Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Межличностные отношения «от людей»




Место и природа межличностных отношений

В социальной литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения прежде всего относительно всей системы общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических). Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне.

Конструктивной представляется точка зрения, согласно которой межличностные отношения пронизывают собой все элементы системы общественных отнощений, поскольку возникают внутри кавдого вида системы, а не вне их — «ниже», «выше» или «сбоку». При таком подходе межличностные отношения как бы опосредствуют воздействие на личность со стороны более широкого социального целого. Мы вновь сталкиваемся с тем, что через посредство межличностных отношений безличные социальные отношения реализуются в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Для каждого участника меичостных отношений последние представляются почти единственной реальностью каких бы тр, ни было отношений вообще. Несмотря на то, что в реальной жизни содержанием межличностных отношений в конечном счете являетря какой-либо вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, суть этих отношений остается по большому счету скрытой. Это означает, что хотя в процессе межличностных отношений, а следовательно, и общественных, люди обмениваются мыслями и осознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили именно в межличностные отношения.

Отдельные моменты общественных отношений представляются их
участникам всего лишь как их межличностные взаимоотношения, которые и воспринимаются соответствующим образом: «злой преподаватель», «лукавый торговец», «бездушный чиновник» и т.п. Сплошь и рядом мотивы поведения объясняются именно этой, лежащей на поверхности, картиной отношений, а вовсе не действительными объективными отношениями. Все усложняется еще и тем, что межличностные отношения есть действительная реальность общественных отношений — вне их нет где-то «чистых» общественных отношений. Поэтому почти во всех групповых взаимодействиях их участники выступают одновременно в двух качествах — как исполнители безличной социальной роли и как неповторимые человеческие личности.

Каждая сторона в системе межличностных отношений связана
особыми правами и обязанностями. Это позволяет ввести понятие «межличностная роль» как фиксацию положения человека в системе не общественных отношений, а одних только групповых связей, на основе не его объективного места в этой системе, а одних только индивидуальных психологических особенностей личности.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть «соперник», «враг», «заговорщик» и «союзник». А в ситуациях, например, сотрудничества могут быть «коллега», «партнер», «поставщик», «клиент», «поклонник» и др. Именно отражением такого рода связей и особенностей выступают определения типа «рубаха-парень», «свой в доску», «козел отпущения» и т.п.

Строго говоря, есть различие между межличностными и социальными ролями (о последних — речь в теме «Психология социально-ролевого поведения личности»). Сейчас отметим только, что несмотря на то, что оба типа ролей могут определяться своеобразием ожиданий участников межличностных отношений, межличностные и социальные роли различны.

Социальные роли стандартизированы и безличны. Права и обязанности остаются теми же самыми независимо оттого, кто эти роли исполняет. Однако права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их чувств и предпочтений. Каждый реализует собственный тип взаимодействия и общения с партнером, приспосабливаясь к требованиям, предъявляемым ему конкретными индивидами, с которыми он вступает в контакт. Тем не менее, обнаружение личностных черт в стиле исполнения социальной роли вызывает в других членах группы ответные реакции, и, таким образом, в группе возникает определенная система межличностных отношений.

Природа их существенно отличается от природы общественных отношений. Чем? Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. Именно она дает основания к тому, чтобы межличностные отношения рассматривать как фактор психологического климата в социальных общностях.

Эмоциональная составляющая межличностных отношений отражает
тот факт, что сами эти отношения возникают и складываются под влиянием определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Понятно, что перечень таких чувств и эмоциональных проявлений безграничен, и все же их многообразие можно свести к трем большим группам.

1. Чувства, сближающие, объединяющие людей (конъюнктивные). В этом случае каждая из сторон рассматривает другую как желаемый объект, в отношении которого есть готовность к сотрудничеству.

2. Чувства, разъединяющие людей (дизъюнктивные). Тогда каждая
из сторон выступает как неприемлемая, нежелательная для другой стороны, и совместные действия, не говоря уже о сотрудничестве между такими личностями, становятся практически либо невозможны, либо неэффективны.

3. Нейтральные чувства. Выражают состояние неопределенности в рамках межличностных отношений. Каютонко подметила американский социальный психолог К.Хорни, люди делятся на такие большие группы, как:

— ориентированные к людям (навстречу им);

— ориентированные от людей;

— ориентированные против людей.
Отношения проявляются в:

— согласии или несогласии;

— симпатии или антипатии;

— понимании или непонимании;

— сочувствии и сопереживании или отсутствии таковых и т.д.

Отношения имеют свою структуру, состоящую из:

— содержания;

— способа выражения.

 






Межличностные отношения «от людей»

К межличностным отношениям типа «от людей» относятся
следующие.

Аутизм — представляет собой крайнюю форму психологического
состояния, выражающуюся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и в погружении в мир собственных переживаний. Признаки аутизма различны: подчинение мыслительной сферы потребностям и желаниям, замкнутый образ жизни, стремление находиться в одиночестве и стремление к одиночной деятельности, нежелание общаться с другими людьми, избегание реальной жизни, уход в мечты и замещающие фантазии, эгоцентризм, ориентация на внутренние критерии ив связи с этим плохое понимание окружающих, недостаточное адекватное эмоциональное реагирование.

Термин «аутизм» используется для описания как психических нарушений, так и нормальной психики. Традиционно аутизм понимается как специфически шизофреническое нарушение. Патологический аутизм часто рассматривается как один из симптомов шизофрении у детей и взрослых, для которого характерны отгороженность от реальной действительности, неадекватность реакций на внешние воздействия, пассивность и ранимость при контакте с ними. В норме термином «аутизм» стали пользоваться при описании индивидуальных
особенностей, связанных с преимущественной ориентацией человека на свою внутреннюю картину мира и внутренние критерии в оценке, событий, что сопровождается утратой способности к интуитивному пониманию окружающих, проигрыванию их ролей, неадекватным эмоциональным реагированием на их поведение.

Безразличие — одна из существенных моделей межличностного
поведения, нередко оказывающая серьезное влияние на судьбы тех
или иных людей.

Что заставляет людей проходить мимо пострадавших, не предпринимая даже попытки помочь? А ведь подчас так ведут себя люди, облеченные обязанностью по должности такую помощь оказывать. При исследовании этого явления обнаружен ряд интересных моментов. Оказалось, что безразличие как форма межличностных отношений зависит от множества факторов как внешнего, так и внутреннего свойства.

Среди факторов внешнего порядка можно указать следующие:

— «эффект очевидца»;

— неопределенность ситуации;

— давление времени;

— личное незнакомство с пострадавшим;

— личностные, прежде всего статусные, характеристики пострадавшего.

Американские социальные психологи остроумными экспериментами установили так называемый «эффект очевидца». Его смысл состоит в том, что человек с меньшей вероятностью склонен оказывать кому-либо помощь, когда имеются очевидцы. Кроме того, эксперименты показали, что безразличие в большей мере проявляется в тех ситуациях, которые характеризуются состоянием неопределенности.

Влияют на принятие решения об оказании помощи пострадавшим следующие факторы:

— давление времени. Среди людей, располагающих временем, находилось больше желающих помочь нуждающемуся, чем среди людей, спешащих по своим делам;

—личное незнакомство с пострадавшим. Практика показывает, что
помощь чаще оказывается человеку знакомому, чем постороннему;

—личностные, прежде всего статусные, характеристики человека, нуждающегося в помощи. Эта ситуация тоже хорошо знакома большинству: люди «социального дна» существенно реже получают помощь окружающих, чем люди «середины» и уж тем более «верха».
Как говорится, так хочется оказать помощь тем, кто в ней не нуждается.

Определенное влияние на проявления безразличия оказывают факторы внутреннего порядка. К ним следует отнести:

—-эмоциональные состояния, такие как гнев, ярость, злость, страх, депрессия, глубокая печаль, а также «усталость от сочувствия» или «сенсорная перегрузка»;

— исповедывание в церкви, перед иным референтным объектом;

—личностные чертытото, кто не помогает нуждающемуся.

Конформизм — проявление конформности. Конформность — это податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляется в изменении поведения человека и его установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

В русской культуре это понятие имеет совершенно определенное содержание и означает приспособленчество. Оно приобрело негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества. При этом чисто психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы (принятия или отвержения им определенного стандарта, мнения, свойственного группе) оказывается за пределами внимания.

Внешняя (публичная) конформность — это демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение либо избежать порицания или более жестких санкций группы. Далеко не всегда такая конформность предполагает личностное согласие с принудительно соблюдаемыми групповыми нормами. Иногда в ней присутствует и личное несогласие, и тогда она называется уступ чивостью.

Конформность внутренняя (личная) — это действительно преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих. Субъект оценивает эти позиции как более обоснованные и объективные, чем собственную точку зрения. Конформность, при которой субъект действует и имеет установки в соответствии с социальным давлением, называется одобрением.

Обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и преобладающим в группе мнением в пользу мнения группы. Человек подстраивает свое поведение под кажущиеся ему чуждыми эталоны. Зависимость человека от группы вынуждает его искать согласие с ней, неважно — подлинное или мнимое.

Психологические эксперименты показывают, что уровень конформности определяется множеством причин:

— характеристиками индивида, подвергаемого давлению, напри-
мер, пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и др.;

— характеристиками группы, которая является источником давления, например, ее размер, степень единодушия и сплоченности, ее статус и др. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформности;

— особенностями взаимосвязи индивида и группы, например, статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.;

— степенью заинтересованности человека в конформной ситуации;

— степенью компетентности субъекта;

— эмоциональным удалением от жертвы;

— деперсонализацией ситуации;

— физическим присутствием экспериментатора: когда отдающий приказы находится в непосредственной близости, уступчивость воз-
растает;

— легитимностью авторитета экспериментатора;

— институциональностью авторитета, престижем источника давления (исследовательская ассоциация, исследовательская лаборатория университета и т.п.);

— либеративным эффектом: освобождающее воздействие группы, протест против давления хотя бы одного из членод группы;

— силой воздействия ситуации: злу легче появляться не сразу, а по частям;

— числом эпизодов уступок: труднее всего уступить первый раз.

На проявления уступчивости влияют:

— непосредственное или косвенное участие объекта давления в ситуации: при косвенном участии уступчивость выше (подчиняется отдать соответствующий приказ объект давления, а исполняет этот приказ кто-то другой);

— публичность или анонимность ответа: отстаивать свое мнение намного легче в уединении, чем перед аудиторией;

— отсутствие или наличие предварительных заявлений: высказав суждение публично, люди, как правило, продолжают придерживаться его. Публичное заявление не так-то легко взять назад, кроме того, люди не любят выглядеть нерешительными.

Каковы вообще причины конформности? Считается, что таковыми являются:

— стремление человека быть принятым в группе, а не отвергнутым ею — это нормативное влияние на возникновение конформности;

— стремление получить информацию — информационное влияние.

Нормативная конформность подразумевает необходимость «следовать за толпой», чтобы не быть отвергнутым, сохранить с людьми хорошие отношения или заслужить одобрение. Как известно, социальная отверженность эмоционально весьма болезненна. Именно нормативное влияние приводит к уступчивости.

Информационное влияние вызывает у людей одобрительную кон-
формность. Ответы других могут воздействовать на восприятие двусмысленной информации.

Конформность можно по-разному оценивать с точки зрения пользы или вреда в межличностных отношениях: как уступчивость, подчинение и как социальную восприимчивость, ответственность, командный дух и стиль отношений.

Имеет место конформность или нет, дает ответ на вопрос: остаются ли поведение субъекта и его убеждения теми же самыми вне воздействия группы или нет. Конформность возникает там и тогда, где и когда имеет место конфликт между мнением индивида и мнением группы, а преодоление этого конфликта осуществляется; в гтользу группы.

Явление конформности убедительно проиллюстрировано в известных психологических экспериментах с группой старших дошкольников в детском саду. Суть: кормили манной кашей пятерых детей: у четверых каша была сладкой, а у одного ребенка — соленой! Экспериментатор опрашивал всех детей, какая была каша – сладкая или соленая. Через несколько опросов подряд ребенок, который пробовал соленую кашу, признавался в том, что его каша сладкая.
Похожий эксперимент проводили с пятью студентами. Четверо из них держали в руках белый шар, а один - черный. В этом случае использовался метод «подставной группы», т.е. четверо студентов с белыми шарами убеждали пятого (с черным шаром), что у него тоже шар белый, и достигали своей цели: он соглашался.

Явление независимости и самостоятельности хорошо проиллюстрировано и снято в кино, в психологическом эксперименте в шестом или седьмом классе одной из средних школ. Эксперимент назывался «Мишень». Результатом стрельбы в левую мишень было вбрасывание металлического рубля, который ученик имел право унести с собой. Результатом стрельбы в правую мишень было вбрасывание рубля «на нужды класса». Отдельной частью эксперимента была
провоцирующая дезинформация о поведении участников эксперимента: на табло демонстрировались данные, что абсолютное большинство учеников стреляет «на свой карман».

Специально проведенные исследования показали, что причины податливости члена группы мнений и других усматриваются в личных особенностях участников экспериментов:

— низкая самооценка, признание каких-либо дефектов собственного восприятия;

— менее развитый интеллект;

— более низкий уровень развития самосознания;

— другие малоизученные и вообще не изученные факторы.

Впрочем, существуют и весьма критические оценки этих экспериментов ~ прежде всего с точки зрения самой задачи исследования: что собственно предлагалось исследовать и что на самом деле исследовалось? Один из критических подходов состоял в оценке значимости для индивида высказываемого мнения. А проблема значимости ситуации стоит в социальной психологии достаточно остро. Значимой является для личности ситуация, сопряженная с реальной
деятельностью, с реальными, а не лабораторными, социальными связями этой личности.

Эгоизм — это ценностная ориентация субъекта, сущностной чертой
которой является приоритет, преобладание в деятельности человека личных, своекорыстных интересов и потребностей безотносительных интересов других людей и социальных групп. Выраженное проявление эгоизма — отношение к другому человеку как к объекту, как к средству достижения собственных, своекорыстных целей.

Как считает Э. Фромм, эгоизм заведомо исключает истинное участие субъекта в других. Эгоист интересуется только собой, стремится присваивать все себе. Ему нравится брать, ничего не давая взамен. Эгоист смотрит на окружающий мир только с точки зрения того, что он может получить. Его не интересуют потребности других людей. Он не уважает их достоинство и целостность. Он судит всех и вся лишь с точки зрения своей выгоды. По большому счету эгоист не способен любить. Э. Фромм отмечает, что эгоизм и любовь к себе — не только не одно и то же, но прямо противоположные явления. Эгоист любит
себя не слишком сильно, а слишком мало. Отсутствие заботы и нежности к себе превращает эгоиста в опустошенного и фрустрированного человека. Он непременно несчастлив и крайне озабочен тем, чтобы урвать у жизни удовлетворение, которое он сам себе не дает получить. Эгоист может создать впечатление, что он
слишком заботится о себе, но в действительности он всего лишь предпринимает неудачные попытки замаскировать и компенсировать неумение позаботиться о своем настоящем «Я».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 121.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...