Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
I. Соперничество за ресурсы Каспийского региона
Алматинский университет энергетики и связи Факультет радиотехники и связи Кафедра социальных дисциплин История Казахстана Семестровая работа №3
Тема: “Каспийская нефть во внешней политике Республики Казахстан”. Выполнила:Мынбаева Н.Т. Группа БРЭ-12-13 № -123130 Проверил:Кабдушев Б.Ж.
Алматы 2012 Содержание 1. Введение ................................................................................................3
2. I. Соперничество прикаспийских государств.....................................4
3. II. Сотрудничество прикаспийский уровень ………………………..8
4. Заключение ……………………………………………………………14
5. Список использованной литературы………………………………..15
-2- Введение
В первом десятилетии ХХI века Каспийский регион остается не только одним из центров мирового производства углеводородов, но и важнейшим геополитическим узлом, где сходятся интересы многих стран мира. На сегодняшний день Каспийский регион становится вполне самодостаточным региональным узлом современной политики, от развития событий в котором зависят международные процессы на региональном и глобальном уровне. Сложившаяся ситуация в Каспийском регионе характеризуется тем, что интересы региональных и внерегиональных государств тесным образом переплетаются как в энергетической области, так и в сфере международной безопасности. Это в полной мере относится к России, США, Китаю и Европейскому Союзу, которые оказались в числе ведущих игроков. Современные геополитические реалии показывают, что великие державы, с одной стороны, ищут пути налаживания сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе со сторонами региона, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой – в той или иной форме ведут "большую игру", определяемую национальными, геополитическими и геоэкономическими интересами, немного трансформировавшимися после событий 11 сентября 2001 года.
-3- II.Сотрудничество прикаспийских государств . Геополитический вакуум на Каспии, ставший следствием распада Советского союза, стал причиной начала большой гонки за право доступа к огромным ресурсам региона. Фактически, борьба за каспийскую нефть стала одним из самых значимых геополитических событий постсоветской эры. Быстро растущий мировой энергетический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечение внешних держав с зачастую конкурирующими геополитическими целями. Тем не менее, интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, имеет крайнюю важность для нового баланса сил в Евразии и, более широком смысле, для будущей схемы мирового порядка. Во-первых, экономическое процветание. Эта цель достижима при условии, что все прибрежные государства, особенно страны в транзитном состоянии, осуществят структурную модернизацию своих экономик и приведут их в соответствие с требованиями глобализации, активно интегрируются в региональную и мировую экономику. Столь же важен свободный доступ к мировым рынкам, учитывая, что три прикаспийских государства не имеют выхода к морю. Структурная модернизация является насущным вызовом для всего Каспийского региона. Недостаток политической воли или неспособность осуществить глубокие реформы может привести к появлению феномена «государств-изгоев» в регионе. В начале 1990-х годов Президент Нурсултан Назарбаев взял курс на проведение смелых рыночных реформ. Сегодня их результаты доказали правильность сделанного выбора: Казахстан стал региональным лидером по экономическому развитию. -8-
привлечь еще большие объемы инвестиций в будущем. трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый -9- в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны-производителя и страны-потребителя нефти. Этот проект соединил трубопроводные системы Казахстана, России и Китая, и стал прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику независимо от внешнего влияния и уравновешивать различные интересы в регионе. Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая в южном направлении (Казахстан-Туркменистан-Иран). Он считается экономически рентабельным, но, ввиду определенных политических факторов, его перспективы пока неясны. Крупные компании из Франции, Японии и Казахстана все еще обсуждают осуществимость данного маршрута. На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти. Россия , Китай и наши соседи в Центральной Азии. Мы привержены развитию стратегического партнерства с Соединенными Штатами, -10- укреплению сотрудничества с Европейским Союзом. Мы твердо поддерживаем усилия в глобальном масштабе, ясно осознавая наши международные обязательства в сфере энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, поддержания добрососедских отношений по всему периметру границ Казахстана. Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона. Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет нашей внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, но ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех прикаспийских государств. Мы уверены, что безопасность и стабильность в Каспийском регионе должны быть обеспечены поддержкой Казахстаном разумной и прагматичной политики прибрежных государств, основанной на разрешении существующих споров и разногласий исключительно мирными средствами, посредством диалога и переговоров. Мы осознаем, что призывы к разоружению прибрежных государств на Каспии были бы нереалистичными. Поэтому в 2004 году Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Мы уверены, что эти меры станут одним из самых надежных средств предотвращения конфликтов и мирного развития сотрудничества между государствами. Есть множество предложений относительно обеспечения безопасности в регионе – как с российской, так и с американской стороны. Мы уверены, что все государства должны серьезно изучить их. Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств. Наши действия должны полностью быть скоординированы и в более широком международном контексте. В этой связи, Казахстан предлагает совместно разработать и принять политический документ в виде Пакта стабильности на Каспийском море, который будет предусматривать сотрудничество в таких сферах как борьба с терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией и другими новыми вызовами и угрозами. государство должно самостоятельно разрабатывать и эксплуатировать -11- ресурсы в пределах своего участка. В то же время, Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия. В рамках усилий по обеспечению политических и экономических интересов прибрежных государств, Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство. Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений и не политизировать его. Наша стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов. Развитие ресурсов Каспийского моря – вопрос стратегической важности не только для Казахстана, но также и для России. Астана и Москва проделали огромную работу по достижению взаимопонимания, что привело к консенсусу по статусу и размежеванию на Каспии. Основные соглашения и документы основаны на признании модифицированной срединной линии, разграничивающей морское дно и определяющей принципы и правовую основу для разработки ресурсов морского дна. Разрешение споров относительно права на владение рядом крупных месторождений нефти и газа служит ярким примером стремления двух сторон решать остающиеся разногласия взаимовыгодным способом. Таким образом, исходя из наших общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну. Перед нами стоит жизненно важная задача как можно скорее создать долгосрочную правовую основу для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствовать сохранению Каспия для будущих поколений.
-13- I. Соперничество за ресурсы Каспийского региона Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют 5,1 млрд т, доказанные запасы газа — 8 трлн м3. С 1998 по 2004 г., по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе, их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%. Большая доля доказанных запасов нефти приходится на Казахстан (3,6 млрд т) и Азербайджан (1 млрд т). Запасы нефтяных месторождений каспийского сектора Туркмении оцениваются в 230 млн т. В российском секторе моря-озера около 300 млн т нефти. Основная часть доказанных запасов газа приходится на Туркмению (2,92 трлн м3) и российскую часть Прикаспия (2,5 трлн м3). В каспийском секторе Казахстана выявлено 1,9 трлн м3, Азербайджана — 0,72 трлн м3 газа. В пределах акватории Каспийского моря находятся углеводородные месторождения-гиганты, такие как Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в азербайджанском секторе, Кашаган в казахстанском. С конца 90-х годов добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 по 2003 г. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн т в год; еще большими темпами увеличивается добыча газа: с 1998 по 2003 г. она возросла с 23,7 до 77,1 млрд м3 в год. Ныне в Каспийском регионе три главных нефтедобытчика — Казахстан (лидер по объему добычи и доказанным запасам), Азербайджан и Туркмения. Газ добывают те же страны и Россия. Главный разработчик газовых месторождений —Туркмения. Иран добычу нефти и газа на Каспии не ведет. Он имеет спорные с Азербайджаном и Туркменией месторождения и перспективные на углеводороды геологические структуры и, судя по всему, не намерен приступать к освоению своей части Каспийского моря до окончательного урегулирования статуса водоема. Интерес зарубежных нефтяных компаний к Каспийскому морю определяется исчерпанием мировых запасов минерального топлива. Обеспеченность доказанными ресурсами нефти на сегодняшний день не превышает полувека. Каспийское море по величине своих нефтяных запасов примерно равно Северному морю. Европейские потребители североморской нефти будут постепенно переориентированы на потребление ресурсов Каспия. Современные процессы глобализации не могли не затронуть богатый стратегическими топливными ресурсами Каспийский регион, который будучи расположен в центре Евразии, оказался в переходной зоне между Западной и Восточной цивилизациями, между богатым Севером и бедным Югом. Главных геополитических игроков в в прикаспийском регионе можно объединить в четыре группы. Во-первых, это экономически и политически значимые для современного мира страны, имеющие свои интересы вдали от своих -4- государственных пределов, — США, страны ЕС. В недалеком будущем к ним смогут прибавиться Китай и Япония. Во-вторых, это страны, прилегающие к Каспийскому региону (либо расположенные относительно недалеко от него) и соперничающие между собой за расширение своего влияния в регионе или за контроль над потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения, Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция и др. В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском регионе интересы идеологического характера, выражающиеся в виде панисламизма (братства всех исламских народов) — Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ — и пантюркизма (объединение народов, говорящих на тюркских языках, в границах единого государства) — Турция. И, наконец, в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в числе их Россия. -5- 10 млрд кубометров будут давать Узбекистан и Казахстан. Причем туркменского газа, по мнению специалистов, хватит всем. По оценкам иностранных экспертов, запасы имеющегося в Туркменистане газа составляют 24,6 трлн кубометров. В стране развернута работа по добыче нефти и газа на суше и в море. Недавно были открыты новые перспективные месторождения нефти и газа: Южный Иолотань, Осман, Яшлар и Гуррукбил-Гарабил. Казахстанское "черное золото" уже идет в сторону Поднебесной: есть нефтепровод Казахстан – Китай мощностью до 10 млн тонн в год, с последующим увеличением до 20 млн тонн. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время недавней встречи с китайским коллегой Ху Цзиньтао, объем поставляемого казахстанского "черного золота" в Поднебесную в прошлом году вырос почти на 30 процентов и составил 8 млн тонн. Что касается газа, уже построена и действует первая очередь газопровода Казахстан – Китай. Таким образом, две прикаспийские страны уже перенаправили свои потоки с севера на восток. Теперь вопрос об Азербайджане. Насколько эта страна готова перенаправить свои потоки газа с запада на восток? Это не гипотетическое или политическое заявление. Такое развитие событий станет более чем реальным после завершения строительство второй очереди газопровода Казахстан – Китай. Кроме этого, Казахстан в этом году намерен приступить к строительству еще одного так называемого внутреннего газопровода по маршруту Бейнеу – Бозой – Шымкент, который должен подключиться к существующему газопроводу Атасу – Алашанькоу. Изначально планируется, что новый проект "Бейнеу – Бозой – Самсоновка" должен обеспечить доставку казахстанского газа с западных месторождений республики на юг страны, который до сих пор зависит от поставок газа из Узбекистана. Его строительство завершится только в 2011 году. При синхронизации работ Азиатского газопровода с Бейнеу – Бозой – Шымкент казахстанский газ по нему будет доставляться и до Китая. Кстати, оба эти газовых проекта осуществляют совместно "КазМунайГаз" и китайская нацкомпания CNPC. Напомним, что именно Поднебесная выделяет финансы под их реализацию.
-7- Заключение
В структуре потребления энергоносителей нефть занимает особое место как в силу универсальности своих свойств, гак и в силу тою, что является особым и уникальным товаром, стратегическим по своей природе: во-первых, по причине своей фундаментальной роли для мировой экономики, а во-вторых, в силу высокой степени участия и вовлеченности правительств различных стран в нефтяные вопросы. Однако надо осознавать, что если первоначально взаимоотношения между Россией, Казахстаном и другими странами СНГ в топливно-энергетической сфере строились с учетом той карты маршрутов , которая досталась этим государствам в наследство от СССР, то все последующие изменения в поставках энергоресурсов зависели от перемены их внешнеполитического вектора. Как видится, геополитическое соревнование за право прокладки новых транспортных коридоров переходит в стадию борьбы за потоки каспийской нефти между глобальными и региональными державами и транзитными государствами. Во многом будущая карта энергетических маршрутов будет определяться политическим выбором государств постсоветского пространства, и в первую очередь Казахстана как одного из ключевых элементов евразийского энергетического моста. Повышение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе может снизить значение нефти и, соответственно, привести к структурным изменениям мировою нефтяного и энергетического рынка и роли страп-нефтеэкспортеров. Вместе с тем новые источники энергии будут неизбежно оказывать влияние па энергетическую сферу мировой политики и менять ее приоритеты.
-14-
Список использованной литературы 1. Накашидзе Д. Нефть Каспия и международные отношения // Власть (Москва).№6.2002.С.64.
3. Сборник документов по международному праву. Т.1. Алматы.- 1998.-С.265.
6. Ашимбаев М. К проблеме формирования системы региональной безопасности // Analytic (Алматы).-2001.- № 1.- С. 6-8.
7.http://ru.government.kz
-15- |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 124. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |