения (подростковая сексуальность, алкоголизм, табакокурение, токсикомания, нарушение характера и режима питания, недостаточная физическая активность и др.). Валеология разрабатывает методы и формы воздействия на молодежь с целью повышения ее знаний о здоровье и обучения основам укрепления и сохранения здоровья.

ВЗРОСЛЕНИЕ – переход индивида из детского во взрослое состояние, характеризующийся специфическими биологическими, социальными и психологическими процессами. В промышленно-развитых странах верхняя возрастная граница молодежи составляет 25 лет, в России – 29 лет (см. Периодизация взросления).

ВЗРОСЛЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ – совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии, половом и психосексуальном созревании юноши и девушки.

ВЗРОСЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ – совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, необходимостью адаптации к ним и совладанием, а также социальными реакциями на взросление.

ВЗРОСЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – процесс приобретения молодым человеком определенного социального статуса. Связан с воспитанием, получением образования, профессии, социализацией личности, достижением гражданской зрелости.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительным образом, телесным, тактильными ощущениями). Используется для подготовки специалистов (тренажеры), в том числе и моделирования операций при обучении хирургов, в играх – погружение в «мнимую реальность», включая секс-услуги и т.п.

ВНУТРИСЕМЕЙНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ – преступление, совершаемое одним членом семьи, родственником, против другого ее члена, родственника. По данным Генеральной прокуратуры РФ, ежегодно в семьях совершается около 2 млн. преступлений. К числу В.п. обычно относят как преступления, совершенные против несовершеннолетних в юридически оформленной, так и сожительской семье, в том числе так называемые детоубийства, физическое насилие или сексуальное домогательство.

ВОЖАТЫЙ – ведущий, указывающий путь, организатор детского, молодежного коллектива, группы. В советский период во Всесоюзной пионерской организации термин вожатый использовался для определения человека, выполняющего определенные обязанности по работе с детьми, пионерами. Основная масса вожатых выполняла поручения на общественных началах. Часть вожатых (старшие вожатые), возглавлявших крупные детские коллективы, являлись штатными работниками комитетов комсомола (см. ВЛКСМ) или органов образования.

ВОСПИТАНИЕ – процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека. В. реализуется посредством творческого овладения всей доступной ему культуры в конкретном социально-историческом контексте. Воспитание всегда представляет собой культивирование в индивиде человеческих качеств, усвоение нравственной, научно-познавательной и художественной культуры, что ориентирует личность на безусловные ценности добра, истины и красоты. Историческими типами В. является формирующее В. (ориентируется на внешние по отношению к человеку параметры и задачи его становления), своецентристское В. (мерило становления человека заключено в нем самом) и междусубъектное В. (общение между людьми не предполагает притязания кого-либо быть центром общения).

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ – процесс целенаправленного формирования личности молодого человека с целью его подготовки к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики.

ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЦИКЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА включает его формирование, распределение и использование для целей расширенного воспроизводства и повышения качества человеческого потенциала нового поколения (молодежи).

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРНОЕ – передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению. Различные формы культуры, созданные в процессе предметной деятельности человека, в результате распредмечивания возвращаются в сферу человеческой деятельности, преобразуясь в деятельностные способности субъекта. Один из основных механизмов В. к. – процесс обучения, образования, воспитания, просвещения.

ВРЕМЕННАЯ РАБОТА – форма занятости, которая представляет собой краткосрочную работу, выполняемую по трудовым соглашениям между наемными работниками и работодателями с определением конкретного срока действия данного соглашения. Разновидностью временной работы можно считать сезонную работу, связанную с выполнением работ, период которых зависит от природных явлений (например, смена времен года).

ВСЕМИРНАЯ ВСТРЕЧА НА ВЫСШЕМ УРОВНЕ В ИНТЕРСАХ ДЕТЕЙ.В сентябре 1990 г. в ООН (Нью-Йорк) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. Во Встрече участвовали президенты и премьер-министры 71 государства, включая СССР. На Встрече принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по ее осуществлению. Всемирную декларацию подписал в Нью-Йорке Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Ельцин, который 1 июня 1992 г. как Президент РФ подписал Указ “О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы”. Международное сообщество выразило стремление кардинально изменить положение детей в мире, признало приоритетность их интересов, их значение для благополучия и выживания всего человечества. В Указе Президента РФ говорилось, что проблема выживания, защиты и развития детей является в России приоритетной.

ВСЕСОЮЗНЫЙ ЛЕНИНСКИЙ КОММУНИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ МОЛОДЕЖИ (ВЛКСМ) –элемент общественно-политической системы советского общества. В Конституции СССР 1977 г. говорилось, что государство способствует усилению социальной однородности общества и комсомол участвует в осуществлении этих социальных задач. Конституция распространила на комсомол право законодательной инициативы. Как звену общественно-политической системы, ему было предоставлено право участвовать в формировании общественных фондов потребления и их справедливом распределении и право на обеспечение: бесплатного обучения и бесплатной медицинской помощи, выплаты стипендий, оплаты отпусков, предоставление льготных путевок на лечение и отдых (включая летний отдых) и другое. Коммунистическая партия принимала меры, направленные на повышение роли молодежи, ее организаций в управлении делами общества и государства. На ХХVII съезде ЦК КПСС высказался за расширение круга вопросов, которые государственные органы могли решать только при участии или с предварительного согласия комсомола, предоставив ему право в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений, что было зафиксировано в новой редакции Программы КПСС. Вместе с тем комсомол никогда не подменял своей деятельностью государственные институты, содействуя государству и обществу.

ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ – лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения (обычно до 18 лет).

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – уровень квалификации по специальности, полученный на базе полного среднего образования, формально подтвержденный дипломом об окончании высшего учебного заведения.


 

Г


ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая степень одаренности личности ребенка, подростка; выражается в создании принципиально новых, оригинальных творений (в науке, искусстве и др.). Следует отличать от таланта (как совокупности способностей).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА– это органическая составляющая целостной государственной социально-экономической политики, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию определенного общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определенного качества жизни и качества самой молодежи – в перспективе экономически активного населения страны. Эффективность молодежной политики определяет качество жизни подрастающего поколения, его соответствие (несоответствие) существующим и необходимым в стране (регионе) условиям. Это качество обеспечивается комплексом мер правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического характера, которые создают соответствующие приемлемые условия для самовыражения (“самозащиты”) социально-активной части молодежи, а также обеспечивают защиту социально ослабленных групп молодого поколения – подростков, молодых безработных, инвалидов, студентов, детей беженцев и других категорий. Генеральная цель молодежной политики заключается в формировании и создании экономических, политических, организационных и других условий для жизнеобеспечения молодого поколения, правовых гарантий, способных не столько улучшить качество жизни юношей и девушек (не в ущерб жизнедеятельности, уровню жизни других групп населения), сколько активизировать саму молодежь (причем с раннего возраста) на подготовку ее ко “взрослой жизни” - служению обществу, отечеству через интенсивную познавательную, творческую и трудовую деятельности. В условиях реформирования социальных систем, центр тяжести молодежной политики должен быть перенесен на “самозащиту” – формирование и развитие активной жизненной позиции молодого поколения, способного самостоятельно решать большую часть своих социально-экономических и других проблем.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКИХ И МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ. В Российской Федерации в 1995 г. принят Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, определяющий систему финансовой и организационной поддержки их деятельности. Закон предусматривает, что объем средств на субсидии молодежным и детским объединениям устанавливается Правительством РФ в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на мероприятия в области государственной молодежной политики. В субъектах РФ и на муниципальном уровне самостоятельно и конкретно определяется структура субсидий молодежным и детским объединениям, принимаются правила их предоставления. Субсидирование молодежных и детских организаций производится в форме общих и специальных субсидий: общая субсидия предоставляется всем объединениям, имеющим на нее право; специальная – только на реализацию социально-значимых программ. Устанавливаются субсидии на организацию отдыха детей и молодежи – общеоздоровительных лагерей, походов, лагерей труда и отдыха, трудовых объединений старшеклассников и студентов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ДЕТСТВАдеятельность государства по созданию условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей детей в выживании, социализации и развитии. Осуществляется через юридические, экономические и социальные меры, которые гарантируют реализацию прав детей как особой социально-демографической группы. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (от 24 июля 1998 г.) установил, что государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе; установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ. Характеризуется как общими оценками общественного развития, так и конкретными действиями всех социальных институтов и граждан по отношению к детям, подросткам и молодежи с учетом их специфики и особенностей. Субъектами социальной политики в отношении детей и молодежи выступают государственные и общественные структуры: общественные движения, церковь, средства массовой информации и другие социальные институты. Государственная политика в интересах детей и молодежи, являясь частью общенациональной социальной политики, не изолирована от других ее составляющих элементов, имеет межведомственный характер. Политика в отношении детей и молодежи разрабатывается с учетом социально-экономической, демографической, семейной и других отраслей (сфер) общегосударственной политики.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – совокупность законодательных мер, организационных мероприятий и социальных программ, направленных на обеспечение всех элементов социальной жизнедеятельности человека – здоровье, образование, материальное обеспечение, трудовая занятость, отдых, занятия спортом, воспитание детей и др.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе Г.м.с.с. основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством РФ и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов. Они включают в себя установленный минимальный объем социальных услуг по: гарантированному, общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях; бесплатному медицинскому обслуживанию детей, обеспечению питанием в соответствии с минимальными нормами питания; гарантированному обеспечению по достижении детьми возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; социальному обслуживанию, социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также меры по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации; организации оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством РФ; оказанию квалифицированной юридической помощи. Стандарты определяются с учетом региональных различий в условиях проживания детей.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” установил обязательность разработки ежегодного Государственного доклада о положении детей, который представляется Правительством РФ палатам Федерального Собрания и публикуется в официальном печатном органе. Доклад имеет статус официального документа, готовится в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения под воздействием проводимых социально-экономических преобразований. Г.д. о п.д. содержит сведения об осуществляемых на территории России и ее отдельных регионах экономических, правовых, социальных и иных мерах по обеспечению выживания, защиты и развития детей, служит основой для уточнения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки министерств, ведомств и организаций. К нему прилагаются подготовленные в установленном порядке предложения по принятию конкретных мер, необходимых для улучшения положения детей в России.

ГРУППА ПРЕСТУПНАЯ – два и более участников совместно совершенного преступления (преступлений):

а) Группа лиц – преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовало два или более исполнителей без предварительного сговора (ч.1 ст.35 УК РФ).

б) Группа лиц по предварительному сговору – преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст.35 УК РФ).

в) Группа организованная – преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч.3 ст.35 УК РФ).

г) Преступное сообщество (преступная организация) – преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной, организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданных в тех же целях (ч. 4 ст. 35 УК РФ).

ГРУППА РИСКА – молодые граждане, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды. В условиях социальной патологии усиливается риск для слабо защищенных социальных групп, семей, отдельных индивидов. В нестабильных обществах, к которым относится и современная Россия, группа риска составляет относительно большую часть населения. В широком аспекте она включает в себя, например, курящих людей, так как курение сказывается на состоянии человеческого организма; людей, имеющих серьезные хронические заболевания; людей, имеющих избыточный или недостаточный физический вес, и т.д. Комитеты по молодежной политике в своей деятельности учитывают группы риска, ведут среди них определенную целенаправленную работу.

ГРУППОВАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ СЕМЬИ– основанное на социальной психологии и психотерапии воздействие на криминогенную семью с целью предупреждения преступлений. Применяется в психотерапевтической практике и в местах лишения свободы.


 

Д


ДВИЖЕНИЕ ЮНЫХ ПАТРИОТОВ.На основе лучших отечественных традиций движение решает задачи всестороннего развития и совершенствования личности детей и подростков, воспитания патриотов своего Отечества, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации (от 25 февраля 1993 г.) в целях развития Д.ю.п. определены конкретные и существенные меры. Главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками округов, флотами, армиями и флотилиями, командирам соединений и воинских частей, начальникам военно-учебных заведений, военным комиссарам предложено оказывать постоянную организационную, материальную, техническую и методическую помощь республиканским, краевым, областным и районным советам (юнармейским штабам) Д.ю.п. Для реализации этих целей устанавливаются должностные лица по взаимодействию с советами (штабами). На базе воинских частей проводятся всероссийские финалы, слеты, соревнования, методические сборы.

ДЕВИАНТ–лицо с девиантным поведением. Можно выделить четыре категории Д.: а) лица, совершавшие преступления (самая криминогенная категория); б) лица, от которых можно ожидать совершения преступления; в) лица с антиобщественным поведением, например, "трудные" или дезадаптированные дети и подростки (до 14 лет), “неблагополучные” родители, лица, их заменяющие, уклоняющиеся от воспитания детей или негативно влияющие на них; г) потерпевшие от преступлений с виновным, т.е. агрессивным, аморальным, неосторожным или некритическим, иного характера провоцирующим поведением.

ДЕВИАНТНОСТЬ – социальное, социально-психологическое явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. Д. может быть “позитивной” (все виды творчества) и “негативной” (правонарушения, преступность, наркотизм, пьянство, суицидальное поведение и т.п.). Сегодня формируется определенная отрасль знаний, изучающая феномен Д. – “теория социальных отклонений”.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – (1) В широком смысле под Д.п. понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массо­вых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (историче­ски) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. (2) В узком смысле Д.п. – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д.п.: преступное, непреступно противоправное, аморальное. Преступность как наиболее общественно опасный вид Д. п. изучается преимущественно криминологией.

ДЕГЕНЕРАЦИЯ – вырождение, ухудшение биологических, психических и соматических характеристик организма. Д. проявляется в большей мере у детей и подростков из неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем и наркотиками.

ДЕГРАДАЦИЯ – утрата ценных качеств и свойств человека, группы, общества, государства. Страна может быть деградирующей при снижении уровня научно-технического прогресса, снижении уровня развития экономики и жизненного уровня населения, разгуле преступности и коррупции, при других негативных явлениях интеллектуального и нравственного порядка. Эти качества свойственны современной России, ее экономике и социальной сфере. Они существенно сказываются на жизнедеятельности подрастающего поколения, на ухудшении качества молодежной популяции – в будущем экономически активного населения страны.

