Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЯЗЫК ВОЛОС И НЕОБХОДИМОСТЬ ДЕКОРАЦИИСтр 1 из 3Следующая ⇒
ИСКУССТВО ЧТЕНИЯ ЯЗЫКА ЛИЦА ГЛАЗА
— Глаза овальные, средней величины — руководствование в жизни здравым смыслом; — Глаза навыкате, слишком широко открытые, круглые — мечтатель, не гнушающийся ложью, ведущий распутный образ жизни и ленивый; — Глаза с удлиненными уголками — широкий кругозор; — Глаза прищуренные и впавшие — показатель здравого рассудка, большой проницательности, но вместе с тем зависти, хитрости и подозрительности; — Глаза очень узкие, твердый, изучающий взгляд—зависть, бесчувственность к страданиям других, иногда жестокость; — Глаза темные, неспокойные, пребывающие в постоянном движении — цинизм, склонность ко лжи, наглость и безответственность' — Глаза светлые и блуждающий взгляд — человек нервный, стремящийся в жизни к удовольствиям; — Глаза желтые, "стеклянные", без выражения — чаще всего характеризуют людей с негативными чертами характера, способных даже на убийство; — Глаза часто слезящиеся, покрасневшие имеют обычно люди, страдающие хронической простудой; — Глаза, часто опущены вниз — стеснительность, трудолюбие и доброта, иногда умственная отсталость; — Глаза часто поднятые вверх — мечтатель, фантазер, поглощенный какой-то идеей или не совсем нормальный человек, пренебрегающий действительностью, избегающий физического труда. — Глаза маленькие, темные, выразительные — красноречие, человек, жаждущий знаний; — Глаза без блеска, полуприкрытые — у молодых людей обозначают переутомление или пресыщение, у старших признак тяжелой физической работы или длительных страданий; — Глаза красивые, открытые, с влажными уголками — склонность к распущенности и сильное сладострастие; — Глаза голубые — добродушие, согласие и умеренность в наслаждениях; — Глаза черные со стальным блеском — личность энергичная, волевая, не боящаяся тяжелого труда; — Глаза серые — большая доброта, честность, впечатлительность, нетребовательность; — Глаза молочно-голубые — человек скромный, спокойный, холодный; — Глаза зеленовато-серые — религиозность, веселость, общительность и постоянство в чувствах; — Глаза светло-серые, немного выпуклые — доброта, способность прийти на помощь и посвятить себя другим; — Глаза темно-серые — человек трудолюбивый, пользующийся всеобщим уважением и любящий порядок; — Глаза темно-серые, немного выпуклые — человек возвышенный, но реалистически смотрящий на мир; — Глаза черные, выпуклые — стремление к недостижимому. Дополнительно — густые брови выдают ревность, жадность и злобность; — Глаза глубоко сидящие — свидетельствуют о пережитых психических страданиях, жизненных неудачах, в результате чего этот человек становится жадным, недоверчивым и хитрым или даже коварным; — Жесткий взгляд бегающих глаз — скрытые злые намерения; — Глаза затуманенные — плохое состояние здоровья; — Глаза широко открытые — склонность к чудачествам; — Глаза большие и выпуклые — слабый характер и низкая жизненная энергия; — Глаза налитые кровью — плохой характер, отсутствие чувства сопереживания; — Глаза широко посаженные — спокойствие и сдержанность, хорошая приспособляемость и высокая психическая сопротивляемость, ответственность и трудоспособность; --Глаза кошачьи — жгучий темперамент, скрытность и сильная чувственность.
ВЕКИ
— Веки толстые ~ человек ленивый, спокойный, часто страдающий головными болями; — Веки тонкие — правдивость;• — Веки красные и припухшие — запальчивость и сварливость; РЕСНИЦЫ — Ресницы густые и длинные — мечтательная, сентиментальная натура; — Ресницы густые и короткие —анемичность, недостаток энергии, частые головные боли. БРОВИ — Брови густые, черные и жесткие — характер нервный, часто угрюмый, хотя люди могут быть страстными. Любят хорошую еду и часто берут на себя такие обязательства, которые потом не в состоянии выполнить; — Брови густые, черные, мягкие и красиво очерченные — натура впечатлительная, сентиментальная, поэтичная и любящая природу; — Брови редкие и жесткие — непостоянство характера, зависть и мстительность; — Брови редкие, дугообразно обрисованные — большая покорность, но вместе с тем коварство и ненадежность; > — Брови сросшиеся, густые, черные и жесткие — вспыльчивость, ненасытность, неразборчивость в средствах достижения цели; — Брови высокие — жизнерадостность, веселье, открытость и расточительность; — Брови низко расположенные над глазами — сильный характер, предусмотрительность, заботливость; — Брови прямые — властность, эгоцентризм, способность подчинять себе окружающих и находить выход из трудной ситуации; — Брови широкие — сильная личность, необычная жизнестойкость, жажда обладания; — Брови тонкие — чувствительность, доброжелательность, верность, но также большая скрытность, обидчивость; — Дуги бровей закруглены — экзальтация, впечатлительность, уступчивость, проблемы с концентрацией; —Дуги бровей высокие, косые — импульсивность, впечатлительность, нежность, тонкость. Такой человек легко увлекается, эмоционально привязывается редко, но полностью; — Большое пространство между бровями — сильный характер и скромность; — Малое пространство между бровями — неудержимый темперамент, склонность к чувственным наслаждениям; — Глаза матовые — признак общего ослабления организма, депрессии или фрустрации; — Глаза блестящие — импульсивность, радость, влюбленность или высокая температура; — Желтоватая окраска белка — болезнь Боткина или нарушения работы желчного пузыря или печени; — Очень узкие зрачки — состояние после употребления морфина или средств с подобным действием; — Неодинаковые зрачки — сотрясение мозга; — Глаза навыкате — чаще всего в случае Базедовой болезни; — Припухлые веки — нарушения в работе почек; ;— Неестественно сильные брови у женщин — значительный процент мужских черт; — Длинные ресницы — организм защищается от попадания в глаза большого количества света; — Перпендикулярные морщины между глазами — болезнь печени; — Брови косо опускающиеся в направлении носа — мать в период беременности слишком много употребляла мясных продуктов; — Брови полукруглые, опускающиеся по направлению к внешнему краю лица — мать была вегетарианкой; — Толстые брови — большой потенциал витальности; — Тонкие брови — медлительность, предрасположенность к умственной деятельности, низкая сопротивляемость инфекциям; — Расширенные зрачки — употребление наркотиков или сильнодействующих лекарств;
----Рот открытый --- несложный характер — Рот закрытый недоверчивость; осторожность, рассудительность — Рот большой, открытый — сила и отвага, но также и ненависть. Означает вспыльчивость, жажду приключений, потребность в перемене обстановки и переменчивое настроение; — Рот большой, сжатый — скупость, алчность и злопамятность; — Рот малый, открыты — нежность, доброта, любовь к порядку и чистоте. Одновременно говорит о скрытности и жизненном скептицизме; — Рот малый, закрытый — человек уравновешенный, способный прийти на помощь и посвятить себя. Как в работе, так и в чувствах, сохраняет серьезность, хотя в его душе пылает огонь; — Губы полные — чувственность и непостоянство. Человек неторопливый, с изменчивым настроением, поддающийся влиянию окружения; — Губы средние — стеснительность и слабая воля, избегание эмоциональных привязанностей. Характерно отсутствие способности принимать решение; — Губы мясистые, выпяченные — человек добродушный, страстный, любящий вкусную еду и напитки; — Губы тонкие — жесткий характер, упорство и житейская хитрость. Часто это признак молчаливости, может быть вследствие того, что такому человеку окружение кажется скучным; — Губы тонкие сжатые — эмоциональный холод, равнодушие как в любви, так и в дружбе, неверность; — Губы "сердечком" — это настоящая бабочка, порхающая с цветка на цветок, но не причиняющая никому зла; человек поверхностный, но симпатичный; — Рот слегка улыбающийся — интересная, богатая личность, интеллигентность, доброжелательность, открытое сердце. Иногда такая улыбка бывает искусственной, заученной; — Рот искривленный — натура скептичная, изменчивое настроение, жесткий подход к людям и проблемам, высокий интеллект; — Губы выпяченные или выступающая нижняя губа — склонность к хвастовству и свободному сексу;— Выступающая верхняя губа — человек добродушный; — Приподнятая верхняя губа — злобность, цинизм; — Опущенные губы — человек редко смеющийся, воспринимающий жизнь слишком серьезно; — Приподнятые уголки губ — человек веселый, общительный, темпераментный, с хорошим чувством юмора; — Опущенные уголки губ — упрямство и склонность к спорам; — Раздвоенная нижняя губа — часто говорит о том, что ее владелец рано покинул отчий дом или рано стал самостоятельным. Кроме того, он любит путешествия, особенно далекие; — Губы маленькие — признак хорошей жизненной силы и запаса энергии; — Губы большие — говорят об обратном. Современные люди вообще имеют большие губы, что свидетельствует о неправильном питании; — Губы распухшие — растяжение и ослабление пищеварительного тракта, ухудшение его деятельности; — Набухшая нижняя губа — склонность к запорам; ' — Пятна и трещинки па губах — характерны при язвах или раздражениях пищеварительного тракта или пищеварительной системы; — Бледные губы — низкое давление, малокровие или нарушение процессов всасывания в кишечнике; — Губы плотно прилегающие и напряженные — напряжение кишечника, а у женщин это может указывать на напряжение мышц влагалища; — Место над верхней губой — в восточной медицине считается, что это пространство соответствует половым органам человека. МюЫо КиаЫ утверждает, что горизонтальная морщинка, появляющаяся в этом месте во время улыбки, свидетельствует о слабости половых органов. У мужчин это означает слабую активность, а у женщин — нарушения менструации. Причиной может быть избыточное употребление продуктов животного происхождения. Перпендикулярные морщины над верхней губой указывают на сокращение половых органов. Это явление считается нормальным у людей более старшего возраста, когда прекращаются или уже прекращены половые контакты; — Губы красные — хорошее здоровье; — Губы темно-красные — высокая температура; — Губы синие — нарушения в системе кровообращения; — Губы сухие — воспалительные процессы; — губы постоянно приоткрытые — "заложенный" нос, затрудненное дыхание, высокая температура или притуплённый слух; — Губы спазматически сжатые — столбняк или разного рода судороги.
ЯЗЫК — Красный, чистый и блестящий — высокая температура и прилив крови к мозгу, а если при этом он потрескавшийся, то означает заболевание пищеварительного тракта; Красный и сухой — воспаление желудка и кишечника; Бледный — озноб, общее переутомление или кровотечение; — Синий — нарушение кровообращения; — Влажный — хорошее здоровье; — Сухой — чаще всего при высокой температуре; — Горячий — воспалительные процессы в организме; —Холодный—судороги, озноб, значительная потеря крови, внутренняя инфекция, кровоизлияние, внутреннее кровотечение; — Колеистый — воспаление кишечника и печени или миндалин; — Темно-бурый — устойчивая высокая температура и кровотечение из ротовой полости; — Черный — тяжелые страдания, сильное истощение сил; ЗУБЫ — Зубы мелкие, правильные — хорошее здоровье и позитивные черты характера; — Белые большие зубы — пристрастие к чувственным наслаждениям; — Выступающие, большие зубы — жесткость характера, эгоизм и склонность к пустой болтовне; — Зубы, направленные вовнутрь — большая интуиция и практический подход к жизни; — Зубы прямые — уравновешенность и терпеливость; — Зубы маленькие, испорченные кариесом и шатающиеся — больной желудок, физическое и умственное перенапряжение вследствие слишком интенсивной половой жизни; — Большие, испорченные зубы — физическое переутомление и притупление умственных способностей.
НОС
— Нос прямой, обыкновенный — деликатность, уступчивость и любовь к работе; — Нос прямой, длинный — человек, любящий умственные удовольствия, немного ленивый, не забивающий себе голову возвышенными идеями и с достаточно непостоянным характером; — Нос прямой, длинный и голубые глаза — стремление к идеалам; — Нос прямой и толстый — характер добродушный, немного простоватые склонности, несколько неухоженный вид; — Нос с легкой горбинкой — любовь к умственной деятельности и верность в супружестве; — Нос слегка курносый — врожденная веселость, простота характера, широта натуры и врожденная душевная гармония; — Нос тонкий, словно выточенный — впечатлительность, тонкость, интеллигентность и внутренняя уравновешенность; — Нос сильно вздернутый — человек здоровый, смелый и не отступающий перед опасностью; — Нос толстый, заостренный — человек сварливый, нечистоплотный, с узким кругозором; — Нос топкий, несколько выдвинутый вперед — большое честолюбие и трудолюбие, ум, но и склонность к эгоизму, человек, ставящий себе нелегкие цели и стремящийся к ним; — Нос короткий — импульсивность, даже вспыльчивость, непоследовательность в действиях и скрытность; — Нос короткий, вздернутый — чувственность, прожорливость, непоследовательность в действиях и успех; — Нос греческий, прямой — здоровье и физическая сила, также интуиция и тяга к знаниям, хорошая реакция и развитое чувство юмора; — Нос орлиный — высокое чувство собственного достоинства, высокомерие, увлеченность и ответственность в работе, забота о семье; — Нос, приближенный к верхней губе — чувственность, впечатлительность, легковерие и тонкость; —Нос узкий—домосед, с хорошей интуицией, способный на жертву, средние общие способности; — Нос сильно выступающий вперед — характер размышляющий, необыкновенная индивидуальность, тип предводителя, высокое чувство справедливости, впечатлительность; ' — Нос искривленный — жизнестойкость и предприимчивость, способность управлять другими, переменчивость в чувствах, но также лицемерие, зависть и ревность; — Нос прямой, слегка закругленный — сдержанность и спокойствие, внутренняя гармония, доброта, общительность и доброжелательность; — Нос плоский, широкий -— недостаток терпения и веры в собственные возможности, человек педантичный, с четкими принципами, трудолюбивый, необщительный, с непостоянным настроением и склонностью к приступам недовольства; — Нос сплющенный — врожденный сифилис (кроме боксеров); — Нос толстый, припухший — нарушения в системе кровообращения и выделения; воспалительный процесс; алкоголизм; — Нос острый и длинный — физическое истощение, плохое пищеварение; —Движения крыльев носа во время дыхания — астма, воспаление легких или поражение дыхательных мышц; — Нос вздернутый — употребление матерью во время беременности большого количества продуктов животного происхождения; — Нос орлиный — склонность к агрессии, эгоизм, что обусловлено в большой степени употреблением в пищу чрезмерного количества птицы и яиц; — Нос искривленный — внутренняя дисгармония и слабая физическая форма; — Красные отеки у корня носа — сахарный диабет или нарушение пищеварения; — Нос красный — возбуждение, простуда, глисты; алкоголизм; — Нос бледный — озноб, потеря сознания, тошнота, кровотечения; слишком интенсивная сексуальная жизнь; — Нос синий — кровоизлияния, болезни сердца, коронарных сосудов, непроходимость сосудов; — Нос желто-серый — заболевания печени или длительные выделения (у женщин); — Нос горячий — при сильной простуде и перед кровотечением; — Нос холодный — озноб, тошнота, при сильной кровотечении, истощении и при воспалительных процессах в кишечнике; — Нос постоянно холодный — при нарушениях работы пищеварительного тракта; УШИ — Уши большие, тонкие, слегка оттопыренные — большие музыкальные способности; " — Уши маленькие и толстые — недостаток музыкального слуха; —- Уши большие и толстые — полное равнодушие к искусству, склонность брать от жизни все лучшее, решительность; — Уши маленькие и тонкие — хорошее происхождение, тонкость, изысканный вкус, любовь к порядку и чистоте; — Уши малые, толстые и грубые — человек мелочный, не гнушающийся ложью, способный на предательство и мстительный; — Уши тонкие, почти прозрачные — человек вспыльчивый, гневливый, нервный, больные легкие или желудок: — Уши широкие, тонкие — человек весьма одаренный; — Уши длинные и узкие — посредственные способности, отсутствие способностей к умственной работе, при этом жадность и завистливость; — Уши длинные и толстые — житейская беспомощность; — Уши, покрытые пушком — чувственность, неверность, страсть к удовольствиям; — Уши очень толстые и мясистые — человек угрюмый или прожорливый; — Уши заостренные вверху — жесткий характер; — Уши твердые и упругие — люди здоровые, доживающие до преклонного возраста; — Уши дряблые — физическая слабость; — Уши, покрытые волосами — творческие способности, часто музыкальные; — Уши оттопыренные — психические страдания, могущие привести к нарушению внутреннего равновесия; — Белые узелки по краю уха — могут указывать на нарушения обмена веществ, например, на артрит; — Уши большие, красиво оформленные — человек, не отличавшийся в молодости особой жизненной энергией. ВОЛОСЫ — Волосы иссиня-черные — сильная личность, жизненная энергия и склонность к сильным переживаниям. В интимной сфере часто ассоциируется со сладострастием и непостоянством чувств; — Волосы русые — умеренность и покорность; — Волосы светло-русые — трудолюбие, тактичность и склонность уступать; — Волосы очень светлые — добродушие, искренность, супружеская верность и привязанность к традиции; — Волосы белые — отсутствие сочувствия; — Волосы рыжие— сильная привязанность к семье. Люди, не любящие менять место работы, место жительства, но также коварные и мстительные; — Волосы очень жесткие — упорство и жесткость; — Волосы густые и мягкие — добродушие, позитивный взгляд на жизнь; — Волосы с преждевременной сединой — нервозность и вспыльчивость; — Волосы вьющиеся — легкомыслие и жажда чувственных удовольствий. Такие люди способны на ложь, склонны усложнять даже простые ситуации; — Волосы рано поседевшие — свидетельствуют о пережитых болезнях или тяжелых испытаниях, но часто такие люди доживают до преклонного возраста; — Волосы выпадающие прядями — артрит или ревматизм; — Волосы выпадающие кругообразно — часто причиной бывает длительное малокровие; — Волосы ломкие — могут указывать на болезни кишечника; — Волосы жесткие —.правильная пропорция употребляемых овощей и зерновых продуктов; — Волосы мягкие — избыточное употребление продуктов животного происхождения; — Волосы сухие — недостаток жидкости в организме; — Волосы жирные — чрезмерное употребление животных продуктов, а также сахара и молочных продуктов; — Волосы слабые и выпадающие — плохое состояние здоровья; — Лысение — может быть обусловлено ослаблением деятельности внутренних органов. В первую очередь волосы выпадают в местах, соответствующих самым ослабленным внутренним органам; — Волосы раздваивающиеся — неправильное питание или неправильное мытье головы; — Волосы на лице у женщин — нарушения менструального цикла или сбои в работе надпочечников и половых органов; — Густые и жесткие усы у мужчин — хорошо развитые половые органы; — Густая "растительность " на лице может быть обусловлена избытком белка в пище. КОЖА — Кожа пористая — недостаток сна, пребывание в задымленных, плохо проветриваемых помещениях, курение и чрезмерное употребление кофе, чая, алкоголя; — Кожа бледная — низкое давление. На холоде — быстрое замерзание, внезапные приступы плохого настроения, причиной которому может быть недостаток железа в организме; — Кожа с сеткой мелких морщин — недостаток воды в организме. Необходимо увеличить дневную норму до двух литров; — Кожа шершавая — чаще всего бывает у людей после 25 лет. Одна из причин — чрезмерное употребление животных жиров; "— Кожа жирная — употребление большого количества пищи, в том числе продуктов животного происхождения; — Кожа влажная — большая нагрузка на почки вследствие чрезмерного количества жидкости в организме; — Красный цвет кожи может свидетельствовать о перегруженности сердца. При сохранении такого состояния на коже появляются кровеносные сосуды. На это влияет употребление большого количества мяса и соли. Румянец — это явление естественное и желательное. — Покраснение лица после приема пива или половины стакана вина свидетельствует о хорошем состоянии здоровья. В свою очередь побледнение или серость лица в этом случае указывает на заболевание или серьезную болезнь; — Синеватый оттенок кожи — увеличение сердца и повышенное давление. В более серьезных случаях это может быть фиолетовый цвет. Даже в случае нормального самочувствия такой человек находится в группе повышенного риска заболевания сердца; — Зеленоватый оттенок кожи — на боковых поверхностях лица, на тыльной стороне ладони или на ногах чаще всего говорит об опухоли. Место появления на коже чаще всего соответствует больному органу; — Коричневатая кожа — часто наблюдается при болезнях печени и желчного пузыря. Может быть обусловлен также избытком соли в организме и в еде; — Желтый оттенок кожи — чаще всего вызван заболеваниями печени, поджелудочной железы или желчного пузыря. Может говорить о болезни Боткина. В еде следует ограничить (или исключить) соль, мясо, животные жиры, больше употреблять овощей и фруктов; — Черный оттенок кожи (зонально или точечно) — чаще всего причина в отказе почек. Часто могут возникать белые пятнышки на конечностях или в верхней части спины; — Бледный оттенок кожи — аллергия, астма или заболевания дыхательных путей;, — Серый оттенок — заболевание печени. Указывает на человека гневливого или легко впадающего в депрессию; — Прозрачная кожа — чаще всего при туберкулезе. Изучая основы мимики, можно сделать выводы о личности человека по переживаниям, отражающимся на его лице. Можно также совершить большую ошибку, так как — что было отмеченово вступлении — о структуре личности говорит не отдельное чувство, а частота и интенсивность его проявления.
А В С О Тип А — рожденный летом — сильный, надежный, практичный. Тип В — рожденный весной —- романтик, эмоционально и идеалистически воспринимающий жизнь. Тип С — рожденный зимой — мыслитель и интеллектуал; Тип Д — рожденный осенью — необыкновенно активный, человек действия. Если мы не понимаем какого-нибудь человека, то можем восполнить содержание его высказывания за счет выражения его лица. Люди плохо слышащие и глухие именно путем наблюдения за лицом собеседника воспринимают непонятные для них высказывания. Неосознаваемый нами механизм анализа позволяет нам — в случае необходимости принятия быстрого решения — в течение секунды интерпретировать выражение лица и уловить самые незаметные, длящиеся десятую долю секунды реакции. Лицо — это наш самый важный орган общения, и это тем более верно, что в коммуникативной ситуации его можно скрыть в сущности только во время телефонного разговора- ГЛАВА II ЯЗЫК ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА Ложь на лице Вам, наверное, не раз приходилось улыбаться или смеяться только из вежливости, когда делать этого вовсе не хотелось. Когда, например, вы в очередной раз были вынуждены слушать ту же шутку, или же когда сами, рассказав что-нибудь смешное, вдруг замечаете, что это уже кому-то известно, даже если скуку очень умело скрывают. В обоих случаях улыбка или смех были неискренними. Для упрощения выражение непереживаемой в данный момент эмоции мы будем называть ложью. Под ощущением психолог понимает возбуждение, направленное по нервным волокнам к мозгу. К ощущениям относятся также и рефлексы. Аффекты — это кратковременные эмоциональные состояния, переживаемые более или менее спонтанно, которые сопровождаются физическими явлениями, например, страхом. Чувства —это состояния души, более длительные, чем аффекты, переживаемые стабильно и менее интенсивно, например, чувство стыда или гордость. Страсти более длительны, чем чувства, но также внезапны, как аффекты. Несмотря на негативную окраску слова "ложь", которую оно приобрело в нашей культуре, мы будем его здесь использо- вать для определения тех случаев, когда к "игре" нас побуждают этические соображения. Например, в тех случаях, когда нам неинтересен рассказ нашего собеседника, а мы из вежливости притворяемся заинтересованными. Тогда мы часто поглядываем на говорящего, делаем большие удивленные глаза или прищуриваем их, как бы говоря: "Да? Что вы говорите! Не может быть!" Если такого рода мимика сохраняется долгое время, можно предположить, что она наиграна уже тогда, когда "актер" раскрывает рот, чтобы подтвердить, как ему интересна наша информация. В этот момент достаточно лишь обратить более пристальное внимание на дыхание слушателя. Высшие млекопитающие задерживают дыхание, когда получают особенно важную информацию или когда настраивают свой слух на более чуткое восприятие звуков. Таким образом, если кто-то смотрит на вас заинтересованно в течение 10-20 секунд или даже дольше и дышит при этом равномерно и спокойно, вы вправе предположить, что его внимание наигранно. Принимая это во внимание, мы не будем в дальнейших рассуждениях различать ложь и утаивание правды. Тот, кто лжет, передает информацию, искажая действительность, а тот, кто молчит, — скрывает правду. Ложь — активный процесс, а умалчивание — пассивный. Только социопату ложь ради самой лжи приносит такое удовлетворение, что не требует усилий. Это дастся ему так же легко, как кому-то другому — передача правдивой, некомпрометирующей информации. Несоциопата ложь мучит так сильно, что это легко прочитать в его лице. Чем выше ставка, тем больше усилий вкладывается в про-дуцирование лжи. Эти усилия переходят в состояние возбуждения центральной нервной системы, состояние неуверенности, достаточно легко распознаваемое даже человеком легковерным. Если приходится врать спонтанно, без подготовки, нам труднее выйти из создавшейся ситуации, чем если бы у нас было время подумать. Тысячи раз мы отвечали улыбкой на мимолетное приветствие, это уже так нами усвоено, что такая привет- ственная улыбка выглядит вполне убедительно даже тогда, когда встреча не вызывает никаких эмоций. Но как трудно, намного труднее, сыграть грусть, гнев или разочарование. Человека, близкого нам по духу, например, друга или близкого родственника, обмануть сложнее, проще обмануть врага. Обманывая друга, мы делаем это менее старательно, поэтому это легче раскрыть, чем если бы мы сообщали ложную информацию человеку неприязненно настроенному по отношению к нам. Сопутствующее этому усилие легко распознаваемо. Настоящее чувство отражается на лице прежде, чем прозвучат слова; фальшивые чувства проявляются вместе со словами или чуть позже. Типичное фальшивое чувство — это "улыбка продавца": кто-то замечен, к нему нужно проявить симпатию, поэтому тот час же "продуцируется" улыбка, которая внезапно появляется и так же внезапно исчезает. Настоящее чувство проявляется в лице не только прежде слов, но еще долго "звучит", как удар колокола. Во время искреннего смеха губы приподнимаются вверх, их форма напоминает широкое "у", щеки приподнимаются, вследствие чего под глазами образуются "куриные лапки". Мы сдвигает при этом брови к вискам, глаза становятся меньше. Неискренний смех легче всего увидеть на обложках иллюстрированных журналов или по телевидению. Звезды шоу-бизнеса, промышленности или политики не хотят быть запечатлены с "жабьим ртом" или "куриными лапками" и маленькими глазами, поэтому смеются чаще всего одними зубами, глаза сохраняя при этом широко открытыми. Люди хитрые, возможно, в детстве часто бывали биты, и только с помощью лжи могли избежать предстоящего наказания. Таким образом они очень рано становились мастерами в искусстве притворства. Два типичных исторических примера — это Фридрих Великий и Гитлер. Оба имели необычайно суровых отцов и оба проявляли небывалую хитрость. Обоим удалось выставить на поле боя многих умных людей, а орудием послужило умелое использование лжи — мастерски, с полным душевным спокойствием. Так Гитлер перед самым началом войны сумел убедить Артура Чемберлена в своем глубоком стремлении к миру. От внимания зоркого наблюдателя не ускользнет даже очень искусная ложь. Фильмы, просмотренные в замедленном темпе, показывают, что правда все же мелькает на лице, хоть на долю секунды, и лишь потом корректируется. Не гарантирует правды и то, что кто-то спокойно смотрит нам прямо в глаза. Это легко получается у каждого лгуна, и не требует большего усилия, чем задержка моргания. Однако на лице существует определенная группа признаков, которые появляются автономно, не подчиняясь нашей воле. Так, в состоянии возбуждения расширяются наши зрачки, не- < зависимо от того, выражается ли таким образом радость, или страх лжеца быть раскрытым. Изменения зрачков при хорошем освещении очень заметны. Необходимо однако учесть одно замечание. Боязнь честного человека быть принятым за лжеца может также привести к расширению зрачков. У маленьких детей зрачки обыкновенно больше, чем у взрослых, отсюда так часто можно услышать восхищение глазами ребенка. Из-за этих больших зрачков мы одариваем детей особой симпатией, и это является своего рода стимулятором защитной функции маленьких граждан мира. Более неопровержимый симптом потенциальной лжи — асимметричный сдвиг лица во время вербализации ненастоящих чувств. Две половины лица в этом случае сильно отличаются друг от друга. Вот несколько "предательских" признаков: искривленные губы, один глаз становится больше другого, морщины на лбу располагаются асимметрично, одна половина лица выглядит более "слащаво" или грустно, чем другая. Такого рода реакции, длящиеся дольше 5-7 секунд, указывают на фальшивые чувства, а значит, в некотором смысле — на ложь. Язвительный смех в нашем понимании — это тоже ложь: мы так смеемся, не чувствуя никакого побуждения, подавляя тем самым другие чувства. Представьте себе, что кто-то заявляет, что сейчас вам покажут нечто внушительное. То, что вы видите, не производит никакого впечатления, а вызывает лишь желание сказать: "И это все?" Попробуйте произнести эти слова улыбаясь, и вы почувствуете, как напряглись уголки ваших I губ, может быть, настолько сильно, что на щеках появились ямочки. Искренний смех вызывает сдвигание уголков губ вверх, а внешнего края бровей — вниз. Улыбка страха вызывает совершенно иное движение мышц: брови поднимаются вверх, а губы — в направлении ушей. Такую улыбку могли бы вызвать слова вашего дантиста, что сейчас он вам сделает укол, чтобы .удалить крепкий коренной зуб. Относительно легко сыграть изумление и ужас: в первом случае мы только широко раскрываем глаза. Ужас, будучи сочетанием изумления и страха, требует дополнительного наморщивания лба. Если эти чувства искренни, их симптомы тот час появятся на лице. Если же мы притворяемся, то нам необходим более долгий "разбег". Примером может послужить наша реакция на звук реального и воображаемого выстрела. Настоящий выстрел вызывает уже в течение секунды реакцию страха, если же кто-то попробует сыграть реакцию страха за одну секунду, пусть возьмет секундомер. Он наверняка опоздает. В том, как сложно сыграть грусть и страдание, можно убедиться во время похорон. Настоящая грусть выражается в приподнятии внутреннего края брови, что приводит к образованию морщинок посредине лба. Только немногие люди способны так сыграть. Человек, чувствующий грусть, совершенно нео- сознанно сдвигает уголки губ вниз, не напрягая при этом мышцы подбородка. Имитируя грусть и искусственно опуская уголки губ, мы напрягаем мышцы подбородка, а часто даже выдвигаем его вершину вперед. И пусть даже не слишком способный человек сможет широко открыть глаза и наморщить лоб, но. даже величайшему миму не удастся сыграть страх и чувство вины. В таком состоянии мы поднимаем вверх внутренний край брови, а оставшаяся часть лица остается неподвижной, такую игру мышц не удастся вызвать усилием воли. В гневе мы сдвигает брови вниз и сжимаем губы. Иногда челюсть движется так, как при жевании, бывает также, что напрягаются мышцы щек. Это выражение лица принять очень легко. Внимание! Ни одно отдельно взятое проявление лжи не может служить доказательством неправды, так же, как и отсутствие признаков лжи не доказывает правдивости. Для того, чтобы опираясь на анализ лица, обвинить кого-то во лжи, необходимо располагать большим количеством признаков, таких как несоответствие между словами и "языком" других частей тела. К этой теме мы еще вернемся. А пока будем помнить; многие люди имеют привычки, которые у других людей были бы знаками лжи. Кто-то может, например, проявлять озабоченность в ситуации, которая не имеет ничего общего с обманом. Кто-то другой запинается, неожиданно прерывает ход своих рассуждений и его высказывания неточны. Это могут быть признаки вранья. Но вовсе не обязательно. Возьмем, к примеру, шекспировскую Дездемону. Узнав, что ее муж, Отелло, уже вынес приговор Яго, она приходит в ужас, но не потому что ее мнимый любовник мертв, а от страха перед неистовой ревностью мужа, которая может сделать очередной жертвой ее саму. Отелло же видит в страхе своей жены реакцию на известие о смерти Яго.
Более разумно подходил к потенциальным лжецам Артур Шопенгауэр — по крайней мере, теоретически, когда предлагал: если вы подозреваете, что кто-то лжет, ведите себя с ним так, как будто веришь ему на слово, тогда это придаст ему уверенности. Он начнет врать еще более нагло и в конце концов выдаст себя. Зачастую мы не разоблачаем ложь потому, что не хотим ее разоблачать. Легко было бы доказать неверность супруга, но мы не предпринимаем этого, считаясь с последующими за этими обстоятельствами: позором было бы оставить вопрос без внимания, развод привел бы к разделению детей, имущества; изменился бы весь предыдущий уклад жизни. Поэтому сигналы лжи предпочитают не замечать, и даже не только те, которые проявляются в лице. Точно так же тот, кто долгие годы свято верил во что-то, неважно во что, игнорирует сигналы, ставящие под сомнение истинность предмета веры, чтобы не быть вынужденным признаться другим или самому себе, что все эти годы позволял себя обманывать. Тот факт,что сложно найти безошибочные способы распознавания лжи по человеческому лицу, подчеркивал еще четыре века назад Мишель де Монтень, говоря о том, что у правды одно лицо, а у лжиих сотни тысяч. ПРЕДАТЕЛЬСКИЕ ГЛАЗА Американские ученые открыли, что мы смотрим в шести разных направлениях — в зависимости от того, что происходит в нашем мозгу. Чтобы представить эти направления, попробуем вообразить себе память человека в виде огромного стеллажа с книгами. В эту библиотеку мы бессознательно складываем наблюдения наших органов чувств. Если мы хотим что-либо вспомнить, то образно говоря, "обращаемся к одному из стоящих там томов" и выбираем нужную информацию- Этот процесс можно проследить по нашим глазам. Попробуйте сами проверить, как работает система регистрации данных в нашем "интеллектуальном складе".
Припомните как можно точнее лицо матери со всеми подробностями и продолжайте это упражнение, если у вас получится. Возможно, вы смотрели при этом то вправо, то влево, и скорее вверх, чем вниз. Если вы не обратили на .это внимания, повторите медленно этот эксперимент. Предположим, ваш взгляд был направлен вправо-вверх. Попробуйте сейчас представить себе мать, глядя при этом влево. Что вы почувствовали? Наверняка это направление взгляда показалось вам немного странным. А сейчас другой эксперимент: представьте себе мать с прической панка и с зелеными волосами... Скорее всего ваш взгляд устремится в другую сторону, чем в первом случае. Почему? Когда вы вызывали из библиотеки вашей памяти реальный образ матери, то обращались к другому тому, чем при конструировании ее вымышленного облика. И еще один пример: припоминайте, приблизительно в течение минуты, как вы провели свой последний отпуск. Скорее всего ваши глаза не будут сосредоточены на одной точке, а будут блуждать вокруг. Вы размышляете. Сравниваете, задаете себе много вопросов. Мышле- ние— это и есть сравнение закодированной информации. Попробуйте еще раз, задавая себе вопрос: о чем вы думали, покупая недавно блузку или галстук? Вот вопросы, которые примерно возникают в данной ситуации: подходит ли это к моим синим брюкам? Могу ли я надеть это с желтым? Как это стирается? Доступна ли цена по сравнению с другими образцами? Вы сравнивали и поэтому ваши глаза путешествовали по кругу. Когда вы припоминаете, как звучит голос вашего знакомого, то смотрите в одном направлении. Но если бы вы захотели представить, как бы он говорил фальцетом или басом, то наверняка смотрели бы в другую сторону. В любом случае ваш взгляд не был бы заведомо направлен перпендикулярно вверх, а задерживался бы на высоте головы, на уровне ваших ушей. Когда вы размышляете о том, как бы вы поступили в конкретной, важной для вас ситуации, ваш взгляд устремлен вниз. Предположим, вы собираетесь в ближайшее время решиться на покупку дорогой вещи, например, новой квартиры или машины. Раздумывая над этим, вы будете скорее всего смотреть в пол и водить по нему взглядом или же будете смотреть выше бровей. Вы сравниваете достоинства разных моделей, материалов и т. п. Используя схему на странице 32 (это касается всех людей с правосторонней ориентацией, а его зеркальное изображение — левшей, Ричард Бендлер и Джон Гриндер проверили это на тысячах случаев), вам не обязательно спрашивать левша или правша ваш собеседник, достаточно лишь заметить, в какую сторону он смотрит, когда что-либо вспоминает. Предположим, он рассказывает вам об экскурсии и говорит: "В семь часов мы приехали в гостиницу (короткая пауза, во время которой он смотрит вправо, так как старается вспомнить название гостиницы) "Три Короны". Теперь вы знаете, когда этот человек хочет что-то вспомнить, то смотрит вправо (с точки зрения лица, стоящего напротив). Например, вы говорите об автомобилях, Кто-то говорит: "Мой первый автомобиль был черный, а вы — помните цвет своей первой машины?" Спрошенный задумывается и взглядывает при этом влево- Таким образом вам известно, в каком направлении устремляется его взгляд, когда он отыскивает в памяти что-то забытое. Когда он что-то выдумывает, то смотрит соответственно в противоположном направлении. Внутреннийдиалог
Внутренний диалог "Мышление" Выводы о латерализации будут неточны, если будут опираться на навыки письма. Многие люди с левосторонней ориентацией от рождения, научились писать правой рукой, при этом гвозди предпочитают вбивать левой. С точки зрения неврологии эти люди по-прежнему остаются левшами. Когда мы долго общаемся с каким-нибудь человеком; то легко можем определить его латерализацию. Две женщины обсуждают юбку. Госпожа А говорит: "Я думаю, что к ней хороша была бы желтая блузка". Госпожа В задумывается и смотрит вправо. Затем госпожа А спрашивает: "В котором часу твой муж сегодня придет домой?" Госпожа В думает, смотрит вправо и через минуту отвечает: "Не раньше восьми". И наконец А говорит; "Я встретила вчера Марту. Она остригла себе волосы совсем коротко. Представляешь, как она сейчас выглядит?" Госпожа В смотрит вправо. Мы можем быть уверены, что госпожа В смотрит вправо всегда, когда что-то придумывает, а влево — если вспоминает. Если по этим наблюдениям вы хотите установить латерализацию, то должны быть очень внимательны, так как эти движения глаз зачастую длятся только долю секунды. Семнадцатилетняя дочь за обедом рассказывает родителям, как провела прошлый вечер. "Сначала мы с Ирмой были в кино". На вопрос о названии фильма она на минуту смотрит влево. Называет его и говорит: "Потом мы заглянули на дискотеку, но там была только (снова взгляд влево) Марго со своим скучным Вальтером. Потом мы купили себе (снова взгляд влево) мороженое". Так как родители в курсе, что дочь обычно смотрит вправо, рассказывая о чем-то пережитом и реальном, то они вправе отнестись к ее рассказу с сомнением. Человеку-правше вы одолжили неделю назад книгу, которую вскоре хотели бы получить обратно. Вы его спрашиваете, понравилась ли книга. Отвечая, этот человек смотрит влево. Очень хорошая. Я прочитал уже две трети". Поверите ли вы ему безоговорочно? Недавно умение интерпретировать движения глаз спасло меня от большой ошибки. Я познакомился с неким очень умным беженцем из Венгрии, который старался уговорить меня вместе реализовать один проект. Он говорил, что снял уже не сколько научно-популярных фильмов, и предложил мне экранизировать одну из моих книг. Когда он говорил о Будапеште, о своих родителях, его взгляд всегда был направлен вправо. На вопрос, как он попал в Германию, он что-то рассказывал о политическом убежище во время участия в международных спортивных соревнованиях. Каждый раз, при переходе к подробностям его взгляд передвигался влево. Когда я пытался более подробно расспросить его о его фильмах, его глаза устремлялись именно туда, — т. е. влево. Чтобы проверить его латерализацию, я спросил, что бы он мне посоветовал посетить в Венгрии. Тогда его взгляд устремился вправо. Чтобы подтвердить свои предположения, я обзвонил фирмы, для которых он якобы делал фильмы. Ни в одной из них не знали этого венгерского "кинематографиста" и не производила научно-популярных фильмов. В этой книге речь идет преимущественно о чтении человеческого лица, тем не менее стоит иногда присмотреться к дыханию человека. Мы уже знаем: ложь или выражение какой-то негативной информации о самом себе требует усилия. В соответствии с этим реагирует наша периферическая нервная система. Одним из признаков (о нем будет рассказано позднее более подробно) является смещение дыхательного центра. Вот, к примеру, кто-то рассказывает нечто совершенно невинное и дышит при этом животом. Потом он начинает рассказывать о чем-то, что его очень волнует, например, о дорожном происшествии, в котором участвовал. Вероятнее всего его дыхание теперь переместится в средний или верхний регион грудной клетки. Если по взгляду вы делаете предположение, что кто-то немного фантазирует, а его дыхание смещается в верхнюю или среднюю часть грудной клетки, мы рекомендуем быть более осторожным по отношению к возможной лжи, и еще более следует быть внимательным, если вы улавливаете дополнительные сигналы, о которых мы говорили в разделе "Ложь палице". Возможно, вам не раз приходилось ловить себя на том, что вы мечтали о чем-то с открытыми глазами, а предметы расплы- вались у вас перед глазами. А может быть, вы замечали такой взгляд у кого-то, кто как раз боролся со сном. Психология называет такой взгляд расфокусированным, т. е- не сконцентрированным в определенной точке (фокусе). Такой человек находится в состоянии транса, т. е. он не находится "здесь и сейчас". Когда я представляю себе Килиманджаро с его снежной шапкой над саваннами, я уже не нахожусь здесь, в Ьшааи, на Бадснском озере, а у подножья высочайшей горы Африки. Расфокусированный взгляд сообщает мне, что мой визави находится где-то далеко: либо в объятиях Морфея, либо занят мыслями и чувствами, не имеющими ничего общего со мной. Может быть, этот человек ведет с собой внутренний диалог, т. е. взвешивает разные возможности, чтобы принять соответствующее решение; а может быть, он уносится отсюда далеко в страну грез, так как его не интересуют мои проблемы, или же обрисованные мной возможности он видит совершенно в ином свете, а может, он уступает или значительно превосходит меня в интеллектуальном плане. Состояние транса моего собеседника должно быть для меня свято, так как он таким образом может понять сущность вещей, до сих пор неосознанных, и дает возможность прийти к новому состоянию духа. Я должен понимать, что передаваемая мной и предназначенная ему информация до него не доходит, разве что я его насильно вырву из этого транса, помахав рукой перед глазами или резко сменив тон речи, либо принуждая его поставленным вопросом к ответу, т. е. к размышлениям. Так же и гипнотизеры иногда смотрят на своих медиумов расфокусированным взглядом. У человека, подвергнутого такому взгляду, создается впечатление, что гипнотизер не смотрит на него, а пронизывает его взглядом насквозь. Наиболее частое направление взгляда позволяет судить о том, преобладают ли в памяти человека зрительные образы, слуховые или кинестетические. Визуальный тип водит глазами преимущественно над уровнем головы, аудиальный смотрит вниз, иногда в пол. Визуальный тип имеет относительно высо- кий, часто слегка напряженный голос, в то время как у кинестетика голос глубокий. Голос аудиала лежит в среднем диапазоне. Анализ разных голосов позволяет заметить множество нюансов, например, голос звучит светлее, когда говорят о вещах видимых, темнее, когда говорят о звуках; когда мир воспринимается через чувства, голос кажется спокойным и звучит ласково. Представим себе, что нам нужно прочитать лекцию и сказать нашим слушателям: "Возьмем, к примеру, США, как там разрешена проблема общественного страхования". В каком бы направлении устремился ваш взгляд? Конечно, вверх, а если бы мы подтверждали жестами наши слова, то рука оказалась бы на уровне головы или выше. Ну, а сейчас нам нужно сказать: "Мы должны считаться с настроениями народа, если хотим идти в ногу со временем". Смотрим ли мы при этом вверх или в пол? Наверное — нет. Наш взгляд находится на уровне головы. Если мы подчеркнем наши слова движением рук, то ладони будут на уровне плеч. При словах: "Когда я думаю о Третьем Мире, то мне становится тяжело", взгляд направляется в сторону, а ладони движутся на уровне бедер. Если вы располагаете хорошей наблюдательностью, то от вашего внимания не ускользнули следующие вещи: когда вы находились в визуальном пространстве ("... посмотрим на США..."), голос звучал светлее, чем тогда, когда вы говорили о вещах слышимых ("мы должны прислушиваться к голосу народа..."), и, наверное, звучал глубже при указании на кинестетическое пространство ("когда я думаю..."). Ваш дар самонаблюдения был бы полным, если бы от вашего внимания не ускользнуло то, что вы быстрее говорите "глядя" на США, медленнее давая аудиальную информацию, и еще медленнее, при упоминании Третьего Мира. По направлению взгляда, высоте плеч во время жестикуляции, а также по голосу, по его тону и темпу речи мы можем определить, какой чувственный канал предпочитает наш собеседник. грусть, неуверенность, нервозность или нечистая совесть также способны вызвать более или менее заметные движения век. Неприятный нам зрительный контакт также может вызвать моргание. Так как нам известно, что множественные, быстрые движения век считаются вообще признаком нечистой совести, то мы стараемся их контролировать в критических ситуациях, Если наш собеседник находится именно в таком состоянии, а его веки остаются неподвижными, мы можем предположить, что он усилием воли сдерживает их, чтобы казаться спокойным. Съемки скрытой камерой показывают, что партнеры смотрят друг на друга от 30% до 60% времени беседы. Влюбленные смотрят друг на друга значительно дольше, так как они более заинтересованы партнером, чем тем, о чем он говорит. То же самое можно сказать о ситуациях, когда не влюбленные друг в друга собеседники смотрят друг на друга более 60% времени разговора. Это значит, что человек интересует нас больше, чем предмет разговора, или же то, что мы уже "отключились". Также бесцеремонное разглядывание кого-то, для кого это наверняка неприятно, происходит без моргания. Таким же способом мы имитируем гневный взгляд. В этом случае взгляд направляется в глаза другого человека, причем брови сводятся вниз, к переносице, что приводит к возникновению над носом так называемой "складки гнева''- К такому взгляду прибегают, чтобы испугать других или чтобы заставить собеседника сменить тему разговора, или же выразить молчаливый протест. Взгляд неискренний и коварный можно распознать по степени прикрытости век и боковому положению глаз — взгляд в сторону. Недоверчивый взгляд словно что-то ищет на лице или теле особы, стоящей напротив, или же избегает смотреть на нее, смотрит, например, в пол, словно в поисках правды. Менее критичные разновидности этого взгляда — это взгляд ищущий или скептический. Отвергающий, пренебрежительный взгляд посылает негативную информацию. Представьте себе человека, который вам неприятен. Мысленно вы говорите: "Ты для меня ничего не значишь". Именно тогда появляется такой пренебрежительный взгляд. Возможно, вы неосознанно напрягли при этом губы, если не совсем их сжали, а уголки губ опустились, может быть, даже появились складки на лбу или между бровями. Взгляд искоса значит; "Я хочу видеть, оставаясь незамеченным". Так же впрочем смотрят люди с искривлением шейных позвонков и люди плохо слышащие. О том, что взгляд искоса или пренебрежительный не всегда может объясняться неуверенностью или же нечистой совестью, мы уже говорили ранее. . Взгляд свысока может быть результатом разницы в росте или же того, что один из говорящих сидит. Однако он может быть следствием того, что кто-то стремится держать дистанцию по отношению к кому-то. Кроме того, он можетбыть выражением гордости, высокомерия, пренебрежения. Чтобы увеличить дистанцию между собой и собеседником, человек как бы вытягивается и наклоняет голову в сторону. Низкий рост или разница в высоте сидения может обусловить взгляд снизу. Если из искренней или фальшивой покорности (собачий взгляд) я опускаю голову, то вынужден смотреть снизу вверх. Кто-то, кто смотрит на меня снизу, явно не хочет прерывать со мной контакта. Если же я надолго остановлю свой взгляд на полу, то контакт может серьезно нарушиться. В этом случае я скорее всего имею дело с кем-то очень сильно подавленным, или же с тем, для кого я уже ничего не значу. Закрытые глаза означают, что человек не хочет ничего видеть и слышать или же хотел бы избежать воздействия внешних раздражителей с помощью размышлений. Закрывая глаза при поцелуе, мы усиливаем наши чувственные способности. Глаза прикрытые характеризуются наполовину закрытыми веками, они означают большую усталость, вызванную нередко обильной едой или алкоголем. Также такой признак может быть связан с полной утратой энергии, даже с умственным отупением или обычным отсутствием заинтересованности. Прикрытые глаза наглеца или пресыщенного человека как бы го- ворят нам, что мы не достойны его полного взгляда. Постоянно прикрытые веки могут быть признаком птоза (паралича мышцы, поднимающей веки). Также при так называемом "спальном" взгляде, глаз выглядит как бы подвешенным, но сильно блестит в результате усиленного выделения глазной жидкости. Если мы сосредотачиваемся на одной точке или мысли, часто возникает сужение щели между веками так, как это бывает у близоруких людей. Они это делают, чтобы лучше видеть. Мечтательный или восхищенный взгляд имеет место тогда, когда глазные яблоки поднимаются вверх с выражением преданности или восхищения. Если глаза при этом не сильно блестят, то такая мимика выглядит искусственно. Сыграть восхищение в принципе можно, но его неестественность легко распознается по несоответствиям в лице — если, к примеру, имеются одни губы, а глаза имеют матовый блеск. Есть два рода многозначительного взгляда. Первый взгляд этого типа называется холодным, бывает в тех случаях, когда мы хотим дать понять, что мы расшифровали нашего собеседника и не позволим водить себя за нос. "Холодный" оттенок имеет также прищуренный взгляд, которым кто-то чужой или малознакомый сигнализирует; "Не притворяйся, не рисуйся, не старайся казаться интереснее, чем ты есть". Англичане и ирландцы — мастера одобрительно подмигивания, которое призвано выражать согласие, приятие, общий секрет, взаимную симпатию и имеет оттенок флирта. Но не стоит им злоупотреблять, т. к. вы рискуете тогда быть раскрытым в своем желании казаться особенно милыми. Подмигивание это также один из. способов кокетства, используемый некоторыми мужчинами. Глаза влюбленных выделяют больше жидкости, их. глаза "купаются в счастье". Зрачки расширяются также, когда мы смотрим на кого-то милого и симпатичного. Большие глаза и расширенные зрачки зачастую сочетаются с пухлыми губами, которые придают рту выражение свободы и расслабленности: китта зиштагит — открытая улыбка и хороший зрительный контакт. Зачастую отсутствие зрительного контакта указывает на то, что чувства скрываются, то ли от любимого человека, то ли от посторонних глаз. Иногда влюбленный человек увлажняет губы кончиком языка. Слишком энергичное облизывание губ в сочетании с нахальным, навязчивым взглядом, который иногда называют "глубоким", однозначно указывают на приглашение к вульгарной эротике и действует на многих людей отталкивающе. Обратите внимание при случае, когда будете смотреть какой-нибудь фильм, на глаза актеров перед первым поцелуем, предваряющим любовную сцену. За несколько секунд любовники изучают друг друга глазами, включая лицо, глядя таким образом не только в глаза, но перемещают взгляд на волосы, губы, щеки, подбородок. Неотъемлемая черта "взгляда завоевателя" — это спокойствие в глазах, выражающее полную внутреннюю гармонию. Взгляд изучающий, также как и пренебрежительный, производит неприятное впечатление, если они не сочетаются с позитивными сигналами. Взгляд блуждающий воспринимается позитивно лишь в том случае, если он сконцентрирован на человеке, как бы разглядывая его с определенной доброжелательностью. В противном случае он говорит, что наш собеседник мысленно где-то очень далеко. Симулируемый блуждающий взгляд часто служит цели установления контакта между незнакомыми людьми. Более активный партнер, скажем, мужчина, до тех пор смотрит на женщину, пока она не заметит его взгляд, но сейчас же отводит глаза, словно пойманный за совершением какого-нибудь непозволительного поступка. Даже если этот мужчина не покажется женщине особенным, она все равно захочет узнать, был ли его пристальный взгляд случайным или же заинтересованным, восхищенным. Когда она вновь поглядывает в его направлении, то опять встречает его взгляд. Если такая сцена повторяется несколько раз, то в конце концов один из них, более смелый, уже не отводит своего взгляда. А тут уж недалеко и до улыбки. Иная техника симулированного блуждающего взгляда предполагает, что две особы уже знакомы и одна из них не прочь пофлиртовать. Взглядом полным интереса и восхищения она "пожирает" адресата. Если такому взгляду сопутствует ярко выраженное в глазах желание, то он производит впечатление наглого разглядывателя — разве что разглядываемый отвечает взаимной заинтересованностью. Если вы хотите, чтобы ваш взгляд был заинтересованным, не имея ни малейшего намека на эротику, смотрите в глаза своему визави спокойно, мысленно отвечая на вопросы: "Какого цвета у него радужная оболочка? Многоцветна или одноцветна она? А может быть, она'в крапинку? Образует ли она полный видимый круг?" Если при этом вы в соответствующих моментах будете кивать головой, то ваш собеседник почувствует, что его оценили по достоинству и поняли. Не следует забывать о том, что в такие минуты надо дышать верхней частью грудной клетки. Действительно ли кто-то доброжелателен по отношению к вам, вы легко проверите при помощи наблюдательности, — по изменению цвета глаз. При негативных чувствах радужная оболочка темнеет, при позитивных — светлеет. К негативным чувствам мы относим физическую и моральную боль, страх, злость, гнев. Позитивные чувства проявляются в виде радости, одухотворенности, доброты, сердечности, любви. В этом случае глаза могут блестеть или же "светиться"" изнутри. Пример — глаза детей, стоящих у новогодней елки. У людей, живущих в полной гармонии с собой, людей довольных, уравновешенных всегда такой взгляд. В свою очередь, это иногда приводит к некоторым недоразумениям, т. к. люди, на которых устремится такой ясный взгляд, думают, что именно они причина такой радости. И только по прошествии времени они понимают, что человек с такими счастливыми глазами на все смотрит, как влюбленный. Мы не считаем необходимым приводить здесь другие типы выражений глаз, так как в этом вам поможет разобраться ваш врожденный механизм анализа. Кроме того, очень многие понятия из области типологии своим происхождением обязаны скорее беллетристике, нежели психологии. Очень многие по выражению глаз пытаются установить, насколько умен интересующий их человек. Но несмотря на то, что мы в принципе располагаем необходимыми знаниями о сущности интеллекта, ученые-психологи все еще ведут спор о способах его измерения. Человек, глядящий на мир чистыми, ясными глазами, конечно же, может быть умен, но не обязательно. В то время, как рассеянный мечтательный взгляд может быть свойственен гениальному поэту, который общается с другими мирами. А кто-то очень способный, талантливый может иметь тупой и тяжелый взгляд, т. к. он в данный момент устал, у него депрессия или он страдает от мигрени. По взгляду нельзя оценить степень интеллекта, но вполне возможно определить быстроту умственных или эмоциональных реакций. Кто-то очень проворный реагирует быстро, но что толку, если он делает неверные выводы. |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |