Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Обоснуйте перечень критериев школьной отметки и оценки знаний.




Психологические особенности трудного подростка. Типы трудных подростков. Предложите и обоснуйте приемы помощи трудным подросткам.

Подростки с отклоняющимся поведением часто обнаруживают це-лый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Для девиантных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефект-ность целостной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрес-сивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и созда-ет значительные сложности при их воспитании. Причем зачастую самим подростком проступок оценива-ется как выражение самостоятельности и некого «геройства». Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, часто смешивают секс и аг-рессию, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, под-чиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие под-ростки действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают не доверия, ни уваже-ния. Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером в уста-новлении конструктивных контактов между личностью и ее окружением.

В школьной практике выделяют следующие группы трудных детей:

1 Ученики, нуждающихся в медицинской помощи

 

2 Педагогически запущеные ученики (социально дезадаптированные; ученики из преступным поведением; дети, прогуливают занятия, \"изолированные\" дети) Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность младенцев, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинамми причинами.

 

3 неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы, с недостатками познавательной деятельности, с формирующейся-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно но используют свои индивидуально-типологические особенности).

 

 

Индивидуальная коррекционная программа

 

Учителя-предметники

Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку.

Классный руководитель

Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения.

 

Педагог-организатор

Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, в 6-й день учебной недели привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях.

 

Социальный педагог

Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований.

 

Педагог-психолог

Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими; помощь в нахождении способов личностного развития.

 

Психологические причины школьной неуспеваемости. Предложите и обоснуйте приемы помощи школьникам с разными типами неуспеваемости.

Основные причины неуспеваемости школьников:

Выделяют 3 основных фактора неуспеваемости:

1. Физиологический

2. Психологический

3. Социальный

Физиологический – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологический – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальный – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс. неумение найти подход к ребенку, низкая квалификация . Родители (опрошено 100 человек) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это: неинтересное преподавание предмета (36 %), лень ребенка (32 %), недостаток внимания детей (28 %), отсутствие индивидуального подхода – 24 %), общие учебные нагрузки (24 %).

Методы преодоления и предупреждения неуспеваемости:

 Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие:

Педагогическая профилактика – поиск оптимальных педагогических систем, активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, информатизация педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе – это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Воспитательное воздействие. С неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.

Рекомендации

1. Консультация специалиста (психолога, невролога, дефектолога, логопеда).

2. Когнитивные игры и упражнения на развитие и коррекцию восприятия, внимания, памяти, воображения, образного и логического мышления в домашних условиях (различные графические задания, серии сюжетных картинок, настольно-печатные игры, головоломки, пазлы, конструкторы, чтение и анализ произведений).

3. Организация досуговой деятельности детей (занятие музыкой, художественным творчеством, спортом и пр.). Организовывать совместные занятия, включая познавательные элементы. Например: наблюдение за прорастающими растениями, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание разных мелочей под лупой или микроскопом и т. д. Это будет формировать учебную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в познавательную деятельность.

4. В отношениях с ребенком родителям следует набраться терпения, контролировать свои эмоции, подкреплять и хвалить своего ребенка, вселять в него успех. Здесь необходимо обеспечить реальные удачи ребенка в какой-либо деятельности, ни в коем случае не сравнивать его результаты с эталоном, или каким-то другим ребенком. За счет этого снизится школьная тревожность и будут накапливаться некоторые достижения.

5. Пересмотреть распорядок дня, обеспечить отдых и выход эмоционального напряжения ребенка. Здесь подойдут прогулки на свежем воздухе, закаливания, витаминизированная терапия, успокаивающие седативные средства, ванны, прослушивание расслабляющей музыки, сон и пр. Учитывайте, регулируйте объем домашней работы. В любых занятиях, а особенно в умственном труде, связанном с фиксированной позой, необходимы частые перерывы, заполненные либо активными движениями, либо релаксацией.

