Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философия Маркса (1818-1883 гг.) и Энгельса (1820-1895 гг.)




Маркс и Энгельс в студенческие годы были гегелианцами, однако под влиянием Фейербаха переходят на позицию материализма, не отвергают гегелевскую диалектику.1)Диалектический материализм – учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Реальность – непрерывный объективный мировой процесс, находящийся в непрерывном развитии. 2)Исторический материализм.

Практическая деятельность людей – преобразование природного мира и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в культуре философии и т.д. Это обобщение утверждается в масштабе всей мировой истории, для всех времён и народов. Основной принцип материализма – принцип первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Основу бытия составляют материальные отношения, которые существуют в обществе, например производственные отношения, бытовые, отношения, связанные с продолжением рода. Совокупность производственных отношений формирует экономический базис общества. Производственные отношения и силы производства образуют способ производства. Развитие общества – естественный процесс смены общественно-экономических формаций. 3)В теории познания Маркcа вводит понятия практики – основы познания, цель познания, объект познания.

Маркс сосредоточил внимание на анализе процессов отчуждения в обществе. Отчуждение – это процесс, в результате которого результаты деятельности человека становятся «господином» человека.

Главным источником отчуждения является отчуждение производителя, в результате чего человек оказывается отчуждённым от средств производства. Процессы отчуждения происходят при капитализме. Таким образом в обществе нарастает борьба. Нужно отстранить производителя от средств производства путём революции. Марксистская философия получила широкое распространение в обществе.

Скоро появилось неокантианство и неогегельянство. В неокантианстве основой были своеобразие социальных явлений и способы познания этих социальных явлений. Рационалистический подход к освоению реальности достиг пика у Гегеля, но уже в IXX веке появился иррационализм, который исходил из неразумности реальности. Способом постижения иррациональной реальности является иррациональные инстинктивные способности человеческого духа.

 

20. Позитивизм. Основоп-к – франц. философ О. Конт. Первоначально Конт начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные знания о дйствительности. Гегель развивал натурфилософию и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натурфилософии. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии:1)Мировоззрение мифологическое,2)Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум).3)Позитивная стадия.Основная особенность позитивизма – антиметафизическая направленность. Наука – сама себе философия. Вторая особенность позитивизма – феноменализм (наука в своём понимании реальности должна описывать явления; философия – , допускается , инструмент, который помогает науке получить дополнительные знания). Кант и позитивизм в целом отводили философии роль науки. Философия должна заниматься обобщением срезов реальности, которые дают разные науки.

Позитивизм прошёл три стадии:1)Истор. Форма Позитивизма( О. Конта,Милль,Спенсер) (философия – обобщает знания науки ),2) Эмпириокритицизм: Основоположник – Э. Мах . Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Махири пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос.3)Неопозитивизм. Основоположник – Бертран Рассел, Карнап. Положения «метафизики» (традиционной философии) есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла. Философия вообще не имеет своего предмета.Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.

 

21. Экзистенциализм.Философия экзистенциализма продолжила иррационалистическую линию. Экзистенциализм возник в первые десятилетия XX века; представители: М.Хайдеггер, К.Асперс, Ж.П.Сартр, Л.Шестов и др. В экзистенциализме выражены идеи гуманитарной интеллигенции. Экзистенциализм – философия человеческого существования. Предшественниками экзистенциалистов в 19 веке были датские философы Кьеркегор, Гусель (он основоположник феминологии). Кьеркегор выделял три стадии человеческого развития:

1) чувственная (символ-Дон Жуан)

2) этическая (чувство долга)

3) стадия страдания

Внутренний человеческий мир уникален и непостижим, наука не способна проникнуть в него и объективно отразить. Гусель разработал концепцию сознания как интенциональность – как смысл наделения. Экзистенциализм различает следующие существования:

 А. Подлинное существование.

Понимается как интенсивное внутренние переживание своей неповторяемости. Подлинное существование трансцендентно. Внутренний мир человека нельзя определить. Важнейшая идея – сартровский тезис: сущность предшествует существованию по отношению к вещам, существование предшествует сущности по отношению к человеку. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает.

 Б. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзистенциализм бывает:

· Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”.

· Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти)

Экзистенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку.

 Экзистенциализм одна из самых модных на западе в середине XX века философских школ. Ее крупные представители М. Фадегер и К. Ясперс в Германии; Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю во Франции; Н. Аббаньяно в Италии; У. Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философа Э. Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С. Кьеркегора. Согласно экзистенциализму задача философии заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия (существования). Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чужом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубоко иррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, что он бессмыслен и не постижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности.

 

24. Философский смысл проблемы бытия.Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Онтология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей – я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.Существует несколько подходов к трактовкеБытияИНебытия:1)Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).2)Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.3)Есть только небытие (Чанышев).

Формы Бытия: 1) природное: а) первая природа (без человеческой активности); б) вторая природа (испытавшая человеческую активность);2) человеческое бытие: а) объективные компоненты; б) духовные компоненты (сознание);3) общество: а) объективное(техника, общественные отношения); б) субъективное (чувства).4)бытие культуры.Универсальные принципы бытия:1)пр-п единства мира и его целостности,2)пр-п взаимосвязи всех явл.и процессов3)пр-п системности4)пр-п развития5)пр-п глобального эволюционизма

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать – значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование – напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции. Для понятия субстанции можно выделить следующие подходы:А Субстанция – неизменная реальность.Б. Субстанция – изменчивая и подвижная реальность.Аспекты бытия:1)Вещи.2)Свойства.3)Отношения.

 

 

№25Материя,пространство,времяДругой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:1)Субстанциональная: материя определяется через вещи (Демокрит).2)Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).3)Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием(Ленин)

Основными характеристиками материи являются:целостность, неуничтожимость, неисчерпаемость, вечность,структурность,дискретность.Формы существования материи-это пространство и время.Пространство. Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования.

Существует 2 подхода при трактовке пространства и времени:

1) субстанциональный (пространство и время самостоятельные сущности наряду с материей. Пространство бесконечная пустота, вмещающая все тела. Время "чистая" длительность, постоянная космическая шкала. Пространство и время образуют систему отсчета, движение тел в которой происходит благодаря внешнему действию) Ньютон,Галилей

2) реляционный (пространство и время- это св-ва,хар-щие отн-ния между телами,объектами) Декарт, Лейбниц ,Эйнштей.

И тот и другой подход были и у материалистов, и у идеалистов.

Атрибутивные св-ва пространства:протяженность,непрерывность,относительная дискретность,3хмерность.Атриб.сввавремени:длительность,одномерность,необратимость.

 

№26Движение и развитие

Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Иначе говоря, движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Основные типы движения: Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качестваИтак, первый тип движения — это движение, которое сохраняет качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета.Исторические формы диалектики:. Со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Систему диалектики создал Гегель «Логика». Для Гегеля развитие присуще не миру, а идее мира и т.д. Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Диалектика: стихийная, идеалистическая, материалистическая.

Законы диалектики:1) «Единство и борьба» противоположностей,2) Отрицание отрицания3)Диалектика количественных и качественных изменений

Категории — это формы отражения в мысли универсальных законов объективного мира. Для диалектики характерно формирование парных категорий, отражающих «полярные» стороны целостных явлений, процессов. Диалектический характер отношений «причина — следствие», «случайность — необходимость», «возможность — действительность» и других выражается в противоположных, но неразрывно связанных понятиях, их единстве, переходах друг в друга, взаимодействии.

№27Понятие природы.Природа— всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле — объект науки, а точнее — совокупный объект естествознания («наук о П.»). П. в целом выступает как общее понятие об объек­те, задающее принципиальную схему понимания и объяс­нения того или иного конкретного предмета изучения (напр., представления о пространстве и времени, движе­нии, причинности и др.). Такое общее понятие П. разра­батывается в рамках философии и методологии науки, к-рые выявляют его осн. характеристики, опираясь при этом на результаты естеств. наук. Как предельная абст­ракция, осн. характеристиками к-рой являются универ­сальность, законосообразность и самодостаточность, по­нятие П. выдвигается на первые роли в социально-культур­ном плане в эпоху Возрождения в условиях борьбы против религ. догматизма и ср.-век. схоластики, но закрепляется оно лишь с утверждением опытного естествознания (16— 17 вв.). Совр. естествознание наследует традиции понима­ния П., выработанные в новое время, но одновременно су­щественно обогащает их. Это выражается в представлени­ях о развитии П. и его специфич. закономерностях, о различных формах движения материи и различных струк­турных уровнях организации П., в расширении пред­ставлений о типах причинных связей и т. п. Напр., с соз­данием теории относительности существенно видоизмени­лись взгляды на пространственно-временную организацию объектов П.; развитие совр. космологии обогащает представления о направлении естеств. процессов; достиже­ния физики микромира способствуют значит, расшире­нию понятия причинности; прогресс экологии привёл к пониманию глубоких принципов целостности П. как единой системы. 3) Наиболее употребительно толкование понятия П. как совокупности естеств. условий существо­вания человеч. общества. В этом смысле понятие П. ха­рактеризует место и роль П. в системе исторически ме­няющихся отношений к ней человека и общества. Понятие П. употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его су­ществования — «второй П.». По словам К. Маркса, по­стоянное осуществление обмена веществ между челове­ком и П.— закон, регулирующий обществ, произ-во; без такого обмена была бы невозможна сама человеч. Жизнь.Реальную основу отношения человека к П. образует его деятельность, к-рая всегда осуществляется в ко­нечном счёте в П. и с данным ею материалом. Поэтому и изменение отношения к П. на протяжении истории об­щества определяется прежде всего изменением характера и масштабов человеч. деятельности.До начала совр. научно-технич. революции эксплуа­тация П. носила преим. экстенсивный характер, т. е. основывалась на увеличении объёма и разновидностей получаемых от П. ресурсов. При этом масштабы деятель­ности общества практически не были ограничены извне, со стороны П.— человек мог брать у неё «без счёта», столь­ко, сколько позволяла его собств. производит, сила. К сер. 20 в. такой способ эксплуатации начинает приближаться к критич. точкам, причём сразу в неск. отношениях: мас­штабы потребления традиц. источников энергии и сырья.

 

№28Человек как предмет фил.анализа.Человек, высшая ступень живых организмов на зем­ле, субъект общественно-историч. деятельности и куль­туры. ч.— предмет изучения различных областей зна­ния: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление. вопрос о природе (сущности) ч., его происхождении и назначении, месте ч. в мире — одна из осн. проблем в истории филос. мысли. В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вслед­ствие грехопадения, сочетается с учением/ о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека к божеству. У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии. Исходя из дуалистич. пони­мания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. Свободы. Для нем. классич. философии определяющим является представление о Ч. как субъекте духовной деятельности, создающем мир куль­туры .Фейербах осуществляет антропологпч. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понима­емого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл к объяснению природного и социаль­ного в Ч. на основе принципа диалектико-материалистич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. Определяющим условием реали­зации этих предпосылок становления Ч. явился труд, возникновение к-рого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, к-рая и опре­деляет образ их жизни. Ч. же не просто приспосабливает­ся к данным условиям, но в совместном труде преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Ч. есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного

 

№29Человек как биосоциальное существо: единство природного, социального и духовного.В основе разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена Человек - сложное природное образование, живой организм, обладающий биологическими потребностями, функциями, высшими интеллектуальными и другими формами психики. Он находится в сложных биологических отношениях к другим людям, как биологическим существам, к животному и растительному мирам и неорганической природе. Биологическая природа человека составляет необходимый уровень человеческой сущности. Чтобы быть существом социальным, человек должен быть прежде живым существом, обладающим наиболее сложной среди живых существ биологией. Сегодня, в эпоху НТР, биологические основы человеческого существа подвергаются мощному деформирующему воздействию. Это заставляет во многом переосмысливать проблему соотношения биологического и социального в человекеВ отличие от животных других видов биологическая организация человека позволяет ему адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако и его возможности не безграничны - сейчас мы близки к порогам, за пределами которых биологическая организация человеческого существа претерпевает необратимые, разрушающие ее изменения.

С другой стороны следует подчеркнуть, что успехи современной науки в исследовании биологии, генетики и психики человека открывают перед ним возможности, позволяющие лучше адаптироваться к новым факторам природной и искусственной среды Итак, человек - одновременно и природное, и общественное существо, но не только. Он еще и духовное существо, несводимое к его социальным функциям. А ведь единство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное), практически нерасчленимых и равноправных, свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода Можно сказать, что обретение духовности есть основная цель, назначение, даже предназначение В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия. Без свойств чисто духовных невозможен человек. Дух в человеке не существует без биологического субстрата, но не равен ему. Дух преображает животную природу человека, которая от этого не теряет своей биологической природы, но окрашивается по-человечески. Воздействие духа превращает жизнь из животного процесса в человеческий, а простое воспроизводство и смену поколений — в развитие истории и культуры.

 

№30Проблема сознания.Сознание – это универсальная способность человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их вновь; обеспечивать регуляцию и ценностные ориентации людей, общаться и обмениваться опытом, накапливать и передавать опыт другим поколениям. Сознание интегрирует творческие потенции человека, всю культуротворческую деятельность и прогресс свободного развития человека. Человек – существо сознательное, и это уникальное и во многом очень загадочное свойство отличает его образ жизни от образа жизни всех других живых существ. Человек способен осознавать себя, т.е. выделять и отличать от окружающей среды, осмысливать, оценивать, контролировать, ставить цели и планировать их достижение. Проявления сознания многообразны: научное открытие, предвидения - прогнозы, юмор, смех, любовь, гордость, подлость, хитрость, глупость и т.д. Оно проявляется в состояниях сомнения, убеждения, веры (уверенности), страха, вины, радости и др. В любых своих проявлениях сознание всегда есть осознание бытия. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю», т.е. осознаю свои мысли, чувства, знания, но часто могу мыслить и чувствовать, не осознавая этих процессов. Сознание и психика не тождественны. Сознание – это способность человека фиксировать, осознавать свои психические процессы и состояния, управлять ими и соотносить с факторами внешней и внутренней среды. Психика - регулятор неосознаваемого поведения и у человека, и у животных. Проблема сознания — одна из самых трудных и загадочных. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь. Нам все дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия без нашего на то согласия и контроля. Фактически философский анализ сознания сводился к психологическому. Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другой. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

 

 

№31Сознание и бессознательное.Скрытые детерминанты сознания. Социальное (коллективное) бессознательное Творят историю реальные люди, но из всего бесконечного многообразия форм жизнедеятельности отдельных индивидов складывается вне их воли и сознания объективная закономерность, не зависящая от воли и сознания отдельных людей. Человек и его сознание попадают в зависимость от этих объективных факторов, которые складывались и действуют «за его спиной». Маркс говорит о том, что сознание не есть «нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе»: бессознательное - это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т. е. не представленных в сознании.протекает из прошлого через настоящее к будущему. Преодолеть такого рода рабство человек может только одним способом - преодолев иллюзии сознания, осознав, т, е. узнав, как и почему формируется его сознание. Бессознательное, по Марксу, имеет социальный характер, а потому его преодоление может произойти только в ходе общественных изменений. Человек не может стать свободным от рабства бессознательного в одиночку»: необходимо освобождение всего общества. Бессознательное и проблема социальных фильтров Во-первых, чтобы стать фактом сознания, человеческие мысли, переживания должны пройти через фильтр господствующих в данном обществе структур духовного опыта Во-вторых, каждая культура нарабатывает свой определенный набор слов, с помощью которых осуществляется перевод состояний духовного мира на уровень сознания. Итак, в каждом обществе существуют своеобразные социальные и культурные фильтры, через которые «просеивается» содержание духовного опыта перед его допуском в сферу сознания Фрейд: открытие бессознательного в душевной жизни человека В сжатой и несколько упрощенной форме суть учения Фрейда сводится к следующим положениям. В человеке спрятана великая сила - «бессознательное», или, как он его называл, «Оно». Этой силой управляет и ее распределяет либидо (лат. libido - влечение, желание, страсть) - гипотетическая психическая энергия сексуальных влечений. Сила и содержание бессознательного проявляется в снах. Кроме «Оно», в структуре человеческого духовного опыта присутствуют общественные нормы и социальные установки, которые ученый назвал «Сверх-Я». «Сверх-Я» образует систему социальных фильтров, о которых мы говорили выше. То, что не пропускается через фильтры «Сверх-Я», загоняется в бессознательное, «вытесняется» из сознания, становясь впоследствии причиной серьезных психических расстройств.

Познаваемость мира.  

Раздел философии, который изучает эту проблематику, называется гносеологией (учение о знаниях). Уже в глубокой древности люди ставили вопросы: «как познать мир?», «можно ли вообще познать мир?». Это вторая сторона главного философского вопроса. Может ли бытие правильно быть отражено в сознании? Мышление = бытие? – тождество? I а) Скептицизм (пирронизм): древнегреческий философ Пиррон считал, что М¹Б, т.е. истина недостижима. Б) иррационализм: реальность иррациональна, и поэтому непознаваема. В) агностицизм (Д.Юм, Кант): отрицание познаваемости мира; наличие ощущений – единственная истина, доступная человеку; человек не может понять причину ощущений. II Познаваемость мира. Для материализма бытие является познаваемым, т.к. практика дает возможность удостовериться в правильности отражения мира. Существует различие в способах познания мира: а) (Бэкон, Фейербах) Сенсуализм : все знание – из опыта; источник знаний – органы чувств; б) рационализм: источник познания – это разум (Спиноза, Декарт, Платон), в)Интуитивизм: главный инструмент познания – интуиция (Лопатин, Ницше).

Принципы гносеологии: 1. Признается существование объективного мира, который является предметом познания, 2.Отвергается кантовское противопоставление вещей в себе и познаваемых явлений, 3.Признается сложный противоречивый характер познавательного процесса, 4.Категория практики, которая понимается как основа познания.

Введение практики в гносеологию – это заслуга К.Маркса. Познание при это понимается как процесс, состоящий из определенной совокупности познавательных действий, которые являются разновидностью социальных действий. Соц. Действия – это дискретный ряд действий, реализуемый в определенном пространстве и времени.

Структура соц. Действия: 1)Субъект, 2)Объект, 3)Цель действия, 4)Средства действия, 5)Результат действия. Соц. Действия бывают: 1) производственные, 2)Социально- политические (выборы, забастовки…), 3)Коммуникативно-идеологические (религиозные,…), 4)Познавательные.

Метафизический материализм считает, что субъект определяет объект. Субъективно-идеологическая гносеология считает, что субъект определяет объект. Диалектико-материалистическая идеология считает, что существует взаимосвязь объекта и субъекта.

33.Проблема субъекта и объекта познанияВ соответствии с теорией познания диалек­тического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта)Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована практикой. Субъект и объект познания не существуют в готовом виде; они определяются уровнем развития общественной практики. Объект познания не есть постоянная величина. Современная техника проникает в такие тонкие структуры материи, которые не были доступны людям как объект познания еще 10 лет назад. Процесс познания начался с распредмечивания. I Процесс распредмечивания – это выявление свойств предмета в оперделенных позновательных действиях (перцептивные) (ощущения, восприятия и представления). Пареллельно с перцептивными развиваются логические действия – действия, связанные с формированием понятий. Понятия – первичная и главная форма логических операций

 

II Законы логики (логические действия):

1. Закон тождества (в ходе рассуждения предмет рассуждения не меняется).

2. Закон противоречия (запрещает утверждать об одном т том же противоположные вещи в одном и том же отношении).

3. Закон исключенного третьего (третье не дано).

4. Закон достаточного основания (любое утверждение должно быть аргументированно).

III Познавательный процесс предполагает такие чувственные интеллектуальные действия, как сомнение, вера и интуиция. Интуиция – целостное схватывание объекта, она характеризуется очевидностью и бессознательностью. Интуиция бывает чувственная, сознательная, мистическая, эмоциональная, инженерная.

После совершения вышеперечисленных познавательных действий возникает вопрос о том, насколько сформировавшаяся модель предмета соответствует реальному объекту – это процесс опрердмечивания.

 

 

№34Структура и осн.хар.познават.процесса

Процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение — отражение предмета (ситуаций, событий) при их непос­редственном воздействии на некоторую из чувствительных систем — зре­ние, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Это исходный пункт позна­вательного процесса, его единственный источник и необходимая предпо­сылка. Ощущение непосредственно связывает человека с внешним миром, превращает энергию внешнего раздражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, тем­пературные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ускорения и т.д.

Целостное отражение предметов в результате их непосредственного воз­действия на органы чувства называется восприятием.

Процесс отражения в рациональных формах называется мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает воз­можность получить знания о таких отношениях в объективном мире, кото­рые недоступны чувственному восприятию.

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентриру­ется отображение существенных признаков предметов. Содержание поня­тия прямо или косвенно строится на основе представлений.

Образование понятия — процесс рефлексивный.

Если с помощью понятия отражается совокупность существенных при­знаков предмета, то при посредстве суждения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражается наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущест­венным.

Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлексивно­сти. Судить о чем-либо —значит не только указать на принадлежность или непринадлежность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убеждения, сомнения, веры. В процессе познания отдельные суждения связываются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непос­редственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством кото­рой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положении современной науки добывается выводным путем, т.е. способом умозаклю­чений.

 

№35Понятие науки

Наука – это форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание.

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру.Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми хар-ками – системностью (формы – док-во, классификация, аксиоматизация), направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики.Формы развития научных знаний: теория, факт, проблема, гипотеза.Наука в современном обществе – это разветвленная дифференцируемая система знаний.

НАУКА: естественные науки; гуманитарные науки(знания об общественных явлениях); технические науки; интегративные науки (кибернетика).

Познание – это цель познавательных действий, но в науке эти действия ориентированы на выработку истинных знаний. Субъект познавательных действий в науке – это ученый. В современной науке познавательные действия совершаются коллективными субъектами – научными сообществами (институту, НИИ). 

Субъекта характеризуют:

1) определенный уровень культуры;

2)  определенные ценности;

3)  опеределенные нормы и идеалы, а также стили научного мышления. Стиль современной науки - кибернетический, информационный и компьютерный;

4) Определенные средства научного познания;

5) Определенные формы научного познания

Объектом научного исследования становится та часть реальности, которую человек стремиться познать. Далее происходит включение данного научного факта в систему знаний. Если научный факт не стыкуется с системой знаний, то возникает научная проблема, которая мобилизует научное общество на поиски ее решений, в результате этого появляются новые идеи. Они приводят к появлению научной гипотезы.

Функции гипотезы:

1. Она должна согласовать научные факты с системой знаний.

2. Она должна предсказывать новые факты.

3. Она должна быть проверяемой

 

№37 Понятие об-ва.Обществопродукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоре.Чтобы понять феномен общества, необходимо разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое. В принципе выделяются три основных подхода, к объяснению этих связей и закономерностей:1) натуралистический(человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы)2) идеократический(сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов)3)реляционный(связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.)

Методы познания

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Формы – это структуры научного знания, которые служат для понимания истины. Основными из них являются факт, теория, проблема, гипотеза, программа.Методология - учение о методах.Любой метод разрабатывается на основе определённой теории.Классификация методов научного познания:I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познанияII. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследованияIII. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

Методы эмпирического исследования:- наблюдение- эксперимент- сравнение- измерение.Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов.Измерение - даёт количественную сторону явления.Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события.Эксперимент -мысленный и с помощью приборов.Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов.

Методы теоретического исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открытьзаконы его развития. 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики4. моделирование - исследование объектов на основании модели.Модели - физические и знаковые

Обще логические методы познания:

- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части

- синтез - воссоединение целого из частей

- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер

- дедукция - рассуждения от общего к частному

- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах

- абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств

- обобщение - установление общих признаков ряда объекто

 

№37 Понятие об-ва.Обществопродукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоре.Чтобы понять феномен общества, необходимо разобраться в характере закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое. В принципе выделяются три основных подхода, к объяснению этих связей и закономерностей:1) натуралистический(человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы)2) идеократический(сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов)3)реляционный(связан с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодовлеющий, определяющий характер.)

 

№38,43 общество как система

Общество как саморазвивающаяся система. Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе. Под социальной системой понимается все относящееся к характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества (политика, право, экономика и др.). Необходимо обозначить принципиальные различия системной организации животных сообществ и человеческого общества. Развивая производство, человек все более и более воздействовал на окружающую природу, изменяя тем самым и свою собственную природу. Это было бы возможно при примитивных формах общения; поэтому уровень и степень системной организации человеческих сообществ стал превосходить соответствующие структуры животного стада. Человеческий труд как фактор, не только удовлетворяющий телесные потребности (пища, одежда, жилище и пр.), но и формирующий человеческое общество через систему общественных связей и отношений, выступает как основа всей истории. Второй источник саморазвития социальных систем, связанный с общественными отношениями, возникающими в процессе трудовой деятельности человека. Для философского анализа общества центральным вопросом является анализ мотивов и побуждений к труду и деятельности Выделяют несколько ведущих мотивов и стимулов деятельности Во-первых, поддержание собственного существования, выживание индивида. Во-вторых, продолжение жизни рода В-третьих, удовлетворение самой потребности в труде, труд ради творчества, приносящий радость и ощущение полноты бытия. В-четвертых, борьба с другими людьми за присвоение продуктов труда или ради помощи людям

 

39.Понятие социальной структуры. В рамках социальной системы формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые — роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы в разных сферах общественного производства и т.д. Все они представляют собой элементы структурной организации общества.В порядке рабочего определения можно сказать, что социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в нем общностей, взятых в их взаимодействии. Социальная структура может быть рассмотрена как: этническая, демографическая, поселенческая, классовая, профессионально-образовательная. Социальная стратификация — это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.Сегодня наблюдается когнитивный кризис, связанныйс дефицитом достоверных знаний о социальной стратификации общества и с трудностями их «добычи» в связи с деформированностью нашего общества. В связи с этим исследования стратификационной структуры нашего общества приобретают первостепенную значимость.Как уже отмечалось, стратификационная структура населения — понятие многомерное, что связано с многообразием выполняемых индивидом ролей и соответственно возможностью его изучения, характеристики и типологизации страт с почти беспредельного числа сторон. Трудность каждый раз заключается в том, чтобы выбрать такие основания для структурных срезов, которые оказались бы достаточными для достижения целей и решения задач, стоящих перед исследованием.

 

№40 Феномен власти Власть — это всегда организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Правопорядок как власть закона Идея права неизбежно связана неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Следует различать понятие права и закона Под законом имелось в виду просто действующее право — обычай, ставший нормой. Следует различать понятие права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности Закон — это общепризнанное и безличное, т.е. не зависящее от личных мнений и желаний, определение права, Отмечаются отличительные признаки закона: его публичность — постановление, не обнародованное во всеобщее сведение, не может иметь и всеобщей обязательности, т.е. не может быть положительным законом; его конкретность — как нормы особых определенных отношений в данной сфере, а не как отвлеченных истин и идеалов; реальная его применяемость, или удобоисполнимость в каждом единичном случае, для чего с ним всегда связана «санкция», Итак, право — необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживатьсяСоциальная справедливость как правовая ценность. Право есть мера реализации свободы и в то же время, по Аристотелю, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость Идея прав человека Гражданин обладает правами на жизнь, на труд, на защиту своей личности, на кров, на свободу мысли и слова и др. В государстве гражданин получает подобающую ему честь благодаря должности, на которую он поставлен, благодаря профессии, которой он занимается, и благодаря любой другой трудовой деятельности. Политика как искусство управления государством Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти. Политика — это тонкое искусство государственного управления. В структуре политической деятельности в самом общем виде просматриваются три основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) реальные цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, все возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых, выработка эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. Задача всякой государственной власти заключается в том, чтобы на путях самостоятельного убеждения и стратегической целеустремленности обеспечить воспитание в народе законопослушания  

 

№45 Понятие истории философии.Философия истории (термин, введенный в науку Вольтером) как попытка осмысления сути развития общества, его идеалов и целей возникла еще в античности и связана с именами Геродота, В. Лейбница, , Г. Гегеля, А. Шопенгауэра, К. Маркса, и других выдающихся мыслителей прошлого и настоящего.Откуда мы и куда мы идем, чего, ждать от настоящего и будущего — вот вечные темы философствования по поводу общества и его истории.Как и все в мире, общество существует в определенном времени и пространстве.Давно было уже замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так родилась идея циклов исторического развития общества, которых описано немало. Для философского анализа истории общества крайне важно уяснить общую траекторию развития, что в свою очередь определяется тем или иным пониманием характера развития вообще.

 

№41 Государство. Государство — основная организация, особый аппарат власти экономически господствующего класса для управ­ления обществом в целях осуществления своих коренных интересов и целей. Государство вместе с политическими партиями и различными обще­ственными организациями и учреждениями образуют политическую орга­низацию общества.Самая общая задача государства заключается в том, чтобы охранять основы общежития, без которых человечество не может существовать, и способствовать развитию всех сил человека. К основным признакам государства относят наличие публичной власти определенной территории, ; права, суверенитета, Государство — это система органов общества, которая обеспечивает организованную внутреннюю правовую жизнь народа как единого целого, защищает права своих граждан, осуществляет нормальное функционирование институтов власти — законодательной, исполнительной и судебной, контролирует свою территорию, защищает свой народ перед внешней угрозой, гарантирует выполнение обязательств перед другими государствами, сохраняет природную среду и культурные ценности, способствуя выживанию общества и его прогрессу.

Гражданское общество— сфера самопроявления сво­бодных граждан и добровольно сформировавшихся ассо­циаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации их деятельности со стороны государствен­ной власти.Становление концепции гражданского общества отно­сится ко второй половине XVIII — началу XIX в. Гегель рассматривал гражданское общество как сферу матери­ально-экономической жизни, в основе развития которой он видел "мировой дух", абсолютную идею. во взаимодействии государства и гражданского общества отдавал приоритет государству (особенно отчетливо это выражено в его философии права).Маркс, Энгельс развили идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства. Концептуальное значение имеет выдвинутый ими тезис о диалектике го­сударства и гражданского общества, который сводится к следующему: не государством обусловливается и опреде­ляется гражданское общество, а гражданским обществом обусловливается и определяется государство. В общество государство входит как важнейший элемент политичес­кой надстройки.Для граж­данского общества характерна демократическая форма существования. Поэтому, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. В процессе своего развития гражданское общество проявляет тенденцию к охвату все более широких слоев населения

 

№44 УправлениеИдея управления и необходимость его оптимального информационного обеспечения. . Важными элементами системы управления наиболее развитых государств являются выработка тактики планирования, внедрение эффективных методов организации труда, системы учета и контроля на основе широкого использования компьютеров, информатики и т.п. Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, и каждой из его сфер. В обществе исторически сложились два принципа действия механизма управления — стихийный и сознательный Стихийное управление выражает такое взаимодействие социальных сил, в котором неустранимо действие случайного Управление исследуется в трех аспектах: хозяйственном (управление экономикой), социально-политическом и социально-психологическом. В механизме управления фундаментальная роль принадлежит принципу обратной связи. Там, где этот принцип нарушается или вообще отсутствует, отсутствуют или искажаются смысл и результаты управления. В общей форме данный принцип гласит: в любом взаимодействии источник (субъект информации и управления) и приемник (объект информации и управления) неизбежно меняются местами Субъект и объект управления В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), и трудовые коллективы, и отдельные личности К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного) склада ума, который, с одной стороны, готовится всей системой воспитательных и образовательных средств, а с другой — предполагает природную одаренность. Объектом управления, в какой бы форме и на каком бы уровне он ни выступал (будь то предприятие, учреждение), реально и фактически являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены (или не наделены) умом, волей, талантом, а потому способны (или не способны) принимать соответствующие решения и выполнять их. Принятие управленческих решений. Основная задача структуры управления — выработка и исполнение управленческих решений.

В каждом разумно устроенном государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие.

 

№48 (47) Цивилизация. В середине XVIII в., просветители называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме и справедливости. три подхода к пониманию «цивилизации»: 1) унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого); 2) стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого); 3) локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные образования). Понятие цивилизации для Данилевского является позитивным, характеризующим высокоразвитость культуры. Для О.Шпенглера цивилизация является симптомом упадка культуры, истощения ее творческого потенциала. А. Тойнби использовал понятие цивилизации как наиболее удобное для изучения различных исторических типов культур. Цивилизация — это социальная целостность, внутренняя жизнь которой определяется двумя фундаментальными категориями — блага (морали) и истины, а внешняя — здоровья и благополучия. В рамках культурологического подхода М. Вебер, а за ним А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия. А. Тойнби указывал также и на четко выраженные параметры технологического развития. В русле социологического подхода особый интерес представляет концепция цивилизаций Д. Уилкинса, который отвергает понимание цивилизации как социума, характеризующегося однородной культурой С позиций этнопсихологического подхода Л. Гумилев связывал понятие цивилизации с особенностями этнической истории. Представители географического детерминизма считают, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывают географическая среда существования того или иного народа, которая влияет, прежде всего, на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу Такая коммуникационно-герменевтическая трактовка цивилизаций намечает преодоление атомистского к ним подхода, при котором цивилизации представляются в виде дискретных социокультурных единиц. Типы цивилизаций в истории общества. Цивилизационный подход нашел широкое применение в исследованиях по исторической и культурно-исторической типологии.

 

№52 Понятие культуры Культура — социально прогрессивная творческая деятельность человечест-ва во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечива-ния (создание ценностей, норм) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека. Идея культуры выражала степень развитости разумного начала, поступательного исторического развития, воплощен-ного в религии, науке, искусстве, праве, морали как объективациях разума. Кроме того, формируется целостное понимание культуры, рассматриваемой как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственно-стью (Кант). «Философия культуры» (этот термин в начале XIX в. ввел немецкий романтик А. Мюллер) как относительно самостоятельная область философии стремилась синтезировать теории о сущности и значении культуры как сферы духовной жизни. Основным для философии культуры явился вопрос о существовании культурных универсалей, могущих служить основанием для осмысления сфер культу-ры, ее судьбы. В качестве таких универсалий как норм культуротворчества, могущих служить основа-нием для философского осмысления как культуры в целом, так и ее отдельных проявлений, рассматри-вались: 1) общезначимые временные ценности — логические, эстетические, нравственные (Виндель-банд, Риккерт); 2) логические основания различных сфер культуры (Коген, Наторп); 3) символопола-гающая деятельность как субстанциональная основа всех сфер культуры, понимания явлений культуры как символических форм (Кассирер); 4) универсальные структуры ценностного сознания (Щелер); 5) представления о психобиологическом единстве человечества (Юнг); 6) идеи об осевой изначальности смысла культуры, по отношению к которому смыслы всех ее последующих разновидностей являются своего рода частными шифрами (Ясперс). В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры. Натуралистическая модель сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы (Воль-тер, Руссо, Гольбах). Классическая модель характерна жестким разделением объекта и субъекта познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материаль-ных) для всестороннего и целостного развития человека. Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности, «темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека, тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира. Классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

 

 

№50Нельзя говорить, что глобализация – это формальный процесс стирания межго-сударственных границ или ведение единой валюты. Скажем, объединение Европы, превращение ее в единую страну с единой валютой – это скорее процесс интеграции.

Глобализация, несомненно, шире. Это новые принципы бизнеса, новая природа бизнеса. Если доглобализирующиеся сознание меняло мир под человека, преобра-жало окружающую действительность под наше видение, а все старые производства – в том числе производство автомобилей, строительных материалов – были направле-ны именно на исправление окружающего мира. То глобализация через доминирова-ние информационных технологий определяет изменения уже самого человека, его сознания. Глобализация – это, прежде всего, информационные технологии: глобаль-ное телевидение, виртуальная реальность, мощные акцентированные информацион-ные потоки, влияние на ценности. Главное в глобализации - изменение предмета труда. Человек всегда зарабатывал себе на хлеб, изменяя природу. Благодаря информационным технологиям наиболее прибыльным, наиболее коммерчески эф-фективным бизнесом стало не преобразование мертвых вещей, которым занималось человечество с момента своего появления, но преобразование живого человеческого сознания - как индивидуального, так и коллективного.

Итак, глобализация – это моментальное формирование нового сознания, нового понимания окружающей действительности, новых поведенческих стандартов. Под-черкну, глобализация – это не создание транснациональных корпораций, производя-щих однотипные автомобили сразу в пяти странах и продающие их на любых плате-жеспособных рынках. Глобализация - это новые поведенческие стереотипы. Но не сегодня. же информационные технологии позволяет не товар приспосабливать к конкретному человеку, но человека приспосабливать к товару. Человеку навязывают товар. А также стиль жизни. В этом нет ничего плохого. Так как подавляющее боль-шинство людей желает жить под так называемым информационным принуждением. Это процесс объективный, хотим мы того или нет. Он предопределен историческим путем развития человеческой цивилизации. Человечество всегда было склонно к кооперации при решении проблем или минимизации издержек и потерь при ответе на вызов. По крайне мере, умная часть человечества искала выход в объединении. Выводы:

- глобализация неизбежна; по технологическим причинам

- формирование нового сознания – первое следствие глобализации;

- формирование информационных элит, способных влиять на остальное населе-ние;

- агрессивное восприятие этого влияния традиционными группами внутри развитых стран;

- расслоение стран – технологические революции в неразвитых странах упираются в слабость оставшегося интеллектуального потенциала.

Правда, как уже было сказано, существует огромный интеллектуально-философский протест против глобализации. Вот, к примеру, какую позицию по этому вопросу зани-мает Александр Зиновьев, гуру русскоязычных доктринальных антиглобалистских концепций, автор книг «Гомо советикус», «Парабеллум», «Катастройка», «Глобалный человейник».

 

№49тПонятие техники Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. Таким образом, техника как «производительные органы общественного человека» есть результат человеческого труда и развития знания и одновременно их средство. Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствии с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Преобразования экономических отношений в промышленности и сельском хозяйстве, разработка и внедрение новых технологий, обоснованных наукой, — это две стороны единого процесса социально-экономического развития общества. Сама по себе техника не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит, и вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может, быть ею достигнуто. «Философия техники, понимаемая как философия человека, настаивает на том, что скорее техника должна быть подчинена человеческому императиву, чем человек подчинен импера-тиву техническому. Философия техники настаивает на том, чтобы человек относился с уважением к хрупкому равновесию в природе и давал разрешение лишь на такую инструментализацию мира, которая укрепляет это равновесие, не разрушая его. Человек и техника. Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время человек — продукт своей технической деятельности посредством коммуникации и обмена трудом и работой. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, маши-ны, автоматы. Одной из важнейших проблем, которой занимается философия техники, является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. О демонизме техники. Демо-низм — это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуемые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное воздействие на природу. О демонизме техники. Демонизм — это символ злого начала. Когда речь идет о демонизме применительно к технике, то имеются в виду непредсказуе-мые губительные последствия ее использования для человека, общества и всего человечества, ее пагубное 

воздействие на природу.

 

 

№ 53 Мораль как форма духовного опыта человечества

Идея нравственности. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Нравственность проявляется в отношении человека к семье, своему народу, родине, другим народам. Она распростран










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 108.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...