ДЕГУМАНИЗАЦИЯ– утрата гуманистических начал, общечеловеческих духовных и нравственных ценностей в жизни людей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости и человечности, на внимании и уважении к личности, к индивидуальным особенностям человека.

ДЕЛИКТ – проступок, правонарушение, преступление.

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬспособность лица нести юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную) за совершенное правонарушение, преступление (деликт). Д. лица означает, что оно может самостоятельно выступать в качестве субъекта правоотношения и претерпевать предусмотренные правовой нормой юридические санкции. С точки зрения возраста, полная Д. наступает с 18 лет, в сфере административного, трудового и некоторых других отраслей права субъектом правонарушения может выступать лицо, достигшее 16 лет. В сфере общественных отношений, охраняемых уголовным законом, наступление Д. лиц в возрасте 14 лет обусловлена особой значимостью и очевидностью опасности посягательства на защищаемые объекты (жизнь, здоровье и др.). Все составы уголовной ответственности, по которым установлен минимальный возраст 14 лет, перечислены в ч. 2 ст. 20 УК РФ.

ДЕЛИНКВЕНТ – лицо, чье поведение носит противоправный характер, или нарушающее юридические нормы. Наиболее злостным типом Д. является молодой преступник или лицо, совершившее преступление.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки человека, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер. В качестве Д.п. можно рассматривать преступное, криминальное поведение молодого поколения.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Д. п. - совокупность социальных, экономических, юридических и медицинских мероприятий, направленных на актуальное изменение процесса воспроизводства населения.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ РОССИИ. В настоящее время в стране исчерпаны возможности естественного роста населения: смертность превышает рождаемость. Сокращается брачность и рождаемость, распадается каждый второй брак, треть разводов приходится на молодые пары. Уже с середины 60-х годов уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.Численность населения России, по оценке Госкомстата, с начала 2000 г. сократилась на 425,4 тыс. человек и на 1 июля составляла 145,1 млн. человек. За первое полугодие в России родились 623,5 тыс. человек и умерли 1 млн. 146,2 тысячи. Устойчивая и долговременная естественная убыль населения сложилась в подавляющем большинстве субъектов Федерации, а естественный прирост был лишь в 12 регионах. Миграционный прирост за первое полугодие 2000г. составил 100,7 тыс. человек, убыли из страны 1 млн. 069, 4 тыс. человек. Сохраняется деформированность половозрастной структуры и перепады в численности отдельных поколений. С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет. Это меняет состав трудоспособного населения, мобильность рабочей силы, увеличивает нагрузку на молодежь. В перспективе численность отдельных групп населения – детей, подростков и молодежи будет колебаться в результате перепадов в численности поколений родителей. На смену многочисленному поколению рождения 80-х годов придет малочисленное поколение 90-х годов рождения. С начала XXI века и до 2005 – 2007 годов численность детей и подростков немного увеличится, что актуализирует вопросы образования, быта и досуга, профессиональной подготовки и трудоустройства. Но молодежные группы по-прежнему будут наименьшими по численности, в сравнении со взрослыми трудоспособными и пенсионными категориями населения. Демографическая ситуация на настоящий момент характеризуется как чрезвычайно острая. Прогнозируемая численность населения РФ только к 2005 г. сократится на 2,8 млн. человек (со 144,2 млн. до 141,4 млн.). Могут произойти нежелательные изменения и в самой структуре: население молодого возраста уменьшится, по расчетам Госкомстата РФ, на 5,5 млн. человек (с 27,8 млн. до 22,3 млн.). И хотя за тот же период произойдет увеличение численности населения трудоспособного возраста на 2,6 млн. человек (с 81,7 млн. до 89,7 млн.), после 2005 г. начнется абсолютное сокращение этого контингента населения. Общие потери которого оцениваются Госкомстатом за 2006 – 2015 годы, в 7,4 млн. человек. Начиная с 2008 г. следует ожидать новое сокращение числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начала 90-х годов ХХ века. Число детей, подростков и молодежи после 2007 г. будет постоянно уменьшаться, что скажется на количестве и качестве трудовых ресурсов.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИИ СИНДРОМ – расстройство восприятия собственной личности (психическая деперсонализация) и схемы собственного тела. Крайнее проявление его – раздвоение личности. Характерно отчуждение своих мыслей, эмоциональных переживаний и действий. Отмечается при некоторых психических заболеваниях и органических поражениях центральной нервной системы.

ДЕПОПУЛЯЦИЯ – устойчивое уменьшение абсолютной численности населения определенной территории, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих (демографический кризис). Статистически Д. характеризуется превышением общего показателя смертности населения над показателем рождаемости.

ДЕПРЕССИВНЫЙ СИНДРОМ – устойчиво пониженное настроение, подавляющее преобладание отрицательных эмоций – тоски, печали, грусти, тревоги. Степень выраженности депрессии может быть различной – от легкой гипотимии (сниженность настроения) до тяжелейшей тоски с отчаянием. При этом чувство тоски может сопровождается мыслями о надвигающейся смерти и в связи с этим неприятными ощущениями в области сердца, головной болью. Мир воспринимается мрачным, серым, безрадостным. Больным свойственно неверие в свои силы, ощущение своей малоценности, никчемности. Сужен круг восприятий и интересов. Движения неуверенные, замедленные, выражение лица скорбное.

Депрессивное состояние может возникнуть под влиянием эмоционального стресса, часто встречается у больных психическими заболеваниями.

ДЕПРИВАЦИЯ – лишение, недостаточность; материнская Д. – отсутствие или недостаточность материнского ухода; эмоциональная Д. – недостаточность эмоций, эмоциональных связей, адресованных субъекту.

ДЕПРИВАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ – периоды вынужденного полового воздержания; комплекс тягостных общеневротических и местных проявлений психофизиологического дискомфорта, возникающих при снижении уровня половой активности ниже индивидуальной потребности.

ДЕСОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ СЕМЬЯ – разновидность криминогенной семьи, в которой имеется эффект десоциализации (см. Семейная десоциализация).

ДЕТИ – особая социально-демографическая группа населения, имеющая возрастные границы от рождения до 17 лет включительно. Она характеризуется специфическими потребностями, интересами и правами, однако не обладает достаточной способностью отстаивать и защищать их перед лицом общества, его нерешенных социально-экономических проблем. Д. полностью зависят от условий, которые предоставляет для их развития общество и государство, макро- и микросреда (семья, школа). Они становятся объектом социальной заботы, поэтому ответственность за их судьбу и здоровье, да и собственно жизнь возлагается не только на родителей, но и на государство и общество в целом. С точки зрения действующего закона, детьми признаются лица, не достигшие совершеннолетия (т.е. возраста 18 лет). Данная группа населения в соответствии с нормами гражданского кодекса не имеет полной дееспособности. В данной группе выделяются возрастные категории: от рождения до шестилетнего возраста – малолетние, которые не могут самостоятельно, без родителей (лиц их заменяющих) осуществлять свои права и обязанности, т.е. являются полностью недееспособными. Малолетние – в возрасте от 7 до 14 лет обладают частичной дееспособностью. Несовершеннолетние дети – в возрасте от 15 до 18 лет. Они обладают неполной дееспособностью, могут совершать, с согласия родителей (лиц их заменяющих), гражданские сделки, самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком и др. Указанная возрастная группа может обладать деликтоспособностью; с точки зрения уголовного закона выделяются две возрастные группы 14-15 и 16-17 лет.

ДЕТИ-СИРОТЫ– лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли родители.

ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия (в т.ч. в семье); дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Д.н.в т.ж.с., в соответствии с законодательством имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Это обеспечивает выживание и развитие детей, их адаптацию и участие в общественной жизни, в перспективе – в общественно-полезном труде. Государство гарантирует судебную защиту прав Д.н.в т.ж.с. В целях защиты прав детей создаются специальные социальные службы, которые разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка, включающую в себя оценку (экспертизу) его состояния, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные мероприятия по социальной реабилитации.

ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с: лишением родительских прав; ограничением в родительских правах; признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения, других аналогичных организаций и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИимеют функциональные ограничения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за негативных стереотипов, предрассудков в отношении общества к инвалидам.

ДЕТНОСТЬ СЕМЬИ – размер семьи по числу рожденных и выращенных детей (без учета умерших в возрасте моложе 5 лет). В настоящее время актуальны научные исследования установок супругов на число детей (установок Д.с.), которое они считают идеальным (идеальная Д.с.), хотели бы иметь (желаемая Д.с.), намереваются иметь (ожидаемая или планируемая Д.с.).

ДЕТСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ– самодеятельное, самоуправляемое, добровольное, демократическое детское общественное объединение. Ее цели и задачи фиксируются в уставе и программе организации, которые принимаются демократическим методом. Д.о.о. имеет свою организационную структуру, связывающую воедино все ее части, в том числе и территориальные. Детские организации создаются самими детьми. Могут быть признаны как “детские”, так и молодежные организации, создаваемые “взрослыми” организациями, политическими партиями. Д.о.о. может принять любой принцип строения и взаимодействия, но в любом случае дети определяют основные положения своей организации: никто, даже создающие эти организации партии и общественные объединения, не могут принудить детей принять и подчиняться принципам и нормам, которые не соответствуют их интересам. Д.о.о. входят в состав общественно-политической системы общества, но они самостоятельно определяют направления своей деятельности, которые не должны расходиться с Конституцией РФ (1993) и законодательством страны.

ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ – показатель, отражающий частоту смерти детей в период от рождения до 15 лет по отношению к средней численности детского населения.

ДЕТСКИЙ ДОМ – (1) учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей; (2) образовательно-лечебный центр для детей, имеющих поведенческие и эмоциональные проблемы, ограниченные возможности для обучения в массовой школе; (3) семейный детский дом; (4) кризисный и детский психиатрический центр; (5) коррекционные учреждения.

ДЕТСКИЙ ФОНД.В 1920-х годах в стране действовали общество “Друг детей” и Фонд помощи беспризорным детям. В 1987 г. был создается Советский детский фонд, который в 1991 г. преобразован в Российский Детский Фонд (РДФ) и Международную ассоциацию детских фондов, объединяющую детские фонды бывших союзных республик – стран СНГ. РДФ – общественная организация, ее высший руководящий орган – общее собрание, исполнительно-распорядительный орган – правление с президиумом. Фонд имеет отделения во всех субъектах Федерации и некоторых городах. РДФ издает журнал “Школьная роман-газета”, имеет издательство “Дом”, реабилитационный детский центр, центры помощи детям “Стремление” и “Нежность”. С 1989 г. существует Научно-исследовательский институт детства, которым подготовлены и изданы исследовательские проекты “Положение детей в СССР. 1990 год. Состояние, проблемы, перспективы”; “Положение детей в России. 1992 год”, то же – 1993 год; “Права ребенка”; “Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России”. РДФ объединяет деятельность общественных и государственных организаций, творческих союзов, отдельных граждан в целях: усиления воспитания подрастающего поколения; повышения внимания к проблемам детства, досуга и общения детей; организации помощи детям-сиротам, детям-инвалидам, детям, пострадавшим в результате войн, стихийных бедствий, детям из семей беженцев, многодетных семей; поддержки юных талантов. РДФ финансируется за счет добровольных взносов и пожертвований граждан и спонсоров. Денежные средства фонда направляются на осуществление долговременных программ: “Юные таланты”, “Глухие дети”, “Детский церебральный паралич”, “Дети-сироты”, “Семейный детский дом”, “Дар жизни”, а также на конкретную помощь детям и детским интернатам, лечебным учреждениям, проведение научно-исследовательской работы с целью изучения проблем детства.

ДЕТСКИЙ ФОНД ООН– ЮНИСЕФ создан в 1946 г. в качестве Международного чрезвычайного фонда помощи детям в разоренных Второй мировой войной странах Европы. ЮНИСЕФ – неотъемлемая часть Организации Объединенных Наций (ООН), является ее ведущим учреждением по координации деятельности программ помощи детям. Имеет свой исполнительный Совет из 40 членов из различных стран мира, в том числе и России. СССР в ЮНИСЕФ представляло Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Россию – Министерство социальной защиты населения, Министерство труда и социального развития. Фонд готовит ежегодные доклады о положении детей в мире. Финансирование ЮНИСЕФ осуществляется за счет добровольных (ежегодных) взносов национальных правительств, пожертвований организаций и частных лиц. Своими программами Фонд охватывает около 140 стран мира. Во многих государствах действуют национальные советы содействия ЮНИСЕФ. Через свои отделения в странах и регионах Фонд содействует национальным правительствам в оказании помощи нуждающимся детям, прежде всего в развивающихся государствах. В числе таких стран в 1995 г. были 7 бывших союзных республик СССР. С 1995 г. ЮНИСЕФ оказывает гуманитарную помощь детям и женщинам, пострадавшим в результате чеченского конфликта. За свою благородную деятельность во имя человечества, во имя детей – будущего мира ЮНИСЕФ в 1965 г. был удостоен Нобелевской премии в защиту детства и мира. Международный центр развития ребенка Детского фонда ООН (Флоренция) подготовил и опубликовал региональные мониторинговые доклады: “Государственная политика и социальные условия” (1993), “Кризис в области смертности, здоровья и питания” (1994), “Нищета, дети и социальная политика: путь в более светлое будущее” (1995) и др.

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – социальное явление, представляющее собой совместные действия детей, объединяющихся с целью достижения своих прав и удовлетворения интересов, саморазвития, активного участия, наряду с другими членами общества, в жизни общества. Д.д. – совокупность деятельности различных детских формирований: объединений, организаций, ассоциаций, клубов. Д.д. носят различный социальный характер: военно-патриотические, скаутские, пионерские, тимуровские, коммунарские, экологические и иные формы институциональной организованности детей. Как правило, такие объединения имеют общие целевые установки. Д.д. строится на основе демократии и по своему смыслу является частью гражданского общества.

