Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» Институт экономики и управления Кафедра экономики и социологии труда
«Утверждаю» Директор ИЭиУ ____________ А.В. Аношин «_____» _________________
Программа производственной (преддипломной) практики
Направление подготовки 38.03.03 Управление персоналом Профиль подготовкиУправления персоналом организации Экономика труда Квалификация (степень) выпускникаБакалавр
Курс, семестр4 курс, 8 семестр Трудоемкость216 час., 6 зачетных единиц ИЖЕВСК 2017 1. Требования ФГОС ВО: Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: разработку философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом; кадровое планирование и маркетинг персонала; найм, оценку, аудит, контроллинг и учет персонала; социализацию, профориентацию, адаптацию и аттестацию персонала; трудовые отношения; управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала; управление этическими нормами поведения, организационной культурой, конфликтами и стрессами; управление занятостью; организацию, нормирование, регламентацию, безопасность, условия и дисциплину труда; развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и сдужебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом; мотивацию и стимулирование персонала; социальное развитие персонала; работу с высвобождающимся персоналом; организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры; кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом; оценку и бюджетирование затрат на персонал, а также оценку экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом; управленческий (в том числе кадровый) консалтинг. Объектами профессиональной деятельностивыпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, туристической и других сферах деятельности, в том числе научно-исследовательских организаций; службы управления персоналом государственных и муниципальных органов управления; службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства; организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите. Виды профессиональной деятельности к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: организационно-управленческая и экономическая; информационно-аналитическая; социально-психологическая; проектная; организационная; экономическая; информационно-аналитическая. Задачи профессиональной деятельности: организационно-управленческая и экономическая деятельность: - разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; - планирование кадровой работы и маркетинг персонала; - обеспечение организации кадрами специалистов требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки; - организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию; - участие в разработке стратегии профессионального развития персонала; организация и контроль подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации и стажировки персонала; - организация работы по оценке и управлению деловой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала; - мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда; - участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности; - участие в обеспечении соблюдения требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда; - организация работ с высвобождающимся персоналом; - применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений; - экономический анализ показателей по труду, затрат на персонал (в том числе бюджетирования затрат); - оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом; 2. Место практики в структуре ОП ВО: Дисциплины, на освоении которых базируется практика Б1.Б.14 Управление персоналом организации Б1.Б.12 Основы кадровой политики и кадрового планирования Б1.Б.20 Мотивация и стимулирование трудовой деятельности Б1.ВР.11 Кадровые риски и их оценка Б1.ВР.12 Основы кадрового аудита и контроллинга Б1.ВР.20 Рынок труда Б1.В.03.01 Анализ трудовых показателей Логические и содержательно-методические взаимосвязи практики с другими частями ОП: Производственная (преддипломная) практика позволяет развивать компетенции выпускника (п.3 ОП)
3. Цель практики: Направлена на возможность приобретения реального практического опыта, навыков самостоятельной работы необходимых ему в дальнейшей профессиональной деятельности, подготовить студента к решению профессиональных задач и выполнению выпускной квалификационной работы.
4. Задачи практики: - систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и их применение при решении конкретных научных, технических, экономических и производственных задач; - развитие навыков проведения самостоятельной работы и овладение методами исследования и экспериментирования при выполнении выпускной квалификационной работы.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики: В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции: - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); - знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1); - знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике (ПК-3);
6. Сроки, способы организации и место проведения практики: Производственная (преддипломная) практика проходит в соответствии с календарным графиком учебного процесса компетентностно-ориентированного учебного плана по направлению бакалавриата «Управление персоналом» профили «Управление персоналом организации», «Экономика труда». Местами проведения данной практики являются предприятия и организации любой формы собственности Удмуртской республики и других регионов страны.
7. Структура и содержание практики: Практика студентов проводится в подразделениях предприятия, осуществляющих производственную деятельность или оказывающих услуги, службах управления персоналом. Планирование работ по практике должно обеспечить равномерное их проведение в течение всей практики. Организацию практики со стороны предприятия осуществляет отдел технического обучения или служба персонала предприятия, непосредственное руководство осуществляют квалифицированные специалисты, которые назначаются и утверждаются приказом руководителя предприятия. Перед выполнением заданий практики студенты проходят инструктаж по технике безопасности. Организация практики на предприятиях может осуществляться в следующих вариантах: 1) Практика проходит в организации, где работает студент на его рабочем месте специалиста. 2) Практика проходит в организации в соответствии с заключенным договором о прохождении практики студентом. Примерный порядок прохождения практики: - общее ознакомление с предприятием, его производственной и организационной структурой, правилами внутреннего распорядка; прохождение инструктажа по технике безопасности и ознакомление с конкретным производственным подразделением, на базе которого будет проходить практика; - ознакомление с работой службы управления персоналом. Собирается и анализируется статистический материал отражающий деятельность данной службы. - сбор практического материала по теме выпускной квалификационной работы для ее полного раскрытия и практического обоснования. 8. Организация самостоятельной работы студентов: В ходе практики студент изучает, анализирует и собирает практический материал для написания выпускной квалификационной работы в соответствии с тематикой, согласованной с руководителем квалификационной работы. Студент изучает и анализирует следующие вопросы: 1. Краткая характеристика объекта: - история создания и развития предприятия, - организационно-правовая форма, - характеристика основных направлений деятельности, - общая численность персонала, - особенности технологии производства; показатели масштабов деятельности (характеристика выпускаемой продукции, объем продукции, услуг, прибыль, удельный вес на рынке и т.д.), - характеристика организационной структуры управления предприятия. 2. Экономический анализ основных экономических показателей деятельности предприятия, включая: - анализ основных технико-экономических показателей в динамике за два года: объем производства, услуг, численность персонала, производительность или результативность трудовой деятельности, себестоимость или затраты на рубль продукции, прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, среднюю заработную плату; - пофакторный анализ производительности труда в соответствии с типовой методикой в динамике за два года; - характеристика и оценка основных и оборотных средств предприятия: структура, год ввода, балансовая и остаточная стоимость, коэффициенты ввода, выбытия и обновления, коэффициент оборачиваемости и др.; - анализ финансового состояния предприятия: показатели финансовой устойчивости, ликвидности и деловой активности); - анализ системы стимулирования персонала (виды применяемых на предприятии моральных стимулов, виды материальных денежных и неденежных стимулов); - анализ фонда оплаты труда (общей суммы и структуры); - анализ численности, структуры и движения персонала предприятия. 3. Анализ и разработка предложений по теме ВКР. Анализу предшествует проработка теоретический вопросов по теме ВКР, изучение мнения авторов экономической и управленческой литературы по теме ВКР, далее выполняется анализ на материалах предприятия, выявляются проблемы и разрабатываются предложения по их решению. В зависимости от специфики объекта исследования отдельные задания могут быть по согласованию с руководителем выпускной квалификационной работы изменены и конкретизированы. Документальным выражением результатов практики является надлежащим образом оформленный дневник практики студента. Весь комплекс сведений и материалов, полученных в установленном в организации порядке при прохождении практики, студент записывает в академический дневник практики. В дневник заносятся: - календарный план прохождения практики, с описанием выполненных работ за каждый день практики; - дополнительно выполненная студентами производственная работа; - список материалов, собранных студентом в период прохождения практики для отчета по практике и написания выпускной квалификационной работы; - заключение студента по итогам практики и его предложения; - рекомендации и замечания руководителя производственной практики от организации (места прохождения практики) за период прохождения студентом производственной практики. По окончании практики дневник подписывается и заверяется печатью руководителя практики от организации. Качественно и полно оформленный дневник по практике является основой для формирования оценки по практике. 9. Контроль деятельности студента: По итогам практики на кафедру экономики и социологии труда представляется отчет, структура которого соответствует содержанию раздела 8 данного положения. По результатам проверки отчета по производственной практике выставляется дифференцированный зачет. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики Основная литература 1. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом : учеб. пособие / А. П. Егоршин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. 2. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова ; Гос. ун-т упр. - М. : КноРус, 2009. 3. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика персонала. – М.:Альфа-Пресс, 2009. 4. Тебекин, А. В. Управление персоналом : учеб. для вузов по спец. 080500 "Менеджмент" / А. В. Тебекин. - М. : КноРус, 2009. 5. Управление персоналом организации : учеб. рек. МО РФ / И.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, И.Е. Ворожейкин [и др.] ; под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Инфра-М, 2008. Дополнительная литература 1. Аксенова, Е. А. Стратегический ассесмент: как сформировать человеческий ресурс организационных изменений : учеб. пособие / Е. А. Аксенова. - М. : Аспект Пресс, 2008. 2. Аширов, Д. А. Управление персоналом : учеб. пособие / Д. А. Аширов. - М. : Проспект, 2009. 3. Белякова, Е. М. Кадровый менеджмент : учеб. пособие / Е. М. Белякова, Т. Н. Оливанова, Т. В. Иванова ; ФГОУВПО "Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова". - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 4. Вишнякова, М. В. Охота на менеджера в кризисный период : книга для эффективных собственников и вменяемых менеджеров / М. В. Вишнякова. - М. : Ред. журн. "Упр. персоналом", 2009. 5. Волосский, А. А. Мотивация и стимуляция труда / А. А. Волосский. - М. : Техносфера, 2007. 6. Дёмин, Ю. М. Ассессмент персонала: как объективно оценить деловые качества сотрудника и соискателя за 15 минут / Ю. М. Дёмин. - СПб. : Питер, 2008 7. Закаблуцкая, Е. Эффективное собеседование. Подбор сотрудников на 100% / Е. Закаблуцкая ; предисл. Ю. Вировца. - Спб. : Питер, 2009. 8. Иванова, С. В. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час / С. В. Иванова. - 3-е изд. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2006. 9. Кибанов А.Я. Дуракова И.П. Управление персоналом организации: практикум.- М.Инфра-М, 2006 10. Купер Д., Робертсон И.Т., Гордон Т. Отбор и найм персонала: технологии тестирования и оценки 2005. 11. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 12. Магура М.И. Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. 13. Некрасов, В. И. Формирование системы мотивации трудовой деятельности : учеб.-метод. пособие / В. И. Некрасов ; ГОУВПО "Удмурт. гос. ун-т", Ин-т экономики и упр. - Ижевск : Изд-во ИЭиУ УдГУ, 2009. - 14. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами. - М. Дело, 2004. 15. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация : учеб. пособие /А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова ; Гос. ун - т упр. - Изд. 2 - е, перераб. и доп. - М. : Экзамен, 2005. 16. Управление персоналом организации: Учебник/ под ред. А.Я.Кибанова. – М.Инфра-М, 2006 17. Управление персоналом. Учебник. Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М. Юнити, 2005. 18. Фёдорова, Н. В. Управление персоналом организации : учеб. для вузов / Н. В. Фёдорова, О. Ю. Минченкова. - 3-е изд., перераб., доп. - М. : Кнорус, 2007 19. Федосеев, В. Н. Управление персоналом : учеб. пособие / В. Н. Федосеев. - М. ; Ростов н/Д. : МарТ, 2006. 20. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В. Е. Хруцкий, Р. А. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2009. 21. Управление персоналом. Дуракова И. Б. М. : ИНФРА-М 2009 http://ibooks.ru/product.php?productid=22201&cat=1704&page=55 22. Управление персоналом. Учебное пособие. 6-е изд. Лукичева Л.И. М.: Издательство «Омега-Л» 2011 http://ibooks.ru/product.php?productid=22157&cat=1704&page=55 23. Управление персоналом. Конспект лекций Валиева О.В. "А-Приор" 2010 http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3123 24. Управление кадрами. Руководство для персонала и топ-менеджмента Андреева И.Н. СПб. : БХВ-Петербург 2011 http://ibooks.ru/product.php?productid=24831&cat=1704&page=54 25. Антикризисное управление человеческими ресурсами: Учебное пособие Под ред. Горелова Н. "Допущено Учебно - методическим объединением вузов России по образованию в области национальной экономики и экономики труда в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 080104 "Экономика труда" и другим зкономическим специальностям СПб. : Питер 2010 http://ibooks.ru/product.php?productid=21760&cat=1704&page=3 26. Управление трудовыми ресурсами. Красноженова Г. Ф., Симонин П. В. М. : ИНФРА-М 2008 http://ibooks.ru/product.php?productid=22216&cat=1704&page=57
Периодические издания Журналы “Управление персоналом”, “Служба кадров”, “Справочник по управлению персоналом”, “Справочник кадровика”. Интернет-ресурсы 1. www.kadrovik.ru 2. www.hrm.ru 3. www.pro-personal.ru 4. www.hr-portal.ru
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 105. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |