Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ УКРОТИТЬ СВОЙ УМ?




Осознание того, до какой степени неуправляемы наши умы, было одним из величайших потрясений в моей жизни. Мои профессиональные знания в области медицины, наук о мозге, или психологии позволяли мне лишь смутно догадываться об этом. Я был в высшей степени не готов принять факт действительной непоседливости ума, который открылся мне во время первого посещения центра уединения.

Каждый час я садился медитировать, полный решимости сохранять бдительность и сознавание, и сосредоточиваться на ощущениях дыхания. Несмотря на это, уже через несколько секунд мое внимание расплывалось на приятные воспоминания или боязливые фантазии, и всякая мысль о дыхании, или даже о том, что мне нужно на нем сосредоточиваться, оказывалась полностью забыта. Снова и снова я должен был пробуждаться от своих фантазий и давать себе клятву, что на этот раз я действительно буду сосредоточиваться на дыхании, однако через мгновенье я забывал и о дыхании, и о клятве. Это был уничижительный опыт, и впоследствии я писал:

Я был вынужден признавать: то, что я прежде привык считать своим рациональным умом, занятым планированием и решением проблем, в действительности представляло собой неистовый поток мощных, требовательных, крикливых, и зачастую не связанных друг с другом мыслей и фантазий... Становилось очевидно, что я обладал не более чем слабым намеком на возможность управлять своими мыслями или чувствами.

Психология бессильна перед проблемой

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд отчасти отдавал себе отчет в этой проблеме. Фрейд шокировал западный мир своим заявлением, что мы отнюдь не такие полностью сознательные, рациональные существа, какими тщетно себя воображаем. Он утверждал, что нами движут мощные неосознаваемые силы, скрытые в глубине нас. Фрейд кратко подытожил проблему в своей знаменитой жалобе: "человек не хозяин даже в своем собственном доме... в своем уме".

Величайший американский психолог Уильям Джеймс пришел к той же догадке еще в 1899 г. Джеймс сознавал трагические следствия этого отсутствия власти над умом, и полагал, что обучение, направленное на развитие устойчивого внимания, "было бы самым высшим образованием". К несчастью, Джеймс не смог получить такого образования и, в конце концов, смирился с мыслью о "невозможности постоянного поддержания внимания". На протяжении почти всего двадцатого века западная психология ошибочно разделяла этот пессимистический вывод Джеймса, тем самым глубоко недооценивая наши возможности.

Великие религии решили проблему

Сами того не зная, Фрейд и Джеймс вторили извечным жалобам новичков, которые, начиная учиться медитации, на собственном опыте обнаруживали, как легко отвлекается внимание. Буддисты уже давно сравнивали ум, колеблющийся от одной мысли к другой, с мартышкой, которая беспорядочно скачет с ветки на ветку. Точно так же, "Бхагавадгита" – своего рода "индуистская библия" – две тысячи лет назад сетовала:

Как беспокоен ум...
Поистине, он переменчивее ветра.

Но в то время как западная психология признала свое бессилие перед этой проблемой, великие религии ее решали. Западные психологи утверждают, что внимание невозможно поддерживать, но великие религии говорят, что его возможно и необходимо поддерживать. Один из величайших индуистских мудрецов XX в. Рамана Махарши подчеркивал: "Все без исключения священные писания провозглашают, что для обретения спасения следует подчинить себе ум". Когда ученик спросил его: "Что не дает мне познавать самого себя или Бога?", он в ответ бросил: "Твой блуждающий ум!". Жизненную важность этой проблемы передает дзенская история:

Ученик Дзен приобрел духовный текст. Принеся книгу в монастырь, ученик показал ее учителю, и попросил его написать на ней какие-нибудь вдохновляющие слова.

"Конечно" – согласился учитель, что-то написал, и через мгновенье отдал книгу обратно. Ученик нашел там лишь одно слово: "Внимание!"

"Не напишете ли вы что-нибудь еще?" – взмолился ученик, снова отдавая книгу учителю.

"Ладно" – сказал учитель; на этот раз он писал несколько мгновений. Теперь ученик нашел в книге три слова: Внимание! Внимание! Внимание!

Некоторые практикующие были готовы пойти на все, чтобы овладеть вниманием. Ван Ян-мин жил в Китае XVI в и был одним из величайших неоконфуцианских философов и мудрецов. Стремясь обрести просветление, Ван и его друг Чен решили попытаться, не отвлекаясь, сосредоточиваться на куске бамбука, чтобы отточить свое сознавание настолько, чтобы они могли постичь в этом куске божественный принцип.

День и ночь Чен тщательно изучал принцип бамбука. Три дня он истощал свой ум, пока не перенапряг свою умственную энергию и не заболел. Поначалу я сказал, что все дело в том, что у него недостаточно силы. Я взялся за задачу сам и изучал бамбук с утра до темна, но все равно не мог раскрыть его принцип. Через семь дней я тоже заболел, поскольку изнурил свой ум. Так что мы вместе вздохнули и сказали: "Мы не можем быть мудрецами или достойными людьми, поскольку у нас нет необходимой для этого великой силы".

К счастью, у Ван Ян-мина, в итоге, были два озарения:

  1. Он осознал, что такие длительные и напряженные умственные усилия вовсе не обязательны.
  2. Он понял, что божественный принцип, который он искал, можно найти в собственном уме. С этим пониманием он, наконец, обрел просветление и впоследствии стал одним из величайших философов и государственных деятелей Китая.

ЗАЧЕМ СОСРЕДОТОЧИВАТЬСЯ?

Почему так жизненно важно тренировать внимание? Зачем давать себе труд учиться сосредоточению? Потому, что наш нетренированный ум взимает огромную дань с нашего психологического и духовного благополучия, и потому, что, будучи обуздан, сосредоточенный ум дает огромные преимущества. Далай Лама утверждал: "Религия – это, в лучшем случае орудие, призванное помочь вам тренировать свой ум". По словам Будды:

Больше, чем все, кто тебя ненавидят,
больше, чем все твои враги,
тебе вредит неумелый ум.
Отточенный ум приносит большее благо,
чем твои мать и отец,
чем вся твоя семья.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...