Заключение и общие рекомендации психолога

Какие бы проблемы не отмечались в развитии ребенка, они всегда связаны с семьей. Семья – является ключевым фактором того или иного неблагополучия ребенка. Поэтому решая проблемы ребенка, не забывайте, что это и семейные проблемы, которые нельзя оставлять без внимания, которые требуют незамедлительного решения.

 

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Обоснуйте перечень критериев школьной отметки и оценки знаний.

Отметка- это цифровой балл, применяемый для оценивания. Оценка - это определение качества достигнутых учащимся результатов обучения.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки.


Педагогическая оценка как средство стимулирования бывает нескольких видов, которые Б.Г.Ананьев разделил на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.

Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, а не его личности.
Персональные педагогические оценки отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т.п.

Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе (деньги, вещи и т.д.).

Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.

Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, оценивают то, что получилось в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.

Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог.

Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом проделанной работы, например, с числом решенных задач, выполненных упражнений и т.п.

Качественные педагогические оценки
касаются качества этой работы, точности, аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.
Педагогическая оценка должна быть эффективна. Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Начнем с "единицы". Оценка "кол", можно сказать, лишняя, так как современная система оценок в начальной школе уже давно, по сути, 4-х, а не 5-балльная. "Кол", выставляемый в исключительных случаях, либо свидетельствует о крайнем негодовании учителя, либо является каким-то условным обозначением. Например, в одной школе учительница по ботанике ставила единицы за подсказки на уроках (но надо отдать ей должное, в подведении итогов за четверть их не учитывала).

 

Оценка "двойка" (или "лебедь") обычно вызывает гнев родителей, скандалы в семье, влечет за собой усиление требований к ребенку и жесткий контроль. У двоечника напряженное положение в классе, особенно оно ощутимо, если ребенок попал в этот разряд из "средних". Такие дети вынуждены часто прибегать ко лжи, чтобы избежать наказаний и мучительно переживают разоблачения.

 

"Двояк" или "плохо" ставится школьнику, который не сумел верно ответить на заданные вопросы или же, во время выполнения классной (письменной) работы, допустил более 5-и ошибок или вовсе не сделал задание.

 

"Тройка" – оценка, чаще всего, уже привычная, не вызывающая у родителей ни гнева, ни особой радости. Если ребенок приносит "3", родители могут испытывать сожаление по этому поводу, если в целом он учится лучше. Либо, если ребенок, наоборот, вышел в "средние", родители радуются "тройкам" и опасаются, как бы он не "скатился" обратно.

 

Учитель вправе поставить "3" (неудовлетворительно), если учащийся разбирается только в самой общей информации по теме, на вопросы дает неполные или путаные ответы, а также если он сделал от 3-х до 5-и ошибок в письменной работе.

 

Оценка "четверка" может стать обнадеживающей, если до этого ребенок учился хуже. В данном случае она повышает доверие к ребенку и его престиж в глазах семьи, вселяет уважение. Если же появление "4" означает снижение успеваемости, это вызывает противоположную реакцию со стороны родителей и ребенок получает меньше похвал.

 

"Хорошо" ставится ученику, который достаточно твердо знает изучаемый материал, разбирается в нем, отвечает на основные и дополнительные вопросы, ориентируется в существующей литературе по теме, а при выполнении классной работы допускает не более одной-двух негрубых ошибок.

 

"Пятерка" – оценка, вызывающая неизменную гордость родителей и дающая отличнику новые привилегии в школе и права дома и в семье. Формирует привычку к поощрениям. Конфликты между детьми в классе, как правило, решаются в пользу отличника. Он пользуется повышенным доверием взрослых. В конце концов, у такого ребенка вырабатывается самонадеянность и стремление быть первым в любой ситуации, во что бы то ни стало.

 

Чтобы получить "отлично" необходимо разбираться в изучаемом материале и в основной литературе по данной тематике, а также правильно, четко и без запинок отвечать на вопросы, заданные преподавателем. "Пятерка" ставится за практическую работу, выполненную без каких-либо ошибок.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...