Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

I. Методологический раздел программы




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ

 

 

Программа социологического исследования по курсу:

 

«Методология и методика социологического исследования»

 

 

На тему: «Отношение молодежи современного российского общества

К субкультуре скинхедов»

 

 

Студента 2 курса

Группы СОЦ-ДБ-2-2

Иванова И.М.

Научный руководитель:

Фомичева Т.В.,

К.с.н, доцент

 

 

Москва

 

2012г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

№ п/п Тематический блок работы Стр.
1 Оглавление 2
2 Обоснование актуальности исследуемой проблемы 3
3 Проблемная ситуация 4
4 Противоречие 7
5 Цель исследования 7
6 Задачи исследования 7
7 Объект исследования 8
8 Предмет исследования 8
9 Интерпретация и операционализация  основных понятий 8
10 Гипотезы 11

 

 

I. Методологический раздел программы

1.1.Обоснование актуальности исследуемой проблемы.Движение скинхедов зародилось в Великобритании в 60-70-х гг. двадцатого века, «достигнув» нашей страны к 90-м гг. В последние годы явление скинхедства стало повседневным и в российской действительности. Социологи относят скинхедов к разновидности социально-неприемлемых молодежных субкультур. Если раньше о данной молодежной группировке знали лишь понаслышке, то за последний год, благодаря актуализации внимания СМИ на ее деятельности, о скинхедах говорят, об их существовании знают. Естественные вопросы, которые обсуждаются в обществе в этой связи: откуда они взялись, кто они, кто за ними стоит, чем грозит обществу существование скинхедов?  

Материальные предпосылки возникновения субкультуры скинхедов обнаруживаются в относительном ухудшении положения рабочего класса во второй половине 60-х гг. Этот упадок особенно остро чувствовали именно молодые и малоквалифицированные рабочие. Часть из них выбрала «естественную» их положению субкультурную форму, которая представлялась им ближе к настоящей рабочей культуре. Социальной базой объединения скинхедов стали и остаются преимущественно представители рабочего класса с низким материальным достатком. Они осознают ограниченность своих ресурсов для изменения собственного социального статуса. Еще одна особенность движения – формирование по территориальному признаку.

Стиль скинхедов предполагает стандарт внешнего вида – бритая голова, черная короткая куртка (милитари), облегающие джинсы, армейские ботинки. Вся эта одежда была чрезвычайно функциональна, ориентирована на уличную драку: за бритую голову не ухватишься, в армейских ботинках удобно бить и убегать. По мнению исследователей, этот стиль отражал именно те ценности, которые важны для этой группы: сильный мужской дух, шовинизм, пуританство и рабочий коллективизм.  

1.2. Проблемная ситуация.Подавляющее большинство скинхедов не имеют понятия об идеологии, а лишь являются носителями ценностей и популяризаторами стиля скинхедов. Применительно к российским скинхедам уместнее говорить не об идеологии, а о наборе ценностей и стереотипов, копировании стиля западных скинхедов. Более или менее связная идеология присуща лишь той части скинхедов, которая находится под влиянием политических партий националистического толка. Однако и в этом случае эта группа остается по преимуществу угрозой общественного порядка, а не сколь-нибудь значимой политической силой. В связи с последними крупными выступлениями»бритоголовых» на Царицынском рынке, в Ясеново, погромом во время просмотра матча Чемпионата мира по футболу на Манежной площади проблема движения скинхедов стала более актуальной, острой, болезненной, требующей ее детального изучения и понимания.

По оценкам на начало 2002 года, численность скинхедов в Москве составляет от 2-3 тысяч (данные МВД) до 10-15 тысяч (по мнению журналистов и независимых исследователей). Группы по несколько тысяч человек есть в Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге; меньшие группы (от нескольких десятков до нескольких сотен) действуют в Ярославле, Калининграде, Твери, Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и других городах. Многие бритоголовые подражают западным скинхедам только в облике и манере поведения, не перенимая в полной мере идеологию. Еще меньше скинхедов, входящих в сколько-нибудь структурированные организации. Например, на вопрос о численности скинхедов в городе один из лидеров питерских бритоголовых ответил: «Тех, кто строго придерживается идеи, около двухсот. А сочувствующих, фанатеющих от идеи, тысячи две-три. Одни ходят на футбол, другие любят музыку. Крупнейшие организации скинхедов в Москве – «Объединенная бригада 88» («88» - это принятая в неонацистских кругах зашифрованная аббревиатура от Heil Hitler!, по порядковому номеру буквы Н в латинском алфавите), «Русское отделение Blood & Honor», «Легион Русская атака». С бритоголовыми активно работают праворадикальные партии и движения: Народная национальная партия Александра Иванова-Сухаревского, Партия свободы Юрия Беляева, осколки Русского национального единства, отчасти - Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова, а также различные мелкие группировки типа движения «Русский хозяин» Александра Червякова, Партии «Национальный фронт» Илья Лазаренко, движения «Русское действие» Константина Касимовского[1].

