Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ. СВЯЗЬ ТЕХНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ




 

Выявленная выше связь технологии (мастерства) и трудозатрат позволяют легко подойти к представлению о цели изучения технологии.

Предостережение. Смысл существования технологии заключается в создании благ, но создание благ не является целью изучения технологии.

Цель изучения технологии заключается в снижении трудозатрат (производственных затрат) путем усовершенствования или развития технологии. Указанная цель хорошо иллюстрируется следующей цитатой Д.И. Менделеева "Дело, например, химии изучать получение железа из его руд или других веществ природы, где оно содержится, а дело технологии изучать выгоднейшие для того способы, выбрать из возможностей наиболее применимую по выгодности к данным условиям времени и места, чтобы придать продукту наибольшую «дешевизну» при желаемых свойствах и формах".

«Дешевизна» продукта предопределяется именно производственными трудозатратами.

В предложенной цитате содержится важное уточнение, касающееся учета конкретных условий времени и места, от которых, естественно, зависит затратность производственного процесса.

Тот факт, что целью изучения технологии является снижение трудозатрат, свидетельствует о тесной близости между экономической деятельностью и технологией, поскольку через развитие последней решается важнейшая задача по повышению доходности производства, а, в конечном счете, – задача по повышению благосостояния общества.

 Для более четкого представления принципиальных различий и взаимосвязи между трудозатратами и технологией рассмотрим цепочку потребностей, в которую они вплетаются. Так, потребность общества в надприродных товарах и услугах вызывает потребность в мастерстве их создания, т.е. в технологии. Только после этого для реализации технологии возникает потребность в труде. Наличие труда без мастерства бессмысленно, так как любое его количество не приведет к получению результата по причине отсутствия средства, обеспечивающего достижение результата. Аналогично, например, наличие любых по объему запасов топлива не приведет к перемещению груза при отсутствии грузовика, т.е. при отсутствии средства, обеспечивающего достижение цели.

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТЕХНОЛОГИИ 

         Наиболее распространена классификация технологии по видам потребительных стоимостей. Исходя из этого выделяют:

- материальную технологию или технологию материального производства, т.е. производства материальных благ;

- нематериальную технологию, то есть технологию сферы образования, науки, здравоохранения и т.д.;

В чем заключаются специфические различия материальной и нематериальной (социальной) технологии?

Материальная технология в преобладающем большинстве является машинной, т.е. совокупность технологических действий осуществляется в основном с помощью машин, технических устройств и приспособлений. Машины выполняют функции посредника, размещенного между человеком – исполнителем технологии, и предметом труда. Человек-исполнитель приводит их в действие, и машины-посредники выполняют совокупность требуемых технологических воздействий на предмет труда. Применение более производительной машины повысит результативность труда человека (живого труда).

Социальную технологию от материальной прежде всего отличает продукт. Он является нематериальным и, как правило, представляется в виде услуги (работа учителя, игра актера и т.д.). В социальной технологии отсутствует машина-посредник, задающая приблизительную функциональную однозначность живого труда. Здесь человек-исполнитель и человек-потребитель услуги взаимодействуют. Именно поэтому социальные технологии отличаются высокой ролью человека-исполнителя.

Рассмотрим еще один вид классификации технологии по самому важному функциональному признаку. В рамках производственного процесса выделяют базовые или основные технологии, которые традиционно называют технологией производства, и вспомогательные, которые традиционно называют экономикой производства.

Все виды экономической деятельности немыслимы без мастерства, т.е. технологии, только технологии экономических видов деятельности всегда продуцируют нематериальные блага в виде: перемещенного груза (снабжение), сбыта продукта, учета запасов сырья и т.д. Базовые или функциональные технологии могут быть как материальными, так и нематериальными (технологии обучения, научные технологии и т.д.)

Предметом дальнейшего изучения будут базовые материальные технологии производства, от качества которых зависит эффективность производственного процесса. Вспомогательные (экономические) технологии призваны обслуживать базовые, поэтому «должны познать их» со всех сторон, чтобы создавать условия, вытекающие из закономерностей базовых технологий производства. Можно предложить ряд других видов классификации технологий. Но мы не будем их здесь рассматривать, так как они позволят выявить менее общие и менее значимые характеристики технологического многообразия.

Производительность труда - основной

Экономический показатель уровня










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...