Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция №4. Внимание и внимательность
Психология Лекция №1. Краткая история психология
Душа присуща растительному и животному миру и человеку. Самая совершенная душа – душа человека. Имеет определенные периоды развития. Главным органом у человека Аристотель считал сердце. Дуализм души. Энтелехия – душа без тела жить не может. Душа превращается в энергию. Психология практически ничем не отличалась от философии.
Психо-логос появилась благодаря Меланхтону. Геккель (Гокрениус) И Каском. Стало изучаться психология более широко. В Германии появляется ученый Вильгельм Вундт (физиолог). Совершил переворот в психологии. В 1879 году Вундт создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. С этого момента такой метод как эксперимент становится основным в психологии. Психология превращается в науку. С 80-х годов 19 века начинает продвигаться психологическое образование.
К познавательным процессам относятся ощущения, восприятие, внимание, память, мышление и речь. Эмоции положительные: радость, удивление и интерес; отрицательные: страдание, горе, страх, стыд, вина; триада враждебности: отвращение, гнев, презрение. Эмоциональное состояние - это состояние, зависящее от психического настроя (настроение, стресс, аффект, фрустрация – непреодолимость преграды, стоящее на пути человека). Чувства – отношение к действительности: интеллектуальные (юмор), нравственные (порядочность), эстетические, практические (исполнительность). Свойства: темперамент (динамическая сторона), характер, способности, воля, направленность, потребности, мотивы и мотивация. Психические образования: знание, умение и навыки. Виды деятельности: игра, учение, труд. Операционные компоненты деятельности: операции, действия и движения. Методы изучения психологии Наблюдение состоит из прослеживания за каким-либо объектом или субъектом и установлением каких-либо существенных фактов. Бывает внешнее (стороннее), самонаблюдение, включенное (которое осуществляет человек, находящийся непосредственно в группе, за которой ведется наблюдение), свободное (заключается в наблюдении за всеми объектами и субъектами без четких хронологических рамок и программ), стандартизированное (ведется по четкой продуманной программе за определенным субъектом и объектом и с четкими временными рамками). Опрос необходим для того, чтобы выявить мнение по каким-либо вопросам. Виды: устный, письменный (анкета), свободный (устный и письменный) - (ведется по открытым вопросам, то есть человек в двух-трех предложениях должен ответить на вопрос), стандартизированный (к вопросам имеются заранее подготовленные ответы: да, нет, согласен, не согласен, любое, другое, затрудняю ответить). Беседа – отдельный метод. Можно видоизменять. Тест (научные). Тесты – стандартизированные исследования, которые позволяют изучить характерологические особенности человека и группы. Интервью – отступления от вопроса делать нельзя. Метод, по которому ведется большое количество вопросов с очень развёрнутыми ответами. Лекция №2. Экспертных оценок – можно опросить коллег, ведущих специалистов, смежные организации (отделы). Позволяет составить характеристику человека на основании шкалы выраженности оценок от наиболее употребляемых к менее употребляемым. Изучения документов – используемы как вспомогательных в двух случаях: 1)для первичного ознакомления с (суб) объектом 2)Для наиболее полной и объективной интерпретации (объяснения) результатов Изучение продуктов деятельности – позволяет узнать знание, умение, навыки, опыт работы, способности и отношение к делу Эксперимент – бывают: 1)констатирующий 2)формирующий (воспитывающий) – позволяет сформировать и развить определенные качества в человеке. Делятся на 1) Лабораторной (лабораторно-аппаратурный) 2) Естественный: социометрия (задаем человеку значимые вопросы), референтометрия. Социометрическая таблица
Социометрия позволяет узнать межличностные отношения в группе, социально-психологический климат и социально-психологическую совместимость. Позволяет выявить лидерство в группе, узнать межличностные отношения и ценностные ориентации. 1.Гордин - ценят за опыт, коммуникабельность, обязательность. 2. Жукова - Знание, умение, ответственность. 3.Смирнова - Опыт, взаимозаменяемость, ответственность.
