Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для семинарских занятий по истории государства и права зарубежных стран




 

ЗАДАНИЕ для семинара № 1 (по теме № 1)

Расчет времени - 4 часа

Тема: Кодекс Хаммурапи

Цель занятия:

      Ознакомление с одним из древнейших и наиболее значительных памятников права Древнего Востока, анализ его статей, позволяющий выявить основные проблемы, стоявшие перед законодателем. Изучение правовых норм, формировавших статус основных групп населения, брачно-семейное, гражданское, уголовное и уголовно-процессуальное право. Изучение правовой культуры древней Месопотамии - оказавшей значительное воздействие на многие ближневосточные цивилизации в последующие века. 

 

План занятия:

1. Общая характеристика кодекса.

2. Структура вавилонского общества и правовое положение основных групп населения.

3. Брачно-семейное право.

4. Вещное право и виды договоров.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и судебный процесс.

 

Методические указания:

 

1. При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание на историю открытия Кодекса Хаммурапи (Некоторые издания переводят - "Хаммураби") французской археологической экспедицией в 1901 г. На сложную работу по восстановлению полного оригинального текста и его переводу. Большой интерес представляет вопрос о построении Кодекса - есть ли в его структуре какая-либо логика? Какие основные идеи несут обширные пролог и эпилог? Каков порядок изложения статей основного текста?

2. Второй вопрос кажется весьма сложным - в тексте хрестоматии использованы термины языка оригинала. Даже такой простой и переведенный на русский язык термин "человек" - имеет несколько смыслов (в одном - это лицо способное покупать и продавать вещи; в другом - это свободный общинник; в третьем - это лицо("авилум") имеющее более высокий социальный статус, по сравнению с "мушкенум"). Студенту предстоит разобраться в статусе "мушкенум". Почему они ниже по своему статусу, чем "авилум", но имеют особую защиту царя? Кто такие "редум" и "баирум" и каков статус их имущества? Кто такие "тамкары"? Чем выделяется правое положение жречества и храмового имущества? А каково правовое положение рабов, имеющих иногда такие права, которых не было в государствах античности? Как решается проблема долгового рабства?

3. Построение Кодекса таково, что одну из самых значительных его частей составляют нормы брачно-семейного права и примыкающие к ним (согласно логике законодателя) нормы наследственного права. Они расположены единым блоком статей. Необходимо проанализировать эти статьи и постараться ответить на вопросы: В какой форме заключался брак в Вавилоне? Какова цель брака? Каков правовой статус мужа и жены? Имеет ли какие-либо права при заключении брака и в самом браке жена? Как строятся имущественные отношения между супругами? Возможен ли развод и в какой форме? Как строятся отношения родителей и детей? Каково правовое положение приемных детей.? Раскройте основные статьи регулирующие наследование и порядок наследования.

4. При ответе на второй вопрос необходимо найти статьи Кодекса, регулирующие отношения по поводу таких вещей как: земля, дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы , продукты. Найти статьи, говорящие о существовании царской, храмовой и общинной собственности. Можно ли говорить о развитости института права частной собственности на землю в Вавилонии? Каковы ограничения прав собственника на землю? Каков статус земельных участков, даваемых за службу (имущество "илку")? Далее, следует рассмотреть статьи кодекса регулирующие отдельные договоры: договор купли-продажи (особенно условия и форма его заключения); договор займа ( условия и форма заключения, процентные ставки и проблема их ограничения) - каковы права кредитора в отношении должника и его семьи? Обязательно рассмотреть статьи характеризующие права и обязанности сторон и условия заключения договоров: аренды, найма, хранения. Есть ли в кодексе положения о договоре товарищества?

5. При рассмотрении данного вопроса, необходимо найти статьи не только карающие отдельные преступления, но и раскрывающие подход законодателя к понятию преступления и целей наказания. Определения преступления еще нет, но совершенно очевидно, что законодатель считает преступным любое действие наносящее ущерб царю, общине, отдельному лицу. Еще нет разграничения между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Необходимо не только найти отдельные преступления и их наказания, но и выяснить как влияет на приговор социальное положение преступника. Различает ли Кодекс формы вины ( умысел и неосторожность), стадии совершения преступления, формы соучастия? В чем состоит и как ограничивается принцип талиона? Что такое материальный и символический талион?

6. В последнем вопросе следует найти статьи (их не очень много) , посвященные суду и судебному процессу. Каковы санкции к судьям, нарушающим порядок судопроизводства? Каков порядок привода свидетелей и ответчика в суд? Какие виды доказательств рассматривались в суде? Какой вид "божьего суда" (ордалия) рассматривается в Кодексе?

 

Литература:

 

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Том I. Изд-во "Норма" М. 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 2004.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во МГУ. М., 1988.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 1996.

Хрестоматия по истории Древнего Востока.Часть I и II. Изд-во "Высшая школа". М.,1980

 

ЗАДАНИЕ для семинара № 2 (по теме № 1)

Расчет времени - 4 часа

Тема: Законы Ману и Артхашастра Каутильи.

Цель занятия:

Изучение основополагающих документов древнеиндийской цивилизации: Законов (Дхармашастры) Ману и Артхашастры Каутильи закрепивших, в своеобразной форме религиозные, моральные и правовые предписания, которые определяли структуру и образ жизни индийского общества , характер индийского государства и права на протяжении почти двух тысячелетий. Ознакомление с нормами регулирующими правовое положение основных категорий населения, основных институтов брачно-семейного права, вещного и обязательственного права, уголовного права и процесса.

 

План занятия:

1. Источники права древней Индии. Дхармашастра Ману (Законы Ману) и Артхашастра Каутильи в правовой системе древней Индии.

2. Правовое положение основных групп населения.

3. Брачно-семейное право.

4. Вещное право и виды договоров.

5. Преступления и наказания.

6. Суд и судебный процесс.

 

Методические указания:

 

1. В первом вопросе студентам необходимо разобраться в таких понятиях древнеиндийской литературы как : Веды - священные предания глубокой древности, эпохи великого переселения ариев на Индостан (рубеж II - I тыс.до н.э); дхармасутры - трактаты комментирующие Веды; дхармашастры - включающие два ключевых понятия - "дхармы" - всеобшее правило поведения (понимаемое очень широко) и шастры - трактата(литературного произведения). Особое внимание следует уделить понятию "артхашастры", где артха - означает - польза. Но это не просто трактат о пользе, а о пользе для правителя -кшатрия, управляющего каким-либо государством. Необходимо найти и проанализировать статью Законов Ману, говорящую об основных источниках права.

2. Во втором вопросе необходимо выяснить откуда взялось и как сформулировано в Законах Ману понятие дваждырожденных и единождырожденных групп населения. Затем необходимо дать характеристику правового положения варн: брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр. Рассмотреть статус рабов и категории рабов . Необходимо также найти статьи характеризующие правовое положение основных категорий неприкасаемых (чандалов и др.).

3.

4.

5.

6.

Литература:

 

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ для семинара №3 (по теме № 2)

Расчет времени - 4 часа

 

Тема: Государственный строй и законодательство древних Афин.

 

Цель занятия:

Изучение классического примера возникновения, развития и организации античного государства -полиса. "Афинская демократия" стала не только образцом для организации и законодательного оформления многих государств античного средиземноморья, но и идеалом для многих законодателей, создававших первые демократические конституции Америки и Европы в XVIII веке. Изучающим придется проанализировать не только основные преобразования и законодательство эпох Солона, Клисфена и Перикла, им придется рассмотреть работу основных механизмов "Афинской демократии": народного собрания, совета пятисот , гелиэи и коллегий должностных лиц.

 

     План занятия:

1. Возникновение Афинского государства. Реформы Тезея и законы Драконта.

2. Реформы и законодательная деятельность Солона.

3. Преобразования Клисфена.- окончательная победа "демократии".

4. Государственный строй Афин в эпоху Перикла ( середина V в.до н.э.)

 

     Методические указания:

1.В самом начале занятия нужно выяснить особенности природных условий (географии, климата) присущих восточному средиземноморью. Как завоевание территории Греции племенами ахейцев и дорийцев отразилось на формировании их государственности? Что такое полис? Как возникли Афины? Какую роль в объединении четырех племен, проживавших на полуострове Аттика сыграл легендарный Тезей? Нужно раскрыть основные реформы и созданные им учреждения. С какими процессами связано принятие законов Драконта и почему они заслуженно были названы "драконовскими"?

2. Второй вопрос один из самых интересных в данной теме. Желательно, чтобы студенты при его изучении опирались на свидетельства греческих авторов: Геродота, Аристотеля, Плутарха. Необходимо выяснить причины глубокого кризиса и острой классовой борьбы приведшей к власти Солона. Какие методы использовал Солон для проведения реформ, создавщих Афинское государство? Нужно раскрыть не только основные реформы утвердившие главные органы Афинского полиса, но и сказать о содержании многих законов, принятых по его инициативе. Что говорил Солон о принятых им законах? Почему он отказался установить режим личной абсолютной власти (тиранию) чтобы властвовать и воплощать свои реформы в жизнь и после отведенного ему года?

3. Третий вопрос необходимо рассматривать после выяснения причин установления тирании Писистрата и его сыновей. Почему этот режим в конечном счете завершился свержением тиранов и восстановлением демократии? Каковы основные преобразования Клисфена? Что нового он добавил к системе государственного механизма созданного Солоном? Каковы цели введения совета пятисот ?   

4.Четветый вопрос является главным в данной теме. Студентам необходимо рассмотреть принципы формирования и основные функции народного собрания, совета пятисот, гелиэи. Какова прцедура принятия закона? Кто имел право законодательной инициативы? Как выдвигались кандидатуры на занятие государственных должностей? Какова роль совета пятисот в управлении афинским государством? В чем состоит процедура "остракизма"? Как работала судебная система Афин и какова роль "гелиэи"? Отдельный вопрос - формирование и основные функции коллегиальных органов текущего управления - архонтов, стратегов и др.

  В завершении семинара студентам нужно быть готовым к дискуссии о сущности и значении "Афинской демократии". Какой из двух тезисов они поддержат: 1- Афинская демократия - самая совершенная система управления демократическим обществом, недосягаемый образец даже и сегодня; 2 - Афинская демократия самая совершенная диктатура небольшого числа свободных граждан над огромной массой бесправных рабов.

Студентам также необходимо поинтересоваться судьбой Афинскго государства после Пелопонесской войны и его участием в формировании державы Александра Македонского.

 

  Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 2004.

 

ЗАДАНИЕ Для семинара №4 (по теме № 3)

Расчет времени - 4 часа.

Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСВО РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 Цель занятия:

Изучение процесса становления римского государства, государственного строя и основного конституционного законодательства римской республики, затем империи в форме принципата и домината. Изучение эволюции государственных учреждений самой могущественной державы Древнего Мира, так повлиявшей на историю всей мировой цивилизации. 

 

      План занятия:

1. Римское общество "эпохи царей".

2. Возникновение государства. Реформы Сервия Туллия.

3. Государственный строй республики.

4. Переход к империи в форме принципата.

5. Государственный строй эпохи домината.

   

            Методические указания:

1.При подготовке к первому вопросу обратить внимание на причины острой борьбы патрициев и плебеев.

2. Главное внимание следует уделить содержанию реформ Сервия Туллия и их значению для становления римского государства.

3..В данном вопросе необходимо изучить механизм республиканских учреждений: народного собрания (по центуриям и трибам), сената, магистратуры. Рассмотреть порядок их формирования и полномочия.

4. В четвертом вопросе нужно проанализировать причины кризиса республики и роль таких личностей как Сулла, Цезарь и Октавиан (Август) - в переходе к режиму личной власти. Рассмотреть особенности государственного механизма принципата.

5.

 

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ Для семинара № 5 (по теме № 4)

Расчет времени - 4 часа.

 

Тема: ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ И ОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ РИМСКОГО ПРАВА ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА

 

Цель занятия:

Ознакомление с историей становления и развития основных источников и институтов римского права древнейшего периода, так повлиявших на его дальнейшую эволюцию. Изучение Законов XII таблиц - главного законодательства римского государства не только древнейшего, но и классического периодов.

План занятия:

1. Эволюция правового положения населения.

2. Развитие прав на вещи - права собственности, сервитутов.

3. История обязательств. Виды обязательств.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку, уяснить обусловленность права уровнем экономического развития, состоянием общественных отношений. Особое внимание уделить положению классов и основных групп населения в древнем Риме, опираясь на анализ законов ХII таблиц и Институций Гая.

2.Начать рассмотрение второго вопроса нужно с выяснения основных видов собственности в древнем Риме. Главное внимание уделить понятию права собственности в римском праве, различию между манципируемыми и неманципируемыми вещами, раскрытию социального смысла манципации. Рассмотреть понятие и виды прав на чужие вещи : сервитуты, узуфрукт.

3.По третьему вопросу необходимо усвоить понятия и виды обязательств из договоров и обязательств из деликтов. особенности договора "нексум" по законам ХII таблиц и причины его отмены.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана.Изд-во "Юристъ". М., 2007.

Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского,Изд-во "Наука". М. 2004.

Новицкий И.Б. Римское право, М., 1999 (любые издания, начиная с 1948 г.).

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ

Для семинара № 6 (по теме № 4) Расчет времени - 4 часа.

 

Тема: РИМСКОЕ ПРАВО КЛАССИЧЕСКОГО И ПОСТКЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДОВ ПО ИНСТИТУЦИЯМ ГАЯ И ДИГЕСТАМ ЮСТИНИАНА

 

Цель занятия:

Ознакомление с историей становления и развития основных институтов римского права во времена его полного развития, превращения в наиболее развитую систему права древнего мира, регулирующую обширный мировой рынок империи. Анализ источников римского права, позитивный курс которого изучается в дальнейшем.

План занятия:

1.Институции Гая - важнейший источник римского права классического периода.

2. "Corpus juris civilis" - Свод императора Юстиниана.

3. Эволюция правового положения населения.

4. Развитие прав на вещи - права собственности, сервитутов.

5. История обязательств. Виды обязательств.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку, уяснить обусловленность права уровнем экономического развития, состоянием общественных отношений. Особое внимание уделить положению классов и основных групп населения в древнем Риме, опираясь на анализ законов ХII таблиц и Институций Гая.

2.Начать рассмотрение второго вопроса нужно с выяснения основных видов собственности в древнем Риме. Главное внимание уделить понятию права собственности в римском праве, различию между манципируемыми и неманципируемыми вещами, раскрытию социального смысла манципации. Рассмотреть понятие и виды прав на чужие вещи : сервитуты, узуфрукт.

3.По третьему вопросу необходимо усвоить понятия и виды обязательств из договоров и обязательств из деликтов. особенности договора "нексум" по законам ХII таблиц и причины его отмены.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

Памятники Римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. Изд-во "Юристъ". М., 2007.

Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского, Изд-во "Наука". М. 2004.

Новицкий И.Б. Римское право, М., 1993 (любое издание, начиная с 1948 г.).

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во МГУ. М., 1988.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ для семинара № 7 (по теме № 5)

Расчет времени - 2 час

Тема: Государство франков. Салическая правда.

Цель занятия:

Изучение процесса возникновения государства у франков и образования империи Карла Великого. Анализ древнейшего законодательства Западной Европы - Салической правды.

План занятия:

1. Германские племена и создание державы франков под руководством Хлодвига.

2. Государственный строй империи Карла Великого.

3. Салическая правда - источники, основные положения уголовного, гражданского права и уголовного процесса.

Методические указания:

1. В первом вопросе следует разобраться в причинах крушения Западной Римской империи и общественном устройстве германских племен, начавших ее завоевание. Рассмотреть процесс разложения родо-племенного строя у племени франков.

2. Во втором вопросе обратить внимание на центральные органы управления империей Карла Великого, а также на систему управления на местах. Проанализировать причины развала империи после смерти Карла.

3. Данному вопросу нужно уделить основное внимание и проанализировать правовое положение основных групп населения по статьям Салической правды, говорящим о штрафах за убийство (вергельде). Обратить внимание на пережитки родового строя и постепенное введение частной собственности на землю.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2004.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ для семинара№ 8 (по теме №5)

Расчет времени - 4 часа.

 

          Тема: ПРАВО ФЕОДАЛЬНОЙ ФРАНЦИИ: "КУТЮМЫ БОВЕЗИ" и "ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС" 1357 г.

Цель занятия:

Исследование основных этапов развития феодального государства Франции : феодальной раздробленности, сословно-представительной монархии и абсолютизма. Изучение основных законодательных материалов данных этапов.

  План занятия:

1. "КУТЮМЫ БОВЕЗИ". Общая характеристика и значение.

2. "ВЕЛИКИЙ МАРТОВСКИЙ ОРДОНАНС" 1357 г. Общая характеристика и значение.

3. Преобразования кардинала Ришелье

Методические указания:

1. Необходимо выяснить причины феодальной раздробленности, основные удельные образования: герцогства и графства. Последовательно рассмотреть основные реформы Людовика 1Х : военную, судебную, финансовую.

2. Во втором вопросе следует выяснить причины созыва Генеральных Штатов, систему представительства и голосования трех сословий. Изучить основной законодательный документ этой эпохи, давший широкие полномочия Генеральным Штатам -"Великий мартовский ордонанс" 1357 г.

3. Самое серьезное внимание следует посвятить третьему вопросу - где необходимо раскрыть преобразования кардинала Ришелье, создавшие строгую вертикаль абсолютной монархии. Охарактеризовать основные элементы французского государства во время правления "короля-солнца" - Людовика Х1У.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I.Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ Для семинара № 9 (по теме № 5)

Расчет времени - 4 часа.

                   

Тема: "ВЕЛИКАЯ ХАРТИЯ ВОЛЬНОСТЕЙ" 1215 г. В АНГЛИИ

Цель занятия:

Изучение одного из древнейших правовых актов, входящих в неписанную "конституцию" современной Англии. Освоение навыков характеристики и анализа правового документа, самостоятельной оценки его исторического значения.

План занятия:

1. Историческая обстановка периода подписания "Великой хартии вольностей"

2. Расширение прав феодалов и ограничение власти короля по "Великой хартии вольностей".

3. Возникновение английского парламента.

 

Методические указания:

1. По первому вопросу следует обратить внимание на изменение социально-политической обстановки в Англии к концу ХII в., причин консолидации господствующего класса и ослабления королевской власти, союза сил, выступающих против короля. Затем нужно дать общую характеристику об-стоятельств, в которых была подписана Хартия.

2.Во втором вопросе следует проанализировать статьи ''Великой хартии вольностей", касающиеся вопросов закрепления права феодальной собственности на землю, регулирования вассальных отношений, расширения прав феодалов и ограничения королевской власти. Особое внимание необходимо обратить на положения Хартии, касающиеся порядка введения налогов и поборов, судопроизводства и гарантий ее соблюдения.

3. Главное внимание в третьем вопросе следует уделить анализу оценок Хартии и ее значения в английской истории, имеющихся в литературе. Важно попытаться выработать самостоятельную позицию в данном вопросе: Хартия - это реакционный документ или выражение прогрессивных тенденций обще-ственного развития? Каково значение Хартии для Англии начала ХIII века? Для возникновения и развития в ХIII-ХV веках парламента, для последующей английской истории? В заключение нужно проследить основные этапы становления парламента.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) .Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ Для семинара № 10 (по теме № 5)

Расчет времени- 2 часа.

 

Тема: Право феодальной Германии; "Саксонское зерцало" и "Золотая Булла" 1356 г.

Цель занятия:

Изучение основных этапов развития феодального государства Германии и их особенностей. Изучение "основного закона немецкого многовластия" - "Золотой Буллы" 1356 г.

 

План занятия:

1. Раннефеодальное государство Германии. Создание Священной Римской империи германской нации.

2. "Золотая булла" 1356 г.

3. Особенности сословно-представительной монархии и абсолютизма в Германии.

 

Методические указания:

 

1. В начале занятия следует обратить внимание на судьбу империи Карла Великого и выделение королевства Германии в Х веке. Личность Оттона I и создание им империи, получившей в дальнейшем название "Священной Римской империи германской нации.

2. Второй вопрос является основным в данной теме. Следует обратить внимание на разработку и принятие Золотой буллы, процедуру избрания императора, полномочия императора и курфюрстов, состав коллегии курфюрстов, действие данного закона на протяжении многих веков.

3. Последний вопрос посвящен созданию, структуре и полномочиям имперского Рейхстага и лантагов в отдельных княжествах. Нужно сказать о становлении и развитии абсолютизма в крупнейших государствах Германии: Австрии, Пруссии, Саксонии, Баварии и др.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2008.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 11 (по теме № 6)

Расчет времени - 4 часа

Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС ГЕРМАНИИ

ПО "КАРОЛИНЕ" 1532 г.

Цель занятия:

раскрытие классовых принципов феодального права и процесса. Выявление основных исходных положений инквизиционного (розыскного) процесса, формальной системы доказательств и применения пытки в предварительном расследовании. Изучение влияния идей "Каролины" на законодательство других стран.

План занятия:

1. Причины разработки "Каролины".

2. Понятие преступления. Виды преступлений. Государственные преступления.

3. Система наказаний. Принципы исполнения наказаний.

4. Уголовный процесс. Формальная система доказательств. Правовое регулирование применения пытки.

Методические указания:

1. При подготовке к первому вопросу следует обратить внимание на историческую обстановку и остроту классовой борьбы, определивших разработку "Каролины".

2. Во втором вопросе следует проанализировать статьи "Каролины": развивающие понятие преступления, виды соучастия, определяющие смягчающие обстоятельства. Необходимо остановиться на важнейших видах преступлений: против государства, церкви, личности и имущества. Особое внимание следует уделить разработке государственных преступлений.

3.При подготовке к этому вопросу важно обратить особое внимание на принципы наказания, главным из которых является устрашение. Именно это определяет публичность и особую жестокость наказаний, использование позорящих наказаний.

4. В вопросе, являющимся наиболее сложным, нужно понять основные принципы инквизиционного процесса: презумпции виновности, сочетания в одном лице функций обвинителя и судьи, отсутствие права на защиту и др. Особое внимание следует обратить на формальную теорию доказательств и роль пытки, как "царицы доказательств". Важно разобраться в правовом регулировании применения пытки.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во МГУ. М., 2008.

История государства и права зарубежных стран. Часть I. Изд-во "Норма". М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 12 (по теме № 7)

Расчет .времени - 6 часов

Тема: ФОРМИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ В XVII - XVIII вв.

Цель занятия:

Изучение основных документов (законов, прецедентов, обычаев), составляющих основу действующей "неписанной" конституции Ве-ликобритании. Анализ влияния особенностей исторического развития страны на ее конституционную историю.

План занятия:

1. Характер и основные особенности Английской буржуазной революции XVII века. Законодательство "Долгого" парламента 1640-1650-х гг.

2. Диктатура О.Кромвеля. "Орудие управления" 1654 г.

3. Хабеас корпус Акт 1679 г.

4. Законодательное оформление конституционной монархии. Билль о правах 1689 г. и Акт об устроении 1701 г.

5. Основные конституционные прецеденты и обычаи ХVIII века.

Методические указания:

1. По первому вопросу необходимо разобраться в основных причинах, этапах и характере Английской буржуазной революции. Рассмотреть состав "Долгого" парламента, его деление на кавалеров и пуритан. А пуритан на: пресвитериан, левеллеров и индепендентов. Рассмотреть основные законодательные документы.

2. В данном вопросе нужно остановиться на характеристике личности О.Кромвеля и социальной базе его диктатуры. При анализе такого конституционного документа как "Орудие управления"1654 г. обратить внимание на процедуру формирования и полномочия: парламента, государственного совета и лорда-протектора.

1. Третий вопрос посвящен первому в истории документу, определившему права арестованного. Его изучение необходимо начинать с причин принятия, затем перейти к характеристике основных положений - праве арестованного требовать выдачи приказа Хабеас корпус, сроках сообщения об аресте, сроках доставки в суд, полномочиях судьи в отношении доставленного к нему арестованного. Нужно рассмотреть также санкции, налагаемые на должностных лиц в случае нарушения закона, а также границы его применения.

4. Раскрывая четвертый вопрос, необходимо сказать о сущности "Славной революции" и причинах, приведших к принятию "Билля о правах", раскрыть основные положения этого документа, а затем перейти к вопросу о причинах разработки Закона о престолонаследии 1701 г. Главное внимание при характеристике обоих законов следует уделить установлению Верховенства парламента, и статьям, вводящим определение политического права и свободы, положениям, регулирующим занятие высших должностей в государстве и устанавливающим независимость судей.

5. Переходя к последнему вопросу следует рассмотреть причины, обусловившие формирование конституционной монархии в XVIII веке и конституционные обычаи и прецеденты, которые стали определять: отношения короля и парламента, короля и кабинета министров, деятельность кабинета министров.

 

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II, .Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II, .Изд-во "Норма-Инфра". М., 2008.

Законодательство английской революции 1640-1660 г.г. Составил Дмитревский Н.П. Издательство Академии наук СССР. М.-Л., 1946.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 13 (по теме № 8)

Расчет .времени - 4 часа

Тема: Конституция США 1787

Цель занятия:

Изучение важнейших конституционных документов, выработанных в период борьбы североамериканских колоний Англии за независимость и их объединение в федеративное государство. Выявление и анализ основных политических идей и государственно-правовых принципов, воплощенных в этих документах. Раскрытие их содержания и влияния на последующую конституционную историю.

План занятия:

1. Образование США. ''Декларация независимости" 1776 года.

2. "Статьи конфедерации" 1781 г.

3. Конституция США 1787 г.

  а) основные принципы

б) правовое положение Конгресса;

в) правовое положение Президента;

г) правовое положение Верховного суда.

4. Билль о правах 1791 года.

 

Методические указания:

1. В первом вопросе следует выяснить причины и характер войны за независимость. Анализируя "Декларацию независимости", обратить внимание на обстоятельства ее принятия, раскрыть теоретическую основу и важнейшие буржуазно-демократические идеи (теория "естественного права", теория "общественного договора", теория "народного суверенитета").

2. Здесь нужно дать общую характеристику основных положений "Статей конфедерации", процедуры формирования и полномочий конгресса и комитета штатов - в рамках конфедерации.

3. Выяснить соотношение между "Декларацией независимости" и Конституцией 1787 года. Раскрыть теоретическую основу и принципы Конституции (показать смысл и содержание ''разделения властей" и системы "сдержек и противовесов"). Проанализировать структуру, порядок формирования, компетенцию Конгресса, ограничения его законодательных полномочий; порядок избрания и полномочия Президента, его взаимо-отношения с конгрессом; порядок формирования и компетенцию Верховного Суда США, его взаимоотношения с конгрессом и президентом, доктрину "конституционного надзора".

4. В четвертом вопросе нужно выяснить причины принятия Билля о правах и проанализировать основные идеи первых десяти поправок к конституции США.

 

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II.Изд-во "Норма-Инфра". М., 2008.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 14 (по теме № 9)

Расчет .времени - 6 часов

Тема: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ КОНЦА ХVIII века

Цель занятия:

Изучение основных идей и документов, раскрывающих содержание буржуазной революции, оказавшей огромное влияние на развитие человеческой цивилизации и на революционное движение во всем мире, включая Россию

План занятия:

1. Причины Французской революции.

2. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

3. Конституция 1791 г.

4.Якобинская диктатура I793--I794 гг. Организация борьбы с контрреволюцией.

5.Наполеон Бонапарт. Консульство и I Империя - конституция 1799 г.

 

Методические указания:

1. По первому вопросу следует изучить историческую обстановку во Франции во второй половине ХVIII в., обратив внимание на классический характер Французского абсолютизма, экономические, социальные, политические и идеологические предпосылки революции.

           2.Подготовку ко второму вопросу следует основывать на детальном изучении статей Декларации прав человека и гражданина - важнейшем документе революции. Необходимо разобраться в основных политических теориях, заложенных в основу этого документа: теории естественного права" теории o6щественного договора и теории народного суверенитета. Особое значение имеют статьи Декларации, впервые устанавливающие важнейшие постулаты правосудия. В заключении необходимо дать опенку Декларации и ее значения.

3. По третьему вопросу необходимо разобрать классовые причины, определившие характер Конституции 1791 г., раскрыть содержание основных положении этого документа, обратить внимание на избирательную систему.

4. Четвертый вопрос посвящен периоду наивысшего подъема революции. Пользуясь документами хрестоматии, необходимо рассмотреть: причины, определившие приход к власти якобинцев, характер якобинской диктатуры, ее организацию в центре и на местах, органы борьбы с контрреволюцией, причины поражения якобинцев.

5. В последнем вопросе нужно попытаться дать характеристику личности Наполеона, переворота 18 Брюмера, основных особенностей конституции 1799 г. и судьбы I Империи.

 

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Изд-во "Зерцало".М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра".М., 1998.

Тарле Е.В. Наполеон. (разные издания 1936- 1999 г.г.)

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 15 (по теме № 13)

Расчет .времени - 4 часа

Тема: Французский гражданский кодекс 1804 г.("Кодекс Наполеона")

Цель занятия;

Изучение классических сводов гражданского права домо-нополистического и монополистического капитализма, уяснение основных принципов и институтов буржуазного гражданского права, действующих до настоящего времени.

План занятия:

1. Кодекс Наполеона 1804 г.

а) Общая характеристика.

б) Правоспособность лиц по Кодексу Наполеона.

в) Право собственности по Кодексу Наполеона.

г) Обязательное право по Кодексу Наполеона.

2. Основные изменения в буржуазном гражданском праве к началу ХХ века.

а) Общая характеристика Германского гражданского Уложения 1900 г.

б) Главные изменения в институтах гражданского права.

 

Методические указания:

1. Готовясь к первому вопросуs необходимо внимательно ознакомиться с вводным титулом Кодекса Наполеона и отдельными положениями книги первой (о лицах), рассмотрев вопросы, связанные с брачно-семейными отношениями. Вопрос о праве собственности имеет ключевой характер. Для его глубокого уяснения следует внимательно рассмотреть отдельные статьи книги второй Кодекса Наполеона, посвященные вопросам о понятии и о видах собственности, включая собственность на землю. Далее необходимо внимательно изучить положения книги третьей Кодекса Наполеона, раскрывающие понятие договора, условия действительности договора виды договоров (особенно купли-продажи, найма вещей и работы), понятие исковой давности и сроки давности.

2. По второму вопросу необходимо разобрать причины, обусловившие иной подход буржуазного законодателя в Германии к основным институтам гражданского права. Необходимо рассмотреть особенности положений ГГУ в вопросах правоспособности физических и юридических лиц, праве собственности (в том числе на землю), обязательственного права. Сравнить соответствующие статьи ГГУ со статьями Кодекса Наполеона.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература".М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II.Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра" .М., 2008.

Германское право. Часть 1 и 2. М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 16 (по теме № 13)

Расчет .времени - 4 часа

Тема: Германское гражданское уложение 1900 г.

Цель занятия;

Изучение классических сводов гражданского права домонополистического и монополистического капитализма, уяснение основных принципов и институтов буржуазного гражданского права, действующих до настоящего времени.

План занятия:

2. Основные изменения в буржуазном гражданском праве к началу ХХ века.

а) Общая характеристика Германского гражданского Уложения 1900 г.

б) Главные изменения в институтах гражданского права.

 

Методические указания:

2. По второму вопросу необходимо разобрать причины, обусловившие иной подход буржуазного законодателя в Германии к основным институтам гражданского права. Необходимо рассмотреть особенности положений ГГУ в вопросах правоспособности физических и юридических лиц, праве собственности (в том числе на землю), обязательственного права. Сравнить соответствующие статьи ГГУ со статьями Кодекса Наполеона.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература".М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время).Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II.Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра" .М., 2008.

Германское право. Часть 1 и 2. М., 2006.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 17 (по теме № 13)

Расчет .времени - 4 часа

Тема; Французские уголовные кодексы 1810 и 1992 г. г.

Цель занятия:

Уяснение основных принципов буржуазного уголовного права на примере французского законодательстве, оказавшего огромное воздействие на законодательство многих стран мира, в том числе и России.

План занятия:

1. Основные принципы буржуазного уголовного права и их отражение в "Декларации прав человека и гражданина" 1789 года и УК Франции 1810 г.

2. Понятие преступления и состава преступления по УК 1810 г.

3. Виды преступлений.

3. Цель наказания и виды наказаний по УК 1810 г.

4. Особенности построения, понятия преступления, видов преступлений и наказаний по УК Франции 1992 г..

 

Методические указания:

1. В первом вопросе следует раскрыть основные принципы буржуазного уголовного права, зафиксированные в "Декларации прав человека и гражданина 1789 г." и французском уголовном кодексе 1810 г.: законности, равенства всех перед законом, "нет преступления, не указанного в законе", "нет наказания, не указанного в законе", "закон не имеет обратной силы", соответствия (пропорциональности) наказания тяжести преступления и др, Показать прогрессивный характер этих принципов по сравнению с феодальным правом ("Каролиной").

2. Во втором вопросе необходимо выяснить теоретический подход к понятию преступления в буржуазном праве в отличие от "Каролины". Об-ратить внимание на классификацию преступных деяний; преступления, проступка, нарушения полицейских правил. Особое внимание нужно уделить государственным преступлениям, преступлениям против собственности.

3. В данном вопросе следует рассмотреть исходные позиции буржуазной теории уголовного наказания, а также конкретные виды; уголовных наказаний, исправительных наказаний, полицейских наказаний. Отметить изменения в системе наказаний в период III-й Республики,

 

Литература:

 

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра". М., 2008.

История государства и права зарубежных стран. Курс лекций. Выпуск 2. Изд-во в.ч.33965. М. 2000.

Французский уголовный кодекс 1810 года . "Юриздат". М., 2007.Перевод Лапшиной Н.С.

 

ЗАДАНИЕ для семинара № 18 (по теме № 18)

Расчет .времени - 4 часа

Тема: Веймарская конституция 1919 г. и конституционное развитие Германии в XX веке.

Цель занятия:

Изучение конституционного развития ведущей державы Европы в ХХ веке - Германии. Анализ демократических конституций (1919 и 1949 гг.) и законодательства периода гитлеровской диктатуры.

План занятия:

 1. Революция 1918 г. Веймарская конституция 1919 г.

 2. Кризис Веймарской республики. Приход к власти и законодательное оформление национал-социалистической диктатуры в 1933-1934 гг.

3.Государственный механизм и система карательных органов фашистской Германии.

4.Разделение Германии после П Мировой войны. Конституции ФРГ и ГДР.                    Законодательство о мирном объединении 1989-1990 гг.

 

Методические указания:

1. В первом вопросе важно уяснить характер революции 1918 г. в Германии, грабительские условия Версальского мирного договора,, революционную ситуацию 1919 г. Основное внимание уделить анализу ключевых положений Веймарской конституции: о правах и свободах, о правовом положении и полномочиях президента, канцлера, рейхстага и рейхсрата.

2. По второму вопросу следует выяснить сущность фашистской диктатуры и рассмотреть конституционные положения, давшие реакционным монополистическим кругам возможность привести к власти Гитлера, а затем нормативные документы, оформившие нацистский режим.

        3.По третьему вопросу, имеющему ключевое значение, следует рассмотреть основные принципы организации фашистского государства: вождизм, тоталитаризм, применение методов государственно-монополистического регулирования экономики; корпоративность и другие. Нужно внимательно, на основе имеющихся учебных материалов, рассмотреть организационную структуру и функции важнейших элементов карательного механизма фашистской Германии.

      4. Последний вопрос посвящен проблеме послевоенного раздела Германии. Анализу конституционного законодательства ФРГ и ГДР. Урегулированию мирного объединения страны в законодательстве 1989-1990гг.

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра". М., 1998.

 

ЗАДАНИЕ  для семинара № 19 (по теме № 14)

Расчет .времени - 4 часа

Тема: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО США ПОСЛЕ II-й МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Цель занятия:

Проследить на законодательном материале США изменения в буржуазном праве после II мировой войны. Изучить соответствующее законодательство (причины издания, цели, содержание, практика применения, оценка). Закрепить у студентов навыки самостоятельной работы с нормативным материалом.

План занятия:

 1. Закон о национальной безопасности 1947 г. и создание важнейших органов в аппарате президента США.

2. Законодательство о внутренней безопасности США после второй мировой войны:

а) Закон о внутренней безопасности 1950 г. (закон Маккарэна-Вуда);

б) Закон о контроле за коммунистами 1954 г. (Закон Браунелла-Батлера).

3. Законодательство США о трудовых отношениях:

а) Закон о трудовых отношениях в федерации 1935 г.(Закон Вагнера)

б) Закон о взаимоотношениях между рабочими и администрацией 1947 г. (Закон Тафта-Хартли);

Методические указания:

      1.В начале занятия необходимо сказать о том месте, которое заняли США в мировой политике после П Мировой войны. Затем рассмотреть основные положения Закона о национальной безопасности 1947 г., занимающего особое место в американском законодательстве до настоящего времени. Сказать о правовом положении и полномочиях: Совета национальной безопасности и его Секретариата, Министерства обороны и Комитета начальников штабов, Центрального разведывательного управления.

   2. Во втором вопросе важно проанализировать обоснование конгрессом США необходимости издания закона Маккараэна-Вуда. Следует выяснить виды "коммунистических организаций", установленные антикоммунистическими законами 1950 и 1954 гг. Какие обязанности вменяются каждой из этих организаций? Разобрать статьи, характеризующие ограничения в правах для членов данных организаций. Показать последствия регистрации и отказа от регистрации как для организаций, так и для их членов. Как статьи данных законов соответствуют Конституции и Биллю о правах? Охарактеризовать судьбу законов 1950 и 1954 гг.

3. Дать общую характеристику социального законодательства США до второй мировой войны, особенно Закона Вагнера ("О трудовых отношениях в федерации") 1935 г. В сопоставлении с законом Вагнера разобрать по закону Тафта-Хартли "нечестную трудовую практику" и показать антипрофсоюзную направленность соответствующих его статей. Выявить положения, ограничивающие право на забастовку, введенные законом Тафта-Хартли. Раскрыть сущность ограничения прав профсоюзных организаций по закону Лэндрама-Гриффина, Обратить внимание на практику применения антирабочего законодательства за последние десятилетия.

 

Литература:

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Изд-во "Юридическая литература". М., 2008.

Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время). Изд-во "Зерцало". М., 1999.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Юридическая литература". М., 2009.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во МГУ. М., 2000.

История государства и права зарубежных стран. Часть II. Изд-во "Норма-Инфра". М., 2008.

 

Темы курсовых работ по истории государства и

права зарубежных стран.

 

Данный перечень является примерным.

Тема курсовой работы выбирается индивидуально при консультации с научным руководителем. Работа пишется только после повторной консультации, на которой утверждается ее план. Работы представленные без таких консультаций на рассмотрение не принимаются

 

1. Кодекс Хаммурапи.

2. Законы Ману.

3. Реформы и законодательство Солона в древних Афинах.

4. Государственный строй Афинской демократии в середине Vв. до н.э.

5. Строй древнего Рима эпохи "царей". Реформы Сервия Туллия.

6. Государственный строй Древнего Рима в период республики.

7. Кризис республики и установление принципата в древнем Риме.

8. Государство Франков. Империя Карла Великого.

9. "Салическая правда".

10. Источники права феодальной Франции."Кутюмы Бовези".

11. Источники права феодальной Германии. "Саксонское зерцало".

12. "Каролина" 1532 г. - уголовный и уголовно-процессуальный кодекс средневековой Германии.

13. Эволюция права средневековой Англии. "Общее право" и "право справедливости".

14. Великая Хартия Вольностей 1215 г. и возникновение английского парламента.

15. Буржуазная революция 1640-1653 г.г. в Англии и законодательство "Долгого парламента".

16. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII - XVIII веков.

17. Война за независимость, раработка и принятие "Декларации независимости" США 1776 года.

18. Разработка и принятие Конституции США 1787 г.

19. Принцип "сдержек и противовесов" в Конституции США 1787 г.

20. Начало Великой Французской буржуазной революции и принятие "Декларации прав человека и гражданина" 1789г.

21. Якобинская диктатура 1793/1794 г.г. - государственный строй и законодательство.

22. Установление и законодательное оформление 1 Империи во Франции.

23. Французский гражданский кодекс 1804 г. ( Кодекс Наполеона).

24. Германское гражданское уложение 1900 г.

25. "Великий кризис" и законодательство "Нового курса" Ф.Д.Рузвельта в США 1929 - 1936 г.г.

26. Законодательство США после II Мировой войны.

27. "Веймарская" конституция Германии 1919 г. и ее судьба.

28. Законодательное оформление и механизм национал-социалистической диктатуры в Германии 1933-1945 гг.

29. Конституции ФРГ и ГДР после II Мировой войны. Объединение Германии в 1989-1990-х г.г.

     30.Кризис 1958 г. и принятие конституции V Республики

          во Франции.

 

Вопросы для повторения по курсу

"История государства и права зарубежных стран"

 

 

1. Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока.

2. Государство Восточной Деспотии - основные черты и особенности на примере Древнего Египта.

3. Государство Древнего Китая. Реформы Шан Яна.

4. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.

5. Особенности истории государства Древней Индии.

6. Возникновение государства Древних Афин. Реформы Тезея. Законы Драконта.

7. Реформы Салона и Клисфена в Древних Афинах.

8. Государственный строй Афинской демократии в V-IV в.в. до н.э.

9. Возникновение государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

10. Установление республики и государственный строй республики в Древнем Риме в I в. до н.э.

11. Кризис республики и установление режима принципата в Древнем Риме в I в. до н.э.

12. Государственный строй Римской империи в эпоху домината.

13. Правовое положение населения в Древнем Риме.

14. Понятие манципации в римском праве

15. Законы XII таблиц в Древнем Риме

16. Договор "нексум" и его судьба в римском праве.

17. Понятие и виды сервитутов в истории римского права.

18. Основные виды обязательств в раннем римском праве.

19. Свод законов Юстиниана (особенности, структура).

20. Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне.

21. Законов Ману в Древней Индии.

22. Формы Гражданского процесса в Древнем Риме.

23. Понятие и виды деликтов, обязательств из деликтов и квазиделиктов в истории римского права.

24. Инквизиционный уголовный процесс по Каролине 1532 г.

25. Феодальное уголовное право по Каролине 1532г.

26. Салическая правда.

27. Источники феодального права.

28. Феодальное право собственности на землю - особенности и виды.

29. Правовое положение населения в эпоху феодализма в Западной Европе.

30. Особенности истории Феодального государства в Индии.

31. Особенности истории феодального государства в Китае.

32. Особенности истории основных институтов феодального гражданского права в Западной Европе.

33. "Золотая Булла" 1356г. в Германии.

34. Особенности государства эпохи сословно-представительной монархии и абсолютизма в Германии.

35. Принципы феодального права.

36. Основные этапы истории феодального государства в Западной Европе.

37. Возникновение феодального государства в Германии. Оттон I и Священная Римская империя Германской нации.

38. Возникновение феодального государства в Англии. Вильгельм завоеватель и его преобразования.

39. Реформы Генриха II в Англии.

40. Великая Хартия Вольностей 1215г. в Англии.

41. Возникновение английского парламента в XIII-XIV вв.

42. Особенности английского абсолютизма XVI-XVII вв.

43. Переход к абсолютной монархии во Франции. Реформы Ришелье.

44. Генеральные штаты и их судьба в феодальной Франции XIV-XVI вв.

45. Французское королевство эпохи феодальной раздробленности. Реформы Людовика IX.

46. Государство франков. Империя Карла Великого.

 

47.Петиция о праве 1628 года в Англии. Предпосылки буржуазной  революции.

48."Долгий" парламент 1640-1653г.г. в Англии и его законодательство.

49."Орудие управления" 1653 г. в Англии. Диктатура О.Кромвеля.

"Реставрация" 1660 г. и Хабеас корпус Акт 1679г. в Англии.

50."Славная революция" 1688г. и "Билль о правах" 1689г. в Англии.

51."Акт об устроении" 1701 г. и переход к конституционной монархии в Англии  

52.Парламентские реформы Х1Х века в Англии.

53."Акт о парламенте" 1911 г. в Англии.

54."Декларация независимости" США 1776 г.

55."Статьи конфедерации" США 1781 г.

56. Конституция США 1787 г. - разработка и основные принципы.

57. "Билль о правах" 1791 г. в США.

58. Гражданская война 1861-1865 г.г. в США - законодательство и конституционные поправки.

59. Начало буржуазной революции во Франции. "Декларация прав человека и гражданина" 1789 г.

60. Конституция Франции 1791 г.

61. Якобинская диктатура 1793-94 г.г. во Франции - законодательство и государственный механизм.

62. Переворот 18 Брюмера и Конституция 1799 г. во Франции. Государственный строй I Империи.

63 Революция 1848 г. и Конституция II Республики во Франции.

 64. II Империя во Франции - государственный строй (1852-1870).

65. Парижская коммуна 1871 г. - законодательство и государственный строй.

66. Государственный строй III Республики во Франции. Конституционные законы 1875 г.

67.Объединение Германии "железом и кровью". Конституция Германской империи 1871 г.

68.Революция "Мейдзи" 1867 г. в Японии. "Эпоха преобразований" 1870-х г.г. Конституция 1889 г.

69 Основные принципы буржуазного права в законодательстве ХУШ-Х1Х в.в.

70 Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права в ХУШ-Х1Х в.в.

71. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона).

72. Германское гражданское уложение 1900 г.

73. Французский уголовный кодекс 1810 г.

74. Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.

75. Право собственности по Кодексу Наполеона 1804 г.

76. Реформы Ф.Д.Рузвельта в США - 1933-1935 г.г.

    77.Основные изменения в Конституции США в ХХ веке.  

    78.Законодательство о внутренней безопасности и профсоюзах США в 1947 - 1954 г.г.

    79. Закон о национальной безопасности США 1947 г.

    80.Конгресс США в ХХ веке - основные изменения в правовом и фактическом положении.

    81.Президент США в ХХ веке - основные изменения в правовом и фактическом положении.

    82. Избирательные реформы ХХ века в Англии (1918,1928,1948,1969 г.г.).

    83.Реформы палаты лордов Великобритании в ХХ веке (1911-1999 г.г.).

    84. Вестминстерский статут 1931 г. и судьба Британской империи.

    85.Законодательство "Народного фронта" во Франции 1936-1938 г.г. и судьба III Республики.

    86.Кризис 1958 г. и установление V Республики во Франции. Конституция 1958г.

    87. Установление IУ Республики во Франции. Конституция 1946 г.

    88.Установление и законодательное оформление фашистской диктатуры в Италии в 1922-1926 г.г.

    89. Веймарская конституция Германии 1919 г.

    90.Установление и законодательное оформление национал-социалистической диктатуры в Германии в 1933-1934 г.г.

    91.Государственный механизм национал-социалистической диктатуры в Германии. Система карательных органов в 1933-1945 г.г.

    92.Основные изменения в уголовном праве и уголовном процессе в ХХ веке.

    93.Основные изменения в праве собственности и других правах на вещи в ХХ веке.

    94.Основные изменения в обязательственном праве в ХХ веке.

    95.Социальное законодательство буржуазных стран в ХХ веке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...