Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Т е м а 4. Теории и законы памяти.
1. Ассоциативная теория памяти. 2. Гешталъттеория памяти. 3. Смысловая теория памяти. 4. Психоаналитическая теория памяти. 5. Деятельностная теория памяти. 6. Информационно-кибернетическая теория памяти. 7. Законы памяти и факты из ее исследований. 8. Явление реминисценции. Т е м а 5. Формирование и развитие речи. 1. Основные линии развития памяти человека в фило- и онтогенезе. 2. Теория филогенетического развития памяти П.П.Блонского. 3. Культурно-историческая теория развития памяти Л.С.Выготского. 4. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н.Леонтьеву. 5. Факторы, ачияющие на развитие памяти. 6. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти. Темы для рефератов 1. Виды памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. 3. Теории памяти в психологии. 4. Факторы, определяющие развитие памяти у человека. 255
Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Взаимосвязь ивзаимодействие различных видов памяти у человека. 2. Индивидуальные особенности памяти и способности человека. 3. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям. 4. Пути, приемы исредства улучшения памятичеловека. ЛИТЕРАТУРА I АткинсонР. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Кратковременная память: 27—52. Теории памяти: 53—203, 273—292. Память и мышление: 362—427.) ВейнA.M., Каменецкая Б.И.Память человека. — М., 1973. (Память у животных: 61— 72. Понятие хорошей и плохой памяти: 85. Методы изучения памяти: 73—98. Болезни и память. Нарушения памяти: 131—190. Улучшение памяти: 191—207.) ЗинцР. Обучение и память. — Минск, 1984. (Классификация видов памяти: 199—209.) ЛезерФ. Тренировка памяти. — М, 1979. (Что такое память: 37—43. Основные процессы памяти. Запоминание, припоминание, забывание: 73—114.) Линдсеи П., НорманД. Переработка информации у человека: Введение в психологию. — М., 1974. (Виды памяти: 313—354. Память: 355—384. Механизмы памяти: 385—419.) Лурия А.Р.Внимание и память. — М., 1975. (Память: 42— 103.) НорманДА. Память и научение. — М., 1985. (Как мы обучаемся и запоминаем: 10—14. Сенсорная память: 15—20. Первичная память: 30—37. Вторичная память: 37—41. Забывание: 47—51.) Роговин М.С.Проблемы теории памяти. — М., 1977. (Феноменология памяти: 23—38. Теории памяти: 38—64. Расстройства памяти: 64—71. Ассоциации и память: 90—98. Личность и память: 98—129. Структурно-уровневая концепция памяти: 161— 180.) РубинштейнС.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 1. — М., 1989. (Память: 300-344.) Смирнов А.А.Проблемы психологии памяти. — М., 1966. (Теории памяти в психологии: 10—36, 378—381. Произвольное запоминание: 37—73. Непроизвольное запоминание: 106—136. Понимание и запоминание. Соотношение процессов: 137—198.) 256
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. — М., 1979. (Общие амнезии — потери памяти (Т.Рибо): 25—48. Две памяти (А. Бергсон): 61—75. Память (П-Флорес): 244—270.) II Блонский П.П.Избранные педагогические и психологические сочинения. — Т. II. — М., 1979. (Память и мышление: 118— 341. Память. Припоминание: 341—366.) Вейн A.M.,Каменецкая Б.И.Память человека. — М., 1973. (Виды памяти: 99—113. Возрастные изменения памяти: 114—121.) Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Проблема непроизвольного и произвольного запоминания в психологии: 9—137. Непроизвольное запоминание и деятельность: 141— 221. Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241. Сравнение непроизвольного и произвольного запоминания: 245—425. Развитие памяти: 425—514.) Ипполитов Ф.В.Память школьника. — М., 1978. (Советы по улучшению памяти: 28—45.) Кладки Р.Память человека. Структуры и процессы. — М., 1978. (Кратковременная память: 83—159. Долговременная память: 160—215. Запоминание: 216—236. Припоминание (воспроизведение): 237—271. Память и зрение: 272—291.) Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983. — Т. I. (Развитие высших форм запоминания: 31-64.) Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976. (Развитие памяти: 8—37, 94—137. Произвольное запоминание: 38—93. Связь кратковременной и долговременной памяти: 138—219. Развитие памяти в процессе обучения: 220—246.) Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Память, ее функции и связь с работой мозга: 7—20. Эмоции и регуляция памяти: 325—351. Нейропсихологическая регуляция памяти: 351—356. Психофизиологические аспекты модуляции памяти: 374-388.) Николов Н., Нешев Г.Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Механизмы памяти: 67—83.) Общая психология. — М., 1986. (Память: 291—321.) Познавательная активность в системе процессов памяти. — М., 1989. (Деятельностный подход к памяти: 7—10. Связь познавательной активности и памяти: 10—24. Связь произвольного и непроизвольного запоминания: 25—43.) 9. Р. С. Немов, книга 1 257
Развитие памяти. — Рига, 1991. (Что такое память: 5—10. Парадоксы памяти: 11—117. Память глазами физиолога: 18—30. Память глазами психолога: 31—42. Можно ли тренировать память: 43—47. Какая у меня память: 48—53.) Развитие творческой активности школьников. — М., 1991. (Развитие памяти: 126—149.) Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. II. — М., 1987. (Проблемы психологии памяти: 5—294. О некоторых корреляциях в области памяти: 316—327.) III Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Сис-темно-Деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. — М., 1985. (Память: 31-103.) АткинсонР. Человеческая память и процесс обучения. — М., 1980. (Узнавание: 293-361.) Веккер Л.М.Психические процессы. — Т. 3. — Л., 1981. (Память как универсальный интегратор психики: 206—262.) Величковский Б.М.Современная когнитивная психология. — М., 1982. (Функциональная структура памяти: 66—113.) Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974. (Информация и память: 28—36.) Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Память и ее развитие в детском возрасте: 381—395.) Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М., 1983. (Развитие мнемических и мнемотехнических функций: 239—254.) Громова Е.А.Эмоциональная память и ее механизмы. — М.,1980. (Связь памяти и эмоций: 70—90.) Дудкин К.Н. Зрительное восприятие и память. Информационные процессы и нейронные механизмы. — Л., 1985. (Система зрительной памяти: 11—29.) Жинкин Н.И.Речь как проводник информации. — М., 1982. (Восприятие и иконическая память: 46—61.) Ипполитов Ф.В. Память школьника. — М., 1978. (Теории памяти: 7—15. Классификация видов памяти: 15—28.) ИстоминаЗ.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. (Зависимость запоминания от характера деятельности: 62—86.) 258
Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. — М., 1977. (Культура, научение и память: 153—173.) Ладанов И.Д. Управление стрессом. — М., 1989. (Тренировка памяти: 69—83.) Лурия АЛ*.Маленькая книжка о большой памяти. Ум мне-мониста. — М., 1968. Механизмы памяти. Руководство по физиологии. — Л., 1987. (Эволюция памяти. Виды памяти: 21—41. Системная организация памяти: 263—300. Нарушения памяти: 356—369.) МиллерДж., Галантер Е., Прибрам К.Планы и структура поведения. — М., 1964. (Планы для запоминания: 132—148.) НайссерУ. Познание и реальность. — М., 1981. (Воображение и память: 141—165.) Немчин Т.А.Состояния нервно-психического напряжения. — Л., 1983. (Особенности памяти при нервно-психическом напряжении: 55—63.) Николов Н., Нешев Г.Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. (Что мы знаем и чего не знаем о памяти: 22 — 36. Управление памятью: 84—112, 133—140.) НорманД.А. Память и научение. — М., 1985. (Этапы переработки информации: 20—30.) Познавательные процессы и способности в обучении. — М.,1990. (Память: 61-79.) Слобин Д., Грин Дж.Психолингвистика. — М., 1976. (Язык и память: 173—182.) СмирновА.А. Избранные психологические труды: В2 т. — Т. I. — М., 1987. (Взаимоотношение образа и слова в развитии памяти: 186—203.) Ушакова Т.Н.и др. Речь человека в общении. — М., 1989. (Память в структуре речемыслителъной деятельности: 61—98.) Хоффман И.Активная память. — М., 1986. (Репрезентация в памяти: 56—211. Организация памяти: 212—252. Создание новой информации в памяти: 253—276.) Хорн Г.Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов. — М., 1988. Чистякова М.И.Психогимнастика. — М., 1990. (Методические рекомендации для развития внимания, памяти, эмоциональной экспрессии и мотивации у детей 4—7 лет: 45—51.) Шабанов П.Д., Бородкин Ю.С.Нарушения памяти и их коррекция. — Л., 1989. (Принципы изучения нарушений памяти в эксперименте: 5—63. Фармакологическая коррекция нарушений памяти: 64—111.) 9* 259
Глава 10. ВООБРАЖЕНИЕ Краткое содержание Определение и виды воображения.Понятие о воображении, его основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное — их особенности. Сновидения, галлюцинации и грезы как виды воображения. Функции воображения, его развитие.Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения: активизация наглядно-образного мышления, управление эмоционально-потребностными состояниями, произвольная регуляция познавательных процессов, создание и реализация внутреннего плана действий, программирование поведения, управление физиологическими состояниями. Использование воображения в аутотренинге и психотерапии. Воображение и творчество.Связь процесса творчества с воображением. Два вида творческой фантазии: конкретный (образный) и абстрактный (логический), их связь с доминированием у человека правого и левого полушарий мозга. Творческое воображение как отражение личности человека, ее психологического состояния. Использование данного факта при конструировании проектных методик изучения личности типа ТАТ и теста Роршаха. Воображение и органические процессы.Взаимосвязь и взаимодействие воображения как идеального с органическими процессами как материальными. Психогенные чувства (чувство страха). Приспособительный характер физиологических реакций, вызванных эмоционально насыщенным воображением умеренной силы. Идеомоторный акт. Проявление мыслей и чувств человека в его мимике, жестах, пантомимике, их использование в невербальном общении. Сон и сновидения. Психика и биогенные ритмы организма. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 263. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |