Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ В




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

 УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Система

Дистанционного

Обучения

 

Производственные технологии

 

Общие основы

 

Часть 1

 

 

Учебно-практическое пособие

 

Минск

2002

УДК

ББК

П

 

 

Рецензент: доктор технических наук, профессор Белорусского государственного технологического университета Э.И. Левданский

 

 

Рекомендовано кафедрой технологии

 

Утверждено учебно-методическим советом университета

 

 

Производственные технологии (общие основы)

ч.1: Учебно-практическое пособие /Самойлов М.В., Кохно Н.П., Ковалев А.Н., Миронович И.М. - Мн.: БГЭУ, 2002 -    с. (Система дистанционного обучения)

 

 ISBN

 

Рассмотрено место технологии в современном обществе и производстве, взаимодействие технологии и экономики в производственной деятельности, проанализированы основные разновидности технологии.

Дана характеристика закономерностям формирования, функционирования и развития технологических процессов и их систем.

В работе охарактеризованы важнейшие представители технологических процессов, применяемых в современном производстве.

Книга рассчитана на студентов экономических специальностей заочной формы обучения высших учебных заведений, лиц, желающих самостоятельно ознакомиться с технологическими процессами современного производства, разобраться с технической терминологией, особенностями протекания и реализации технологических процессов.

 

 

Ó Белорусский государственный

экономический университет

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От авторов

1. Введение в технологию

1.1. Место технологии в современном обществе и производстве

1.2 Понятие технологии

1.3 Функции технологии и экономики в производственном процессе

1.4 Цель изучения технологии. Связь технологии с другими науками

1.5 Характеристика разновидностей технологии

Выводы

Тренировочные задания и их решение

Вопросы для повторения

Толковый словарь

Литература

2. Закономерности формирования и развития технологических процессов и систем.

2.1. Производительность труда - основной экономический показатель уровня развития производственного процесса

2.2. Затраты. Динамика затрат.

2.3. Структура технологического процесса.

2.4. Закономерности развития технологических процессов

2.5. Производственная функция Кобба-Дугласа и закономерности технологического развития

2.6. Закономерности формирования и развития технологических систем

2.7. Оптимизация технологических систем

Выводы

Тренировочные задания и их решение

Вопросы для повторения

Толковый словарь

Литература

3. Естественные процессы как основа технологических процессов

3.1. Общие принципы классификации технологических процессов

3.2. Механические процессы, используемые в технологии

3.2.1. Транспортные процессы

3.2.2. Процессы формообразования и соединения твердых тел

Процессы изменения размеров твердых тел

3.2.4. Процессы разделения твердых тел по размеру

Процессы смешивания твердых сыпучих материалов.

3.2.6. Процессы дозирования твердых материалов

3.3. Гидромеханические процессы в технологии

3.3.1. Процессы получения неоднородных систем

 

3.3.2. Процессы разделения неоднородных систем

3.3.3. Процессы транспортирования жидкостей и газов

3.3.2.1 Разделение жидких систем

3.3.2.2 Разделение газовых систем

3.3.3 Процессы транспортирования жидкостей и газа

3.4. Тепловые процессы

3.4.1 Процессы нагревания и охлаждения

3.4.2 Выпаривание, испарение, конденсация

3.4.3 Процессы искусственного охлаждения

3.4.4. Кристаллизация и плавление

3.5 Массообменные процессы в технологии

3.5.1. Общая характеристика массообменных процессов

3.5.2. Виды процессов массопередачи

3.6 Химические процессы, используемые в технологии

3.6.1 Понятие о химико-технологическом процессе

3.6.2 Гомогенные и гетерогенные процессы

3.6.3 Экзотермические и эндотермические процессы

 

 

3.2.6.4 Обратимые и необратимые процессы

3.2.6.5 Электрохимические процессы

3.2.6.6 Электролиз

1.2.6.7 Каталитические процессы

1.2.7 Биологические процессы, используемые в технологии

1.2.7.1 Брожение

1.2.7.2 Типовые технологии сельскохозяйственного производства. Фотосинтез

Выводы

Тренировочные задания и их решение

Тесты

Вопросы для повторения

Толковый словарь

Литература

 

 

ОТ АВТОРА

 

Производственная деятельность является основой существования, как отдельного человека, так и общества в целом. Без развития производства нельзя говорить не только о развитии общества, но и о простом его существовании.

Основной производственной деятельности является технология. В технологии как таковой реализованы знания человека об окружающем мире, технология, используя законы естественных наук (физики, химии, биологии) и опыт практической деятельности воплотила их в создании тех благ, которых нет в природе.

Познание объективных закономерностей осуществления технологических процессов производства позволит экономисту анализировать любую производственную ситуацию, на научной основе планировать мероприятия по развитию производства.

Изучение дисциплины "Производственные технологии" даст возможность:

- иметь представление о месте технологии в современной обществе, о технологии как базовом звене современного производства, об общих закономерностях формирования, функционирования и развития технологических процессов и их систем;

- знать и уметь использовать категории курса, техническую терминологию и понятия, теорию технологического развития производства в своей практической деятельности;

- владеть технологическими основами производства важнейших видов продукции, методологией анализа функционирования, оптимизации и развития технологических процессов и их систем; 

- иметь навыки параметрического описания и оценки технологических процессов и их систем, проведения простейших технико-экономических расчетов.

Учебное пособие, предназначенное, в первую очередь, студентам заочной формы обучения состоит из двух частей.

В данную (первую) часть в соответствии с учебной программой включены три раздела дисциплины "Производственные технологии": введение в технологию, закономерности формирования и развития технологических процессов и их систем, естественные процессы как основа технологических процессов (базовые процессы в технологии).

Пособие рассчитано на студентов экономических специальностей высших учебных заведений и всех тех, кто хочет самостоятельно ознакомиться с закономерностями формирования и развития технологических процессов, принципами их реализации в условиях современного производства.

 

Введение в технологию

 

Введение. В данном разделе раскрывается технологическая сущность производственной деятельности, функции и взаимосвязь технологии и экономики в производственном процессе, исследуется предмет, изучаемый технологией как наукой, терминологическое осмысление понятия технологии, дается анализ разновидностей технологии и их характеристика.

1.1 МЕСТО ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

И ПРОИЗВОДСТВЕ

 

Для обеспечения своего существования обществу необходимо удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, при этом, чем большее количество товаров и услуг производится и потребляется обществом, тем выше уровень его развития. Потребности человека в материальных товарах ограничены по объему (потребности в пище, одежде и т.д.), а нематериальные услуги (образование, наука, духовные потребности) потребляются без ограничения. Вместе с тем материальные потребности первичны по отношению к нематериальным.

Так как большинство товаров и практически все услуги не появляются естественным природным путем, их необходимо производить искусственно. Поэтому, нужные обществу товары и услуги получают посредством создаваемых людьми производственных систем. Покажем схематично взаимосвязь между производством и уровнем развития общества (рис1.1).

 

 


Рис. 1.1. Схема взаимосвязи между производством и уровнем

 развития общества

Производственные системы включают все, необходимое для производства продукции.

Примерами таких систем в сфере материального производства товаров могут служить завод, фабрика, организация, предприятие и т.д.; в сфере производства нематериальных услуг – школа, институт, больница, театр, музей и т.д.

Все слагаемые производственной системы вступают во взаимодействие для выпуска требуемого продукта (материального или нематериального). В результате образуется производственный процесс. Если производственная система есть совокупность некоторых вещественных элементов, то производственный процесс есть процесс взаимодействия названных элементов с целью выпуска продукции. Смысл создания производственных систем заключается в необходимости реализации производственных процессов.

В самом общем виде производственный процесс можно определить как совокупность действий, необходимых для выпуска продукции. В материальном производстве под производственным процессом понимают совокупность действий людей и оборудования, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта выпускаемых изделий.

Схематично составляющие производственной системы представлены на рис. 1.2, а производственного процесса – на рис. 1.3.

 

 

 


Рис. 1.2. Схема производственной системы

 

 

 


Рис. 1.3. Схема производственного процесса

 

Слагаемые производственного процесса (рис. 1.3) выделены с позиции слагаемых производственной системы.

Предмет труда (сырье) в строгом смысле не является частью ни производственной системы, ни производственного процесса. Сырье это то, что перерабатывается в ходе производственного процесса, поэтому оно вынесено за рамки и производственной системы, и производственного процесса.

Вид, состав, особенности производственной системы всецело зависят от реализуемого производственного процесса. Производственная деятельность является основой существования, как отдельного человека, так и общества в целом. Без производства нельзя говорить не только о развитии общества, но и о простом его существовании.

Поэтому все государства, осознавшие важность производственной деятельности, стремятся к ее совершенствованию и развитию. Наиболее эффективно задача развития может быть решена только на базе познанных закономерностей производственного процесса.

Закономерности производственного процесса столь же объективны, как и законы физики, химии и т.д. Поэтому объективное в процессе производства жестко не связано с так называемыми общественными формациями и политическими течениями. Также жестко не связано оно и с видами экономики (плановая, рыночная и др.). Ведь любому обществу, любой экономике необходимо решать задачи производства товаров и услуг. Общественно-экономические формации и определенные виды экономики создают разные условия для развития производства, поэтому в итоге имеют разные результаты. А вот для того, чтобы знать, какие условия для успешного развития производства необходимо создать, следует выявить и изучить его закономерности.

 




ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В буквальном переводе термин «технология» означает «наука об искусстве, мастерстве».

Мастерство пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства человек приходит постепенно проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков, умений и наконец мастерства. Наряду с огромной важностью мастерство понятие нематериальное, непосредственно невоспринимаемое органами чувств человека.

Не вызывает сомнений, мастерство используется человеком и обществом для создания материальных и нематериальных благ, более того без мастерства просто невозможно создать благо. Вместе с тем, понятие «мастерство» не тождественно понятию «процесс создания блага», который традиционно называют технологией.

Дело в том, что, несмотря на огромную роль, мастерство не обладает физической силой, кто-то или что-то должно реализовывать предписываемую мастерством программу действий. Изначально это делал сам носитель мастерства – человек. В наши дни наряду с человеком мастерство реализуют средства производства (машины, устройства и т.п.). Такая деятельность людей называется трудом, точнее живым трудом, а деятельность машин – прошлым трудом. Мастерство, подкрепленное трудовой деятельностью в совокупности образует процесс переработки сырья в товар (благо). Таким образом, традиционное отождествление процесса изготовления товара с технологией ошибочно, поскольку технология это наука только о мастерстве, но не о труде, который включается в процесс изготовления товара. Эта, вроде бы небольшая ошибка, приводит к серьезным негативным последствиям, искажающим реальную картину происходящих явлений в данной области. Так, если мастерство, будучи нематериальным по своей природе, не расходуется, то труд – расходуется. Кроме того, даже из повседневных представлений для человека ясно, что чем больше мастерства, тем меньше затраты труда. Экономическая роль мастерства как раз и заключается в снижении трудозатрат.

В научной и учебной литературе встречается множество определений технологии, к которым надо относиться с осторожностью, предостерегающей нас от ошибок.

В заключение предлагаем определения, которые можно сформулировать с позиции упоминавшихся выше вещественных элементов производственной системы и предмета труда.

С позиции предмета труда технология– наука о мастерстве по изменению свойств предмета труда и получения товара. С позиции средств производства и людей-работников, т.е. с позиции труда – технология- наука о мастерстве использования труда в процессе изготовления товара.

Технология – наука отвечающая на вопрос, - как изготовить тот или иной товар.

Из анализа эволюции понятия "технология" следует, что современное его содержание чрезвычайно многообразно.

Теория и практика современного производства позволяют утверждать, что технология как наука изучает (анализирует):

I) сущность (содержание) процессов производства разнообразных продуктов потребления;

2) взаимные внутренние связи (взаимообусловленности) этих процессов;

3) закономерности развитии этих процессов на базе достигнутого уровня производительных сил и знаний человека об окружающем его мире.

К. Маркс рассматривал технологию как суть производственных процессов, то есть как объект исследований, как науку, связывающую естествознание с практической деятельностью людей с одной стороны,

совершенствование форм производства (экономики)
прогресс науки, технологии и техники
рост потребностей
рост производительности труда
природа (материальный мир)
человек (общество)
рост объема и качества продукции
и как основное условие изменения форм производства с другой стороны, как базу развития производительных сил общества и производственных отношений.

Таким образом, технология по Марксу, это содержание, а техника, экономическая структура и организация производства – это форма.

Технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические и экономические науки. Технология – это наиболее подвижный, революционный элемент развития производительных сил общества и производственных отношений.

Причина развития технологии – преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения существующими средствами производства.

Источник развития технологии – достижения науки, которая в настоящее время сливается с производством, становится непосредственной производительной силой общества.

Упрощенная модель общих связей технологии с наукой, техникой, производством, экономикой, отношениями между людьми и удовлетворением их потребностей выглядит следующим образом (рис. 1.5):

рост производи­тельности труда
рост объема и качества продукции
человек (общество)
совершенствование форм производства
прогресс науки, технологии
рост потребностей
природа (материальный мир)
прогресс экономических и общественных наук
рост покупательной способности
удовлетворение потребностей
 

 

Рис. 1.5. Взаимодействия и связи в системе

общественного производства

 

Процесс изготовления продукции интегрирует (концентрирует) в себе сведения из многих областей знаний. Чтобы изготавливать, например, материальный продукт, необходимы знания о сырье и средствах производства (область технических наук – материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д. (область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой деятельности людей, следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое главное о том, как заинтересовать человека в активном труде (область общественных наук). Если мы занимаемся производством духовных благ, то дополнительно необходимы знания из области гуманитарных наук. Таким образом, оказалась охваченной практически вся сфера современного научного знания. И это закономерно, так как основой существования общества является производство. Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он использует в будущей профессиональной и социальной деятельности. Различные виды профессиональной деятельности человека сводятся к роли исполнителя той или иной технологии.

Кроме того, процесс изготовления любого продукта основан на использовании естественных процессов (физических, химических, биологических, информационных и т.д.), протекающих по своим законам. Человек «подсматривает» или с помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условиях производства. Поэтому результативность (производительность) технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.

Технология есть мастерство по использованию естественных процессов в производственном процессе искусственного изготовления товара. В это же время технология не сводится к наукам о естественных процессах (физике, химии, биологии и т.д.).

 

ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ В

ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

 

Вся совокупность действий производственного процесса по самому важному функциональному признаку может быть подразделена на две группы.

Одна группа действий непосредственно преобразует предмет труда в продукт. Эту совокупность действий традиционно называют технологией производства. Другая группа действия призвана создавать условия для успешного функционирования первой группы действий. К ней относятся: управление производством, снабжение, учет, контроль, анализ, сбыт что образует микроэкономику или экономику предприятия (производственного процесса). Таким образом, технология и экономика являются двумя элементами производственного процесса (рис. 1.4).

 

 

 

 


Рис. 1.4. Функциональная схема производственного процесса

 

На рис. 1.3 и рис. 1.4 изображены схемы производственного процесса. В обоих случаях элементный состав производственного процесса сформирован по разным признакам.

Функциональная классификация (см. рис. 1.4) ориентирована на значимость двух составляющих производственного процесса: базовое функциональное звено производственного процесса, в качестве которого выступает технология производства, занятая выпуском продуктов, и вспомогательное (поддерживающее), которым является микроэкономика.

Технология – основная часть производства, непосредственно решающая задачу выпуска продукции экономика – вспомогательная часть производственного процесса, выполняющая функции управления и обеспечения технологии всем необходимым.

Таким образом, изменения в области экономики производства позволяют повысить эффективность производства, но только до предела, налагаемого возможностями существующей технологии.

Только изменения в области технологии ведут к неограниченному росту эффективности производственного процесса. На этом основании можно утверждать, что технология – основное звено производственного процесса. В ней кроется источник роста общественного благосостояния. Никакая экономика не сможет обеспечить выпуск конкурентоспособных товаров на базе устаревшей малопроизводительной технологии. Успехи экономики напрямую связаны с уровнем знаний о технологии производства, а также – с умелым их использованием.

Технология и экономика как науки имеют объекты изучения, соответствующие их функциям в производственном процессе. Технология изучает процессы непосредственного изготовления продуктов, экономика – процессы, которые необходимо осуществлять для успешной реализации технологии производства. Таким образом, технология и экономика как науки решают общую задачу по производству продукции, имеют один объект изучения - производство, но исследуют его с разных сторон.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 110.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...