Лекция №2. Ощущения Ощущение – базовый познавательный процесс, на котором развиваются другие познавательные процессы. Классификация: 1) Ощущения, связанные с состоянием наших внутренних органов – Интерорецептивные (голод, жар). Гомеостаз свидетельствует о балансе, равновесии в организме. 2) Внешнее ощущение называются экстерорецептивными (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). a. Дискантные – издалека (зрение, слух) b. Контактные – близкий контакт c. Обоняние – промежуточное значение 3) Проприорецептивные ощущения – положение тела в пространстве и его движение. 4) Вибрационный 5) Переходные – равновесие и бег 6) Термические 7) Неспецифические Свойства ощущений – относятся как простые свойства, так и сложные. Простые: 1) Качества – основная особенность данного ощущения, отличающий его от других, и колеблющийся в пределах данного вида. 2) Интенсивность – количественная характеристика ощущения, и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. 3) Продолжительность – временная характеристика. Определяется функциональным состоянием органа чувств и временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4) Пространственная локализация – определенное месторасположение раздражителя и его определенное оказание воздействие на рецептор. Сложные: 1) Пороги ощущений (чувствительности) – та психологическая характеристика зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей. Различный у всех. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникают едва заметная различение в силе и качестве ощущений называется порогом чувствительности к различению. Необходим для мыслительной операции сравнения. 2) Адаптация – приспособление к чувствительности, постоянно действующему раздражителю, проявляющаяся в понижении или повышении порогов чувствительности. Указывает на большую пластичность организма, его приспособлению к условиям среды. 3) Сенсибилизация – изменение чувствительность, в результате которого происходит взаимодействие ощущений. Зависит от нервной системы и возраста, а также от естественных условий, а также от искусственных, психологических, физических условий (утомление, экстремальные ситуации). Проявляется в двух сферах: 1)компенсация сенсорных дефектов (слепота, глухота) 2)вызвано специфическими требованиями в профессии. 4) Контраст ощущений – изменение интенсивности ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. 5) Синестезия – совместная работа органов, которая осуществляется таким образом, что качество ощущений одного вида (слух) переносится на другой вид ощущений (зрение). Лекция №3. Восприятие Мы воспринимаем мир в совокупности ощущений. Опыт – восприятие. Восприятие – обусловленный внешними причинами процесс познания, в котором явление окружающего мира отражается в виде образов. Целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Абстрактность, образность. Особенности восприятия: 1) Предметность выражается в отношении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. 2) Целостность (обобщенность). Всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. 3) Структурность. Фактически восприятие абстрагированной от ненужных частей обобщенной структуры. 4) Константность. Обозначает, что предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине. 5) Осмысленность. Понимание сущности предметов. 6) Апперцепция. Избирательность, выделение одних объектов восприятия по сравнения с другими. Виды восприятия: 1) От ведущего анализатора a. Зрительные b. Слуховые c. Осязательные d. Обонятельные e. Кинестезические (двигательные) 2) По степени целенаправленности личности (более сложные) a. Преднамеренные – ставит цель, прилагает определенное волевое усилие, чтобы лучше реализовать возникшее намеренье, произвольно выбивает объект восприятие (поход на лекцию, концерт). Высшей формой является наблюдение. Наблюдение носит систематический характер, что позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Начинается с постановки задачи, которая может иметь ряд мелких постепенно решаемых задач. На их основе составляется подробный план его проведения. В зависимости от восприятия и наблюдения существуют разные типы людей: i. Синтетический тип – явная склонность к обобщенному отражению явлений и определенного основного смысла происходящего. Жизненный путь такого человека короче. ii. Аналитический тип – в меньшей мере проявляют склонности к обобщенной характеристике явлений. Стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали в частности. Очень тщательно вникают во все обстоятельства, подробности, но обобщенной картины дать не могут. iii. Аналитическо-синтетический тип – в равной мере обнаруживает стремление к пониманию основного смысла явлений и фактическому его проявления. Всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установления фактов с их объяснением. Наиболее распространенный тип. iv. Эмоциональный тип – характерно не столько выделение сущности явления и его частей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением. Восприятие таких людей путаны и неорганизованны. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживанием. b. Произвольные c. Непреднамеренные – могут быть вызваны как особенностями окружающих предметов (яркость, рядоположенность, необычность), так и соответствием этих предметов интересам личности. Нет заранее поставленных целей и волевой активности. d. Непроизвольные 3) Сложные виды a. Восприятие пространством (объем, удаленность предметов, величина, фигура и фон, форма). Все зависит от объемности. Смещение (глаза ведущий и вспомогательный). Окружающая обстановка может повлиять на зрительные иллюзии. b. Восприятие времени. Смена дня и ночи. Восприятие времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий. Восприятие длительности зависит от многих аспектов: деятельности человека, события ожидаемого или прошедшего, эмоциональной оценки возраста и физического ритма человека, происходящего в его организме. c. Восприятие движения. Отражение направления и скорости, пространственного восприятие предметов. Дает возможность людями и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает только на основе взаимозаключений. Эффект 25ого кадра называет стробоскопическим эффектом. Восприятие как действие. Восприятие это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его подобия (движение гортани во время пения, движение глаз). В работе глаза и руки много общего. Рука учит глаз своим приемам (ощупывание), своеобразности стратегий. Существует два больших пункта функций: 1) Поисково-установочной. Лежат два основных типа движения глаз: прослеживающая (слаженные, плавные движения, помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающиеся объекты), саккадические (быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании объектов). 2) Корректирующий. Движения, участвующие в построение образа в измерении пространственных характеристик объект, в опознании знакомых объектов. Восприятие – система действий и овладение ими требует специального обучения и практики.
Лекция №4. Внимание и внимательность Внимание – динамическая сторона всех познавательных процессов. Направленность или сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности индивида. Условием возникновения внимания является выделение объекта, сосредоточение на нем и отвлечение о посторонних раздражителей. Бывают направленность и избирательность внимания. Направленность внимания, как и избирательность, внимания включает в себя поиск выбора объекта познания, проявляющиеся в разных формах. Направленность проявляется в избирательности, произвольном или непроизводном выборе, выделении объектов, соответствующих потребностям субъекта и задачам его деятельности. Избирательность проявляется в бдительности, настороженности. Осознанное выделение каких-то объектов происходит целенаправленной познавательной деятельностью. В одних случаях избирательность внимания носит характер поиска, выборе контроля, связан с определенной программой (лекции, чтение художественной литературы, просмотр художественного фильма). В других случаях четкой программы не обязательно. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения сознания объектов познания. Сосредоточенность – необходимое условия осмысления и запечатление поступающей в мозг информации. Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов. Виды внимания: 1) В зависимости от участия воли в процессе внимания a. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и цели человека. Это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителей. Причиной непроизвольного внимания: 1)объективные особенности окружающих предметов и явлений (контрастность, яркость, динамичность, интенсивность, необычность, новизна) 2)субъективными фактами, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему; зависит от прошлого опыта, знаний 3)начало и прекращение действия раздражителя 4)интерес b. Произвольное внимание вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями и направляется требованиями деятельности. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком, постановкой цели деятельности и волевым усилием. Условия, благоприятствующие произвольному вниманию: 1)включение практического действия; 2)особенности обстановки рабочего места 3)благоприятное психическое состояние человека; 4)словесное напоминание самому себе о целях деятельности; 5)привычка работать сосредоточенно в различных как благоприятных, так и неблагоприятных условиях. c. Послепроизвольное внимание – высшая форма профессионального внимания профессионального внимания. Возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послероизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимым при сосредоточении произвольном внимании. Увлеченность. Послепроизвольное внимание - сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность а результат ее личности. 2) По нахождению в пространстве a. Внешне направленное – формирует исследовательское отношение к миру и не существует без развития перцептивного внимания (восприятие мира). Направлено на внешний мир. b. Внутреннее внимание – связано с осознание личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, самосознанием. Объектами внутреннего внимания являются переживания, чувства, воспоминания, мысли. Способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания. Направлено на самого себя. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга, так как трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. 3) По количеству человек, принимающих участие в процессе деятельности a. Коллективное внимание – сосредоточение больших групп людей, объединенных единой целью на одном предмете. b. Групповое внимание – сосредоточение внимание группами в условиях работы в коллективе. Должно быть не больше 30 человек. Для организации внимания необходимо четкое планирование выполнения заданий по этапам и переход на отдельных этапах к коллективному вниманию. c. Индивидуальное внимание - сосредоточение внимания отдельного человека на поставленное перед ним задание. Свойства внимания: 1) Объем внимания выражается в том, сколько объектов может человек схватить при коротком одновременном их восприятии. Очень короткое время (0,01 секунды). Существует два типа людей в зависимости от объема внимание: 1)объективный тип, который воспринимает предлагаемые объекты точно без добавления от себя к тому, что происходило 2)субъективный тип – всегда добавляет от себя что-то к тому, чтобы было на самом деле. 2) Сосредоточенность внимания характеризует степень углубления человека в работу и отвлечение его от всего постороннего. Степень сосредоточенности бывает: 1)полная поглощенность человека деятельностью 2)умеренная (на что-то отвлекается) 3)поверхностная (слушает вполовину) 4)слабая (совсем рассеян). Психология Лекция №5 Восприятие-это обусловленный внешними причинами процесс познания, в котором явления окружающего мира отражаются в виде образов. Восприятие – это целостное отображение предметов, ситуаций и событий возникающие при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Особенности восприятия 1. Предметность выражается в отношении сведений получаемых из внешнего мира к этому миру. 2. Целостность(обобщенность) всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. 3. Структурность – фактически восприятие абстрагированной от ненужных частей обобщенной структуры. 4. Константность обозначает, что предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине. 5. Осмысленность - понимание сущности предметов. 6. Апперцепция– избирательность, выделения одних объектов восприятия по сравнению с другими. Виды восприятия Различаются во первых в зависимости от ведущего анализатора. Они бывают зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и кинестезические. Виды восприятия бывают более сложные по степени целенаправленности личности. Они делятся на преднамеренные (произвольные) и не преднамеренные. Не преднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (яркостью, рядоположенностью, необычностью ) так как соответствуют интересам личности. Нет заранее поставленной цели и волевой активности В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшие намерения, произвольно выбирает объект восприятия.высшей формой преднамеренного произвольного восприятия, является наблюдение. Наблюдение носит систематический характер, что позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Наблюдение начинается с постановки задачи, которая может иметь ряд мелких, постепенно решаемых задач. На основе возникших задач наблюдения, составляется подробный план его проведения. В зависимости от восприятия или наблюдения, существуют разные типы людей. 1. Синтетический тип. У таких людей проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Жизненное кредо такого человека короче. 2. Аналитический тип. В наименьшей мере проявляют склонности к обобщенной характеристике явлений, для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали в частности. Они очень тщательно вникают во все обстоятельства и подробности, но обобщенной картины они дать не могут. 3. Аналитико-синтетический тип. У этих людей в равной степени обнаруживаются проявления к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, с установлением фактов, с их объяснением. 4. Эмоциональный тип. Для них характерно не столько выделение сущности явления и его частей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания выраженные этим явлением. Восприятие таких людей спутаны и не организованы. Предметное отражение окружающей действительности они подменяют своими переживаниями. Сложные виды восприятия Восприятие пространства. · Объем · Удаленность предмета · Величина · Фигура и фон · Форма Окружающая обстановка может повлиять на зрительные иллюзии 2. Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Восприятие длительности времени зависит от деятельности человека, события ожидаемого или прошедшего. Зависит от национальной оценки, возраста и физического ритма человека, происходящего в его организме. 3. Восприятие движения -это отражение направления и скорости, пространственного существования предметов. Восприятие движения дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположении предметов окружающей среды. Знания о перемещении предметов человек получает на основе только умозаключений. (25 кадр – стробоскопический эффект) Восприятие как действие Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование объекта и создание копий его подобий. В работе глаза и руки много общего. Рука учит глаз своим приемам ощупывания, учит своеобразной стратегии и тактики этого ощупывания. Существует два больших класса движения руки: поисково-установочный и корректирующий. В этой функции лежат 2 основных движения глаз – это прослеживающие(слаженные плавные движения, они помогают глазу непрерывно фиксировать перемещающийся объект) и саккадические (быстрые скачки глаз, наблюдаемые при рассматривании объектов) Вторая функция – это движение участвующее в построении образа в измерении пространственных характеристик объекта, в опознании знакомых объектов. Восприятие – это система действий и овладение ими требует специального обучения и практики.
Лекция №6 Свойства внимания Свойства внимания: 1. устойчивость внимания – означает удержание внимания на определенное время на одном и том же объекте. 2. Колебание внимания – это периодическое отвлечение или ослабление внимания перемежающееся с возвращением к тому же объекту или с усилением направленности на него. Зависит от относительных и монотонных раздражителей. Колебание внимания происходит даже при очень сосредоточенной работе. 3. Отвлекаемость внимания – это отрицательное качество, при котором происходит непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой – либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней . Внешняя отвлекаемость зависит от внешних раздражителей, а именно: от предметов или явлений, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. Внутренняя отвлекаемость –возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, изза отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек. 4. Распределяемость внимания – это способность человека выполнять несколько действий одновременно, если эти действия являются привычкой. 5. Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Это способность человека быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации. Переключение внимания в учебной или трудовой деятельности зависит от предыдущей и последующей деятельности и отношение субъекта к каждой из этих деятельностей. Рассеяность и внимательность. Рассеянность – это отрицательное качество, которое означает невозможность удержания внимания на чем либо вследствие 2 основных причин. 1 – Рассеянность профессорская – эта рассеянность возникает как результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя. Мнимая рассеянность. 2 – Подлинная рассеяность наблюдается в тех случаях, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Причина подлинной рассеяности – переутомление, эмоциональные переживания, разнообразие впечатлений, неупорядоченность увлечений и интересов. Память Мнемозина – муза памяти. Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни деятельности личности в её прошлом. 1 Наследственная 2 Генетическая. 3 Прижизненная 4 Импритинг – запечетлевание Генетическая или наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физеологическое строение организма в процессе развития и враждебную форму родового поведения и инстинкты. На пример беспомощность человека. Запечетлевание заключается в одномоментном установлении очень устойчивой специфической связи человека или животного с конкретным объектом внешней среды. Запечетлевание существенно отличается от обычного воспоминания тем, что длительные подкрепления не ослабляют реакции, оно ограничено коротким, четко определенным периодом в жизненном цикле и не обратим. Прежизненная память – это память от рождения до смерти. Принципы памяти???????? по характеру психической активности преобладающей деятельности память делят на двигательную, эмоциональную, образную, и словесно – логическую по характеру цели деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную. по продолжительности закрепления и сохранении материала подразделяют на кратковременную, мгновенную, долговременную, буферную и оперативную. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Эмоциональная память – это память на чувства, эмоциональное состояние имеющее место в прошлом. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигнал либо побуждающий к действию, либо удерживающий от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания. Воспроизведение эмоциональной памяти зависит от времени, детали вытесняются обобщениями, зависит от эмоциональности рассказчика и индивидуальных различий в области памяти. Образная память - это память на представление картины природы, звуки, запахи, вкусы Бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Осязательная, обонятельная и вкусовая память чаще относят к профессиональной памяти. Словестно- логическая память -мысль воплощаясь в различную языковую форму может быть воспроизведена с ориентировкой на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словестного оформления. Если материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 165. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |