Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-педагогической работы                             А.П. Орлова




УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой социально-педагогической работы

ФСП и П УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

профессор __________А.П. Орлова

«21» ноября 2011 г.

 

Требования к теоретическим знаниям и практическим умениям по курсу «Педагогика»

Раздел «Педагогические системы и технологии»

Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Педагогика» (раздел «Педагогические системы и технологии») определены на основе «Образовательного стандарты РБ. Высшее образование. 1 ступень (спец. 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям) ОСРБ 1-86 01 01 – 2008 с учетом требований компетентностного подхода.

 

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- сущность понятий «педагогическая система» и «педагогически технология»,

- аспекты рассмотрения педагогической технологии,

- структуру педагогической технологии,

- социальную и педагогическую обусловленность необходимости применения технологического подхода в современном образовании,

- концептуальные основания проектирования педагогических систем и технологий,

- подходы к классификации педагогических технологий,

- технологии осуществления различных этапов педагогического процесса,

- концептуальные основы личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания,

- технологические аспекты реализации развивающего обучения,

- теоретико-методические основы технологий активизации и интенсификации учебно-познавательной деятельности учащихся,

- особенности проектирования и использования технологий на основе эффективного управления учебно-воспитательным процессом,

- содержание и особенности деятельности педагога на этапах разработки и внедрения педагогических технологий в практику,

- трудности, возникающие в процессе реализации технологического подхода в образовательной практике и пути их преодоления,

- критерии оценки, используемые для определения эффективности педагогических технологий.

- особенности отбора педагогических технологий,

- специфику работы учителя по освоению педагогических технологий.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- адекватно использовать понятийно-терминологический аппарат, относящийся к разделу «Педагогические системы и технологии»,

- анализировать опыт использования педагогических технологий в практике обучения и воспитания учащихся,

- давать разноаспектную характеристику различным педагогическим технологиям,

- проектировать учебное занятие и воспитательное мероприятие в соответствии с заданной педагогической технологией,

- производить отбор комплекса технологий обучения и воспитания в соответствии с поставленной педагогической целью,

- выявлять педагогический потенциал технологий обучения и воспитания,

- читать и использовать на практике технологические схемы,

- составлять технологическую карту и технологическую схему урока, внеурочного, воспитательного мероприятия,

- осуществлять педагогическую экспертизу технологий обучения и воспитания,

- проектировать учебно-воспитательный процесс, предполагающий использование личностно-ориентированных, развивающий технологий, а также технологий активизации учебной деятельности учащихся и технологии на основе эффективного управления педагогическим процессом,

- осуществлять работу по модернизации имеющихся технологий в соответствии с поставленными педагогическими задачами, возможностями субъектов образования и имеющимся материально-техническим ресурсом.

Студент должен владеть:

- приемами организации самостоятельной учебной деятельности в единстве организационно-управленческого, общеучебного и профессионального компонентов,

- культурой устного высказывания, ведения диалоги и дискуссии,

- поиска и обработки профессионально значимой информации и адекватными формами ее представления,

- техникой педагогического общения,

- навыками планирования, осуществления и оценки результативности исследовательской работы педагогического характера,

- технологическими коммуникативными и организационными приемами,

- приемами технологически грамотного описания педагогического процесса,

- приемами развертывания технологической схемы до полнотекстового педагогического описания.

 

 

Перечень заданий по проверке практических умений и навыков к экзамену по курсу «Педагогика»

Раздел: «Педагогические системы и технологии»

Специальность: 1-86 01 01 Социальная работа. Направление специальности «Социально-педагогическая деятельность». 2 курс, 3 семестр ДО.

 

1. Изучите схему «Технология формирования положительной мотивации учения на уроке». Какие еще элементы Вы бы добавили в схему, а от каких отказались? Свой выбор объясните. Предложите модернизированную схему с учетом сделанных Вами замечаний и внесенных предложений.

 

 

 


Примечание: Стрелками указаны причинно-следственные связи: «+» - усиление, «-» - ослабление следствия.

 

2. Предложите комплекс заданий, направленных на формирование у школьников различных компонентов рефлексии.

3. Разработайте фрагмент урока, на котором целесообразно использовать скрытую инструкцию и персональную исключительность в качестве приемов создания ситуации успеха.

4. Разработайте фрагмент экскурсии, доказывающей, что источником познания являются не только слово учителя и книга, но и окружающая действительность.

5. Разработайте фрагмент урока, посвященного обучению школьников решению задач определенного типа.

6. Разработайте фрагмент урока, на котором используется технология работы над понятием.

7. Раскройте содержание деятельности учителя и учащихся на различных этапах технологии. Создайте план-конспект урока, построенного по технологии полного усвоения урочной темы. (Выбор темы, изучаемой на уроке остается за студентом).

8. Сконструируйте содержание проблемных задач, отличающихся друг от друга уровнем сложности. 

9. Предложите различные виды проблемных вопросов, которые целесообразно задавать учащимся на уроке, используя разные способы формулировки проблемных вопросов и учитывая комплекс требований, предъявляемых к проблемным вопросам,

10. Разработайте содержание и продумайте форму методической презентации «Проблемное изложение материала».

11. Создайте проблемную ситуацию на уроке, используя способ установления межпредметных связей.

12. Создайте проблемную ситуацию на уроке посредством побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.

13. Смоделируйте учебную проблемную ситуацию путем постановки заданий на поиск путей практического применения полученного теоретического знания.

14. Разработайте фрагмент урока, построенного по технологии проблемного обучения.

15. Разработайте памятку для студента-практиканта, в которой как можно полно и вместе с тем четко и лаконично отразите все технологические нюансы создания опорного конспекта.

16. Предложите структуру урока, построенного на основе применения технологии обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

17. Разработайте сценарий любого вида дидактической игры, которую целесообразно использовать на этапе усвоения учениками нового материала.

18. Предложите сценарий игры, которую можно предложить к использованию на этапе обобщения изученного материала.

19. Разработайте сценарий игры, направленной на повышение интереса учащихся к изучаемому предмету. Какие элементы, разработанной игры, по Вашему мнению, в наибольшей степени способствуют достижению поставленной педагогической цели.  

20. Разработайте фрагмент игры, предполагающий репродуктивную деятельность ученика (разгадывание кроссворда, ребуса, загадки, составление дидактической мозаики). Составьте методическую справку по использованию разработанного вами фрагмента.

21. Разработайте фрагмент урока усвоения нового материала с использованием избранного вами вида групповой технологии обучения.

22.  Разработайте фрагмент урока контроля сформированных знаний и умений с использованием любого вида групповой технологии обучения.

23. Предложите тему для учебного проекта, принимая во внимание сущностные характеристики различных видов учебных проектов и требования предъявляемые к ним

§ Докажите актуальность избранной для проекта темы.

§ Укажите, к какому виду можно отнести Ваш проект, если учитывать

а) вид деятельности учащихся, который будет преобладать в ходе работы над проектом,

б) характер управления проектом,

в) особенности взаимодействия и контактов между участниками,

г) количество человек, работающих над проектом,

д) продолжительность проведения проекта.

24. Разработайте «дерево дидактических целей» изучения предложенной преподавателем темы.

25. Разработайте фрагмент модульной программы, которая может быть предложена ученикам при изучении избранной Вами темы школьного курса. При оформлении работы воспользуйтесь приведенным ниже шаблоном.

 

Содержание Методическое руководство

УЭ-n «…» (название)

Цели и задачи изучения учебного элемента Изучение УЭ следует начинать с осознания и принятия его целей. Вернитесь к УЭ-0: вспомните основную проблему модуля.
Ученик должен знать … Ученик должен уметь  …

Узловые вопросы УЭ-n:

1) ….

n) ….

Порядок изучения каждого вопроса:     - Понимание сути вопроса и осознание необходимости его усвоения.   - Изучение содержания материала по учебнику, учебному пособию, работа со словарями, справочниками, первоисточниками.   - Выполнение учебных заданий (упражнений, решение задач, ответы на вопросы) - изучи § … - если материал усваивается с трудом, изучи его в другом учебнике «…», § … - в случае затруднения обратись… - вспомни… (повтори … ) - познакомься… - обрати внимание… - изучи … (поработай над…) - рассмотри … - критически осмысли…, подумай… - выпиши самое главное в тетрадь - выбери… - составь… - зарисуй (раскрась, обозначь различным цветом)… - проконсультируйся с учителем - запиши… (изложи…) - выполни… (реши…) - приведи свои примеры - заполни… - проведи опыт и объясни суть наблюдаемых явлений, - обратись к алгоритму выполнения задания, - составь вопросы для беседы с товарищем, - обсуди с товарищем (в группе)… - обменяйтесь мнениями - оцени ответ товарища - откорректируй ответ товарища
Самоконтроль по УЭ-n: (выполнение разноуровневых заданий) - вернитесь к учебным целям УЭ-n, достиг ли ты их, - сверь свое решение с эталоном (см. приложение к модулю) - проведи рефлексию - какие ошибки тобой были допущены - раскройте причины возникновения ошибки - назови способы исправления ошибки - сдай работу на проверку учителю

Количество часов, отводимое на изучение УЭ-n.

Связь изученного учебного элемента со следующим учебным элементом Пояснения к изучению УЭ-n+2 (логический переход).

 

 


Перечень заданий к практическим умениям и навыкам по курсу “Правовое регулирование социальной работы” рассмотрен на заседании кафедры социально-педагогической работы (протокол № 17 от 21 ноября 2011 г.) и утвержден на совете факультета социальной педагогики и психологии (протокол № 15 от 21 ноября 2011 г.)

Заведующий кафедрой

социально-педагогической работы                             А.П. Орлова










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 112.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...