Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Личность. Поведение. Деятельность.




Личность – это человек как участник общественных отношений, познания и преобразования окружающей действительности; разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (автор определения – А.В.Петровский). Структура личности (по К.К.Платонову):

1) Биологически обусловленная подструктура (темперамент, особенности организма).

2) Особенности психических процессов (эмоции и чувства, воля, познавательные процессы).

3) Опыт (знания, скиллы, привычки).

4) Направленность (отношения и моральные качества).

 

Психика и её функции.

Психика – это особая сторона жизнедеятельности и взаимодействия с окружающей средой, которая проявляется в активном отражении реальности, внутренних процессах и явлениях. Важнейшая функция психики – управление поведением и деятельностью. Особенность психики человека – это наличие сознания. Факторы возникновения психики человека – труд и язык.

 

Деятельность.

Деятельность – это активность живого организма, управляемая осознанной целью и направленная на удовлетворение потребностей.

Особенности деятельности животных:

1) Инстинктивно-биологическая деятельность.

2) Совместной деятельности нет, а групповое поведение подчинено только биологическим целям.

3) Руководствуется наглядными впечатлениями.

4) Программы поведения передаются по наследству, а научение ограничивается индивидуальным опытом.

5) Могут создавать вспомогательные средства, но не сохраняют их и не изготовляют с помощью других орудий.

6) Приспосабливаются к внешней среде.

Особенности деятельности человека:

1) Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении.

2) Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности, и каждое действие имеет смысл, если необходимо в совместной деятельности.

3) Может проникать в связи и отношения между предметами.

4) Опыт передаётся и закрепляется с помощью языка, других социальных средств общения, предметов материальной культуры.

5) Орудия труда передаются последующим поколениям, и их можно изготовить с помощью других предметов.

6) Преобразует мир в соответствии с потребностями.

 

Структура деятельности человека.

1) Мотивы – то, что побуждает человека к действию.

2) Действия – это составные части деятельности, направленные на достижение промежуточных целей и подчинённые общему замыслу.

3) Цели – то, на что направлена деятельность.

Мотивы связаны с действиями, и цели связаны с действиями.

Поступок – это действие, выполняя которое человек осознаёт его значение для других.

 

Характеристики деятельности человека.

1) Предметность – в деятельности всегда участвует предмет культуры, то есть такой, для которого существует общественно выработанный способ действия с ним.

2) Социальная общественно-историческая природа.

3) Опосредованный характер деятельности – в качестве средств выступают как материальные предметы, так и внутренние средства (речь, знаки, символы).

4) Целенаправленный характер.

5) Продуктивный характер.

Деятельность человека состоит из нескольких уровней:

1) Психофизиологические функции.

2) Операции (способы выполнения действий).

3) Действия.

4) Особые виды деятельности.

Виды действий:

1) Сенсорные – действия по восприятию объекта.

2) Моторные – двигательные действия.

3) Волевые.

4) Мыслительные.

5) Мнемические – действия памяти.

6) Внешние предметные.

Любое действие представляет собой систему, состоящую из нескольких частей:

1) Ориентировочная (управляющая).

2) Исполнительная (рабочая).

3) Контрольно-корректировочная.

Всё разнообразие деятельности можно свести к трём основным видам: игровая, учебная и трудовая.

В составе трудовой деятельности выделяют профессиональную деятельность, то есть род занятий, требующий особой подготовки и являющийся источником существования.

 

Самосознание личности.

Сознание – это главная черта, отличающая человека от животных, способность осознавать и оценивать самого себя, свои качества и место в мире.

Я-концепция – это устойчивая система представления человека о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружающими и самим собой. Я-концепция состоит из я-образов, каждый из которых состоит из трёх компонентов:

1) Познавательный компонент (когнитивный) – знания и представления человека о себе.

2) Эмоционально-оценочный компонент – отношение человека к своим свойствам и качествам.

3) Волевой компонент – желание и способность изменить свои качества.

Классификация я-образов:

1) По содержанию.

а) Я-телесное – представление человека о своём здоровье и внешности.

б) Я-социальное – представление человека о своём месте в обществе и социальных контактах.

в) Я-познавательное – представление человека о его интеллектуальных возможностях.

г) Я-профессиональное – представление о профессиональных качествах личности.

д) И т.д.

2) По адекватности.

а) Я-реальное (я-актуальное) – то, каким человек кажется себе в текущий момент.

б) Я-желаемое (я-динамическое) – то, каким человек хочет стать.

в) Я-фантастическое – то, каким человек хотел бы стать, если бы позволили обстоятельства.

г) Я-идеальное – то, каким человек должен был бы стать, исходя из моральных ценностей, усвоенных в детстве.

д) Я-возможное – то, каким человек может стать и, скорее всего, станет.

е) Я-идеализированное – то, каким человек хочет казаться.

ж) Я-представляемое – то, что человек предъявляет окружающим.

Познавательный и оценочно-эмоциональный компоненты я-концепции составляют самооценку личности. Она проявляет себя в таком свойстве, как самоуважение, которое может быть адекватным и неадекватным. Самооценка зависит от соотношения между уровнем притязаний и уровнем достижений.

В самосознание личности входит также представление об ответственности человека за то, что происходит с ним в жизни. Те люди, которые считают, что источник управления их жизнью («локус контроля») находится во внешней среде, называются экстерналами. А если источник управления в самом себе, такие люди называются интерналами. На формирование самооценки и я-концепции определяющее влияние оказывает общество, а прежде всего, семья. Основными механизмами формирования я-концепции служат сравнение, оценка со стороны взрослых, идентификация.

 

Познавательные процессы.

I. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений при их воздействии на рецепторы органов чувств. Виды ощущений:

1) Экстероцептивные – раздражитель находится за пределами организма. Делятся на дистантные (раздражитель не соприкасается с поверхностью органов чувств – зрительные, слуховые) и контактные (раздражитель соприкасается с поверхностью органа чувств – осязательные, вкусовые).

2) Интероцептивные – раздражитель находится внутри организма (ощущения голода, жажды, боли и т.д.).

3) Проприоцептивные – ощущения мышц и сухожилий.

Показатели ощущений:

1) Верхний абсолютный порог – настолько сильное воздействие раздражителя, при котором ощущение или пропадает, или переходит в другое качество.

2) Нижний абсолютный порог – настолько слабое воздействие раздражителя, при котором ощущение едва заметно.

3) Дифференцированный порог – минимальное изменение величины раздражителя, при котором человек замечает изменения в ощущении.

Чувствительность зависит от условий жизни человека и рода его занятий, так как органы чувств способны адаптироваться к условиям среды.

II. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений, возникающее при воздействии раздражителей на органы чувств.

Восприятие включает в себя сумму ощущений, но не сводится к ней. На восприятие также могут влиять: эмоции, прошлый опыт, мотивация. Классификации восприятия:

1) По ведущему органу чувств – зрительное, слуховое и осязание.

2) По объекту – восприятие времени, пространства, движения, речи, музыки, предметов.

3) По адекватности – адекватное и иллюзорное.

Свойства восприятия:

1) Предметность. Человек воспринимает не отдельные ощущения, а целостные предметы.

2) Константность. Человек воспринимает объекты относительно постоянными

3) Целостность. Человек может достроить объект по элементам.

4) Активность. В отличие от ощущения, восприятие предполагает собственные действия человека.

III. Мышление – это процесс познавательной деятельности, который характеризуется обобщённым и опосредованным отражением действительности. Виды мышления развиваются по мере взросления человека. Классификации мышления:

1) Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

2) Теоретическое и практическое мышление.

3) Репродуктивное и продуктивное мышление.

Мышление существует в трёх логических формах:

1) Понятие – слово или выражение, обозначающее предмет или явление. Понятия могут быть: конкретными или абстрактными (обозначают свойства или качества предмета); научными и житейскими; положительными (обозначают наличие у предмета свойств, качеств) или отрицательными (выражают отсутствие свойств или качеств). Понятия можно обобщить (подобрать более широкое), ограничить (подобрать более узкое), дать определение, сравнить.

2) Суждение – высказывание, в котором отражаются отношения и связи между понятиями, а также между предметами и их свойствами с помощью утверждения или отрицания.

3) Умозаключение – вывод из одного или нескольких суждений.

Обобщённой характеристикой мышления является ум. Характеристики ума связаны с особенностями сочетания и уровнем развития разных сторон мышления. Основные характеристики ума:

1) Широта ума (кругозор).

2) Глубина ума (способность проникнуть в суть проблемы).

3) Самостоятельность ума.

4) Гибкость ума (способность быстро сориентироваться в новой ситуации).

5) Критичность ума (сомнение в выводах и требование доказательств).

IV. Внимание – это сосредоточенность деятельности в данный момент времени на каком-либо объекте. Виды внимания:

1) Непроизвольное внимание – вызывается яркими особенностями объекта и не требует усилий воли.

2) Произвольное внимание – человек сосредотачивается на объекте, прилагая волевые усилия.

3) Послепроизвольное внимание – возникает тогда, когда объект является личностно-значимым или интересующим, поэтому требует минимальных волевых усилий.

Свойства внимания:

1) Объём внимания (7±2 объекта).

2) Распределение внимания (способность удерживать внимание одновременно на нескольких объектах).

3) Способность удерживать внимание на одном объекте.

4) Устойчивость внимания (способность концентрироваться на объекте длительное время).

5) Переключаемость внимания (способность быстро переводить внимание с одного объекта на другой).

V. Память – это организация и сохранение прошлого опыта с целью его дальнейшего использования или осознания. Классификации памяти:

1) по объекту запоминания: образная память (зрительная, слуховая, память на запахи и вкус), моторная память, словесно-логическая память, эмоциональная память;

2) по времени: мгновенная память (срок хранения – до 0,5 сек.), кратковременная память (до 20 сек.), долговременная память (информация может храниться неограниченно), оперативная память (хранит информацию, необходимую для решения конкретной задачи на срок до нескольких дней).

Память включает в себя несколько процессов:

1) Запоминание – может быть непроизвольным или произвольным, а также существует такая форма как запечатление (прочное и точное сохранение информации после краткого её предъявления).

2) Сохранение – имеет несколько закономерностей:

а) Наиболее интенсивно забывание происходит сразу после заучивания.

б) Лучше всего запоминается информация, предъявляемая вначале и в конце.

в) Лучше сохраняются в памяти незавершённые задачи.

3) Воспроизведение – включает такие уровни как узнавание (опора на восприятие объекта), припоминание (есть уверенность, что объект запомнен) и, собственно, воспроизведение.

VI. Воображение – это процесс создания образов с помощью нового сочетания уже имеющихся знаний. Виды воображения: пассивное (образы приходят помимо воли человека), активное (человек создаёт образы по своей воле), репродуктивное (воссоздание образов реально существующего мира, продуктивное (образы не являются копией реальных объектов).

 

Свойства личности.

I. Воля – это деятельная сторона разума и морального чувства. Воля выражается в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Воля имеет две функции – побудительную и тормозящую. Три основных формы проявления воли:

1) при выполнении физической и умственной работы;

2) при наступлении утомления или отказе от удовольствия ради выполнения задания;

3) при изменении привычного вида деятельности.

Волевое действие включает в себя следующие стадии:

1) Возникновение побуждения и постановка цели.

2) Обсуждение и борьба мотивов.

3) Принятие решения.

4) Исполнение решения.

II. Темперамент – это особенности и скорость протекания психических процессов, определяющие активность деятельности человека. Названия темпераментов предложил ещё древнегреческий врач Гиппократ. И.П.Павлов классифицировал их по трём основным свойствам нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность. Юнг и Айзенк предложили описывать темпераменты ещё по двум характеристикам: экстраверсия или интроверсия (у экстравертов активность обращена во внешний мир, а у интровертов – внутрь себя); высокая или низкая тревожность. Учёт свойств темперамента важен как для понимания межличностных отношений, особенностей поведения, так и для профессионального отбора, в частности, в тех профессиях, где требуется скоростная обработка информации, распределение внимания, стрессоустойчивость, самоконтроль и другие свойства.

Холерик – сильный, неуравновешенный, эмоционально возбудимый тип, высокотревожный экстраверт. Холерик наиболее производителен там, где требуется высокая активность, увлечённость, концентрация внимания, твёрдость в преодолении препятствий, лидерские роли. Холерика следует по возможности отстранять от конфликтных ситуаций, строго и объективно оценивать, тактично указывать на недостатки, воспитывать выдержку и самообладание.

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип, малотревожный экстраверт. Сангвиник быстро приспосабливается к новому, решает рабочие и бытовые проблемы, обладает высокой переключаемостью внимания, эмоциональный, коммуникабельный, склонен к компромиссам. Его можно использовать для разрешения конфликтов, организации совместной деятельности и общения. Сангвиник малопродуктивен в условиях однообразной напряжённой деятельности.

Меланхолик – слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт. Меланхолики чувствительны и ранимы, болезненно реагируют на конфликтные и стрессовые ситуации, малообщительны, тревожны. Однако в спокойных условиях также могут быть хорошо работоспособны. Меланхолики исполнительны, ответственны, отзывчивы. Рекомендуется тактичный подход к меланхоликам, поддержка и положительное влияние более сильной личности, формирование спокойной адекватной самооценки.

Темпераменты не бывают плохими или хорошими, но при правильном воспитании человек любого темперамента может быть порядочным и достойным. Чисто выраженные темпераменты встречаются редко, но в каждом человеке присутствуют черты всех четырёх типов в разном соотношении.

III. Характер – это сочетание устойчивых свойств поведения, проявляющихся в отношении человека к действительности. Характер представляет единство биологического (наследственность, особенности организма, темперамент) и социального (влияние семьи, окружающих людей). Характер проявляется в следующих отношениях:

1) к другим людям, к коллективу;

2) к самому себе;

3) к стране и обществу, к моральным ценностям;

4) к своей деятельности;

5) к вещам;

6) к природе, животным.

Выделяют основные группы черт характера:

1) интеллектуальные (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.);

2) эмоциональные (чуткость, честность, сопереживание, смелость и т.д.);

3) волевые (целеустремлённость, решительность, настойчивость и т.д.).

Акцентуация характера – это наиболее ярко выраженные черты характера. В крайних случаях акцентуации могут привести к патологии. Основные акцентуации характера (по классификации Шмишека):

1) Демонстративный – артистизм и яркость в сочетании с эгоцентризмом, неискренностью.

2) Застревающий – сосредоточенность на определённой проблеме вплоть до занудства (нередко борьба за социальную справедливость).

3) Педантичный – исполнительный, аккуратный, мелочно-требовательный.

4) Возбудимый – резкий, раздражительный, неконтролирующий импульсы и желания, однако искренний, справедливый к слабым.

5) Гипертимный – общительный, активный, энергичный, увлекающийся, однако непостоянный и ненастойчивый.

6) Дистимный – замкнутый, малоактивный, необщительный, однако ответственный и постоянный.

7) Циклоидный – чередуются периоды высокой и низкой активности и общительности.

8) Экзальтированный – восторженные, искренние, откровенные, при неудачах впадают в панику.

9) Тревожный – робкий, неуверенный в себе, однако часто ответственный.

10) Эмотивный – чувствительные до слезливости, ранимые, способны к сопереживанию.

IV. Способности – это свойства личности, определяющие её пригодность к успешному выполнению разного рода задач. Классификация способностей:

1) по объёму задач: общие (помогают при выполнении различных видов деятельности) и специальные (служат для успешного выполнения какого-либо конкретного вида деятельности);

2) по степени новизны: исполнительские и творческие;

3) по уровню сформированности: задатки (природная основа развития способностей), одарённость (сочетание задатков, благоприятное для развития конкретных способностей), способности, талант (комплекс высоко развитых способностей, помогающих достичь выдающихся результатов), гениальность (высшая степень развития таланта, которая проявляется в создании новых отраслей науки, искусства и практической деятельности). Способности формируются на основе задатков, но развиваются только в процессе той деятельности, для которой они предназначены.

V. Направленность личности – это проявление основных жизненных стремлений человека. Направленность личности складывается из следующих компонентов: потребности (выражения нужды, нехватки чего-либо в определённой форме), интересы, идеалы (ориентация на конкретные образцы поведения), убеждения (единство социальных и профессиональных идеалов личности с эмоциональными состояниями и навыками деятельности).

 

Психология общения.

Общение – это особая форма взаимодействия человека с другими людьми, в которой реализуются социальные отношения людей. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: интерактивную (взаимодействие друг с другом в процессе общения), коммуникативную (обмен информацией между людьми) и перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения). Средства общения:

1) Язык.

2) Интонация.

3) Выражение лица, взгляд и положение тела собеседника.

4) Жесты.

5) Расстояние, на котором общаются собеседники.

В процессе общения выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении.

2) Ориентировка в целях и ситуация общения.

3) Ориентировка в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего сообщения.

5) Выбор конкретных средств общения.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

7) Корректировка процесса общения.

Эффективность общения тесно связана с коммуникативной компетентностью. Компетентность – это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать отношения и необходимые контакты. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного общения. Причины неэффективной коммуникации:

1) Стереотипы. Это устойчивые, но не всегда верные представления.

2) Предвзятое представление. Это склонность отвергать всё, что необычно или противоречит нашим взглядам.

3) Плохие отношения между людьми.

4) Отсутствие внимания и интереса собеседника.

5) Пренебрежение фактами.

6) Ошибки в построении высказываний.

7) Неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения:

1) Открытое или закрытое общение.

2) Монологическое или диалогическое общение.

3) Ролевое или личностное общение.

Виды общения:

1) Контакт масок – формальное общение, когда нет стремления понять собеседника и учитывать его особенности.

2) Примитивное общение – другого человека оценивают как нужный или мешающий объект.

3) Формально-ролевое общение – содержание и средства общения регламентированы и вместо знания личности обходятся знанием социальной роли.

4) Деловое общение – учитывают особенности личности и состояния собеседника, но более значимы интересы дела.

5) Духовное межличностное общение – это общение близких между собой людей.

6) Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием различных приёмов в зависимости от его личности.

7) Светское общение – является беспредметным, так как люди говорят не то, что думают, а то, что положено.

 

Педагогика.

Педагогика – это наука о воспитании, обучении, образовании, направленная на развитие личности. Предмет педагогики – это целостный педагогический процесс. Объект педагогики – это образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Задачи педагогики:

1) Исследование закономерностей обучения, воспитания, управления образовательными системами.

2) Разработка в этих областях новых систем, форм, методов и средств.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 129.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...