Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.




Методы исследования.

Методы – способы, посредством которых познаётся предмет науки.

Психология, как и всякая наука, пользуется целой системой различных методов. В отечественной психологии выделяются следующие группы методов.

1. Организационные методы включают:

- Сравнительный метод (м.поперечных срезов) –сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.

- Лонгитюдный метод (м. продольных срезов) – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени.

- Комплексный метод – предполагает совместные исследования методов продольных и поперечных срезов. Позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа (физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

2. Эмпирические методывключают в себя:

- Наблюдение и самонаблюдение.

- Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий).

- Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа).

- Анализ продуктов деятельности (анализ рисунков, изложений, широко используется в детской психологии – изучает продукты детского творчества для психологического изучения ребёнка).

- Биографический метод (анализ жизненных фактов, событий на основе беседы или дневниковых записей).

3. Методы обработки данных включающие в себя:

- Количественный (статистический) метод.

- Качественный (дифференциация материала по группам, анализ) метод.

4. Методы коррекции – способы исправления недостатков поведения и психики человека с помощью психологического воздействия.

- Аутотренинг.

- Групповой тренинг.

- Способы психотерапевтического воздействия.

- Обучение.

 

 

Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования. Понимать это надо следующим образом: психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. И всегда существует некоторое соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой; однако это состояние не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение и, таким образом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.

 

 

Наблюдение, эксперимент, опросные методы, тесты: характеристика, требования к организации и проведению.

Эмпирические методы в психологии.

 

Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основой.

1. Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах:    

- Самонаблюдение (интроспекция) при анализе дневниковых записей.

- Объективное (внешнее) наблюдение представляет собой изучение психических явлений субъекта на основе фиксации проявления его поведения. Предметом наблюдения являются действия, поступки, речевые функции, мимика, позы.

Особенностью научного наблюдения является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определённые особенности поведения и деятельности), планомерность (поведение в соответствии с определённым планом) и систематичность (наблюдение должно вестись неоднократно и в различных ситуациях).

Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот.    

Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения действий с кубиками. Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бросить кубик, поставить их один на другой, задать вопрос и т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений.

Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение – эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных приемов, направленных на повышение качества наблюдения, уровня надежности его результатов (т.е. соответствия их реальности).

Научное наблюдение может осуществляться в виде дневниковых записей. Многие ученые- биологи, начиная с Ч. Дарвина, психологи вели дневники, наблюдая за развитием своих детей и внуков. Эти дневниковые записи послужили основой для раскрытия многих закономерностей психического развития.

 

2. Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно- следственных связей. Отеч. психолог С.Л. Рубинштейн (1889-1960) выделял следующие качества эксперимента:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроизведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Различают три основных вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

1. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, предполагает использование различной техники, специального оборудования. (Пример: эксперимент по изучению влияния на суждение одного человека мнения других людей. Проведён этот эксперимент американским психологом М.Шерифом. Проводился опыт в тёмной лаборатории, была лишь одна светящаяся, мерцающая точка. Испытуемым предлагалось определить, в каком направлении движется точка и на каком расстоянии от них она находится. На самом деле точка была неподвижна, однако в полной темноте она казалась движущейся, и её видели каждый раз в новом месте. Пока испытуемые выполняли задание по одному, их ответы были различными. Но когда они объединялись в группу, ответы становились очень похожими. Этот эксперимент демонстрирует, во-первых, как человек осознаёт явления окружающего мира, и, во-вторых, как на это осознание влияют особенности восприятия объекта (неподвижная мерцающая точка света в полной темноте кажется движущейся) и мнения других людей)).

2. Естественный эксперимент, предложенный русским психологом А.Ф. Лазурским (1874-1917), предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях. (Например, для выяснения того, какие факторы способствуют снижению страха перед экзаменами, американский психолог И. Сарасон провел несколько серий опытов непосредственно перед экзаменами. Испытуемых разделили на три группы, в каждой были студенты, боящиеся экзаменов, и относящиеся к ним спокойно. В первой группе экспериментатор признавался, что сам боится экзаменов, описывал свои переживания, мешающие ему сосредоточиться на ответе. Во второй – он прибавлял к этому, что умеет преодолевать свой страх, и предлагал некоторые способы и приёмы. Наконец, в третьей – говорил, что никогда не боялся экзаменов. Критерием являлась успешность испытуемых на экзамене. Выявилось, что студенты, которые боялись экзаменов, хуже всего выполняли задания в первом случае, когда экспериментатор лишь сообщал им, что тоже боится экзаменов. Наилучших результатов они достигали тогда, когда им предлагались способы преодоления страха. В этом случае они даже опередили студентов, не испытывавших беспокойства по поводу экзаменов).

Естественный эксперимент широко применяется, например, в социальной, педагогической психологии, психологии управления.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

3. Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека. Приведенные выше примеры относятся к констатирующим экспериментам.

4. Формирующий эксперимент одновременно служит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вмешательство исследователя в изучаемые им психические процессы. Формирующий эксперимент предполагает проектирование и моделирование психолого-педагогических средств и путей их формирования. В процессе учебно-познавательной работы с детьми изучаются и закономерности происхождения соответствующего новообразования. Один из основателей формирующего эксперимента в нашей стране – В.В. Давыдов называет этот вид эксперимента генетико-моделирующим. Ибо он воплощает в себе единство исследования психического развития детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конструирование и переконструирование новых программ воспитания и обучения и способов их реализации. Таким образом, формирующий эксперимент выступает как метод экспериментального развивающего воспитания и обучения детей.

 

 

3. Психодиагностические методы – выявляют и измеряют индивидуальные психологические особенности человека, позволяют определить различия между людьми. (Например, с помощью таких показателей можно выяснить, соответствует ли уровень умственного, интеллектуального развития школьника возрастной норме, или он существенно выше этой нормы, или, напротив, ребёнок сильно отстаёт в развитии).

Психологические тесты. Тест (от англ.test – проба, испытание) – краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. Термин был введён в конце прошлого столетия американским ученым Дж. Кэттелом.

Тесты могут проводиться с каждым испытуемым индивидуально или с группой, могут предъявляться на бланках или на мониторе компьютера. Важно, чтобы все условия проведения оговаривались заранее и строго соблюдалась инструкция.Даже незначительное отступление от правил проведения теста ставит под сомнение надежность результатов и сделанных на их основе выводов.

Выделяют следующие виды тестов:

- Тесты умственного развития, или интеллектуальные тесты. (Задания к тесту могут быть даны в словесной или числовой форме и в форме практических заданий – например, сложить кубики по определённому образцу, выбрать из предлагаемого набора элементов один, который пропущен в сложном узоре или фигуре, сложить фигуру из отдельных элементов и т.п. За правильное выполнение каждого задания испытуемый получает определённый балл. Сумма полученных испытуемым баллов может быть сопоставлена с возрастными нормами, имеющимися для данного теста. В этом случае определяется, каков уровень интеллектуального развития испытуемого по сравнению с другими детьми его возраста).

- Тесты достижений – тесты проверки знаний и умений, т.е. результатов специально организованного обучения. Широко распространены в школах.

- Тесты личности – позволяют выявить особенности мотивации, потребностей, эмоций, интересов, воли, определить характеристики отношения к себе и т.д.

- Тест-Опросник – тесты представленные в виде вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемого.

- Проективные тесты ( от лат. projectio – выбрасывание вперёд) – картинки – сюжетные и неопределённые, неоконченные предложения и рассказы и т.п. Испытуемого просят рассказать, что происходит на картинке, какое именно изображение он видит в неопределённых очертаниях кляксы, закончить предложение или рассказ и т.п. Интерпретируя такой неопределённый материал, испытуемый проецирует свои переживания, мотивы, конфликты, в том числе и те, которые он не осознаёт в себе или даже отрицает. К проективным методам относятся и методы, основанные на выборе предпочитаемых и отвергаемых испытуемым цветов и их оттенков.

- Рисуночные тесты. В психологии рисунок – путь к познанию психики ребенка и взрослого человека. Существует установленный перечень тематики таких рисунков. Для каждой темы специально регламентируются ориентация рисунка, размер листа бумаги, тип используемых карандашей (простые или цветные, мягкие или твердые), наличие или отсутствие ластика и т.п. Критерии оценки включают как формальные (расположение рисунка на листе бумаги, его величина, особенности линий, сила нажима карандаша и т.п.), так и содержательные особенности рисунка. Рисуночные тесты используются при диагностике личности и интеллекта.

 

Анкетирование (заочный опрос) – предназначено для получения общей информации, касающейся истории человека, его интересов, предпочтений, мнений по тому или иному вопросу и т.д. На их основе нельзя делать выводы об индивидуально-психологических особенностях человека, формулировать психологический диагноз.

 

Беседа, интервью используется как основной метод и как дополнительный метод.

Беседа может быть:

- Стандартизированной – т.е. состоять из заранее сформулированных вопросов, которые задаются в строго определённом порядке.

- Свободной – где экспериментатор имеет только общий план интервью и сам формулирует вопросы, определяет их порядок в зависимости от того, как складывается разговор.

Для получения надёжных данных в беседе используются разные типы вопросов. Помимо прямых, «открытых» вопросов (например: «Ты любишь читать книги?») используются косвенные («Что ты обычно делаешь в свободное время?») и проективные («Если бы тебе сказали, что в течение ближайших двух часов ты можешь делать что хочешь. Чем бы ты занялся?»).

В одних случаях содержание беседы полностью определяется психологом. Ему принадлежит активная роль в организации и проведении беседы, он добивается, чтобы каждый как можно полнее и понятнее отвечал на поставленные вопросы. Такая беседа называется управляемой. Чем более беседа стандартизирована, тем более она управляема.

В других случаях, напротив, задача психолога – создать условия для того, чтобы человек, участвующий в беседе, мог взять инициативу разговора на себя. Это слабоуправляемая беседа. Умение взять инициативу – ценный диагностический показатель. Здесь также могут быть различные промежуточные варианты.

Психолог, проводящий беседу, с помощью специальных средств создаёт особые условия для разговора, позволяющие собеседнику говорить раскованно, свободно выражать свою точку зрения. Самое важное здесь- умение слушать собеседника. Этой цели служат техники активного слушания, которым психолог специально обучается. Однако не менее, чем техники, психологу необходимы подлинная заинтересованность в содержании беседы, в том, что скажет собеседник, умение задавать точные вопросы, давать собеседнику помолчать, но не отмалчиваться и т.д. (Пример стр.45.)

 

 

4. Анализ продуктов деятельности – написанных текстов (например, школьных сочинений), рисунков, других изделий – имеет большое значение и для науки и для практики. Так, школьный психолог, к которому родители или учитель обращаются по поводу неуспеваемости ученика, может получить ценную информацию из тетрадей школьника, анализируя выполнение им классных и домашних работ, того, как он списывает с доски и как пишет сочинения. Сделанные им выводы могут быть ценным дополнением к диагностическому обследованию, проводимому другими методами. Метод анализа продуктов деятельности часто используется совместно с другими методами, наблюдением, беседой, экспериментом, тестом.

 

5. Биографический метод – разновидность метода изучения продуктов деятельности. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

 

Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение руки - перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждаются факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

 

Индивид - категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. Это подчеркивание единичности в отличие от человека и неделимости в отличии от личности.

Появляясь на свет, как индивид, человек приобретает особое социальное качество - становится личностью.

Личность - человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. При этом биологическое и социальное в личности в реальном единстве.

Индивидуальность - категория, подчеркивающая уникальность и самостоятельность конкретной единичной психики.

Таким образом, человеческая психика может быть исследована и описана в личностном, индивидном, индивидуальном аспектами.

 

 

Теории личности.

 

Темы рефератов:

 

1. З. Фрейд: психодинамическое направление в теории личности. Личность в теории классического психоанализа.

2. Личность в индивидуальной психологии А. Адлера.

3. Личность в аналитической психологии К. Юнга.

4. Теория личности Э. Эриксона.

5. Личность в теории А. Маслоу и феноменологическая теория личности К. Роджерса.

6. Личность в работах А.Н. Леонтьева. Личность как субъект деятельность.

 

 Структура личности.

В каждой теоретической школе имеется своё представление о структуре личности. В отечественной психологи классической считается структура К.К. Платонова. Её разделяют и другие. Состоит из 4 иерархических подструктур:

1) Био - психические свойства (половые, возрастные свойства индивида, особенности конституции, темперамент, нервная система). Зависит от врожденных биологических особенностей. Биологические особенности входя в личность становятся социальными.

2) Индивидуальные особенности психических процессов и функций (восприятие, память, мышление - познавательные процессы, эмоции, чувства, воля - эмоционально-волевые процессы).

3) Социальный опыт (знания, умения, навыки, привычки) - приобретается в процессе жизни в обществе, формируется в процессе обучения, воспитания.

4) Направленность личности - система побуждений направляющих и ориентирующих поведение человека (потребности, мотивы, интересы, ценности, цели, идеалы, мировоззрение).

 

 

Активность и направленность личности.

Активность личности присуща всем живым существам. У человека активность принимает специфическую форму деятельности. Деятельность-это специфический человеческий вид активности, который регулируется сознательной целью и направлен на преобразования окружающего мира. В широком смысле активность - это способность к развитию и самодвижению в процессе которого любое живое существо воспроизводит себя самого.

 

Направленность личностиявляется образованием мотивационной сферы. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили).

Направленность - это сложная мотивационная сфера и обозначающаяся как совокупность устойчивых доминирующих мотивов ориентирующих деятельность и поведение личности относительно не зависимо от конкретной ситуаций. 

Виды направленности:

1) Личностная (направленность на себя) - преобладание мотивов собственного благополучия, стремления к первенству, престижу.

2) Коллективистская (на взаимодействие) - поступки человека определяются его потребностью в общении.

3) Деловая (на задачу) – преобладают мотивы, порождаемые самой деятельностью, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы.

Формы направленности (структура):

1. Влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности.

2. Желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.

3. Стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

4. Интерес - познавательная форма направленности на предметы.

5. Склонность - включение в интерес волевого компонента.

6. Идеал - образ которым человек руководствуется в своей жизни и привлекает личностные черты.

7. Мировоззрение - система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир.

8. Убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

 

 

 

 Методы изучения личности.

1. 16- факторный личностный опросник (тест Р. Кеттелла).

2. Акцентуации характера (тест К. Леонгарда).

3. Школьный тест умственного развития (ШТУР) (Гуревич, Акимова, Борисова, Козлова, Логинова, Зархин).

4. Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им В.М. Бехтерева).

5. Проективные методы исследования личности.

 

 

 Понятие самосознания, структура самосознания.

Самосознание - процесс осознания личности самой себя во всем многообразии её индивидуальных особенностей и её осознание социальных связей и отношений.

Изучением самосознания с середины 19в. занимались В.В.Столин, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.

Процесс самосознания имеет определенную динамику развития. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет действия на самого себя. В возрасте 1,5-2 года сознание возникает с речью. В 2-3 года ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале, на фотографиях. Зачатки самосознания формируются к 3 годам. С этим связан так называемый кризис 3-х лет. Важное влияние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от исполняемой им роли в игре. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смотреть на себя как бы со стороны, представлять, как он выглядит в глазах окружающих. В подростковом и юношеском возрастах самосознание проявляется в том, что человек начинает думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни?», т.е думать о себе как о личности. Подростковый и юношеский возраст - период открытия «Я» для самого себя.

Мнение человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем.

Структура самосознания состоит из 3-х компонентов:

I. Познавательный компонент самосознания (когнитивный компонент) - «образ Я» - характеризует содержание представлений человека о себе. Процесс самопознания осуществляется на 2-х уровнях:

 1. уровень - система «Я» и другие (объединение индивида с другими людьми), с 3- 12 лет. Носит ситуативный неустойчивый характер, отсутствие устойчивого «Я».

2. уровень - система «Я» и «Я» (создание основы для чувства собственной неповторимости, уникальности), с 13 лет. Формируется устойчивая «Я» - концепция, устанавливается устойчивый образ самого себя.

II. Эмоциональный компонент самосознания - отражает отношение человека к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т.п. проявляется в самоуважении, чувстве собственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Самооценка - суждение человека о ценности сторон своей личности (явно или не явно присутствующих в характеристике себя). Выделяют 3 составляющие самооценки: 1. Соотношение образа реального «Я» и идеального «Я»; 2. Соотношение результатов оценок значимых других и результатов социального сравнения; 3. Оценка человеком достигнутых результатов деятельности (запланированные достижения).

На основании имеющихся оценок себя у человека складывается обобщенная интегральная оценка, которая определяет, как в целом человек относится к себе - самоуважение.

Самоуважение зависит от 2-х основных моментов.

 

 

Самоуважение = Успех в деятельности

                            Уровень притязания

Уровень притязания - уровень трудности тех целей, которые человек выбирает для себя из оценки - самоуважения.

Чтобы иметь высокое самоуважение человек должен постоянно добиваться в деятельности успеха путем снижения уровня притязания.

По характеру самооценка может быть адекватной (человек терпимо относится к другим людям, не конфликтует, в большей степени опирается на свое мнение) и неадекватной (которая не соответствует реальным возможностям). Неадекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их).

При заниженной самооценке: Повышается тревожность, появляется чрезмерная внушаемость, очень высокая чувствительность к критике окружающих. Такие люди страдают от одиночества, с трудом идут на контакт со страхом отвержения. Заниженная самооценка возникает под влиянием факторов заложенных в раннем детстве (неблагополучная семья, один родитель, повторный брак и т.д.). Дисгармоничные отношения между родителями и детьми. Эмоциональное отвержение ребенка матерью, эмоциональное непринятие (нежелательный ребенок). Стиль семейного воспитания. Авторитарное воспитание (контроль, повышенные требования и недоверие к ребенку). В школьные годы в первую очередь выступает положение ребенка в системе межличностных отношений среди сверстников.

При завышенной самооценке: Излишняя критичность по отношению к другим. Человека с завышенной самооценкой не устраивают окружающие. Основа такой самооценки закладывается в семье. Стиль семейного воспитания по типу «кумир семьи» - излишнее внимание, удовлетворение любых потребностей ребенка.

 III. Регулятивный компонент самосознания (поведенческий) - определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

Важным измерением «Я-концепции» является ориентация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка человека определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ориентированная на внутренний контроль, основывается на внутренний контроль, основывается главным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от неё.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» выражает:

1. Реальное «Я» (каким я являюсь в настоящее время);

2. Идеальное «Я»(каким я хотел или должен стать;

3. Зеркальное «Я» (Я социальное -каким меня видят другие);

4. Динамическое «Я»(как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать);

5. Нравственное «Я»(правильные или неправильные нормы поведения);

6. Интеллектуальное «Я»(достижения в обучении);

7. Эмоциональное «Я»(эмоциональные состояния личности);

8. Социальное «Я» (Я в общении).

В процессе жизни человека «Я-концепция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции обеспечивает внутреннюю согласованность личности, её цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я- прошлое, Я- настоящее, Я- будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важно для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я-концепция» одновременно и достаточно устойчивое, и динамично изменяющееся образование.

 

Функции самосознания:

1. Человек познает себя;

2. Человек оценивает себя;

3. Человек изменяет себя;

4. Мотивирующая ф-я (побуждение к деятельности);

5. Ф-я постановки цели;

6. Самосознание определяет отношение к окружающим, стиль и характер общения с ними;

7. Поиск смысла жизни.

 

 Методики изучения самосознания.

1. Методика изучения самоотношений (авт. В.В. Столин).

2. Методика «Кто Я?» (авт. М.Кун, Мак-Портленд).

3. Методика по изучению самооценки (авт. Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан).

4. Тест «Автопортрет». (авт. Р. Бернс).

 

 

 Механизмы психологической защиты.

Понятие защитных механизмов личностибыло введено в психо­логию3. Фрейдоми впервые рассматривалось в психоаналити­ческой концепции личности. Защитные механизмы личности определяются как средства, направленные на устранение или сведение к минимуму неприятного воздействия на индивида раз­личных негативных, травмирующих переживаний, основанных на внутренних или внешних конфликтах, состоянии тревожно­сти, страха или дискомфорта и т. п. Механизмы психологической зашиты имеют следующие особенности:

- имеют бессознательную природу,то есть индивид не осознает их действия и влияния;

- искажают действительность,препятствуя нормальной адапта­ции и функционированию индивида;

- могут быть как полезными, так и вреднымидля общей адапта­ции личности;

могут иметь следующие источники:

внутренние, то есть конфликтыпротиворечивых тенденций внутри личности;

внешние,которые обусловлены несоответствием поступающей извне информации и сложившейся субъективной картины мира индивидаи его образа Я.

Механизмы психологической защиты выполняют следующие функции:

1. Обеспечивают бессознательную компенсациюнеспособности че­ловека эффективно контролировать некоторые жизненные ситуации;  

2. Обеспечивают чаще воображаемое достижение потребности;

3. Ослабляют стресс и тревогу,вызванные неспособностью инди­вида контролировать и приспосабливаться к жизненным си­туациям;  

4. Направлены на сохранение стабильностисамооценки личности, ее образа Я и картины мира в целом через устранение из соз­нания или трансформацию источников конфликтных пережи­ваний;

5. Могут нести позитивную, функцию, так как помогают индивиду бороться с тревогой до тех пор, пока не будет найден более ра­циональный и адаптивный способ разрешения проблемы или конфликта, или сами по себе являются приемлемым способом выражения негативных, подавленных побуждений и импульсов.

Выделяются следующиезащитные механизмы лич­ности:

1. Вытеснение,которое понимается как процесс непроизвольного устранения в бессознательное мыслей, чувств, событийи т. п., которые индивид не желает осознавать, так как они причиня­ют угрозу психологической стабильности его личности. Суще­ственной характеристикой вытеснения выступает активное за­бываниекаких-либо вещей, мыслей, событии, действий и т. п.;

2. Реактивное образованиепонимается как принятие человеком мыс­лей и чувств, противоположных тем, что были вытеснены,с це­лью еще большего их подавления. Защита строится из двух шагов: вначале происходит вытеснениев бессознательное нежелательных аспектов личности и поведения, а затем в сознании форми­руются ярко выраженныепротивоположные тенденции характе­ра,поведения и т. п.;

3. Регрессияопределяется как неосознанный отход личностив поведении, мыслях и т. п. на более ранние и безопасные для него стадии развитиядля снижения уровня тревоги или удовлетво­рения насущной потребности;

4. Отрицаниепонимается как отвержение, отказ от осознания нежелательных мыслейи чувств и построение своего поведения вопреки существующей проблеме,чувству, эмоции и т. п. Этот механизм часто используетсяличностью при возникновении серьезных кризисных ситуаций, например болезни, смерти близкого человека, а также в ситуации разрыва с партнером, когда другой партнер отрицает факт того, что его бросили;

5.  Сублимацияпонимается как замещение подавленных неприемле­мых импульсови побуждений на более приемлемые для личности и среды формы поведения и установки, приносящие личности реальное удовлетворение и не вызывающие внутренних кон­фликтов;

6. Замещениепонимается как механизм, при котором происходит замена недостижимой цели или потребности,которую индивид не может достигнуть или удовлетворить по разным причинам, на такие потребности или цели, удовлетворение которых пред­ставляется возможным;

7. Проекциясостоит в бессознательном наделении других людей соб­ственными чувствами, мыслями,эмоциями, мотивами или уста­новками, которые неприемлемы для индивида с точки зрения ста­бильности его образа Я и отвергаются им на сознательном уровне;

8. Рационализациязаключается в поиске удобных причин для оправ­дания и объяснения совершенных или несовершенных действий и поступков или их приемлемости, в то время как они не яв­ляются таковыми. Рационализация помогает индивиду избе­жать чувства вины и ответственности, так как в основном для оправдания используются внешние источники;

9. Интеллектуализацияпредставляет собой активное и преувели­ченное использование индивидом когнитивных сфер своей лично­стии применяется для подмены проживания чувств размышле­ниямио нихс целью не испытывать те негативные ощущения и эмоции, которые могут нести отвергаемые чувства;

10.  Интроекцияпонимается как интернализация индивидом опреде­ленных норм, ценностей, объектов или людей без предварительного осмысления или анализа. То, что индивид считает частью своей личности, называется интроектом и может носить как позитивный, так и негативный оттенок. Например, носящее характер интроекции усвоение в раннем детстве общих норм по­ведения и ценностных ориентации формирует у ребенка свою систему ценностей и помогает его социальной адаптации,в то время как тотальное принятие личностью интроектовбез ос­мысления того, насколько они для него подходящи, может привести к формированию невроза,и такая личность будет ха­рактеризоваться безапелляционностью суждений и жесткостью собственных установок,что может привести к трудностям адап­тации в среде;

11. Компенсация понимается как бессознательное стремление индивида преодолеть реальные или воображаемые недостатки физического или личностного уровня. В основе механизма компенсации лежит сформированное чувство или комплекс неполноценности по отношению к какой-то части или личности в целом, имеющие свои корни как в раннем детстве, так и во взрослом опыте индивида. Компенсация может быть:

- негативной, когда осуществляется с помощью неприемлемых с социальной или моральной точек зрения способов, например проявление личностью грубости и агрессии как компенсации какого-либо физического дефекта;

- позитивной, когда преодоление недостатков осуществляется приемлемым, адаптивным способом, например высокие спортивные достижения как компенсация физического нездоровья в детстве.

12. Идентификациябессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя. У детей - это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей. Так, мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить его любовь и уважение. В широком смысле идентификация - это неосознаваемое следование образцам, идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.

13. Изоляция, или отчуждение - обособление внутри сознания травмирующих человека факторов. При этом неприятные эмоции блокируются сознанием, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем не отражается. Этот вид защиты напоминает синдром отчуждения, для которого характерно чувство утраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 125.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...