Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Материалы для индивидуальной работы




Ключевые слова

Социализация, социальное развитие личности,  

Инкультурация,  интернализация,  социально-психологическая адаптация, дезадаптация,  социальное конструирование;

Институты социализации, агенты социализации.

Социальная зрелость, саморазвитие (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), субъективная свобода, самоопределение (личностное, жизненное, профессиональное), самовоспитание, жизненный путь.

Задания к семинару

 

Задание 1. Социальное происхождение ребенка сказывается на его учебных успехах. В свою очередь, учебные успехи во все возрастающей степени предопределяют то социальное положение, которое человек займет в своей жизни, став взрослым. В материалах для индивидуальной работы представлен фрагмент текста Ольшанского Д.В. Познакомьтесь с текстом и поразмышляйте над вопросами:

· Какие основные социальные функции выполняет школа и образование как институты социализации? Каковы возможности школы в становлении личности?

· Какие активные методы социально-психологической работы помогут учителю усилить успешность социализации личности учащихся?

             Свои мысли аргументируйте письменно, приводя примеры.

1. Задание 2. Согласно концепции А.В. Петровского человек проходит три этапа социализации:

2. Используя художественную литературу, подберите пример, иллюстрирующий ресоциализацию взрослого человека. Проанализируйте данный процесс ресоциализации с использованием концепции А. В. Петровского.

 

Задание 3. Необходимость вмешательства взрослого в процесс психосоциального развития ребёнка, зачастую, понимается односторонне – как усиленная стимуляция познавательного и социально-нравственного развития. Несмотря на старания взрослых по приобщению детей к социальным нормам, культуре, традициям современное поколение молодых людей с каждым годом становятся все более инфантильным.

· Как вы думаете, с чем это связано? Какими качествами должна обладать социально зрелая личность?

· Каковы условия формирования социально зрелой личности в процессе обучения и воспитания?

· Используя рекомендуемую литературу, разработайте план урока, мероприятия или их фрагменты, в которых будут отражены формы, методы работы по развитию личностных характеристик зрелой личности обучающихся. Подготовьтесь к групповому обсуждению.

 

Задания для углубленного изучения темы

 

3. А.С. Макаренко считал, что важным социально-педагогическим условием развития полноценной личности является баланс между стихийной и целенаправленной социализацией индивида. Но данный баланс может быть сохранен в рамках института социализации (коллектив педагогов и воспитанников в колонии, семья и т.д.). Подумайте, каковы педагогические возможности сохранения баланса между стихийностью и целенаправленностью первичной социализации в группе. Используя произведения А.С.Макаренко, докажите, что ему удалось это сделать в детской колонии, которой он руководил. Проанализируйте факты, суждения, выводы, представленные педагогом в художественных и научных публикациях.

Материалы для индивидуальной работы

Ольшанский Д.В. «Школа и общество» в книге Практическая психология для учителей» с.19-49

 

В 1651 г. вышла в свет знаменитая книга Т. Гоббса "Левиафан". На обложке был изображен громадный человек, состоящий из людей обычного роста. Этот простой образ служил для того, чтобы поставить вопрос: не являемся ли мы, обычные люди, лишь частью некого большого существа, сверхиндивида, закономерностям поведения которого подчинены все наши кажущиеся автономные поступки?

В социологии общественная жизнь представляется как бесконечное множество человеческих взаимодействий. Подобно движению веществ в организме, упорядоченность этому универсальному движению придает соответствующая структура. Принципиальное значение для формирования социальной структуры имеет общественное разделение труда и формирование социальных групп - совокупностей людей, различающихся по своему положению в обществе.

Функцию органов, без которых организм обречен на гибель, (сердце, почки и т.п.), в обществе выполняют многочисленные социальные институты ("институциональные порядки": экономический, семейно-родственный, образовательный, военно-политический, интегративно-творческий. Одним из первых был выделен и описан институт моногамной семьи, представляющий собой устоявшуюся систему правил и норм поведения, реализующихся в бесчисленном множестве семей определенного вида.

Выполнение определенных функций внутри социального целого рождает мысли о неслучайности поведения индивида, об устойчивости и исторической длительности форм общественной жизни. Социальный порядок обеспечивает предсказуемость поведения индивидов: каждый знает, чего можно ожидать в определенной ситуации от других членов общества, каких целей добиваются "все люди", какие средства они для этого используют.

Однако общество, хоть и похоже на организм, существенно от него отличается. Одно из принципиальных отличий общества от биологического организма обусловлено разницей в способах передачи информации. Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин писал "...Общество как предмет изучения социологии дано только там, где дано несколько единиц (индивидов), одаренных психикой и связанных между собой процессом психического взаимодействия". Уточнялось, что психика связана с символами, без одинакового понимания смысла которых невозможно взаимодействие. Достижения предыдущих поколений не передаются на генетическом (наследственном) уровне, а только специфически социальными способами. Важнейшее место среди них занимает социальная деятельность как единство опредмечивания и распредмечивания.

Вспоминается вузовская лекция, где обсуждался диалектический закон изменения и развития. Профессор не был сторонником заучивания цитат.

«- Да вы возьмите, что видите: ну, стол, стул, автомобиль, и покажите, где тут изменение и развитие?

Студент смущался, мялся, наконец, выжимал из себя:

- ...Развалится, прогниет, заржавеет.

Если профессор и объявлял двойку, то лишь затем, чтобы привлечь внимание аудитории и объяснить:

- Как вещи, стул, автомобиль и т.п. - это мертвецы. Помните, у С. Лема в "Солярисе": "выбросы". Развивается только идея и по ходу опредмечивания в конкретных изделиях. Сравните лимузин середины века с современным и увидите, куда привело развитие.»

Каждое новое поколение вынуждено сначала распредметить идеи, опредмеченные в продуктах деятельности прошлых поколений. Затем, уловив мысль создателей, ее развивают дальше и опредмечивают уже в новых конструкциях.

Распредмечивание неосуществимо без помощи других людей. Французский исследователь А. Пьерон предложил следующую иллюстрацию: "Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь".

Гипотетический пример, думается, раскрывает социальный смысл деятельности учителя.

Мысль может опредметиться в поступках, словах, чертежах, цифрах. Преподает учитель физику или историю, химию или литературу - он имеет некий набор символов, в которых запечатлелась, опредметилась мысль гения. Задача педагога заключается в том, чтобы научить школьников распредмечивать эти объективации, воскрешать запечатленные в них мысли. Однако "очень часто случается, что вместо того, чтобы с помощью термина видеть действительную сущность вещи, индивид видит сам термин с его традиционным значением, видит только символ, его чувственно воспринимаемое тело. В этом случае языковая символика из могучего орудия реального действия с реальными вещами превращается в фетиш, загораживающий своим телом ту реальность, которую она представляет" , тогда деятельность для человека выступает как "нечто непосредственно отчужденное".

Сегодня социологи называют социальной структурой общества сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами социальной системы. Только реализация людьми отложившейся в определенной культуре нормативной системы - "правил игры" - обеспечивает интеграцию социального целого. Следовательно, главная задача подготовки подрастающего поколения к жизни - внедрение в сознание молодых людей представлений о целях и средствах, правилах и образцах жизнедеятельности и о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой данного общества. Для сохранения общества образование должно помочь учащимся усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения предстоящих им социальных ролей, а образовавшиеся человеческие ресурсы разместились в ролевой структуре взрослого общества так, чтобы обеспечить его благополучие.

Приведем мысли П.А. Сорокина о социальных функциях школы: «До последних лет люди склонны были рассматривать школу прежде всего как образовательный институт. Ее социальная функция виделась во "вливании" в учащегося определенного набора знаний и в корректировке его поведения. Тестирующая, селекционирующая и дистрибутивная функции почти полностью игнорировались... функции школы заключаются не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а в том, чтобы: 1) определить, кто талантлив, а кто нет, какие у него способности, в какой степени они социально и морально значимы; 2) устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств из школы, закрыть для них пути продвижения, по крайней мере, в определенные области; 3) обеспечить продвижение способных учащихся на те социальные позиции, которые в наибольшей мере соответствуют их свойства».

П.А. Сорокин учил, судьба любого общества зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет преуспевающим. Но справедливо и обратное: исторические события оказывают влияние на состав населения.

П.А. Сорокин сформулировал "закон социального иллюзионизма": все революции начинаются во имя возвышенных целей и идеалов и кончаются с одинаковым результатом: вместо "синей птицы" в руках оказывается "та же ворона, только обстриженная и искалеченная". В годы нэпа социолог произвел "бухгалтерский баланс" населения за период войны и революции. Он не просто называл цифры, но замечал: <Процент гибели лиц с глубоким сознанием долга (с красной и белой стороны) был гораздо выше, чем процент гибели лиц "аморальных" (шкурников, циников, нигилистов и просто преступников)>.

Положение человека в социальном пространстве зависит от его семейного положения, гражданства, национальности, профессии, размера и источника дохода и т.д. Можно сказать иначе, что социальное положение индивида определяется совокупностью его связей с членами определенных групп населения.

Индивидов, принадлежащих к одним и тем же социальным группам, найти нетрудно: граждане России, атеисты, демократы, работники ВАЗа, родной язык - татарский и т.п. Но если "по горизонтали" их социальное положение кажется идентичным, то "по вертикали" наблюдаются существенные различия. Один человек, например, занимает высокий пост в управлении заводом, тогда как другие - рядовые работники. Внутри группы демократов один может оказаться народным депутатом, в то время как остальные - рядовыми избирателями. Аналогичным может быть положение двух работников одной и той же школы, где один из них - учитель или лаборант, а другой - директор

С различием индивидов по их положению в социальном пространстве связано представление о социальной дифференциации, а с их перемещением в этом пространстве - о социальной мобильности. Социальной стратификацией называется дифференциация людей в иерархическом порядке.

Высший слой (или слои) общества составляют его элиту (от фр. elite - лучшее, отобранное, избранное). К элите относятся люди, получившие наивысший индекс в области своей деятельности, пользующиеся наибольшим богатством, и/или статусом, и/или престижем, занимающие ведущее положение в политической, экономической, культурной и т.д. сферах общества.

Культурные различия не могут не повлиять на поведение учащихся в школе. Низшие страты менее мотивированы на решение интеллектуальных задач. "Ученик не будет учиться ради учения, если учение не является ценностью данной культуры", - обобщает социальный психолог. Он говорит о необходимости осуществлять до школы компенсаторное обучение детей из низших слоев общества, чтобы сблизить субкультуру с основной культурой и устремления ребенка сблизить с задачами школы, научить детей учиться. Во-вторых, стало ясно, что нельзя все трудности объяснить одной причиной. Каждый знает, что на учебе отражаются материальные условия жизни семьи особенно когда обеспеченность не достигает прожиточного минимума. Если родители проводят дни в унизительных поисках случайных заработков, а по ночам отгоняют крыс от спящих детей - где найдут они время и силы, чтобы приобщать подрастающее поколение к культурным ценностям?

Для нормального развития ребенка необходимы душевная теплота, любовь и ласка, между тем в семьях беднейших слоев общества это "непозволительная роскошь". Там, как правило, повседневный язык очень беден, а это не способствует развитию мышления. Статистика показала, что в семьях, где нет отца, интеллектуальный уровень детей обычно ниже. Ребенок из низов с малолетства испытывает много фрустраций - это делает его терпеливым и осторожным, но медлительным, упорным, негибким. С годами последствия лишений не исчезают, а накапливаются - на этом построена теория "кумулятивной депривации". Лишения сказываются не в первом классе, а позднее, например, когда вместо одного педагога ("классной мамы") появляются предметники. Социальные различия, которые не имеют значения в первом классе школы, просто еще не имеют значения. В старших классах школы приходится лишь поддерживать ценности, языковые навыки, стиль мышления детей из средних классов. Однако у выходцев из низшего класса все это приходится создавать заново. Все это порождает чувство у ребенка отчуждения от деятельности и группы.

Для Гегеля, а позднее и для К. Маркса понятие "отчуждение" базируется на разнице между сущностью человека и его вынужденным существованием. Индивид лишается возможности реализовать свойственные человеческому роду силы и способности, он становится чуждым самому себе, перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков. Его жизнь превращается в "средство для поддержания его индивидуального существования". Маркс предполагал, что отчуждение имеет историю (в частности, связанную с институционализацией), но достигает своего апогея в капиталистическом обществе. "Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека".

Психологическим выражением отчуждения в сознании индивида являются "разрыв между ожиданием, желаниями человека и нормами, предписываемыми социальной структурой, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества, разрушения норм поведения и т.п." Как правило, последствием этого служит социальная инфантильность молодого поколения.

Для того чтобы "сохранить контингент", рекомендуется создавать "классы выравнивания" с меньшим числом учащихся, делать упор на громкое чтение, помогать детям выполнять домашнее задание, приводить излагаемый материал в соответствие с опытом жизни низших слоев и т.д. Рекомендуется подготовка учителей. Однако эти меры носят скорее исправительный, чем превентивный характер.

Исследования развития детей показали, что социокультурная среда обеспечивает прирост IQ (коэффициента интеллекта) на 20 единиц, из них 10 единиц - от нуля до четырех лет, еще 6 единиц -с четырех до восьми лет и остальные четыре единицы - с восьми до семнадцати лет.

Лишение подрастающего поколения необходимых материальных благ, заботы о здоровье, доступа к культуре и т.п. автоматически воспроизводит структуру классового неравенства, потому что вступающие в жизнь люди не могут получить необходимых ресурсов для дальнейшего продвижения в этом обществе.

В нашей стране развитие образования осуществлялось в широких масштабах, однако испытало на себе пагубное воздействие идеологических догм. Деятельность педагогов - как рядовых, так и руководящих - оценивалась по тому, сколь успешно осуществляется "всеобщее, обязательное, среднее". Возникли формализм, памятная всем процентомания. Ребенка, не желающего учиться и мешающего другим, нельзя было выгнать из класса, исключить из школы. От трудновоспитуемого можно было отделаться, лишь промучившись 8 лет и, наконец, спровадив его в ПТУ. Фактически функции "сита" и "лифта", числящиеся за школой, осуществляет учитель. Он поощряет и способствует выдвижению тех школьников, чье поведение соответствует его представлениям о "должном" и "подобающем", и стремится притормозить, перевоспитать или отсеять других, кто думает или поступает иначе.

В СССР пропаганда настойчиво твердила о движении к социальной однородности. Фактически в количестве и качестве образования существовали вопиющие региональные и социальные контрасты. В языковых спецшколах Москвы дети рабочих составляли в первом классе 6%, а в старших классах - еще меньше. В то же время доля детей ответственных работников росла, достигая к 10- му классу 18-19%.

Школа формирует ориентацию личности. Уже в младших классах дети начинают понимать, что люди за пределами их семьи, как правило, судят о них по их успехам, и с годами учащиеся все яснее осознают значение успеха. Однако, если школьные порядки позволяют без труда получить проходной балл, человек полагает, что и во взрослой жизни все образуется без усилий с его стороны.

 

Литература

 

Основная

1.Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. Под ред. А.Л.Журавлева. - М.: Изд. «Инфра-М» (или Форум), 2008 г.

Дополнительная

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания /.Избранные психологические труды. T.I. M.: 1980

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988.

3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.

4. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии.1978 №4. С.

5. Кон И. С. Открытие "Я".-М.:Политиздат, 1978. (Гл.З "Образ Я" и становление личности",)

6. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. - М.: 1995.

7. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории.- М.: Мысль. 1971.

8. Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечего и Ю. А.: Щерковина.-М.:Политиздат, 1975.

9. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.-Л.: ЛГУ. 1979.

10. Социальные отклонения /Под ред. Л. а. Плехановой.-М.: Юридическая литература,1989

11. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.2000

12. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков 2004

13. Гин А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность. М 1999

14. Иванова С.П. Учитель XXI  века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Псков 2002

15. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем М.2000

16. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека от рождения до смерти. М. 2001

17. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М. 2004

18. Прыгин Г.С. психология самостоятельности. Набережные Челны 2009

19. Педагогические технологии. Под ред. Кукушкина В.С., Ростов-на-Дону 2002

20. Реан А.А. , Коломенский Я.Я. Социальная педагогическая психология. Спб. 1999

21. Семина Л.И. Учитель и ученик. Возможности диалога. Т.1, М.2002

22. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании (методы обучения и развития личности с.351)

23. Шабанова т. Психология влияния.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 177.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...