Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задачи для практических занятий




Тема 1. 6 Социальное партнерство в сфере труда (6 часов)

Методические указания для студентов

 

Приступая к изучению настоящей темы следует рассмотреть причины, время формирования и общее содержание тарифных или коллективных договоров в зарубежных странах и в России. Необходимо иметь представление об особенностях государственно-правового регулирования коллективных (социально-партнерских) отношений, которые складывались России до и после принятия Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Уметь объяснить ту роль и значение в изменении развития настоящего института после введения в действие с 1 февраля 2002 г. ТК РФ, последующем внесением в него изменений ФЗ от 30 июня 2006 г.. 

Опираясь на знания, которые получены в предыдущих темах по курсу трудового права, показать влияние международно-правовых норм на существующие формы и основные принципы социального партнерства в сфере труда. В литературе обращается внимание на то, что социальное партнерство, являясь основой для договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в метод трудового права как из его неотъемлемых черт (Трудовое право: учеб. / Под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. М., 2007. С. 157).     

Важным аспектом в изучении настоящей темы выступает понимание правового определения социального партнерства в сфере труда (ст. 23 ТК РФ), характеристика сторон (ст.ст. 25, 29-34 ТК РФ) и органов (ст.ст. 35, 35-1 ТК РФ) (субъектов) социального партнерства. Иметь представление о системе взаимоотношений, включающей в себя уровни социального партнерства (ст. 26 ТК РФ): федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный.      

Одним из значимых, как в теоретическом, так и в практическом аспектах является вопрос об обязательности для работодателей вести переговоры и заключать коллективный договор, соглашение. В ТК РФ нет понятия коллективных переговоров, но освещаются вопросы порядка их ведения, урегулирование разногласий, гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (гл. 6 ТК РФ). Поэтому следует уделить внимание международно-правовым актам, в частности, Конвенции МОТ № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.), Конвенции МОТ № 98 «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.).

При изучении понятия, срока действия, содержания коллективного договора, соглашения (гл. 7 ТК РФ) важным выступает исследование места последних в системе источников (форм) трудового права.

В учебной литературе нет единства взглядов по тому, какие с правовой точки зрения положения (условия) составляют содержание коллективного договора. Одни авторы называют – нормативные, обязательственные, организационные, (К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова), другие же – вместо последних называют информационные (И.О. Снигирева). Сравнивая научные позиции, необходимо подробно исследовать нормативные условия (положения) или локальные нормы права, принятие которых прямо обусловлено: во-первых, действующим законодательством; во-вторых, когда имеется пробел в законодательстве и такое разрешение не противоречит общим принципам и нормам права; в-третьих, необходимостью конкретизировать (уточнить) общие положения законодательства применительно к особенностям деятельности организации или его структурного подразделения.

Необходимо иметь представление о направленности и охарактеризовать содержание, значение для развития законодательства о труде РФ и Удмуртской Республике, заключаемых генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ, единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

При изучении настоящей темы студентам необходимо уметь:

- охарактеризовать понятия: «социальное партнерство в сфере труда», «коллективные переговоры», «коллективный договор», «соглашение»;

- перечислить формы социального партнерства;

- раскрыть виды, стороны, содержание и ответственность за неисполнение коллективного договора, соглашений;

- порядок заключения и изменения коллективного договора, соглашений.

 

Вопросы для изучения

1. История становления и развития коллективного (тарифного) договора как института трудового права.

2.Понятие, основные принципы, формы и уровни социального партнерства в сфере труда.

3.Стороны и органы социального партнерства.

4.Понятие, стороны, порядок заключения и содержание коллективного договора.          

5.Понятие, виды, стороны и содержание соглашений.

6.Контроль за выполнением условий коллективного договора, соглашения. Ответственность сторон социального партнерства.

7.Международно-правовой опыт социального партнерства в сфере труда.

 

Задачи для практических занятий

 

Задача 1. К директору муниципального предприятия с требованием начать проведение коллективных переговоров обратились председатель первичной профсоюзной организации и председатель совета трудового коллектива, представив свои проекты коллективных договоров. Директор посоветовал создать единый представительный орган, но без участия СТК и подойти через три дня, сославшись на свою занятость. Тем не менее, в назначенный срок директор не явился, так как находился в командировке.

Председатель СТК потребовал расторжения трудового договора с директором. Решением первичной профсоюзной организации директору, как члену профсоюза, было вынесено дисциплинарное взыскание за уклонение от участия в переговорах.   

Решите дело.

 

Задача 2. Сотрудники районного отделения внутренних дел провели собрание и утвердили проект коллективного договора, в котором предусматривались условия об установлении 40-часовой рабочей недели, оплате сверхурочной работы в соответствии с положениями ТК РФ.

Начальник отделения отказался обсуждать проект коллективного договора, предупредив всех сотрудников, что со следующей недели они переходят на 12-часовое дежурство, а получать будут как обычно, так как являются работниками с ненормированным рабочим днем.

Может ли быть заключен коллективный договор в органах внутренних дел? Распространяется или нет действие трудового законодательства на труд сотрудников органов внутренних дел?

Решите дело.

 

Задача 3. При обсуждении проекта коллективного договора на собрании сотрудников коммерческого банка было предложено включить в него следующие пункты:

1) запретить совместительство работникам банка в других организациях;

2) уменьшать продолжительность отпуска сотрудникам на количество дней прогулов;

3) производить 50% удержание из заработной платы сотрудников, в случае задержки возврата полученной ссуды в банке;

4) обязательное ежедневное участие сотрудников в 15 минутной производственной гимнастике на рабочем месте;

5) в случаях опоздания на работу уменьшать размер ежемесячной премии. 

Правомерно ли включение данных условий в содержание коллективного договора?

 

Задача 4. На заседании профсоюзного комитета газодобывающей компании «Факел», председатель рассказал о том, что согласно отраслевому тарифному соглашению установлены более высокие тарифные ставки, оклады работникам, чем по коллективному договору, действующему у них на предприятии.

Руководитель компании «Факел» на требование профсоюзного комитета об увеличении выплат работникам ответил отказом, ссылаясь на то, что они не присоединились своевременно к отраслевому тарифному соглашению.

Назовите виды соглашений и стороны, выступающие при их заключении. Решите дело.

 

Задача 5. При принятии коллективного договора на конференции, было предложено внести изменения в текст и дополнить следующими положениями:

1) по просьбе работников охраны организации и уборщиц включить их должности в перечень работников с ненормированным рабочим;

2) в связи с частыми увольнениями работников цеха сборки, установить обязательное тестирование всех поступающих работать на конвейер;

3) исключить обязательный учет мнения профкома организации при увольнении работников по п . 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, так как это условие противоречит ТК РФ.

Директор организации предложил согласиться с изменениями и подписать коллективный договор. Председатель профкома посчитал, что коллективный договор вступил в силу и поэтому вносить изменения нельзя. 

Решите дело.

 

Задача 6. Правовая инспекция профсоюза при проведении проверки выполнения обязательств по коллективному договору установила, что главный инженер не осуществляет контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности в организации, а бухгалтерия отказывается в соответствие с законодательством о профсоюзах выплачивать премии по итогам работы за год освобожденным от работы членам профсоюза.

Руководитель правовой инспекции профсоюза передал документы в федеральную инспекцию по труду, с требованием о наложении на главного инженера и главного бухгалтера штрафа.

Какими правовыми актами регламентируется деятельность федеральной инспекции труда, правовой инспекции профсоюзов?

Решите дело.

 

Задача 7.Профсоюзный комитет и представители работодателя в ходе трехмесячных переговоров о заключении коллективного договора не смогли выработать единой позиции по вопросу о размере минимальной заработной плате в 6 000 тыс. рублей; о доплате за работу в ночную смену 20 % от заработной платы. Представители работодателя настаивали на предоставлении МРОТ в размере 4611 рублей и доплату за работу в ночную смену в размере 20 % ставки (оклада).

Возможно ли дальнейшее проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, и в каком порядке? Дайте правовую оценку позиции профсоюзного комитета и представителей работодателя.

 

Задача 8.В одном из разделов коллективного договора учебного учреждения были предусмотрены дополнительные меры поощрения, в том числе почетные звания: «ветеран труда», «лучший по профессии», а также закреплены следующие меры воздействия за нарушение трудовой дисциплины: уменьшение или лишение премии.

Необходимо оцените правомерность данных положений коллективного договора.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...