Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Протокол исследования переключения внимания




Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
/ 1 2 3 4 5   24 23 22 21 20  
t 6 7 8 9 10   19 18 17 16 15  
t 11 12 13 14 15   14 13 12 11 10  
t 16 17 18 19 20   9 8 7 6 5  
t 21 22 23 24 25 -   4 3 2 1  

А =» Г - С,

где А — показатель переключения внимания, Т и С — балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 2.3 и 2.4.

86

Балльная оценка времени переключения внимания

Таблица 2.3

       

Этап

   

 

I   II   III   IV  

V

время балл время балл время балл время балл время балл
<16 44 <29 44 <32 44 <28 45 <30 44
16-21 43 29-34 43 32-40 43 28-34 44 30-34 43
21-26 42 34-39 42 40-48 42 34-39 43 34—38 42
26-30 41 39-44 41 48-56 41 39-45 42 38-42 41
30-35 40 44-49 40 56-64 40 45-50 41 42-46 40
35-40 39 49-54 39 64-76 39 50-56 40 46-50 39
40-45 38 54-59 38 76-84 38 56-62 39 50-54 38
45-50 37 59-64 37 84-92 37 62-67 38 54-58 37
50-54 36 64-69 36 92-100 36 67-73 37 58-62 36
54-59 35 69-74 35 100-108 35 73-78 36 62-66 35
59-64 34 74-79 34 108-116 34 78-84 35 66-70 34
64-69 33 79-84 33 116-124 33 84-90 34 70-74 33
69-74 32 84-89 32 124-132 32 90-95 33 74-78 32
74-78 31 89-94 31 132-140 31 95-101 32 78-82 31
78-83 30 94-99 30 140-148 30 101-106 31 82-86 30
83-88 29 99-104 29 148-156 29 106-112 30 86-90 29
88-93 28 104-109 28 156-164 28 112-118 29 90-94 28
93-98 27 109-114 27 164-172 27 118-123 28 94-98 27
98-102 26 114-119 26 172-180 26 123-129 27 98-102 26
102—107 25 119—124 25 180—188 25 129-134 26 102-106 25
107-112 24 124-129 24 188-196 24 134-140 24 106-110 24
112-117 23 129-134 23 >196 23 140-146 23 110-114 23
>117 22 134-139 22   22 146-151 22 114-118 22
    >139 21     >151   118-122 >122 21 20

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (см. табл. 2.2).

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо в результате сопоставления данных сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, т.е. в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от средне-

87

I

групповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 2.4

Балльная оценка ошибок переключения внимания

 

 

Этап

Количество ошибок

Ошибки, баллы

цвета числа порядка
I 1 2 3 2 46 2 6 48
II 1 2 3 4 1,5 3 4,5 7,5 1,5 3 4,5 7,5 4,5 6
III 1 2 3 4-5 1 2 3 6 1 2 3 1 4 6
IV 1 2 3 2 5 8 1,5 3 8 2
V 1 2 3 2 5 8 1,5 3 8 2

2.3. ОЦЕНКА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Для проведения исследования потребуется 9 геометрических фигур и 12 слов: гора, игла, роза, кошка, часы, пальто, книга, окно, пила, вилка, нога, ваза. Для предъявления данного материала, как правило, используют тахистоскоп. Однако, когда че-

88

рез эксперимент проходит большое количество испытуемых, те-стовый материал предъявляется безаппаратурно: через прорезь на картонном листе. Время экспозиции каждого элемента 2 се-кунды, а интервал между экспозициями — 1 секунда.

Занятие проходит индивидуально. Работа начинается после ус-тановления с ребенком доверительных отношений. Испытуемый садится за стол напротив экспериментатора и приступает к выпол-нению задания после его устной инструкции: «Сейчас я буду пока-зывать по порядку и только один раз геометрические фигуры (или слова). Необходимо запомнить и по моей команде нарисовать (или написать) их. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». В протоколе экспериментатор фиксирует время воспроизведения, количество правильно воспроизведенных элементов и ошибок.

Затем подсчитать количество правильно воспроизведенных эле-ментов с, ошибочно воспроизведенных элементов т и проггу-щенных элементов п. Основной показатель продуктивности па-мяти В определяется по формуле:

Протокол исследования объема образной и вербально-логической кратковременной памяти

Стимульный материал Время воспроизведения, с Поправка на время Качество воспроизведения
Геометрические фигуры      
Слова      

Время воспроизведения каждого элемента рассчитывается с учетом поправки Г (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Поправка на время воспроизведения стимульного материала

Геометрические фигуры

Слова

экспериментальное время, с поправка на время, баллы экспериментальное время, с поправка на время, баллы
<5 5-25 25-35 >35 +1 0 -1 -2 <4 4-13 13-17 >17 +1 0 -1 -2

89

Показатель объема кратковременной памяти А, объединяющий показатель продуктивности памяти В и время воспроизведения с учетом поправки Г вычисляется по формуле

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю успешности кратковременной образной памяти, подсчитывается средняя арифметическая величина показателя успешности по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные экспериментальные данные между собой.

Для последующего сопоставления полученных данных с другими характеристиками памяти, а также для интериндивидуального анализа необходимо перевести абсолютные значения объема кратковременной памяти А в шкальные оценки по табл. 2.6.

Таблица 2.6

Шкальные оценки объема кратковременной памяти

Шкальные Образная Вербально- Шкальные Образная Вербально-
оценки память логическая память оценки память логическая память
19 >100 >86 9 63-67 38-42
18 79-86 8 59-62 33-38
17 98-100 74-79 7 54-58 29-33
16 94-97 69-74 6 50-53 23-29
15 90-93 65-69 5 46-49 20-23
14 87-89 60-65 4 40-45 12-20
13 82-86 56-60 3 36-39 11—12
12 76-81 51-56 2 31-35 7-11
11 73-75 47-51 1 26-30 2-7
10 68-72 42-47 0 <25 <2

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии межгрупповых (например возрастных) различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых, о степени выраженности индивидуальных различий как по одномодальным, так и по разномодальным показателям. При анализе результатов следует

90

иметь в виду, что нормативных данных для данной методики нет. Поэтому каждый отдельный результат может быть интерпретирован лишь в сравнении с другими.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 201.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...