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ– одна из форм детского движения, которой свойственны его основные черты и характеристики. Это сообщество, содружество детей, базовое, первичное образование. Д.о. – добровольное объединение детей на базе общих интересов, позволяющее ребенку раскрыть и проявить индивидуальные интересы. Структура Д.о. основана на демократии, без жесткого подчинения по иерархии. В основе Д.о. – инициатива и самодеятельность детей. Д.о. является общественным, независимым, самостоятельным (в данном случае оно идентично организации). Общественными Д.о. признаются такие, в составе которых не менее 2/3 детей, т.е. граждан до 18 лет. Общественные Д.о. должны учитывать определенные требования: создаваться на добровольных основаниях по инициативе самих детей; не входить в структурные подразделения государственных учреждений; осуществлять социально-творческую деятельность; не ставить уставным требованием получение прибыли и распределение ее между членами. Общественными Д.о. могут быть общества, клубы, команды, ассоциации, отряды. Общественные объединения действуют в рамках законодательства, строят свою работу с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и других международных документов, имеют свой устав, регистрируемый в соответствии с правилами и законами. Общественными Д.о. являются Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), Морская лига, ассоциация “Русский скаут” и другие. Д.о. могут представлять собой и объединения при государственных, частных образовательных и иных учреждениях (например, филателистов, любителей хоккея). В данном случае общественное объединение действует при поддержке государственных учреждений, в т.ч. и материальной, финансовой.

ДЕТСТВО – системный феномен, полифункциональный и многоуровневый (многомерный), основу (базу) которого составляют медико-биологические характеристики, а сущность определяется уровнем развития социального общества, типом культуры и т.д. Поэтому Д. можно рассматривать под разными углами зрения: (1) Д. – стадия жизненного цикла человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида; (2) Д.– особое социальное явление, актуализирующееся в обществе через возникновение специфических социальных связей (в сферах социальных отношений, политики, права, культуры), институтов, механизмов социального управления и социального контроля, норм, ценностей, детской субкультуры.

ДИНАМИКА ПРЕСТУПНОСТИ– показатель, характеризующий количественное изменение преступности (ее состояния, структуры) на всем протяжении избранного периода; показатель, позволяющий обозревать преступность в динамике, т.е. в развитии, изменении.

ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ – изменение численности социально-демографической группы в результате естественного движения населения (характера рождаемости и смертности) и под влиянием миграционных процессов (переезд в другой город на учебу или работу, призыв в армию, эмиграция).

ДИРЕКТОРАТ МОЛОДЕЖИ И СПОРТА СОВЕТА ЕВРОПЫ, начиная с 1999 г., (http://www/coe/int/T/E/Cultural Сooperation/Youth) при сотрудничестве с ИК34 МСА (http://www.ucm.es/info/ isa; http://www/alli.fi/nuorisotutkimus/ibyr) провели три успешных семинара в Европейском Центре молодежи в Будапеште. Участие в этих семинарах было открыто для исследователей молодежи со всей Европы. В 2002 г. семинар состоялся в Москве и собрал молодых исследователей молодежи, работников молодежной политики и практики из стран, которые, в силу ряда причин, имеют ограниченные возможности участия в межнациональных и международных сетях, обменах и диалоге. Участие в семинаре открыто для всех молодых исследователей молодежи, молодежных работников, работников молодежных неправительственных объединений в возрасте от 20 до 35 лет и проживающих в следующих странах: Албания, Армения, Азербайджан, Беларусь, Болгария, Босния-Герцеговина, Венгрия, Грузия, Казахстан, Киргизстан, Латвия, Литва, Бывшая Республика Югославии Македония, Молдова, Польша, Российская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Хорватия, Чешская Республика, Эстония, администрируемая ООН провинция Косово.

ДОМА РЕБЕНКА – в РФ учреждения для воспитания и оказания помощи детям раннего возраста, оставшимся без попечения родителей, детям одиноких матерей, а также детям с дефектами физического или психического развития. Создаются Д.р. для детей с поражениями ЦНС, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, речи, зрения и др.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – (1) Область человеческой деятельности, которая связана с производством, распределением и потреблением духовных ценностей, т.е. ценностей, относящихся к сфере общественного сознания (наука, искусство, мораль). (2) Совокупность продуктов человеческого труда, имеющих значение для духовного развития общества и личности.

ДУХОВНОСТЬ – индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать “для других”. Под Д. преимущественно подразумевается первая их этих потребностей, под душевностью – вторая. С категорией Д. соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

ДУХОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ – доминанта духовного состояния (см. духовность) молодого поколения в конкретных социально-исторических условиях. В современной России стремительный рост потребительства, индивидуализма, снижение уровня и качества образования, разрушение в течение многих лет ценностно-нормативных установок традиционной национальной культуры привели к снижению уровня Д.м., и, как следствие, усилению асоциального поведения.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЮВЕНОЛОГИИ включают изучение проблем интеграции молодого поколения в духовно-нравственную сферу общества, под которой понимается система норм, оценок, предписаний, образцов поведения и санкций. Эта сфера общественного сознания выполняет функцию социального контроля и регулирует социальные отношения в обществе. Задача молодого поколения состоит в усвоении норм и ценностей, их интернализации и, тем самым, в сохранении и приумножении духовно-нравственной и социокультурной преемственности поколений.

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – потребности человека в духовной культуре. К Д.п. относятся потребности в знаниях об окружающем мире (в науке, просвещении), эстетические потребности (в искусстве, зрелищах), моральные потребности (в дружбе, заботе о людях, исполнении долга). Д.п. являются одним из элементов социально развитой личности, источником развития духовной культуры.


 

Е


ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ О МОЛОДЕЖИ. Сложившийся опыт эффективной молодежной политики на местном (муниципальном) уровне в европейских странах положен в основу “Хартии участия молодежи в муниципальной и региональной жизни”, принятой Советом Европы в 1992 году. Этот международный документ нового типа в отличие от конвенций, обязательных для государств-членов Совета Европы, адресован местным и региональным органам власти европейских стран, в том числе и России, вступившей в Совет Европы в феврале 1996 года. Обязательства, которые в соответствие с Хартией принимают на себя области и муниципалитеты европейских стран, направлены на стимулирование институциональных условий участия молодежи в обсуждении и принятии решений, затрагивающих ее интересы. Создаваемые с этой целью структуры принимают различные формы на уровне городского квартала, города, деревни и региона; они дают возможность молодежи и ее представителям выступать полноправными партнерами в молодежной политике. Совет Европы не навязывает готовых форм и решений, а предлагает действовать в соответствие со сложившимися местными культурно-историческими традициями. Через эти структуры (советы, комитеты молодежи, земские комиссии, “круглые столы”, форумы) молодые люди принимают на себя непосредственную ответственность за реализуемые программы, играют активную роль в формировании и осуществлении молодежной политики. Согласно ст.38 Хартии местные и региональные власти создают или поддерживают имеющиеся советы молодежи, действующие как структуры молодежного участия, в которых: молодые люди избираются своими сверстниками; молодой человек, избранный председателем, как правило, сопредседательствует на общих собраниях вместе с мэром или муниципальным служащим, отвечающим за молодежные вопросы; совет целиком состоит из молодых людей за исключением мэра или муниципального служащего, отвечающего за молодежные вопросы. Молодые люди избираются в подобные советы исходя из реальностей данной территории – действующих молодежных групп, организаций и ассоциаций, молодежных центров и учреждений, учебных заведений и др. В рамках выделяемого местными или региональными органами бюджета, советы молодежи действуют по следующим направлениям: осуществляют мониторинг потребностей молодежи, анализируют поднимаемые ею проблемы, такие как жилье, урбанистика, досуг, культура и т.д.; изучают возможности реализации программ, работая в подкомиссиях совместно с экспертами, местными депутатами и государственными служащими; составляют сметы и бюджет молодежных программ, принимают и выполняют решения по их реализации; осуществляют мониторинг полученных результатов. Предоставляя молодежи возможность обсуждать и решать касающиеся ее проблемы, советы способствуют подготовке молодых граждан к активному и демократическому участию в местной жизни. Еще один механизм, предлагаемый Хартией для обеспечения реального представительства молодых людей в органах власти, - создание института "молодежного делегата". Там, где подобная практика еще отсутствует, местные и региональные власти обязуются проработать в рамках соответствующего действующего законодательства способы учреждения такого поста, который должен быть занят молодым человеком, назначенным по предложению молодежных организаций. Во время срока своих полномочий молодые люди помогают отделу по делам молодежи местного органа власти обеспечивать достижение целей молодежной политики и координировать решения, затрагивающие молодежь.


 

Ж


ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ В СЕМЬЕ – социальная и социально-психологическая проблема, при которой чье-либо имущество, здоровье или жизнь находятся под угрозой, или им наносится вред в результате сознательного поведения другого члена семьи. Ж.о.с. имеет глубокие социально-психологические последствия для нормального становления и развития личности ребенка.

ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА – устойчивая, внутренне мотивированная, целенаправленная духовно-практическая система его отношений к окружающему предметному и социальному миру, к самому себе. Ж.п.м.ч. обусловлена стилем, способом жизнедеятельности и совокупностью социальных ценностей макро- и микросреды. Основой жизненной позиции является духовное состояние (духовность) личности.

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНДИВИДА – система социально-экономических и социально-психологических целей, условий и ресурсов, необходимых для нормального биологического, психического и социального развития индивида и основанных на минимальных социальных стандартах и нормативах потребления продуктов питания, товаров и услуг. Ж. и. является функцией индивида (самообеспечение) и социальных институтов, ответственных за реализацию различных направлений и форм социализации (семья, институты воспитания и образования, занятости, социокультурной и досуговой деятельности и т.п.).


 

З


ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ – распространенность, структура и динамика зарегистрированных заболеваний у отдельных групп людей, объединенных по какому-либо одному признаку. Наиболее достоверные данные о заболеваемости детей и подростков получают при ежегодных профилактических медицинских осмотрах. Самые неблагоприятные тенденции заболеваемости среди всех групп населения отмечаются в подростково























Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...