Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Объединение психотерапевта с семьей.
На первом этапе психотерапии – усвоение и поддержание процессов, которые обеспечивают сохранение привычного функционирования семейных подсистем, распределение ролей и границ между подсистемами. На втором этапе – путем присоединения психотерапевта к разным подсистемам – создание фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Задачи семейной психотерапии определенным образом связаны со стадией работы, а также со стадией развития семьи как системы. Так, например, задачи работы в значительной мере определяются наличием в семье детей дошкольного возраста, подростков или тех, кто уже начал самостоятельную жизнь. Задачи работы также зависят от того, как семья воспринимает свои основные проблемы. принципы работы семейного терапевта: 1) Установление контакта (раппорта) и присоединение к пациентам. Достигается с помощью соблюдения конструктивной дистанции, помогающей оптимальному общению, приемов "мимезиса", использования предикатов речи, отражающих доминирующую репрезентативную систему того, кто делает сообщение о семейной проблеме. 2) Сбор информации о проблеме пациента с использованием приемов метамоделирования и терапевтических метафор (Гордон Д., 1994). Субъективизации психотерапевтической цели способствовали такие вопросы: "Чего вы хотите?", "Какого результата вы хотите достигнуть?" и т.п. Обсуждение психотерапевтического контракта. Обсуждается распределение ответственности: консультант обычно отвечает за условия безопасности консультации, за технологию доступа к разрешению проблем клиента, а клиент отвечает за собственную активность, искренность, желание осуществить изменения своего ролевого поведения и т.п. Затем участники консультирования обсуждают продолжительность работы, длительность одного сеанса (сессии), а также периодичность встреч. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов семьи в целом и каждого ее члена в отдельности. 5) Проведение собственно консультирования. Необходимо укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования с помощью утверждений такого содержания: "Ваше желание осуществить изменения, ваш прежний опыт, активность и искренность в сочетании с желанием консультанта сотрудничать с вами, его профессиональные качества и опыт будут надежной гарантией успешности работы". а) Обсуждение с участниками консультирования положительных и отрицательных сторон сложившихся стереотипов поведения. Здесь возможны такие вопросы: "Что самое плохое для вас в сложившихся обстоятельствах?", "Что самое хорошее в обсуждаемой ситуации?" и т.п. 6) Совместный поиск новых шаблонов поведения - "веера решений". Консультант предлагает следующие вопросы: "Чего вы еще не делали, чтобы решить проблему?", "Что вы смогли бы сделать еще для ее решения? и т.п. б) "Экологическая проверка" (Бэндлер Р., Гриндер Д., 1995); консультант предлагает членам семьи представить себя в исходной ситуации через 5-10 лет и исследовать свое состояние (Психотерапевтическая энциклопедия. 1998, с.301). 7) Приближаясь к завершению консультирования, консультант предпринимает усилия по "страхованию результата". Клиенты получают от консультанта домашнее задание, приглашение на повторную консультацию через некоторое время для обсуждения полученных результатов. В настоящее время уже имеется значительное число всевозможных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, консультации по вопросам семьи и брака и многое другое. Кроме системы здравоохранения, семейные консультанты появились и в системе образования - в психологических центрах, непосредственно в школах. Ряд авторов отводят работе школьного психолога с семьями учащихся значительное место. Для этого разрабатываются программы, план-схемы проведения семейных встреч, занятий и пр. Так, Овчарова Р.В. (1996) в обязательном порядке вводит в план работы школьного психолога на день индивидуальные консультации с родителями, групповые обсуждения семейных проблем ("Школа для родителей"), предлагает использовать коррекционные родительские группы. Дубровина И.В. (1998) подчеркивает необходимость психологического просвещения родителей, направленного на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обязательность групповых и индивидуальных консультаций по вопросам правильного общения и воспитания детей. Из учебника Малкина-Пых «Семейная терапия» Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: 1)закону гомеостаза (всякая система стремится к постоянству, к стабильности);нарушение стабильности всегда болезненно для все членов семьи; 2)закону развития (всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл). Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Рождение, смерть меняет структуру семьи и качество взаимодействия ее членов. Семейная система — открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система самоорганизующаяся. Люди, составляющие семью, совершают поступки под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Семья это единственная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействий. Как правило, члены семьи не ощущают себя частью этой семейной структуры, каждый считает себя самостоятельной единицей. Семья как система выполняет свои функции с помощью определенных механизмов: · структуры семейных ролей (предписывает что, когда и в какой последовательности они должны делать, вступая во взаимоотношения; различают конвенциональные (конвенциональные роли – это роли, определенные правом, моралью, традицией для любого человека. Например, права и обязанности любой матери по отношению к детям)и межличностные роли; 1. Они должны обладать цельностью. Если ожидания, направленные на определенную роль, противоречивы, появляются серьезные трудности в ее выполнении (например, когда мать требует от сына, чтобы он был нежным, мягким, послушным и одновременно – мужественным, независимым). 2. Совокупность ролей, которые человек выполняет в семье, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в уважении, признании, симпатии. Так, роль мужа возлагает на мужчину не только обязанность материально обеспечивать свою жену, но также дает ему право ожидать от нее любви, привязанности, удовлетворения сексуально-эротических потребностей. 3. Важно, чтобы выполняемые роли соответствовали возможностям члена семьи. Когда требования непосильны, возникает нервно-психическое напряжение и тревога (как следствие невозможности справиться с ролью). Примером тут может служить «ребенок, исполняющий роль родителя» в ситуации, когда из-за отсутствия старших или их личностных нарушений ему приходится брать на себя их обязанности. 4. Система должна удовлетворять потребности не только носителя конкретной роли, но и других членов семьи. Ролевая структура, при которой отдых одного человека обеспечивается за счет непомерного труда его близких, а разрядка эмоционального напряжения достигается с помощью «вымещения на другом», легко может стать психотравмирующей. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням: • индивидуальные роли на уровне семьи; • роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т. д.; • роли, которые семья в целом играет в обществе. · структуры семейных подсистем (семья представляет собой подсистему больших систем — расширенной семьи, группы, общества в целом) · внешних и внутренних границ между ними;(границы между подсистемами – это правила, которые определяют, кто и каким образом выполняет семейные функции в определенном аспекте семейной жизни. Любая система имеет свои границы, задающие ее структуру и динамику функционирования. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи. Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляются в том, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Внутренние границы – структурированию психологического пространства семьи, что в конечном итоге дает сильный импульс к развитию. Внутренние границы семьи задаются посредством разницы в поведении среди членов различных подсистем. Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые. К параметрам семейной системы относятся также: · гласные и негласные правила жизни в семье Семью можно рассматривать как систему, функционирующую по определенным правилам. Ее члены ведут себя в соответствии с организационной моделью повторяющихся действий. Есть открытые и скрытые правила. Правила, заданные социумом и культурой, разделяют многие семьи, а бывают правила уникальные для данной семьи. Правила передаются в новую семью – правила ведения хозяйства, семейного бюджета, разрешения конфликтов. · особенности (стереотипы) взаимодействия - это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются. Примерами стандартов взаимодействия может служить подшучивание членов семьи друг над другом, · семейные мифы обозначает определенные защитные механизмы для поддержания единства в дисфункциональных семьях. Синонимы его – понятия «верование», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые ожидания». Семейный миф – это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, это знание, разделяемое всеми членами семейной системы. Это ответ на вопрос: «Кто мы?» Например, частый ответ такой: «Мы дружная семья». Это значит, что в данной семье не может быть открытых конфликтов и уж тем более при детях. Сор из избы не выносят никогда; отношения не выясняют открыто, все противоречия замазывают. Принято всюду бывать вместе, так как миф требует распространения в обществе, своего рода «издания». · семейная история. Семейное прошлое складывается из прошлого опыта жизни членов семьи, из того, что они пережили в семье своих родителей и в прошлых браках или во внебрачных отношениях. Из прошлого человек привносит в свою семью, во-первых, правила и мифы своей родительской семьи – в неизменном виде или в негативном отображении, во-вторых, ожидания и потребности, которые сформировались под влиянием прошлого опыта. Семейная история (тема) – это специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт. Тема определяет способ организации жизненных событий и внешне проявляется в стереотипах поведения, которые воспроизводятся из поколения в поколение. · семейные стабилизаторы (Семейный стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Все описанные выше параметры являются стабилизаторами, особенно семейный миф.) Наиболее известные и широко используемые методологические принципы системной семейной психотерапии – это нейтральность, циркулярность и гипотетичность (Palazzoli et al., 1980).
Принципы психотерапевта: Нейтральность: эффективная психотерапия требует от психотерапевта сохранять нейтральную позицию. Он равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. Циркулярность: все, что происходит в семье, подчиняется не линейной, а циркулярной логике. Методологический прием, реализующий принцип циркулярности в процессе психотерапии, – циркулярное интервью. Это основная и широко используемая техника. Психотерапевт задает по очереди членам семьи особым образом сформулированные вопросы или один и тот же вопрос. Начинающему системному семейному психотерапевту полезно будет выучить наизусть список тем, которые необходимо затронуть в беседе с семьей: • С какими ожиданиями пришла семья? (Задаются вопросы о том, кто их направил на консультацию, к кому они обращались прежде.) • Как семья видит свою актуальную проблему? (Например, ребенок не справляется со школьными требованиями.) • Какая ситуация в семье на данный момент? • Как раньше семья справлялась с трудностями и проблемами? Какими способами? • Как семья взаимодействует по поводу текущей проблемы? Необходимо прояснить круги взаимодействия на уровне поведения, на уровне мыслей и чувств. • Какая система понимания проблемы и причин ее возникновения действует в семье? • Какие ключевые, триггерные ситуации? (Например, если ребенок получает двойку, обязательно начнется скандал.) • Как может развиваться ситуация наихудшим образом? Как можно усугубить проблему? • Какие есть положительные стороны проблемы? • Вопросы о психологических ресурсах каждого. • Вопросы о том, как каждый представляет себе будущее с проблемой и без нее. • Какая была бы жизнь семьи без проблемы, без симптома? Весь этот круг тем невозможно затронуть за один сеанс, обычно его можно пройти за две-три встречи. После этого формулируется системная гипотеза. Гипотетичность: основная цель общения терапевта с семьей – формулировка и проверка гипотезы о цели и смысле семейной дисфункции. Как уже было отмечено выше, основные вопросы, которые задает себе семейный психотерапевт: зачем в семье происходит то, что происходит? каким образом система использует свою дисфункцию? Без гипотезы психотерапевт любого направления не в состоянии получить или организовать информацию. Он прежде всего должен знать, что исследует, в противном случае у него лишь накопится масса бессмысленных данных. Цель исследования заключается в определении взаимосвязи между симптомом и системой в рамках времени и изменения. Психотерапевту необходимо знать ответ на такие вопросы: Почему в этой семье данная конкретная проблема появляется в данное время? Какие события и поступки привели к обострению проблемы? Какой текущий цикл взаимодействия ее поддерживает? Как изменился этот цикл с течением времени? Как изменились методы, которыми семья решала эту проблему? Как повлияли эти методы на данную проблему? Что произойдет с семьей в будущем, если данная проблема сохранится? Если ее не станет?
Из Википедии: Принцип целостности: Семья — целостная система, её нужно рассматривать целиком. Принцип открытости: Все семейные проблемы обсуждаются в присутствии всех членов семьи. Принцип ответственности: Любое внутрисемейное нарушение — результат семейных отношений, а не чья-либо персональная вина. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |