Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика западноевропейской философии ХХ века.




Философия второй половины 19 и начала 20 века представляет из себя совокупность разнообразных школ, направлений, которые по разному ставят и рассматривают философскую проблематику, однако проблема человека, его духовно-интеллектуальное содержание остается в центре философский изысканий. Такими основными направлениями были:

1. Философия диалектического материализма, которая представляет из себя развитие, приминение к особенностям общественной жизни 20 столетия. Здесь проблема человека рассматривается через единство разумного и деятельного начала.

2. Философия позитивизма и неопозитивизма. Одно из весьма широких философских направлений 20 века, берущее свое начало со 2-й половины 19 века. Родоначальником позитивизма был французский философ Огюст Конт. Перерабатывая философию Гегеля, он выдвигает в качестве предмета философии позитивистское знание, т.е знание, которое дается положительными науками, особенно естественными. Позитивистские идеи были развиты в работах Спенсера. В 19-20 веке позитивистская философия переходит в философию критического опыта. В рамках этого направления исследуется опыт, прежде всего физический. Это было вызвано глубоким кризисом в естествознании. В это время, в частности в физике, вплотную подошли к изучению микромира. Физические объекты утратили наглядность и самоочевидность.

Начиная с 20-х годов возникает неопозитивизм, который ставит перед собой задачи исследование языка науки, характера соотнесенности понятия и слова, а так же ряд других задач, обусловленных особенностями научного знания. В франкопозитивистской философии проблема человека по существу сводится к его научно-теоретическому содержанию, иначе человек это разум + научное знание.

Философия экзистенциализма -также одно из весьма широких направлений 20-го века. Эта философия берет начало с середины 19 века в философии жизни Ницше и А. Шопенгауэра. В отличие от немецкой классической философии они обратили внимание на внутренний мир человека, считая, что он и должен быть предметом философии. В частности Шопенгауэр подчеркивал определяющую роль воли, а Ницше – стремление к власти. В становлении этой философии большую роль сыграло творчество русских писателей Достоевского и Толстого. Философия экзистенциализма сформировалась в 20-х годах. Наиболее яркие ее представители – Сартр, Ясперс. Они уделяли большое внимание экстремальным условиям, “пограничной ситуации”, в рамках которой наиболее полно раскрывается экзистенция индивида. Философия экзистенциализма оказала большое влияние на искусство.

Т.о в экзистенционисской теории человек рассматривается в единстве разума и чувства.

  Философия неотомизма стремилась соединить научное и религиозное знание. Она возникает в 1879 году, когда по указанию Римского Папы Льва 13 изучение трудов Фомы Аквинского становится обязательным во всех католических университетах. С точки зрения этой философии подлинное величие бога раскрывается только перед человеком, который овладел научным знанием и размышлениями о мире способен придти к богу. Наука – это низшая ступень знания, далее идет философия, а затем религия. Человек обретает знания через единство разума и веры.

Постмодернизм- это фаза старения и умирания культуры, это переход от живой "культуры" к мертвой "цивилизации". Для того, чтобы понять сущность постмодерна, нужно просто четко осознать, что постмодерн - целиком западное явление, что это фаза развития именно западной культуры, начало процесса ее саморазрушения.



Возникновение и развитие Русской философии.

Истоки: на кануне крещения Руси, мировоззрение базировалось на язычестве (соответствовало складу мышления человека). Мир  представляется человеку как единый живой космос, охватывающий небо, землю, наводную и подводную стихии. Малозаметный прогресс техники создавал иллюзию стабильности. В недрах язычества фил-я не могла зародиться и лишь в эпоху христианства у славян происходят сдвиги в мировоззрении идеологии. С принятием мировой религии Русь стала полноправным партнером государства, цивилизованного мира. На Русь стали завозиться библейские книги, хранящиеся в монастырях, церквях (+летописи, военные хроники), богословие становилось господствующей идеологией, фил-я в своих истоках носила религиозный характер и отражала особенности феодального общества.

ФИЛ-ОБЩ-я МЫСЛЬ: Феофан Прокопович (идеолог из ученой дружины Петра 1): вопрос о соотношении светской и духовной власти (БОГ и церковь, государь: двоевластие). Двоевластие светской и духовной власти на пути соц. и полит. преобразований. Для прогресса было необходимо преобладание гос. власти. Ф.П. выступил сторонником абсолютной монархии, считая это естественным правом. «Крестьяне всегда поклонялись царям, даже языческим». Составил духовный регламент, в кот. определялось новое положение церкви в системе государства. Необходимость создания священного синода. ФП – первый президент.

Н 18в-становление фило. и соц. начал>фил-я нового времени (ломоносов)>дворянское просвещение>соц. и фил-я декабристов>западники и славянофилы>формирование религ фил-ии (Бердяев)>Космическое направление (Соловьев, Федоров)>Либеральное направление (Лавроав)>Анархисты (Бакунин)>Террористическое (Ткачев)

Первым р. мыслителем мир. уровня был Ломоносов - гениальный ученый-энциклопедист. Радищев – отстаивал материалист фил-ие позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал проблемы человека. Выдающимся рус . философом и социальным мыслителем был Чаадаев. Его общефил. концепция - дуалистическая. Физ. мир построен из атомов и молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Сознание чел не подчин мех з акономерностям природы, а явл. р-том бож творения. Познание по Ч. тоже дуалистично: в обл естествознания действуют рационалистические и эмпир. методы, а в дух мире, объекты кот обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного.

Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов Хомякова и Киреевского. В центре их внимания наход. судьбы Р и ее роль в мир истор. процессе. В самобытности истор прошлого видели залог всечеловеческого призвания Р., тем более, что по их мнению, зап. культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраж в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славяноф. Развивали основанное на религиозных представлениях учение о чел. и обществе

Материалисты Белинский, Герцен и т.д. являлись не только филос. теоретиками, но и идеологами р. Рев. демократии. После глубокого увлечения гегельянством р. фил повернулась в сторону мат-ма. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отнош. к сознанию, идею о том, что сознание есть св-во не всей, а только высокоорганиз. материи – мозга.

Одним из выдающихся р фил. был Вл. Соловьев. Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Необходимо подготовить чел к восприятию христ ценностей Центр идея учения - идея положительного всеединства

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...