Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Соперничество за ресурсы  Каспийского региона




Алматинский университет энергетики и связи

Факультет радиотехники и связи

                                                                   Кафедра социальных дисциплин

История Казахстана

Семестровая работа №3

 

Тема: “Каспийская нефть во внешней политике Республики Казахстан”.

                                                                     Выполнила:Мынбаева Н.Т.

                                                                                             Группа БРЭ-12-13

                                                                                             № -123130

                                                                     Проверил:Кабдушев Б.Ж.

 

 

Алматы 2012

Содержание

1. Введение ................................................................................................3

  

2.  I. Соперничество прикаспийских государств.....................................4

  

3.  II. Сотрудничество прикаспийский уровень ………………………..8 

  

4. Заключение ……………………………………………………………14

  

5. Список использованной литературы………………………………..15

 

 

-2-

Введение

 

В первом десятилетии ХХI века Каспийский регион остается не только одним из центров мирового производства углеводородов, но и важнейшим геополитическим узлом, где сходятся интересы многих стран мира. На сегодняшний день Каспийский регион становится вполне самодостаточным региональным узлом современной политики, от развития событий в котором зависят международные процессы на региональном и глобальном уровне. Сложившаяся ситуация в Каспийском регионе характеризуется тем, что интересы региональных и внерегиональных государств тесным образом переплетаются как в энергетической области, так и в сфере международной безопасности. Это в полной мере относится к России, США, Китаю и Европейскому Союзу, которые оказались в числе ведущих игроков. Современные геополитические реалии показывают, что великие державы, с одной стороны, ищут пути налаживания сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе со сторонами региона, в том числе в энергетической сфере и в интересах принятия мер по устранению угрозы международного терроризма. С другой – в той или иной форме ведут "большую игру", определяемую национальными, геополитическими и геоэкономическими интересами, немного трансформировавшимися после событий 11 сентября 2001 года.
В геополитическом понимании регион Прикаспия включает в себя гигантскую территорию на стыке Европы и Азии. В него принято включать пять собственно прикаспийских государств. Кроме того, "околокаспийскими" являются страны субрегионов Северного Кавказа, Закавказья и пространства Центральной Азии. Ряд экспертов причисляют к "каспийским" республикам Узбекистан и Грузию, а Анкара еще в 1997 г. провозгласила Турцию "прикаспийским государством

 

 

-3-

   II.Сотрудничество прикаспийских государств .

Геополитический вакуум на Каспии, ставший следствием распада Советского союза, стал причиной начала большой гонки за право доступа к огромным ресурсам региона. Фактически, борьба за каспийскую нефть стала одним из самых значимых геополитических событий постсоветской эры. Быстро растущий мировой энергетический спрос обещает долгосрочный интерес и вовлечение внешних держав с зачастую конкурирующими геополитическими целями. Тем не менее, интерес к Каспийскому региону не сводится к одним лишь углеводородам. Расположенное на стыке различных цивилизаций и подверженное влиянию неустойчивых соседних регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, Каспийское море, как представляется, имеет крайнюю важность для нового баланса сил в Евразии и, более широком смысле, для будущей схемы мирового порядка.
В этом контексте новый смысл обретает концепция так называемой «Великой игры» - с тем существенным отличием, что теперь она включает гораздо большее число действующих лиц и гораздо более высокие ставки.
Сегодня заинтересованные стороны находятся в поисках эффективных механизмов защиты своих национальных интересов в продолжающемся взаимодействии друг с другом в рамках и вне региона. Здесь главная задача – обеспечить совместимость и эффективность выбранных стратегий, избегая при этом столкновений и конфликтов. Нам бы также хотелось оставить в прошлом принцип «нулевой суммы» для взаимной выгоды сторон.
Как государство с самой протяженной прибрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участке каспийского шельфа, Казахстан крайне заинтересован в достижении триединой цели – политической стабильности, безопасности и экономического процветания в регионе. Мы привержены сотрудничеству со всеми сторонами, заинтересованными в достижении этих целей.

Во-первых, экономическое процветание. Эта цель достижима при условии, что все прибрежные государства, особенно страны в транзитном состоянии, осуществят структурную модернизацию своих экономик и приведут их в соответствие с требованиями глобализации, активно интегрируются в региональную и мировую экономику. Столь же важен свободный доступ к мировым рынкам, учитывая, что три прикаспийских государства не имеют выхода к морю. Структурная модернизация является насущным вызовом для всего Каспийского региона. Недостаток политической воли или неспособность осуществить глубокие реформы может привести к появлению феномена «государств-изгоев» в регионе. В начале 1990-х годов Президент Нурсултан Назарбаев взял курс на проведение смелых рыночных реформ. Сегодня их результаты доказали правильность сделанного выбора: Казахстан стал региональным лидером по экономическому развитию.
Благодаря политической стабильности, были привлечены  более 40 миллионов долларов прямых иностранных инвестиций и планируем

-8-

 

привлечь еще большие объемы инвестиций в будущем.
Прикаспийские государства сильно различаются в экономических моделях и концепциях своего дальнейшего развития. Поэтому структурная модернизация является обязательным условием для более глубокой региональной экономической интеграции. Наша страна привержена продвижению внутри- и межрегиональной интеграции. С точки зрения регионального партнерства, тесное сотрудничество с прикаспийскими государствами в рамках Евразийского Экономического Сообщества, Шанхайской Организации Сотрудничества, Организации Экономического Сотрудничества и других структур. Международное сообщество могло бы быть весьма полезным в продвижении интеграционных усилий в Каспийском регионе. Такие усилия не должны быть привилегированными или избирательными, так как устойчивое региональное развитие требует всеобщего участия. Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. В настоящее время Казахстан добывает 1,3 миллиона баррелей нефти в день, и экспортирует более 1 миллиона. Мы ожидаем, что к 2015 году добыча достигнет 3,5 миллиона баррелей нефти в день (150 миллионов тонн в год), из которых 3 миллиона будет экспортироваться. Учитывая запасы нефти, оцениваемые в 100 миллиардов баррелей, и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать играть большую, чем когда-либо, роль в мировой экономике. Разработка каспийских ресурсов тесно связана с их транспортировкой на мировые рынки. Вследствие того, что мы не имеем прямого выхода к открытому морю, наша нефтегазовая маркетинговая стратегия основывается на эффективном многовекторном использовании стратегического расположения Казахстана в сердце Евразии.
Развитие транспортной инфраструктуры, основанное на прочном фундаменте экономической и политической целесообразности, становится одним из самых насущных вопросов для нашей страны. Создана разветвленная  сеть экспортных трубопроводов, соединяющих крупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе и на Востоке.
Сегодня есть ряд реализуемых и планируемых проектов, которые имеют серьезные экономические и политические преимущества.
В настоящее время Каспийский Трубопроводный Консорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. Несмотря на определенные споры между акционерами проекта,  по-прежнему надеемся на его эффективность и рентабельность. Баку-Тбилиси-Джейхан считается одним из самых важных маршрутов транспортировки для казахстанской нефти. Завершены переговоры  с Азербайджаном по условиям транспортировки нашей нефти через Каспийское море.
Завершено   строительство  трубопровода    в  Китай.      Это  первый

трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой и первый

-9-

в регионе маршрут, расположенный полностью на территории страны-производителя и страны-потребителя нефти. Этот проект соединил  трубопроводные системы Казахстана, России и Китая, и стал  прочным основанием для взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространстве Евразийского региона. Помимо значительных экономических выгод, проект позволяет Казахстану вести более гибкую экспортную политику независимо от внешнего влияния и уравновешивать различные интересы в регионе. Рассматриваются также и другие экспортные маршруты, включая в южном направлении (Казахстан-Туркменистан-Иран). Он считается экономически рентабельным, но, ввиду определенных политических факторов, его перспективы пока неясны. Крупные компании из Франции, Японии и Казахстана все еще обсуждают осуществимость данного маршрута. На сегодняшний день карта трубопроводной системы Каспийского региона обрела ясные очертания, и, таким образом, геополитическое соревнование за право прокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальными и региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийской нефти.
Вне зависимости от политических соображений, Казахстан по-прежнему будет ответственным поставщиком и партнером, вносящим свой вклад в энергетический баланс в мировой экономике. Политическая стабильность жизненно важна для региона. Политический состав Каспийского региона сложен, политическим деятелям следует быть очень аккуратными и чуткими по отношению к меняющейся обстановке. Несмотря на существующие различия, мы убеждены, что главной целью политического развития должна быть большая демократия. Казахстан развивает постепенную либерализацию общества на основе своих экономических успехов. Страна создала основные социальные и экономические условия для дальнейшего развития демократических процессов. Сегодня общепризнано, что наша страна достигла многого на пути реализации ценностей и принципов демократии. Мы обеспечили политический плюрализм и многопартийную систему, проводим регулярные демократические выборы, создали основу для независимой судебной системы и гарантировали свободу слова. В Казахстане развивается гражданское общество, укрепляется диалог между властью и НПО. Наша внутренняя безопасность основывается на трех принципах: сохранение межэтнического и межрелигиозного согласия, поддержание политической стабильности в контексте дальнейшей демократизации политической системы, и принятие превентивных мер против угроз нашей национальной стабильности. Что касается нашей внешней политики, Казахстан проводит сбалансированную политику конструктивных и предсказуемых взаимоотношений со всеми крупными державами современного мира. Очевидно, что в значительной степени безопасность Казахстана зависит от отношений с такими соседними государствами, как

Россия , Китай   и  наши    соседи  в  Центральной  Азии. Мы  привержены

развитию     стратегического  партнерства  с     Соединенными  Штатами,

-10-

 укреплению сотрудничества с Европейским Союзом. Мы твердо поддерживаем усилия в глобальном масштабе, ясно осознавая наши международные обязательства в сфере энергетической безопасности, борьбы с международным терроризмом, поддержания добрососедских отношений по всему периметру границ Казахстана. Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона. Безопасность абсолютно важна для экономического успеха. Это главный приоритет нашей внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, но ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех прикаспийских государств. Мы уверены, что безопасность и стабильность в Каспийском регионе должны быть обеспечены поддержкой Казахстаном разумной и прагматичной политики прибрежных государств, основанной на разрешении существующих споров и разногласий исключительно мирными средствами, посредством диалога и переговоров. Мы осознаем, что призывы к разоружению прибрежных государств на Каспии были бы нереалистичными. Поэтому в 2004 году Казахстан выдвинул инициативу разработки пятистороннего механизма контроля и сдерживания вооружений на Каспии, обеспечения баланса вооружений и определения ограничений. Мы уверены, что эти меры станут одним из самых надежных средств предотвращения конфликтов и мирного развития сотрудничества между государствами. Есть множество предложений относительно обеспечения безопасности в регионе – как с российской, так и с американской стороны. Мы уверены, что все государства должны серьезно изучить их. Большое значение имеет военное сотрудничество между прибрежными государствами. Все пять стран должны работать над созданием благоприятных условий для сотрудничества на море с целью исключить любую возможность нарушения мира или появления угроз национальной безопасности государств. Наши действия должны полностью быть скоординированы и в более широком международном контексте. В этой связи, Казахстан предлагает совместно разработать и принять политический документ в виде Пакта стабильности на Каспийском море, который будет предусматривать сотрудничество в таких сферах как борьба с терроризмом, агрессивным сепаратизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией и другими новыми вызовами и угрозами.
До тех пор, пока международный правовой статус Каспия не согласован, в новых геополитических реалиях невозможно разрешить вопрос владения и эксплуатации придонных ресурсов. Позиция Казахстана по правовому статусу Каспия заключается в необходимости обращения к определенным положениям Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года, которая предусматривает режимы и ширину различных секторов моря. Суть заключается  в  том, чтобы разграничить  дно и  ресурсы Каспия вдоль срединной  линии   в  соответствии  с  международной  практикой.  Каждое

государство   должно  самостоятельно  разрабатывать  и  эксплуатировать

-11-

ресурсы в пределах своего участка. В то же время, Казахстан выступает за сотрудничество с другими странами в разработке ресурсов на казахстанской части Каспия. В рамках усилий по обеспечению политических и экономических интересов прибрежных государств, Казахстан предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство. Наша принципиальная позиция заключается в том, чтобы решить вопросы справедливо на основе ранее заключенных соглашений и не политизировать его. Наша стратегическая цель заключается в том, чтобы определить национальные морские границы и разграничить морское дно для обеспечения суверенных прав на разработку и развитие минеральных ресурсов. Развитие ресурсов Каспийского моря – вопрос стратегической важности не только для Казахстана, но также и для России. Астана и Москва проделали огромную работу по достижению взаимопонимания, что привело к консенсусу по статусу и размежеванию на Каспии. Основные соглашения и документы основаны на признании модифицированной срединной линии, разграничивающей морское дно и определяющей принципы и правовую основу для разработки ресурсов морского дна. Разрешение споров относительно права на владение рядом крупных месторождений нефти и газа служит ярким примером стремления двух сторон решать остающиеся разногласия взаимовыгодным способом.
В 2001 году Казахстан и Азербайджан подписали Соглашение по разграничению морского дна Каспийского региона на национальные секторы в соответствии с принципом срединной линии. Документ не предусматривает разграничение государственных границ, он скорее посвящен регулированию экономической деятельности на морском дне в целях изучения, разработки и управления ресурсами и национальными секторами.
Таким образом, существуют четкие договоренности между Казахстаном, Россией и Азербайджаном в отношении срединной линии моря и его разграничению. Казахстан продолжает двусторонние консультации с Туркменистаном по вопросам сотрудничества на Каспии. Я планирую посетить эту страну в ближайшее время. Интенсивные переговоры проводятся с иранской стороной. Тегеран настаивает на так называемом справедливом принципе разделения Каспия на пять равных частей. Казахстан не может поддержать подобный подход ввиду того, что он противоречит принципам международного права. С точки зрения Казахстана, существуют такие неотъемлемые компоненты правового статуса Каспийского моря как рыболовство, навигация, свободное передвижение судов, не имеющих доступа к другим морям, через территорию транзитных государств. Каспийское море богато также своей уникальной природой и комплексом окружающей среды, который включает 40 видов животных и растений,занесенных в Красную книгу. Более чем 90% мировых запасов осетровых сосредоточены именно в Каспийском море. Коммуникационная функция Каспия также имеет стратегическую важность благодаря растущему удельному весу транспортируемых на мировые рынки углеводородов.
                                                    -12-

Таким образом, исходя из наших общих перспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместные усилия для защиты окружающей среды моря, сохранить его биологические ресурсы, флору и фауну. Перед нами стоит жизненно важная задача как можно скорее создать долгосрочную правовую основу для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствовать сохранению Каспия для будущих поколений.

 

 

-13-
















I. Соперничество за ресурсы  Каспийского региона

Каспийский нефтедобывающий регион включает в себя Каспийское море и окружающие его нефтегазоносные территории Азербайджана, России, Казахстана, Туркмении и Ирана. Доказанные запасы нефти в Каспийском регионе составляют 5,1 млрд т, доказанные запасы газа — 8 трлн м3. С 1998 по 2004 г., по мере подтверждения новых запасов нефти в регионе, их величина относительно мировых доказанных возросла с 2,6 до 3,3%. Общемировая доля региона по доказанным запасам газа составляет около 5%. Большая доля доказанных запасов нефти приходится на Казахстан (3,6 млрд т) и Азербайджан (1 млрд т). Запасы нефтяных месторождений каспийского сектора Туркмении оцениваются в 230 млн т. В российском секторе моря-озера около 300 млн т нефти. Основная часть доказанных запасов газа приходится на Туркмению (2,92 трлн м3) и российскую часть Прикаспия (2,5 трлн м3). В каспийском секторе Казахстана выявлено 1,9 трлн м3, Азербайджана — 0,72 трлн м3 газа. В пределах акватории Каспийского моря находятся углеводородные месторождения-гиганты, такие как Азери-Чираг-Гюнешли и Шах-Дениз в азербайджанском секторе, Кашаган в казахстанском. С конца 90-х годов добыча нефти и газа в Каспийском регионе быстро растет. Добыча нефти с 1992 по 2003 г. возросла почти вдвое: с 40,3 до 76,8 млн т в год; еще большими темпами увеличивается добыча газа: с 1998 по 2003 г. она возросла с 23,7 до 77,1 млрд м3 в год. Ныне в Каспийском регионе три главных нефтедобытчика — Казахстан (лидер по объему добычи и доказанным запасам), Азербайджан и Туркмения. Газ добывают те же страны и Россия. Главный разработчик газовых месторождений —Туркмения. Иран добычу нефти и газа на Каспии не ведет. Он имеет спорные с Азербайджаном и Туркменией месторождения и перспективные на углеводороды геологические структуры и, судя по всему, не намерен приступать к освоению своей части Каспийского моря до окончательного урегулирования статуса водоема. Интерес зарубежных нефтяных компаний к Каспийскому морю определяется исчерпанием мировых запасов минерального топлива. Обеспеченность доказанными ресурсами нефти на сегодняшний день не превышает полувека. Каспийское море по величине своих нефтяных запасов примерно равно Северному морю. Европейские потребители североморской нефти будут постепенно переориентированы на потребление ресурсов Каспия. Современные процессы глобализации не могли не затронуть богатый стратегическими топливными ресурсами Каспийский регион, который будучи расположен в центре Евразии, оказался в переходной зоне между Западной и Восточной цивилизациями, между богатым Севером и бедным Югом. Главных геополитических игроков в в прикаспийском регионе можно объединить в четыре группы. Во-первых, это экономически и политически значимые для современного мира страны, имеющие свои интересы вдали от своих

-4-

государственных пределов, — США, страны ЕС. В недалеком будущем к ним смогут прибавиться Китай и Япония. Во-вторых, это страны, прилегающие к Каспийскому региону (либо расположенные относительно недалеко от него) и соперничающие между собой за расширение своего влияния в регионе или за контроль над потоками энергоресурсов из него: Грузия, Армения, Узбекистан, Афганистан, Украина, Болгария, Греция и др. В-третьих, это страны, имеющие в Каспийском регионе интересы идеологического характера, выражающиеся в виде панисламизма (братства всех исламских народов) — Саудовская Аравия, Пакистан, ОАЭ — и пантюркизма (объединение народов, говорящих на тюркских языках, в границах единого государства) — Турция. И, наконец, в-четвертых, сами страны Каспийского региона, в числе их Россия.
Несмотря на присутствие в Каспийском море нефтяных компаний из многих стран мира, все же в будущем основная борьба за углеводородные ресурсы этого региона развернется между Европой и Китаем.
Такой прогноз дал главный нефтяник страны, глава национальной нефтяной компании "КазМунайГаз" Кайргельды Кабылдин. "Это не только мое мнение, – так начал наш разговор председатель правления АО "НК "КазМунайГаз" и продолжил: – Как сказал один из уважаемых зарубежных экспертов с высокой трибуны одного из форумов по энергетике в Астане, в недалеком будущем в мире начнется борьба за каспийские ресурсы между двумя крупнейшими потребителями углеводородов – Европой и Китаем".Речь идет не только о нефти и газе, извлекаемых в казахстанской части Каспийского шельфа. Сюда войдут и ресурсы, принадлежащие нашим соседям по морю: Азербайджану и Туркмении. Общеизвестно, если говорить, например, конкретно о газе, туркменское "голубое топливо" через территорию Казахстана и России идет в Европу. Азербайджанским газом обеспечиваются весь Южный Кавказ и Турция, есть планы по более весомым поставкам в Европу с реализацией проекта "Набукко".Вопрос о поставках туркменского газа не только в Европу, но и в Китай уже решен. Как известно, трубопровод из Туркмении в Китай станет первым крупным газопроводом из Центральной Азии, идущим в обход территории России. Этот проект между Ашхабадом, Ташкентом и Астаной специалисты называют не иначе, как "сделка века".Межправительственное соглашение по строительству газопровода Туркмения – Узбекистан – Казахстан – Китай было заключено в апреле 2006 года, работы начались в 2007 году и заняли меньше трех лет. Протяженность трубопровода до границы КНР превышает 1800 км. В следующем году по нему будет поставлено около 13 млрд кубометров газа, на проектную мощность 40 млрд кубометров труба должна выйти в 2012–2013 годах. По официальным данным, к этому моменту Туркменистан будет поставлять примерно 30 млрд кубометров (между CNPC (Китайская национальная нефтяная компания. – Ред.) и "Туркменгазом" заключен контракт на поставку газа в КНР сроком на 30 лет, начиная с 2009 года, еще

-5-

10 млрд кубометров будут давать Узбекистан и Казахстан. Причем туркменского газа, по мнению специалистов, хватит всем. По оценкам иностранных экспертов, запасы имеющегося в Туркменистане газа составляют 24,6 трлн кубометров. В стране развернута работа по добыче нефти и газа на суше и в море. Недавно были открыты новые перспективные месторождения нефти и газа: Южный Иолотань, Осман, Яшлар и Гуррукбил-Гарабил. Казахстанское "черное золото" уже идет в сторону Поднебесной: есть нефтепровод Казахстан – Китай мощностью до 10 млн тонн в год, с последующим увеличением до 20 млн тонн. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время недавней встречи с китайским коллегой Ху Цзиньтао, объем поставляемого казахстанского "черного золота" в Поднебесную в прошлом году вырос почти на 30 процентов и составил 8 млн тонн. Что касается газа, уже построена и действует первая очередь газопровода Казахстан – Китай. Таким образом, две прикаспийские страны уже перенаправили свои потоки с севера на восток. Теперь вопрос об Азербайджане. Насколько эта страна готова перенаправить свои потоки газа с запада на восток? Это не гипотетическое или политическое заявление. Такое развитие событий станет более чем реальным после завершения строительство второй очереди газопровода Казахстан – Китай.
С завершением строительства этого проекта нельзя отрицать тот факт, что Китай подошел вплотную к Каспию, а, следовательно, и к его ресурсам. Новость о том, что газовые потоки из Каспийского региона, в частности из Азербайджана, могут быть направлены не на запад, а, наоборот, развернуть на 180 градусов, на восток – в сторону Китая, впервые была озвучена осенью прошлого года. Инициатива такой неожиданной идеи исходит от Казахстана. С предложением направить азербайджанский газ в китайский газопровод, который будет проходить по территории всей нашей республики, вышел глава КМГ Кайргельды Кабылдин к своему коллеге – президенту SOCAR (Государственная нефтяная компания Азербайджана. – Ред.) Ровнагу Абдуллаеву."Известно, что все каспийские ресурсы – нефть и газ – нацелены на западные рынки. И если сегодня нам предлагают подключиться через Каспий "с востока на запад", то почему бы не принять вариант "с запада на восток", – сказал глава нацкомпании, отвечая на уточняющий вопрос, как азербайджанский газ по Каспию попадет в Казахстан. Так, в интервью корреспонденту "Литера" заместитель главы SOCAR Эльшад Насиров сообщил, что Казахстану и Азербайджану потребуется не более полугода, чтобы проложить между своими зонами Каспийского шельфа подводный газопровод. Что же касается дальнейшей транспортировки азербайджанского газа по суше, то, по словам Кабылдина, после того как "голубое топливо" из Баку благополучно пересечет море, проблем с поставками до Китая не будет. Известно, что уже сегодня "КазМунайГаз" создает целую систему "Казахстан – Китай", которая включает в себя как нефтепровод Атасу – Алашанькоу, так и газопровод, который в официальных документах называют Азиатским.     
                                                      -6-

Кроме этого, Казахстан в этом году намерен приступить к строительству еще одного так называемого внутреннего газопровода по маршруту Бейнеу – Бозой – Шымкент, который должен подключиться к существующему газопроводу Атасу – Алашанькоу. Изначально планируется, что новый проект "Бейнеу – Бозой – Самсоновка" должен обеспечить доставку казахстанского газа с западных месторождений республики на юг страны, который до сих пор зависит от поставок газа из Узбекистана. Его строительство завершится только в 2011 году. При синхронизации работ Азиатского газопровода с Бейнеу – Бозой – Шымкент казахстанский газ по нему будет доставляться и до Китая. Кстати, оба эти газовых проекта осуществляют совместно "КазМунайГаз" и китайская нацкомпания CNPC. Напомним, что именно Поднебесная выделяет финансы под их реализацию.
"Таким образом, появляется целая газовая инфраструктура "Запад – Восток", готовая поставлять потоки в сторону Китая. Поэтому мы и предложили Азербайджану, который обладает огромными запасами "голубого топлива", рассмотреть наше предложение в целях диверсификации своих поставок", – заключил глава КМГ. И глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев в поддержку ему резюмировал: "Нет ничего невозможного, был бы рынок сбыта и хорошая инфраструктура по доставке. Азербайджан уже сегодня имеет около 5 тысяч км газопроводов по дну Каспия".

 

-7-

                                Заключение

 

В структуре потребления энергоносителей нефть занимает особое место как в силу универсальности своих свойств, гак и в силу тою, что является особым и уникальным товаром, стратегическим по своей природе: во-первых, по причине своей фундаментальной роли для мировой экономики, а во-вторых, в силу высокой степени участия и вовлеченности правительств различных стран в нефтяные вопросы. Однако надо осознавать, что если первоначально взаимоотношения между Россией, Казахстаном и другими странами СНГ в топливно-энергетической сфере строились с учетом той карты маршрутов , которая досталась этим государствам в наследство от СССР, то все последующие изменения в поставках энергоресурсов зависели от перемены их внешнеполитического вектора. Как видится, геополитическое соревнование за право прокладки новых транспортных коридоров переходит в стадию борьбы за потоки каспийской нефти между глобальными и региональными державами и транзитными государствами. Во многом будущая карта энергетических маршрутов будет определяться политическим выбором государств постсоветского пространства, и в первую очередь Казахстана как одного из ключевых элементов евразийского энергетического моста. Повышение доли альтернативных и возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе может снизить значение нефти и, соответственно, привести к структурным изменениям мировою нефтяного и энергетического рынка и роли страп-нефтеэкспортеров.  Вместе с тем новые источники энергии будут неизбежно оказывать влияние па энергетическую сферу мировой политики и менять ее приоритеты.


 

-14-

 

                                    Список использованной литературы     

1. Накашидзе  Д.  Нефть  Каспия и международные отношения // Власть (Москва).№6.2002.С.64.


2. Абишев А. Каспий: нефть и политика.  Алматы : Центр внешней политики и анализа.-2002.-С.408.

3. Сборник документов по международному праву. Т.1. Алматы.- 1998.-С.265.


4. Внеочередное совещание в Пекине // Казахстанская правда. - 2002 год.- 10 января. - С.1-2.
5. Накашидзе Д. Нефть Каспия и международные отношения // Власть (Москва).- 2002.- №6.- С. 64.

 

6. Ашимбаев М. К проблеме формирования системы региональной безопасности // Analytic (Алматы).-2001.- № 1.- С. 6-8.

 

7.http://ru.government.kz

 

 

-15-










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 124.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...