Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПО «ОБЩЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (С ПРАКТИКУМОМ)»
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (полный курс обучения) Профили: «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования», «Психология образования», «Специальная психология и педагогика» Срок изучения – 1/2 семестры Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа Аудиторные занятия – 18 час. Лекции – 10/0 час. Практические занятия – 0/8 час. Самостоятельная работа – 126 час. Форма отчетности – контрольная работа (4 час.), экзаменво втором семестре (36 часов или 1 з.е. из времени, отведенного на самостоятельную работу).
СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 2. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Практическое занятие (2 час.) Тема: «Методологические основания научного психологического исследования» Обсуждение вопросов: 1. Наука как система знаний и как вид деятельности. Понятие парадигмы. Развитие и разрушение парадигм в ходе развития науки. 2. Эмпирические методы в психологии. Три понимания метода: методология, собственно метод, методика. Классификации методов исследования в психологии. Три источника эмпирических данных в психологии (Р. Кэттелл). 3. Психологическое наблюдение как метод и методика. Наблюдение: внешнее, включенное, самонаблюдение. Моделирование ситуации наблюдения. 4. Классификации психологических экспериментов. 5. Понятие валидности психологического эксперимента. Внутренняя и внешняя валидность. Практическое задание: подгрупповая работа поразработкепрограммы психологического наблюдения по плану: - Сформулировать цель и предмет наблюдения. - Определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении. - Определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение. - Установить временные рамки наблюдения и составить его график. - Определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях. - Разработать бланк регистрации наблюдаемого явления. Тема 4. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИКИ Практическое занятие (2 час.) Тема: «Естественнонаучные основы психологии» План практического занятия: 1. Доклады на тему «Естественнонаучные основы психологии», их обсуждение. - Общее строение нервной системы человека. - Структура и основные поля коры головного мозга. - Роль и функции ретикулярной формации в управлении психикой и поведением. - Понятие и структура анализатора. 2.Презентация схем строения анализаторных систем(зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых). Тема 5.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Практическое занятие(2 час.) Тема: «Экспериментальные методы исследования психических процессов» Обсуждение вопросов: 1. Изучение объема кратковременной памяти. 2. Исследование непроизвольного запоминания (тест П.Б. Невельского). 3. Исследование произвольного запоминания. 4. Исследование свойств внимания (объема, устойчивости, концентрации, переключение, распределение). 5. Исследование мыслительных операций: классификация предметов и понятий; методы исследования обобщений; исследование лабильности-ригидности мыслительных процессов. Тема 8. ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Практическое занятие (2 час.) Тема: «Теоретическое и практическое изучение общения» Задания к практическому занятию: 1. На основе анализа литературы подготовить сообщения по вопросам практического занятия. 2) Подготовить портреты, фотографии с разными выражениями эмоциональных состояний. 3) Составить аннотированный перечень экспериментальных методов изучения групп и коллективов. План практического занятия: 1. Доклады по теме «Теоретическое и практическое изучение общения», их обсуждение: - Понятие об общении. - Структура общения. - Перцептивная сторона общения. Восприятие и оценка эмоционального состояния по мимике, действиям и движениям. - Экспериментальные методы изучения групп и коллективов. 3. Практическое задание: по портретам и фотографиям определить эмоциональное состояние человека и предположить способы взаимодействия с ним. 4. Совместное изучение социометрического статуса студента в группе. 5. Самостоятельная работа: описание результатов исследования социометрического статуса студента в группе. Задание для самостоятельной работы. По результатам социометрического изучения определить сплоченность группы и собственный статус в группе. Оформить выводы по результатам исследования.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО «ОБЩЕЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (С ПРАКТИКУМОМ)» 1. Психология как наука. Понятие житейской и научной психологии. 2. Понятие теоретической, прикладной и практической психологии. 3. Структура современной психологии и место психологии в системе научного познания. 4. История возникновения психологических знаний. 5. Понятие о методологии и методе психологического исследования. 6. Понятие, виды, характеристика и ситуации применения основных методов психологического исследования: наблюдение, эксперимент. 7. Вспомогательные методы в психологии. 8. Проблема человека в психологии. Человек-индивид-личность-индивидуальность-субъект деятельности. 9. Специфика психического отражения и активности психики. Структура психики. 10. Понятие о познавательных (когнитивных) психических процессах. 11. Общая характеристика ощущений: виды, свойства, закономерности. 12. Восприятие как результат сложного синтеза ощущений. Основные свойства восприятия. 13. Внимание как особое свойство психики, с избирательным, направленным характером психической активности. Общая характеристика внимания. 14. Память человека: определение, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. 15. Воображение: понятие, виды, функции. Природа воображения. 16. Мышление как высший когнитивный процесс. Определение мышления, его типы и виды. 17. Эмоции. Чувства и воля. 18. Понятие и основные признаки сознания. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях. 19. Бессознательные явления в жизни человека. 20. Понятие личности. Основные факторы и механизмы развития личности. 21. Общая характеристика структуры личности: понятие направленности, способностей, темперамента и характера. 22. Специфика научного изучения личности. Концепция структуры личности К.К. Платонова. Структурный подход А.Н. Леонтьева. 23. Сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф. Лазурского, Г. Айзенка, Г. Оллпорта и Р. Кеттела в разработку проблем личности. 24. Понятие деятельности в отечественной психологической науке. Специфика человеческой деятельности. 25. Основные виды деятельности: игра, учение, труд, общение. Структура деятельности: потребности, мотивы, действия, операции. 26. Понятие о мотиве и мотивации. Проблема мотивации деятельности человека. 27. Уровень притязаний и самооценка. Методы изучения самооценки. 28. Общие и специальные способности. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. 29. Темперамент. Основные типы темперамента. 30. Характер как специфическая совокупность свойств личности. Особенности формирования характера. 31. Понятие общения. Специфические особенности межличностного общения. 32. Функции речи как средства общения. Речевые механизмы и их значение в жизни человека. 33. Предмет экспериментальной психологии. 34. Научная проблема. Научные гипотезы: виды, типы, содержание. 35. Психологические измерения (методы ранжирования абсолютной оценки, парных сравнений, выбора). 36. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. 37. Результаты исследования: интерпретация, представление. 38. Методы изучения памяти. 39. Методы изучения внимания. 40. Методы изучения мышления. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ «ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (С ПРАКТИКУМОМ)» Основная литература 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов. СПб.,2004. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2003. 4. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2000. 5. Панферов В.Н. Психология человека. СПб., 2000. 6. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2000. 7. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2005. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2001. 9. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов-на-Дону, 2003. Дополнительная литература 10. Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993. 11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. М., 1990. 12. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания. М.,1977. 13. Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. Т.2. М., 1980. 14. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Учебное пособие. Пятигорск, 1990. 15. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М., 1990. 16. Веккер Л.М. Психика и реальность. М., 1998. 17. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. Т. 1. М., 1996. 18. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1999. 19. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. 20. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997. 21. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1998. 22. Гроф С. За пределами мозга. М., 1992. 23. Дубинин Н.П. Что такое человек. М.,1983. 24. Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. М., 1990. 25. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990. 26. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. стер. М., 2005. 27. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1998. 28. Кон И.С. Возраст и возрастные категории // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. стер. М., 2005. 29. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988. 30. Леонтьев А. Н. Развитие психики в онтогенезе //Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения: В 2-х т. Т.1. М., 1983. 31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 32. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988. 33. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной. СПб.,2009. 34. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 35. Практикум по общей психологии/Под ред. А.И. Щербакова. М., 1990. 36. Практикум по общей и экспериментальной психологии/Под ред.А.А. Крылова. Л., 1987. 37. Равич-Щербо И.В. О роли наследственности в психическом развитии человека // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. стер. М., 2005. 38. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М., 1987. 39. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Основы психологической антропологии. М., 1995. 40. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1987. 41. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функции мозга. М., 1985. 42. Шарден, Пьер Тейяр. Феномен человека. М., 1987. 43. Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. Ростов-на-Дону, 1990. 44. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989. 45. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. вузов / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. 3-е изд. стер. М., 2005. Периодика Вопросы психологии.Психологическая наука и образование. Первое сентября. Школьный психолог. Педагогический поиск.Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Интернет-ресурсы: 1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена 2. Каталог образовательныхинтернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 3. Библиотека портала – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242 4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp 5. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html 6. Научная онлайн-библиотека Порталус– http://www.portalus.ru/ 7. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/ 8. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 145. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |