Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задание 6. Прочитайте текст. Найдите в нем средства официально-делового стиля. Объясните, с какой целью они употреблены автором.




Как допускается порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию плаща., шляпы, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметанию пола и мойку посуды.

По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент права на заслуженный отдых.

Однако жена не сделала соответствующих выводов из моего заявления и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня таких качеств, как то: порядочности, совести, стыда и проч., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании трудящихся.

После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.

Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

 

Задание 7. Выявите лексические и грамматические ошибки, исправьте их и запишите предложения в отредактированном виде.

1. Показателем, характеризующем квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем. 2. Наша цель – создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города. 3. Цены на товары договорные в соответствии с действующим прейскурантом цен. 4. Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с вашей фирмой. 5. Оптовые торговцы должны создавать хорошие деловые отношения с руководством рынка, чтобы обеспечить успешную работу рынка оптовой торговли. 6. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 7. На вверенной вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

 

Задание 8.  Напишите сокращенно данные слова и сочетания слов

Город, область, район; Москва, Санкт-Петербург; профессор, доцент, заведующий кафедрой, заместитель декана, исполняющий обязанности заведующего кафедрой, кандидат юридических наук; например, смотри на странице 720; Центральный банк Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью, предприниматель без образования юридического лица, совместное предприятие; 4 миллиона рублей, 620 тысяч рублей.

 

Задание 9. Перед Вами текст официального документа. Правильно ли подобраны автором языковые средства?

Уважаемый Павел Борисович!

Прошу Вас посодействовать получить денежный вклад на сумму 50 тысяч рублей пенсионерке, вдове участника Великой Отечественной войны, Абрамовой Лидии Алексеевне, которая живет по адресу: г. Екатеринбург, ул. Советской Армии, 239-23.

На иждивении у гражданки Абрамовой есть очень старая мать, которой 87 лет, сама Абрамова Л.А. инвалид с детства.

Семья Абрамовой Л.А. на самом деле нуждается в помощи.

 

Первый заместитель

главы администрации города                                     А.В.Борисов

Задание 10. Укажите лексические средства, с помощью которых в следующем фрагменте художественного текста имитируется официально-деловой стиль. Чем достигается комический эффект? Какой документ просил Николай Иванович?

На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен. <…>

- Я очень прошу выдать мне удостоверение, - заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, - о том, где я провел предыдущую ночь.

- На какой предмет? – сурово спросил кот.

- На предмет представления милиции и супруге, - твердо сказал Николай Иванович.

- Удостоверений мы обычно не даем, - ответил кот, насупившись, но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:

- Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства… Поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.

- А число? – пискнул Николай Иванович.

- Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, - отозвался кот, подмахнув бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу. (М.Булгаков. Мастер и Маргарита)

 

Задание 11. Заполните таблицу

  документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и регулировании каких-либо отношений
  документ, в котором говорится о профессиональных и личных качествах человека, раскрывается его деловое и общественное лицо
  документ, в котором в произвольной форме точным, лаконичным, официальным языком дается краткое описание в хронологической последовательности этапов своей жизни и учебно-трудовой деятельности
  документ, излагающий должностному лицу причины нарушения трудовой (учебной) дисциплины, каких-либо правил, невыполнения задания и т.п.
  документ, представляющий потенциальному работодателю анкетные данные, профессиональные и личные качества, возможности претендента на какую-либо должность
  документ, содержащий просьбу или предложение лица (лиц), адресованный должностному лицу или организации
  документ, подтверждающий получение каких-либо материальных ценностей

 

Задание 12. Прочитайте начальную часть заявления. Найдите ошибки, исправьте их и объясните Вашу правку.

Начальнику отдела аспирантуры

Ивановой В.

От аспиранта Валентина Смирнова,

обучающегося на кафедре теории

и истории журналистики

Заявление

 

Задание 13.  Прочтите текст. Определите жанр документа. Какие сведения в нем представлены?

Я, Кузнецов Игорь Дмитриевич, родился 10 января 1981 года в селе Отрадное Льговского района Курской области.

В 1988 году поступил в Отрадненскую начальную школу. С 1992 года, в связи с переездом семьи, продолжал обучение в школе № 4 города Льгова, которую и окончил в 1998 году. Во время обучения в школе исполнял обязанности старосты класса, был членом редколлегии.

В 1998 году поступил на экономический факультет Курского государственного университета по специальности «Менеджмент». В настоящее время являюсь студентом 4 курса названного вуза.

Отец, Кузнецов Дмитрий Сергеевич, токарь Льговской мебельной фабрики. Мать, Кузнецова Анна Васильевна, занимает должность бухгалтера на заводе «Элекстросталь».

Холост.

    10 октября 2002 г.                                                  Подпись

Задание 14. Проанализируйте автобиографию М.А.Булгакова. К какому виду биографии она относится? Докажите свою точку зрения.

Автобиография

Родился в Киеве в 1891 году. Учился в Киеве и в 1916 году окончил университет по медицинскому факультету, получив звание лекаря с отличием.

Судьба сложилась так, что ни званием, ни отличием не пришлось пользоваться долго. Как-то ночью в 1919 году, глухой осенью, едучи в расхлябанном поезде, при свете свечечки, вставленной в бутылку из-под керосина, написал первый маленький рассказ. В городе, в который затащил меня поезд, отнес рассказ в редакцию газеты. Там его напечатали. Потом напечатали несколько фельетонов. В начале 20-го года я бросил звание с отличием и писал. Жил в далекой провинции и поставил на местной сцене три пьесы. Впоследствии в Москве в 1923 году, перечитав их, торопливо уничтожил. Надеюсь, что нигде ни одного экземпляра их не осталось.

В конце 21-го года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддерживать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий. Заодно возненавидел редакторов, ненавижу их сейчас и буду ненавидеть до конца жизни.

В берлинской газете «Накануне» в течение двух лет писал большие сатирические и юмористические фельетоны.

Не при свете свечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах». Эту книгу у меня купило берлинское издательство «Накануне», обещав выпустить в мае 1923 года. И не выпустило вовсе. Вначале меня это очень волновало, а потом я стал равнодушен.

Напечатал ряд рассказов в журналах в Москве и Ленинграде.

Год писал роман «Белая гвардия». Роман этот я люблю больше всех других моих вещей.

Москва, октябрь 1924 г.                                    М.А.Булгаков (подпись)

 

Задание 15. Напишите 2 вида своей автобиографии: официальную и литературную. Официальную – для устройства на работу, а литературную напишите так, чтобы мы поняли, что вас привлекло в будущей профессии. Будут ли отличаться эти тексты? Чем?

 

Задание 16. Составьте свое резюме, опираясь на материалы лекции и учебника.

 

Задание 17. Укажите жанр документа и его характерные особенности.

 

Ректору МПГУ

Романову Р.Р.

библиотекаря

Жгун К.В.

 

________________________

 

Довожу до Вашего сведения, что в связи с аварийным состоянием читальный зал № 3 закрыт с 10 апреля 2012 г. Несмотря на Ваше распоряжение, ремонтные работы в нем до настоящего времени не начались. Ввиду приближения зимней зачетно-экзаменационной сессии сложившаяся ситуация беспокоит работников библиотеки, а также студентов и профессорско-преподавательский состав.

Прошу принять меры по ускорению ремонта данного читального зала.

 

10 октября 2012 г.                      подпись

 

Задание 18. Составьте шутливый протокол собрания главных героев м/ф «Зима в Простоквашино».

Задание 19. Составьте жалобу (от имени жителя микрорайона), а затем – деловое письмо-ответ на нее (от имени чиновника), используя материал информационной заметки.

Вчера в Москве прошел неожиданный снегопад. Улицы были буквально завалены снегом. Уборочных машин при этом на проезжей части не наблюдалось. Прохожие вязли в снегу; кое-где висели оборванные провода, но ремонтных бригад на этом участке не было. Только к утру следующего дня некое подобие порядка было восстановлено.

Материал для справок: начало снегопада 8 часов утра; количество выпавших осадков – 30 мм; район Москвы – Ясенево; приняты следующие меры: …..; работа дворников; работа дежурной части…

 

Задание 20. Составьте деловое письмо-приглашение на ярмарку идей «Государство и дети: проблемы и пути их решения» от имени ее организаторов.

Напишите деловое письмо-отказ от участия в ярмарке, используя этикетные формы вежливости.

 

СТИЛИ.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

1. Лингвистические и экстралингвистические черты научного стиля.

2. Подстили научного стиля.

3. Жанры научного стиля.

4. Оформление цитат, сносок, библиографического списка.

 

1. Лингвистические и экстралингвистические черты научного стиля

Сфера функционирования научного стиля –  наука.

Цель научного стиля ― сообщение, объяснение научных результатов.

Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля.

Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.).

Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол «считать», имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение: «делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагать».

«Мы ясно понимаем, что разные исследователи могут и должны по-разному представлять себе перспективы развития науки и не претендуем на провозглашение истины в последней инстанции, однако считаем полезным изложение своей точки зрения на этот важный вопрос» (Экология. 1993. № 3).

Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например, тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.

В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной (перспективы, развитие, истина, изложение, точка зрения).

В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской.

Морфология:

преобладание отглагольных существительных: изучение, исследование, рассмотрение…

употребление авторского МЫ: рассмотрим, проанализируем….

использование безличных форм глагола: рассматривается, изучается…

частое употребление причастий и деепричастий;

использование сложных союзов и производных предлогов: в соответствии с.., в результате, в отличие от…

В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании вместо 1-го лица обобщенно-личных и безличных конструкций: есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т. п. Этим же объясняется и применение в научной речи большого количества пассивных конструкций, в которых реальный производитель действия обозначается не грамматической формой подлежащего в именительном падеже, а формой второстепенного члена в творительном падеже или вообще опускается. Поэтому на первый план выдвигается само действие, а зависимость от производителя уходит на второй план или вообще не выражается языковыми средствами:

«В системе современного менеджмента в качестве объекта управления рассматриваются, во-первых, организации или предприятия-товаропроизводители, во-вторых, процессы управления как явления (…) Современный менеджмент рассматривается как особая динамическая организация управления» (Высшее образование в России 1995. №2)                             

Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и проч. (см. предшествующие примеры). Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия, например: «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».             

 

2. В научном стиле можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

· собственно научный ― наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, энциклопедии;

· научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги;

· научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений, справочники, пособия).

· научно-технический(литература технического характера)

· справочно-информационный(справочники, словари, энциклопедии)

 

3. Жанры

 

Первичные: статья, тезисы

Вторичные (созданные на основе первоисточника в результате его компрессии): план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, рецензия.

Компрессия основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

План – это озаглавливание (различными типами предложений) смысловых частей научного первоисточника.

Вопросный план состоит из пунктов, сформулированных в виде вопросов. При этом используются вопросительные слова какой, каков, почему, как, где и т.д.

План в назывной форме включает пункты, оформленные как назывные предложения, т.е. односоставные предложения, состоящие только из субъекта или субъекта с пояснительными словами: роль чего в чем, предмет чего….

Тезисный план – это план, пункты которого выражают основные, кратко сформулированные положения текста.

Простой план – это выделение и наименование главных, основных частей статьи.

В сложном плане главные части делятся на ряд дополнительных.

Запись сложного плана:

1. _____

1.1. _______

1.2. _______

1.3. _______

1.3.1. ____

1.3.2. ____

 

Тезисы как вторичный текст пишутся на основе статьи, параграфа, главы, лекции другого автора. Это результат компрессии первичного текста в виде кратко сформулированных основных положений, но вместе с тем имеющих более развернутую форму, чем тезисный план. В тезисах не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность.

Конспект – краткое письменное изложение содержания книги, статьи, лекции, предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты.

При конспектировании может быть применим любой способ передачи материала: цитирование, передача основных мыслей текста «своими словами», смешанный вариант.

Реферат – изложение основного содержания первоисточника.

При раскрытии содержания первичного произведения в реферате передается та новая, значительная, проблемная информация, которая составляет суть, идею первоисточника.

По количеству источников выделяются рефераты монологические и обзорные. По коммуникативным целям – информативные, аналитические и индикативные.

Монологический реферат составляется по 1 источнику.

Обзорный пишется на основе нескольких текстов, посвященных одной проблеме.

Информативный реферат содержит в обобщенном виде все основные положения первичного текста.

Аналитический реферат содержит элементы оценочного характера.

Индикативный реферат, или реферат-резюме строится на основе самого существенного, ключевого в содержании первоисточника; все вторичное с позиций освещаемой темы опускается.

Структура и основное содержание типового реферата:

1. Вводная часть (заголовочная): указываются фамилия и инициалы автора, название работы, выходные данные.

2. Собственно реферативная часть: формулировка темы (проблемы) первичного текста. Компрессия научной информации, направленная на то, чтобы выявить и выбрать из содержания первичного документа наиболее существенную, новую информацию и представить ее в новой краткой форме в соответствии с поставленной целью по принципу «минимум знаков – максимум информации». Заключительная часть: выводы автора.

3. Итоговая часть (является обязательной для аналитического реферата): вывод, содержащий оценку работы автора с точки зрения новизны информации и рекомендации о возможности и сфере использования изложенных идей (положений).

 

Работа над рефератом:

1) Какой проблеме посвящена статья (книга)? Как автор рассматривает данную проблему? О чем статья (книга)?

2) Составить план

3) Клише: автор излагает свои мысли…; автор анализирует, автор отмечает…; автор уделяет внимание…; автор утверждает, что…; автор убеждает нас в том, что…

4) Соединить все части реферата. Конструкции: статья посвящена…, автор исходит из того, что…; далее автор рассматривает…; опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что…; в статье доказывается…

5) Работа имеет большое значение для…; Достоинством работы является….; Нельзя не согласиться с автором в том, что…

 

Аннотация – краткое разъяснительное или критическое замечание, сжатая характеристика содержания и назначения первичного текста – продукта печати (книги, статьи и т.д.) По сути это реклама текста. Аннотация не раскрывает содержания текста, а лишь сообщает о его существовании, дает самое общее представление о нем.

Состоит из 2 частей: библиографического описания и собственно текста.

Собственно текст можно разделить на 2 части: о чем книга? Какие вопросы рассматриваются в ней? И для кого предназначена? Кому будет интересна?

 

Рецензия – официальный письменный отзыв, содержащий критический разбор какого-либо научного сочинения. Назначение – информировать общественность о новой публикации, дать доказательный анализ и оценку значимости произведения, показать его назначение и возможность использования. В связи с этим рецензент должен аргументировано выразить свое отношение к основным положениям анализируемого текста и поднимаемым в нем проблемам, показать достоинства и недостатки работы.

Какие вопросы рассматриваются в статье (книге, диссертации…)? С какой точки зрения? Достоинства и недостатки работы? Какие выводы можно сделать?

4. Цитирование

Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

Оформление библиографии и сносок

Описание книги

- ФИО автора или авторов, название источника, место и год издания:

Граудина Л.К. Культура русской речи и эффективность общения. – М., 1998. – 218 с.

 

- Если авторов несколько, они перечисляются через запятую, причем обычно указывается не более трех авторов, далее ставится помета и др.

- Редакторы изданий указываются после одной косой линии(/), причем в данном случае инициалы указываются перед фамилией. Упоминание фамилий редакторов обычно снабжается комментариями Отв. ред., Под ред. и др.

- Уточнения к названиям книг отделяются двоеточием и указываются с большой буквы (Культура речи юриста: Учебное пособие…)

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 348 с.

Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М., 1997. – 348 с.

Новый иллюстрированный словарь иностранных слов с приложениями / Под ред. В.Бутромеева. – М., 1998. – 540 с.

Ширшов И.А. Множественность словообразовательной мотивации в современном русском языке / Отв. ред. Т.А.Архангельская. – Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1981. – 117 с.

 

Описание статьи, раздела книги

Хаймович Б.С. О единицах грамматической сферы // Вопросы языкознания. – 1968. – № 6. – С. 25-31

Оформление авторефератов и диссертаций

Ханпира Э. Окказиональное словообразование В.В.Маяковского (отыменные глаголы и причастия). Автореф. дисс… канд. филол. наук. – М., 1966. – 15 с.

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 520.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...