Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критерий истины – это признак, по которому какое-либо знание считается истинным.




Неоспоримо должно приниматься положение о том, что основной признак, истинности знания содержится в самом определении истины как таковой. То есть главным критерием истинности является «соответствие некоего знания истинной реальности». Это есть главный и обязательный критерий любой истины с точки зрения предпосылок истинности знания, то есть со стороны самой его возможности быть истинным в силу своей сопричастности истинному бытию.

Но этот критерий не охватывает других условий истинности знания, а именнопризнаков истинности знания, выявляемых из самого содержания знания, которое не гарантировано истинно даже в том случае, когда оно отражает в себе нечто действительно истинное.

Такимикритериями верности отражения в знании того, что оно собой выражает, могут быть:

1.    Внутренняя непротиворечивость. Критерий на логическую правильность – ничто в содержании истины не должно концептуально отменять друг друга.

Например, истина 2+2=4 не содержит в себе ни одного элемента, который логически противоречил бы другому элементу, или конечному результату. Но утверждение 2-2=4 не является истиной уже из-за того, что результат здесь выражает идею суммы, а процесс его получения выражает идею вычитания, что и образует внутреннюю противоречивость утверждения.

2.    Возможность критической проверки. Критерий проверяемости – содержание истины должно проверяться способом, объективно подтверждающим её достоверность. Например, способ проверки 4-2=2 является объективным критерием истинности выражения 2+2=4.

3.    Общезначимость. Критерий неодолимой универсальности – истина должна признаваться всеми в силу отсутствия её разумной альтернативы. Истина 2+2=4 может оспариваться кем-то только тогда, когда он предложит какой-либо другой её возможный вариант.

4.    Прагматизм. Критерий полезности – содержание истины может подтверждаться эффективностью результатов своего применения. Вариант 2+2=4 будет всегда полезнее по итогу своего применения в бухгалтерских расчетах, чем любые другие варианты (2+2=5, 2+2=3 и т.д.), что и может стать обоснованием его истинности.

5.    Конвенционализм. Критерий условного соглашения – силами определенной группы людей нечто может приниматься за истину на совместно признанных условиях и в силу необходимости к этому.

Например, 2+2=4 верно в десятичной системе счисления, что является условным соглашением, ибо объекты 2 и 2 для случая 2+2 вне десятичной системы счисления не преобразуются в иной себе объект, в замещающую их собою сумму, а остаются двумя единичными объектами, тождественными и самим себе, и своим отношениям, то есть 2+2=2+2 вне условного соглашения о десятичной системе счисления.

6.    Соотнесенность с чувственным опытом. Критерий чувственного созерцания – некоторое знание может считаться истинным, если не противоречит чувственному опыту. Истина «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» может быть обоснована опытом реальных геометрических операций (на листе бумаги и на любой другой ровной поверхности) без любого другого вида её доказательств.

7.    Соотнесённость с умопостигаемым опытом. Критерий интеллигибельного созерцания – некоторое знание считается истинным, если оно не противоречит какой-либо эталонной идее о себе. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным только на основании мысленного рассмотрения соответствия этого утверждения идее евклидового пространства, которая собою как раз и определяет само содержание этого утверждения.

8.    Ясность и отчетливость. Критерий разумной простоты – некоторое знание может считаться истинным, если его содержание невозможно затуманить, выразить расплывчато, подать в запутанных обоснованиях, а также, если оно не требует избыточно сложной формы для своей презентации. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным даже только на том основании, что его содержание невозможно запутать или сделать неопределенным по смыслу, а для его презентации нет необходимости в сложно организованной форме предъявления (графической или вербальной).

9.    Способность к логической реконструкции. Критерий историзма – некоторое знание может считаться истинным, если возможно проследить весь процесс его логического возникновения, развития и оформления. Например, такая истина, как «Все тела в невесомости падают с одинаковой скоростью» может обосновываться только историей всех этапов её логического предположения и экспериментального обнаружения, ни на одном из которых нет никаких поводов к сомнению в этой истине.

10.  Возможность самой возможности истины. Критерий прочности бытия – нечто может считаться истинным, если как таковая возможность к этому неустранима никакими обстоятельствами бытия. Утверждение «Всякое действие рождает противодействие» истинно даже без экспериментального подтверждения, поскольку ничто в природе вещей не может ослаблять или устранять саму возможность этого.

11.  Самоочевидность чувственного внешнего опыта. Критерий аксиоматического обоснования – нечто может считаться истиной, если его достоверность не требует доказательства в силу своей очевидности. Истина «Тело тяжелее воздуха всегда будет падать вниз» принимается без доказательств в силу самой очевидности повседневного опыта.

12.  Самоочевидность интеллектуального внутреннего опыта. Критерий рационального обоснования – нечто может считаться истиной, если для этого достаточно очевидны рациональные основания. Утверждение «Все тела тяжелее воздуха всегда будут падать вниз» является истинным на основании только внутреннего интеллектуального обоснования без экспериментального подтверждения для каждого из всего множества тел, которые тяжелее воздуха.

13.  Самоочевидность интеллектуальной интуиции. Критерий очевидности озарения – нечто может считаться истиной, если его мгновенное интеллектуальное созерцание обладает свойствами очевидного факта. Таблица Менделеева, формула бензола Кекуле, двигатель Дизеля, квант энергии Планка, принятие научной общественностью теории Коперника до её математического подтверждения и прочие научные озарения, которые сразу же принимались за истину, и только много позже подтверждались расчетами или технологическими процессами.

14.  Самоочевидность мистической интуиции. Критерий очевидности откровения – нечто может считаться истинным, если его духовное постижение обладает характером очевидной реальности. Это различного рода уверенные предчувствия, или, например, не обоснованный логикой выбор единственно правильного метода, религиозные ощущения связи с иной реальностью, так называемая научная интуиция, не объяснимое никакими причинами неприятие какой-либо концепции и т.д.

15.  Однозначность логического вывода. Критерий закономерной однозначности – нечто может считаться истинным, если возникает единственная необходимость его однозначного, безвариантного принятия по итогу неких логически разворачивающихся обстоятельств. Например, отклонение стрелки электроприбора при приближении магнита однозначно потребовало принять невозможный для того времени, но однозначно закономерный вывод – электричество и магнетизм имеют общую электромагнитную природу.

16.  Многообразные частные виды критериев, которые применяются в самых различных отраслях знания, в повседневной жизни или в общественной практике: математическая моделируемость, значимость того или иного содержания для индивидуального «Я», состояние непреодолимой убежденности, соответствие здравому смыслу, осмысленность, научное доказательство, логическое доказательство, операционная применимость, согласованность в разных своих частях и процессах, способность углублять поле исследования, инструментальная ценность и т.д.

17.  Успешная применяемость в практике. Критерий общественной практики – если нечто теоретическое с успехом применяется в практике, то оно может считаться истинным.

Критерий общественной практики подразумевает признание теоретического знания истинным только по результатам его апробации в целеполагающей чувственно-предметной деятельности человека – в практике.

В силу того, что формы практики многообразны (это все виды материальной деятельности людей, включая социальную и политическую), практика, как критерий истины, претендует на универсальность, но не претендует на абсолютность, поскольку практика и абсолютна и относительна одновременно.

Практика абсолютна как критерий истины, поскольку объявляет себя абсолютно единственной возможностью доказывать истинностьтеоретических положений.

Но практика, как критерий истины, всегда относительна, поскольку практика постоянно развивается в своих формах и в своём содержании, обладая в каждый свой момент относительными свойствами критерия по сравнению с потенциалом будущего своего состояния.

Практика является не только критерием истинного знания, она также является стимулом научного познания и источником научного знания.

Практика выступает стимулом научного познания, поскольку задачи практики формируют заказ на развитие научного знания, а сама практика поставляет научному знанию фактический материал для решения этих задач, становясь, таким образом, одновременно еще и источником научного знания.

Единство практики и познания приводит к истинному знанию только в том случае, когда оно переходит в единство теории и практики.

В этом единстветеория не только подтверждается практикой, но и сама входит в практику, становится её активным элементом, меняет практику,развивает её и совершенствует.

Измененная теорией практика вновь формирует научный заказ, чем, в свою очередь, меняет и совершенствует теорию. Таким образом, единство теории и практики не только обеспечивает истинность знания, но и является инструментом ускорения процесса познания и углубления знания.

 

Основные термины

ДОГМА– положение, некритически принимаемое на веру в качестве непреложной и неизменной истины.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания.

ЗНАНИЕ – системно организованная совокупность результатов познавательной деятельности.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОСТЬ – свойство объекта познания быть интеллектуально созерцаемым.

ИСТИНА – соответствие знания тому, что есть.

КРИТЕРИЙ – признак, по которому какое-либо знание считается истинным.

ЛОЖЬ – преднамеренное искажение истины.

ПАРАДИГМА – господствующая в каком-то историческом периоде исходная модель концепций познания, определяющая пути и границы решения познавательных проблем.

ПРАКТИКА – чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ЧУВСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ – ощущение органами чувств.


28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.
Их основные формы и методы.

Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯэто непосредственное чувственное исследованиереально существующих и доступных опыту объектов.

На эмпирическом уровне осуществляютсяследующиеисследовательские процессы:

1.    Формирование эмпирической базы исследования:

–     накопление информации об исследуемых объектах и явлениях;

–     определение сферы научных фактов в составе накопленной информации;

–     введение физических величин, их измерение и систематизация научных фактов в виде таблиц, схем, графиков и т. п.;

2.    Классификация и теоретическое обобщениесведений о полученных научных фактах:

–     введение понятий и обозначений;

–     выявление закономерностей в связях и отношениях объектов познания;

–     выявление общих признаков у объектов познания и сведение их в общие классы по этим признакам;

–     первичное формулирование исходных теоретических положений.

Таким образом, эмпирический уровень научного познаниясодержит в своем составе два компонента:

1.    Чувственный опыт.

2.    Первичное теоретическое осмыслениечувственного опыта.

Основой содержания эмпирического научного познания, полученного в чувственном опыте, являются научные факты. Если любой факт, как таковой – это достоверное, единичное, самостоятельное событие или явление, то научный факт – это факт, твердо установленный, надежно подтвержденный и правильно описанный принятыми в науке способами.

Выявленный и зафиксированный принятыми в науке способами, научный факт, обладает принудительной силой для системы научного знания, то есть подчиняет себе логику достоверности исследования.

Таким образом, на эмпирическом уровне научного познания формируется эмпирическая база исследования, чья достоверность образуется принудительной силой научных фактов.

Эмпирический уровень научного познания использует следующиеметоды:

1.    Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

–     непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

–     косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2.    Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

–     статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

–     динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

–     прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

–     косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3.    Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4.    Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.

По характеру поставленных целей эксперименты подразделяются на:

–     исследовательские, которые направлены на обнаружение у объекта новых, неизвестных свойств;

–     проверочные, которые служат для проверки или подтверждения тех или иных теоретических построений.

По методикам проведения и задачам на получение результата, эксперименты делятся на:

–     качественные, которые носят поисковый характер, ставят задачу выявить само наличие или отсутствие тех или иных теоретически предполагаемых явлений, и не нацелены на получение количественных данных;

–     количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.

После завершения эмпирического познания начинается теоретический уровень научного познания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 237.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...