Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Абсолютно целокупно в любой момент своего существования.




Таким образом,

если все основные качества Бытия абсолютны и, следовательно, не содержат ресурса для какого-либо своего развития, то Бытие совершенно.

 

В дальнейшем, используя разработки Бытия Парменида, философы пробовали придать понятию истинного Бытия конкретику, или связать его с каким-либо явлением или феноменом действительности, выдвигая концепции, что истинное Бытие это:

1.    Логос, как совершенное, всеединое и разумное начало, как единство, которое упорядочивает мир и делает его однородным, тождественным самому себе (Гераклит).

2.    Числовые соотношения, как неизменная и вечная основа гармонического единства мира (пифагорейцы).

3.    Неизменные, неделимые, однородные первовещества (античные натурфилософы).

4.    Вечные, неизменные, неделимые и однородные атомы (Демокрит).

5.    Вечные, неизменные, единые и совершенные идеи (Платон).

6.    –     Первая форма,вечная и неизменная суть бытия как такового;

–     Перводвигатель, вечный и неподвижный источник всего мирового движения;

–     единство формы и материи,бытие отдельных вещей;

–     совершенная цель Бытия, Бог, смысл Бытия

(Аристотель).

7.    Вечный, единый, неизменный, неделимый (един в трех лицах), однородный(единосущен в трех лицах)и совершенныйБог (Христианство).

После этого в философии стало намечаться сужение функционального применения категории Бытия. Если со времен античности эта категория была призвана объяснить главную причину, единую основу и саму возможность существования мира, то, начиная с Нового Времени, категория Бытия стала разрабатываться в качестве критерия действительности (не ложности) существования чего-либо, но без прояснения причин или основ его существования. Таковыми были следующие критерии действительности чего-либо существующего:

1.    Декарт: самоочевидное рациональное мышление («мыслю, значит существую»);

2.    Спиноза:существует единая, вечная и бесконечная субстанция, являющаяся причиной самой себя, а всё многообразие вещей мира есть всего лишь модусы этой субстанции.

3.    Лейбниц: существуют духовные, простые, неделимые, непространственные субстанции,монады,которые в предустановленной гармонии формируют весь действительный мир.

4.    Беркли:существуеттолько то, что может восприниматься человеком.

5.    Кант: существует что-то, что недоступно нашему рассмотрению и дано нам только в виде образа наших мысленных понятий и суждений.

6.    Гегель:существуетнепрестанный диалектический процесс превращения Абсолютной Идеи в Абсолютный Дух.

После Канта категория Бытия начинает разрабатываться не как онтологическая категория, свободная от связи с нашим сознанием, а как элемент гносеологии, нераздельно связанный с проблемами сознания, с мышлением, с актами самосознания, процессами познания, умственно-психической деятельностью «я», абсолютного Я, Абсолютного Сознания, сознания субъекта и т.д.

Онтологический подход к категории Бытия сохранил только марксизм, который, с одной стороны, понимал Бытие как материю во всех её формах и проявлениях, а, с другой стороны, понимал Бытие как деятельность людей также во всех её формах и проявлениях (общественное Бытие).

Другой важнейшей онтологической категорией философии является «материя». МАТЕРИЯэто реальный вещественный субстрат, из которого состоят все тела, и который является основой или средой всего того, что чувственно воспринимается человеком.

Определяющими онтологическими характеристиками материи являются:

1.    Протяженность. Материя, как метафизическая категория, может пониматься как возможность организации вещества в форму, как потенция образования вещества, как доприродный источник элементов и т.д. Но, как онтологическая категория, материя всегда есть вещество, организованное в форму, и, следовательно, всегда обладает определенными размерами, то есть – протяженностью (длиной, шириной, длиной).

2.    Место в пространстве. Если материальное всегда протяженно, то у него должен быть объем, а если у него есть объем, то оно занимает этим объемом (собой) определенную часть пространства.

3.    Масса. Поскольку всё материальное имеет объем, то этот объем образуется определенным количеством вещества, из которого оно состоит – массой.

4.    Вес. Поскольку всё материальное имеет массу, то оно стремится упасть на Землю под действием силы тяжести, то есть обладает весом.

5.    Движение. Движение (как изменение вообще) – есть неотъемлемое свойство материи, поскольку всё вещественное постоянно изменяется и вступает во взаимодействие друг с другом.

Кроме того, всё материальное, в той или иной мере, обладает такими свойствами, как инерция, непроницаемость, сопротивление нагрузкам, притяжение и отталкивание.

В общем смысле всех вышеперечисленных онтологических характеристик, материя – это то, из чего вещественно состоит мир. Материя – это всё физическое, не умственное, которое, является источником ощущений чувственного опыта.

В свою очередь, всё вещественное, физическое, что дано человеку в его ощущениях, можно разделить на то, что создано человеком, и на то, что не является результатом его деятельности.

Всё то, что материально, но не создано человеком, и может существовать независимо от его деятельности, выражается онтологической категорией «природа». Природа, как онтологическое понятие, обязательно формируется на основе материи и содержит в своей основе только материю.

Природа, если рассматривать еёс точки зрения обитания в ней человека, может также пониматься как вся окружающая среда. В этом случае, продукты человеческой деятельности уже будут входить в состав окружающей среды в качестве её полноправных элементов в качестве так называемой «второй природы».

Это объясняется тем, что результаты деятельности современного человека по влиянию на его жизнь стали соизмеримы с исходно данными природными явлениями. Таким образом, Природа (как всё материальное, но не созданное человеком), или окружающая среда (как среда обитания человека по формуле «природа + вторая природа») есть онтологическая категория, выражающая собой совокупность всех внешних естественных условий существования человечества.

Таким образом, взаимосвязь категорий бытия, материи и природы состоит в том, что все они являются онтологическими, то есть объективными данностями мира, не зависящими от сознания человека.

Кроме того, все эти категории входят в состав друг друга – и материя и природа входят в состав бытия, а материя входит еще и в состав природы.

Различияже их состоят в том, что:

–     бытие определяет вообще всё существующее вне сознания человека и независимо от него,

     материя выражает вещественность бытия и его способность быть чувственно воспринимаемым человеком,

–     а природа выражает организованность бытия в качестве среды обитания человека.

 

Основные термины

БЫТИЕ –всё то, что действительно существует.

ВЕС – сила, с которой тело действует на горизонтальную опору, препятствующую его свободному падению.

ГНОСЕОЛОГИЯ ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ –учение о познании.

ДВИЖЕНИЕ – в общефилософском смысле любое изменение как таковое, в трактовке материализма – способ существования материи.

ЛОГОС – мировой разум, управляющий бытием.

МАССА – количество вещества.

МАТЕРИЯ – то, из чего вещественно состоит мир.

МОНАДА(у Лейбница) – психическая субстанция, первоэлемент мира.

НАТУРФИЛОСОФИЯ –античнаяфилософия природы.

ОДНОРОДНОСТЬ – одинаковость какого-либо целого в каждой своей части.

ОНТОЛОГИЯ –учение о бытии, то есть о том, что реально существует.

ПРИРОДА – совокупность всех внешних естественных условий существования человека.

ПРОТЯЖЕННОСТЬ – свойство материального тела занимать определенную часть пространства, обладать пространственными размерами.

СУБСТРАТ – материальная основа.

ФОРМА(у Аристотеля)нематериальное, активное и разумное начало бытия вещи, способ бытия вещи и цель процесса становления вещи.

ЦЕЛОКУПНОСТЬ – максимальное проявление всего набора качеств и условий существования какого-либо явления или вещи.


23. Движение. Движение как способ существования материи.
Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.

Движение в философии – это всякое изменение вообще.

В это понятие входят:

1.    Процессы и результаты взаимодействий любого рода (механические, квантовые, электрические, гравитационные, информационные, социальные, химические, физические, биологические и др.).

2.    Изменение состояний (биологических, физических, химических, энергетических, структурных, квантовых, социальных и др.).

3.    Переходы из одного состояния в другое (качественные, количественные, агрегатные, фазовые, энергетические, социальные и др.).

4.    Изменение положения тела в пространстве (механическое перемещение, вращение, квантово-механическое перемещение).

5.    Возникновение новых явлений и объектов (социальных, физических, искусственных и природных).

6.    Изменения в форме (изменение внешнего очертания).

7.    Изменение размера (увеличение, уменьшение объема, линейных размеров или пропорций).

8.    Системные изменения (смена циклов, приоритетов, направлений, порядка, хронологии и т.д. групповых или парных взаимодействий)

и т.д. и т.п., то есть движение – это любые отклонения от первоначального состояния любого объекта, системы или явления.

Таким образом, движение есть не что иное, как проявление изменчивости объекта, системы или явления.

В таком случае, само понятие движения (изменения, изменчивости) можно понимать только относительно некоего момента устойчивости, относительно некоего момента покоя, содержащего в себе набор характеристик, относительно которых возникает картина происходящих изменений.

Однако, начиная еще с античных времен, в философии утвердилась общая для всех школ позиция, что движение является универсальным и постоянно действующим фактором бытия. Следовательно, само состояние устойчивости объектов, систем или явлений, само состояние стартового покоя, от которого начинается и усматривается их изменение, находится также в составе самого движения, поскольку движение никогда нигде не исчезает и не приостанавливается.

Таким образом,движение есть:

1.    Единство изменчивости и устойчивости текущего состояния объекта, системы или явления.

2.    Единство непрерывности потока изменений и прерывности качественных состояний объекта, системы или явления в этом потоке.

3.    Единство абсолютного и относительного, как единство всего мирового движения (абсолютное) и условных состояний покоя в его составе (относительное).

Движение, как изменение, пронизывает все процессы бытия и определяет их характер. Поэтому вопрос источника движения принципиалендля философского мировоззрения и решается в нём двояко:

1.        Движение проистекаетот внутренней способности объектови явлений к изменчивости(материализм),

2.        Движение проистекает толькоот какой-либо внешней для объектов и явлений причины (идеализм).

Идеалистические течения философии, отрицающие внутреннюю способность материи к движению,предлагают самые разные источники движения, начиная от Логоса и Перводвигателя, и заканчивая Богом или Абсолютным Духом.

При этом в их системах допускаетсятот или иной момент начала движения в мире и, соответственно этому, допускается возникновение мира во времени, то есть принимается версия сотворённости мира.

Материализмжеполагает, что движение – это есть не что иное, как способ существования материии неотделимый от материи атрибут,присущий ей органически по самой её природе, и этот тезис должен снимать, как вопрос об источнике движения, так и саму возможность начала движения или возникновения мира во времени.

Ведь, если движение – это способ существования материи, если движение – это неотделимый атрибут материи, то, в таком случае, не только материя немыслима по отдельности без движения, но и само движение немыслимо по отдельности без материи.

Следовательно, не существует никаких других причин движения материи кроме самого движения, и, в этом случае, движущаяся материя существовала всегда.

Качественно движение подразделяется на три своих основных вида: становление, изменение и развитие:

1.    Становление – это спонтанное, стихийное, естественное и постоянное изменение всех элементов бытия.

Эта категория выражает непрестанный процесс происходящих изменений, которые охватывают весь мир. В становлении мир постоянно «становится» чем-то, что он не есть сейчас, но при этом остается тем же самым, что был всегда.

Становление выражает свойство движения быть единством изменчивости и устойчивости текущего состояния.

Становление есть также единство бытия и небытия, ведь бытие существует в состоянии своего постоянного перехода в небытие, когда бытие каждое новое мгновение становится другим, оставаясь бытием, но его предшествующее состояние исчезает, то есть переходит в небытие.

2.    Изменение – это превращение объекта, системы или явления в нечто другое.

Эта категориявыражает свойство движения быть единством непрерывности потока изменений и прерывности его качественных состояний.

Ведь объект, система или явление никогда не существуют сразу в двух своих видах – в прежнем виде и в текущем виде, так как смена текущих состояний происходит прерывным образом в процессе непрерывных изменений, когда прежнее состояние сменяется текущим и сразу же исчезает из бытия.

3.    Развитие – этоцеленаправленное, закономерное и поступательноеизменениеобъекта или системы, предусматривающее переход к необратимо новому состоянию.

Таким образом, развитие, это некая единая во времени линия (поступательность) накопления необходимых, а не случайных изменений (закономерность) для формирования стабильного, а не временного (необратимость) качественно нового вида объекта или системы (целенаправленность).

Развитие бывает:

–     эволюционное – медленное, длительное и постепенное накопление изменений предшествующего состояния, и

–     революционное – быстрая, резкая смена предшествующего состояния новым.

По своему направлению развитие бывает:

–     прогрессивным, так называемым, «восходящим» – в направлении от простого к сложному, от менее организованного к более организованному, от менее совершенного к более совершенному;

     регрессивным, так называемым, «нисходящим» – в направлении, противоположном прогрессу.

 

В процессах становления, изменения и развития движение осуществляется в различных своих формах.

Формы движения делятся на три основные группы: духовные формы движения, формы движения материи и социальные формы движения.Каждая из форм движения, в свою очередь, состоит из невообразимого множества видов движения.

Формы и виды движения:










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 232.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...