Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 14 Государь всея Руси Иван III: его внутренняя и внешняя политика




 

Иван III Васильевич (22 января 1440 — 27 октября 1505), также известный как Иван Великий — Великий князь московский в 1462—1505.

Отец — Василий II Васильевич Темный, великий князь Московский. Мать — Мария Ярославна, дочь князя Ярослава Боровского. «Прямое имя» по дню рождения — Тимофей.

Ивана III называют «собирателем земли Русской». Он присоединил к Москве множество исконно-русских земель, отразил вторжение Литвы, освободил страну от монголо-татарского ига («Стояние на Угре» 1480). Его вторая жена Софья, племянница последнего византийского императора, помогла Ивану получить права и регалии константинопольских монархов и способствовала обращению страны к европейской культуре. Новое политическое и религиозное положение московского государства положило начало идее считать Москву«третьим Римом» (считая первым и вторым соответственно Рим и Константинополь).

В правление Ивана III к Москве были присоединены Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь(1485), Вятка, Пермь и др. города и земли. При Иване III составлен Судебник 1497 года, развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула великий князь «всея Руси».

Вопрос № 15.

Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти.

-Социально-экономические предпосылки (развитие земледелия, рост боярского сословия и феодального земледелия)

-Социально-политические предпосылки (объединение земель Москвой)

-Культурные, духовные (в условиях раздробленности люди сохранили общий язык, правовые нормы, и веру)

 Вопрос № 16 Стояние на реке Угре против орды хана Ахмата, свержение монголо-татарского ига.

30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. В те же дни к Ивану III пришли послы от Андрея Большого и Бориса Волоцкого, которые заявили о прекращении мятежа. Великий князь пожаловал братьям прощение и повелел им двигаться со своими полками к Оке. 3 октября Иван III оставил Москву и направился к городу Кременец, где остался с небольшим отрядом, а остальные войска отправил к берегу реки Угры.

Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышль, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки. Несколько дней продолжались попытки ордынцев переправиться, пресекаемые огнем русской артиллерии; попытки не принесли ордынцам желаемого успеха; они отступили на две версты от р. Угры и встали в Лузе. Войска Ивана III заняли оборонительные позиции на противоположном берегу реки. Началось знаменитое «стояние на Угре». Периодически вспыхивали перестрелки, но на серьёзную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или, по крайней мере, его брат, а также, чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклонены, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу. На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского.

 

Окончание противостояния

 

28 октября 1480 года Иван III решил отводить войска к Кременцу и далее сосредоточиться к Боровску, чтобы там в благоприятной обстановке дать сражение, если ордынцы форсируют реку. Ахмат, узнав, что в его глубоком тылу действует войско Ивана III, намеревающееся захватить и разграбить столицу Орды, а также испытывая недостаток продовольствия, не решился преследовать русские войска и в конце октября — первых числах ноября также начал отводить свои войска. 11 ноября Ахмат принял решение отправиться назад в Орду, грабя на обратном пути земли своего необязательного союзника.

Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение. Современники приписывали это чудесному заступничеству Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Видимо поэтому Угру стали называть «поясом Богородицы».

Иван III с сыном и всем воинством вернулся в Москву, «и возрадовашася, и возвеселишася все людие радостию велиею зело».

6 января 1481 года Ахмат был убит в столкновении с войском тюменского хана Ибака. В Большой Орде Вопрос № 17 культура и быт 14-15 вв.

Вопрос № 17 культура Руси.

1)Одним из ярких проявлений культурных традиций в Москве было развитие письменности и образованности. Даже простые горожане владели элементарной грамотностью, а с именем купца Василия Ермолина связано составление одной из летописей(до него летописи писали только монахи). Достаточно образованными были канцелярские служащие-дьяки, а посольские дьяки обязаны были знать европейские и восточные языки. Появилась в Москве и бумага. Ранний памятник московской письменностиСийское Евангелие (1339 год) говорит о том, что складывалась особая московскаяшкола письма. Москвичи не были чужды наукам. При строительстве храмов и домов нужно былоделать довольно сложные расчёты, применять рычаги. Элементарные знания прикладной физики и химии нужны были в литейном деле, в других ремёслах.

Большой интерес вызывали астрономические явления: кометы, затмения Солнца и Луны тщательнозаписывались летописцами. Сложные вычислительные таблицы составлялись для уста-новления дат церковных праздников. Исторические знания образованные люди получали в первую очередь из русскихлетописей. В Москве были составлены крупные памятники летописания, такие какСвод митрополита Киприана (1408 год), Свод митрополита Фотия (1418 год). В обобщающем памятнике летописания 15 века-Московском летописном своде 1480года подведены итоги собирания Руси вокруг Москвы и создания единого русскогогосударства. Интерес к истории других стран проявился в создании хронографа, вкотором впервые история Руси рассматривалась как часть всемирной истории.

2)В московской литературе наиболее распространённым был жанр житий (биографии духовных и светских лиц, признанных христианской церковью святыми), но вмосковские летописи включались также повести, рассказывающие о крупнейших событиях, подвигах и героях: «Повесть о тохтамышевом разорении", "Хождение Пимена вЦарьград", "Задонщина" и другие. В литературе и общественной мысли Москвы тоговремени встречаются элементы европейского возрождения, то есть возвращения к истокам античного искусства. Эти элементы нашли отражение и в архитектуре, преждевсего при строительстве новых зданий соборов московского Кремля.

3)Развитие живописи связано с творчеством величайшего иконописца древней РусиАндрея Рублёва. Будучи монахом, он участвовал в росписи Благовещенского соборамосковского Кремля, создал прекраснейшую рукопись с миниатюрами "Евангелие Хитрого", большую часть росписи Спаса-Андроньева монастыря. Одной единственной иконы "Троица" было бы достаточно для того, чтобы его имя стало бессмертным. В 14 веке на Руси появилась геральдика-оформление княжеских, земельных и городских гербов. На гербе Москвы изображён скачущий всадник, поражающий копьёмдракона. Всадник на коне появился на княжеских печатях ещё во времена АлександраНевского. Это было изображение самого великого князя, но в руке у него был меч,а не копьё. После небольшого перерыва это изображение снова появилось и окончательно утвердилось на эмблеме при Дмитрии Донском. Георгием Победоносцем назвалимосковского всадника в первой половине 18 века. Началась междоусобица.общее национальное самосознание.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 150.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...