Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какова цель и предназначения  философии?




Министерство образования и науки Российской Федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Автодорожный колледж.

Контрольная работа по курсу «Философии».

Вопросы №3 и №3

                                                                                Выполнил:Монахова А.А.

Проверил: Курилов И.П.

                                                                                                  

Вопрос № 3 первого уровня.

Какова цель и предназначения  философии?

Человек всегда пытался найти ответ на такие наиболее общие и глубинные вопросы: что представляет собой окружающий мир, и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубинные вопросы: что представляет собой окружающий мир, и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовное? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, её цель? Такие вопросы называются мировоззренческими. Что такое мирровоззрение ?

Всякое мировоззрение является также философией. Понятие « мировоззрение» шире понятия « философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т. д., так и понятие « мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения- мифологическое, художественное, религиозное и т.д.Цель.Сокровенная цель философиии-- вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. философия -- сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.Философия направлена на то, чтобы освободить человеческое мышление от тех разнообразных ловушек, которые гнездятся внутри этого мышления. Другими словами, философия должна освобождать человеческий ум от скрытых в нём самом препятствий к адекватному восприятию мира. В этом смысле философия, будучи лучше частных наук подготовленна к преодолению наиболее распространённых предрассудков разума, таких, например, как недоучёт различий в способах употребления понятий, в значениях слов и т. д., выполняет миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания. Философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру. В этом плане она должна находить общее в мире объектов и в мире субъектов, то есть универсальные законы бытия, но главное -- это установить форму отношения субъекта ко всему многообразию объективных явлений, иначе говоря, определить то конкретное и уникальное место, которое занимает человекуниверсуме бытия. В этом заключаетсямировоззренческая функция философии, так как без общей мировоззренческой установки невозможна никакая активно-творческая деятельность человека. Философия должна ответить на центральный вопрос, возникающий при рассмотрении отношения человека к миру, на так называемый основной вопрос философии-- о первичности объективного или субъективного бытия, отношение мышления к бытию, человека к миру, сознания к материи, духа к природе, психологического и физического, идеального и материального, так как через отношение человека, его мышления, сознания, духовной, психологической деятельности осознаётся место человека в мире, его предназначение, смысл существования . Эта проблема включает в себя вопрос о формах отражения субъектом мира объектов, о способах установления правильности, истинности “субъективного образа объективного мира”. Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает собственные понятия, которые применяются в строго определенной области для более или менее ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме философии, не занимается специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", хотя может использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно широкими, всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями Основные задачи или проблемы касаются выяснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим нас бытием. В отличие от других наук философия исключает подробности, выделяя только наиболее общие свойства и связи.

 Можно перечислить основные функции философии как науки:

1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и исторического опыта;

2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;

3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Гносеологическая функциясостоит в изучении отношения “мир-человек”. Теория познания рассматривается как отношениее объекта и субъекта познания, выявляет связь чувственного и рационального, исследует проблемы истины и другие гносеологические вопросы.Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

 Каждая философская концепция является взглядом на мир и представляет собой метод познания. Философия разрабатывает всеобщие, обоснованные частные и общенаучные методы познания - выполнняетметодологические функции.Для характеристики любой философской системы важно так же учитывать, какой метод познания используется при философском рассмотрении окружающего мира. Если мы обратимся к истории философии, то увидим, что существуют два основных метода познания, два взаимно противоположных способа мышления – диалектика и метафизика.Диалектика – слово греческое. Древние мыслители понимали под диалектикой такой способ ведения беседы, споров, посредством которого раскрываются противоречия в суждениях собеседника, выясняется истина и уточняются понятия. Позже под диалектикой стали понимать философский метод, т.е. общие правила и средства познания окружающего мира, тот способ, с помощью которого мышление изучает данный предмет.

Диалектика рассматривает мир как единое, связаное целое. Она исходит из того, что все вещи, явления, а также наши понятия как их мысленные отражения находятся во взаимной связи, в непрпрывном движении и противоречивом развитии. Диалектический взгляд на природу, историю и человеческое мышление требует исследования изучаемого предмета во всех его связях и отношениях, прослеживания действительной истории его развития, раскрытия подлинных причин сложного и противоречивого процесса его изменения.

Метафизика тоже слово греческое. В древности оно означало учение о началах всего существующего. В дальнейшем под метафизикой стали понимать такой способ мышления, при котором предметы и явления рассматриваются вне их взаимной связи, как неподвижные, раз навсегда данные, лишенные внутренних противоречий.

Философия обощает выводы специальных наук, объединяет их на основе своих функций и методов познания - выполняет интегририрующую функцию, распространяет её и на другие области духовной культуры, включая политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные или атеистические формы общественного сознания.

Философская система не только выдвигает и обосновывает положения, но и интерпретирует их, даёт оценку, формирует систему ценностей - аксиологическая функция.Подвергнутое критической оценке то, что не соответствует философской системе - выступает вкритической функции.

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.Помимо функции экспликации «универсалий»философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации– перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизаци, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.

Одной из функций является социальная, которая является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу - объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. В общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. И именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача - помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. Социальная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречие, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально - гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

 

Вопрос № 3 второго уровня.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...