Конечно, скинхеды ни в коем случае не являются антифашистами, однако они и не нацисты в самом строгом и буквальном значении этого слова. Глупо все время оглядываться назад, когда мир стал радикально иным. Посмотрим, в чем скинхеды сделали шаг вперед, какие ошибки нацистов (членов НСДАП) они учли и исправили.

Отличия скинхедов от нацистов (А. Иваненко)[2]

Cкинхеды Нацисты НСДАП
Субкультура Партия
"Сопротивление без лидеров" Фюрер-принцип
Национал-демократия Тоталитаризм
Белый сепаратизм Территориальная экспансия
Братство арийских наций Германский шовинизм
Четвертый рейх Третий рейх
Рок в стиле Oi! Классическая музыка (Вагнер)
Белая цивилизация Тевтонское варварство
Бритая голова Стрижка с челкой
Элементы рабочего стиля: подтяжки,джинсы,футболка Чисто военный стиль одежды
Высокие шнурованные ботинки Сапоги
Кельтский крест Свастика

 

В.М. Филиппов, министр образования России, (1998-2004), доктор физико-математических наук:  «Скинхеды- только верхушка айсберга. Я думаю, что скинхеды - это частный вопрос. И хотя именно студенты Университета Дружбы народов (РУДН), который я возглавлял, чаще всего подвергались нападкам, проблема явно раздута. И все же проблема существует. Но ее не решить, если браться за это наскоками, бессистемно. 8 лет назад вокруг нашего Университета начался нездоровый ажиотаж. Тогда здесь училось много студентов из Африки, и на этом основании университет объявили рассадником наркоманов чуть ли не всей России. А ведь жизнь подтвердила нашу правоту: это проблема общественная, а не одного вуза.
Опыт многих стран показывает, что проблему скинхедов надо решать комплексно. Университет вынужден был ввести должность проректора по безопасности. Кроме того, там есть собственное отделение милиции, где более 60 милиционеров, и в масштабах страны нужен системный подход. Так что, этим вопросом надо заниматься не только по определенным датам[3]».

В.А. Гущин, начальник отдела по работе с неформальными молодежными объединениями государственного учреждения «Городской центр профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних»- «Рост числа скинехедов на совести СМИ».

Корреспондент: С чем вы связываете такой заметный рост численности движения скинхедов?

В.Г.: «На мой взгляд, это главным образом «заслуга» СМИ. Ведь посмотрите, что получается. Молодому человеку, по сути, предлагается только один алгоритм социального протеста. При этом совершенно не играет роли, как и что о скинхедах говорят, главное, что они у всех на слуху, и подростку становится все проще идентифицировать себя именно с ними, тем более, что внешняя атрибутика достаточно проста для воспроизводства: высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, зачастую фашистская свастика. А вот хоть какая-нибудь идеология к этой «спецодежде» прилагается крайне редко. Разве что незатейливая мысль о том, что «все решается физической силой»[4].

1.3. Основное противоречие проблемы заключается в необходимости со стороны государства обеспечить толерантное отношение общества ко всем социально-демографическим группам, проживающим на территории России и невозможностью гарантировать государством отсутствие конфликтов, всплесков социальной напряженности в обществе.

1.4. Цель исследования:Выявить отношение современной российской молодежи к субкультуре скинхедов.


Задачи исследования

1. Определить, как возраст респондентов влияет на отношение к субкультуре скинхедов?

2. Выявить, кто более одобрительно относится к скинхедам юноши или девушки?

3. Определить, как степень образованности респондентов влияет на отношение к скинхедам?

4. Выявить, как род занятий респондентов влияет на отношение к скинхедам?

5. Выявить уровень информированности по проблеме субкультуры скинхедов и их идеологии?










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 163.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...