Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерные схемы для составления индивидуального маршрута сопровождения или программы социально-педагогической поддержки / сопровождения ребенка




ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

Зачет состоит из двух частей. Первая часть может проводиться либо в форме тестирования, либо в форме собеседования по темам курса. Вторая часть – составление индивидуального маршрута сопровождения или подробной программы социально-педагогической поддержки / сопровождения ребенка по предложенной ситуации.

 

Примерные вопросы для собеседования

  1. Концепция педагогической поддержки О.С. Газмана.
  2. Тактики педагогической поддержки.
  3. Виды педагогической поддержки ребенка.
  4. Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании.
  5. Поддержка, посредничество и сопровождение в системе социально-педагогической деятельности.
  6. Социально-педагогическая поддержка и сопровождение ребенка: теории С.А. Расчетиной и Е.И. Казаковой.
  7. Система социально-педагогической поддержки детства
  8. Дети группы риска.
  9. Характеристика трудной жизненной ситуации
  10. Социальный статус ребенка.
  11. Понятие нормативно-правовой базы социально-педагогической поддержки ребенка.
  12. Разработка, реализация программы преобразования социально опасной ситуации.

Примерные ситуации для анализа

1. Группа семиклассников обижает и отбирает деньги 4-5 классов. При анализе проблемы выяснилось, что дети, которых обижают – не могут постоять за себя, они имеют 3 и 4 группы здоровья и не посещают уроков физкультуры сов всем классом. Какую систему работы можно выстроить для решения этой проблемы?

2. В отряде детей шестого класса на пришкольной площадке случилась драка. Мальчик из межнациональной семьи (папа – армянин, мама – русская) объясняет Вам, что дрался за свою честь. Его одноклассники и ребята из этого же отряда, но из других шестых классов школы обзывали и задирали его словами, обижающими его национальное достоинство. Как Вы как социальный педагог выстроите систему действий в данной ситуации?

3. При выборе профильного класса подросток предпочел обучаться в классе с углублённым изучением математики, т. к. в него пошли большинство его близких друзей. На этом же настаивали родители. Сам школьник увлекается биологией. Много читает по этому предмету дополнительной литературы, хорошо разбирается в мире живой природы; часами может наблюдать за животными, насекомыми, растениями. Учителя высказывают опасения за успешность выбора школьника, настаивают на переводе в другой класс. Как Вы как социальный педагог выстроите систему действий в данной ситуации?

4. Ребёнок младшего школьного возраста, из полной семьи, где родители увлечены собственной карьерой и совсем не уделяют воспитанию сына должного внимания. Мальчик ведёт себя агрессивно: дерётся, портит имущество одноклассников. Дети, зная о вспышках агрессии, игнорируют его попытки к общению, нарочно создают ситуации, провоцирующие данного ребёнка. На уроках мальчик отказывается работать, разбрасывает раздаточный материал, бьёт детей, которые подкалывают его, сидит под партой, нецензурно выражается. Однако в индивидуальной работе с учительницей ребёнок показывает очень высокие результаты. Как Вы как социальный педагог выстроите систему действий в данной ситуации?

5. Ребенок с первого года обучения вёл себя неадекватно: разговаривал вслух, шумел, ходил по классу, сидел под партой, был очень не уверен в себе при выполнении самостоятельных заданий. В следующих классах начальной школы поведение мальчика не изменилось. В семье Кирилл третий ребёнок, есть 2 старшие сестры. Мальчик из неполной семьи. Мама воспитанием сына практически не занимается, потому что у неё работа, которая занимает много времени. Ребёнок много времени проводит один, без присмотра. Как Вы как социальный педагог выстроите систему действий в данной ситуации?

Первого сентября Лена (15 лет) шла в школу как на праздник. Загорелая, повзрослевшая, в новом стильном костюмчике, с модной стрижкой, она притягивала взгляды окружающих. Любимые подружки искренне радовались, глядя на похорошевшую Лену, недоброжелательницы косо посматривали, завистливо перешептывались. Мальчишки даже не пытались скрывать сое восхищение. Особенно преуспел в этом Миша, самый популярный в параллели десятых классов парень. Через день он предложил ей встречаться. Лене, в отличие от других девочек, Миша никогда не нравился, и она ему с легкостью отказала. Не желая признавать свое поражение, Миша еще неделю пытался добиться расположения Лены, но она была непреклонна. Удар по Мишиному самолюбию был силен, отказ его разозлил и он начал лене мстить. При каждом удобном случае он высмеивал и обзывал ее, доводя издевками девочку до слез. Часто из раздевалки стала пропадать ее «сменка», которую Лена после долгих поисков находила в самых неожиданных местах, одежда была изрезана и испачкана. Но хуже всего было то, что по школе стали «гулять» сплетни о якобы легкомысленном поведении Лены, и некоторые друзья и одноклассники стали от нее отворачиваться. Доказать причастность Миши к травле было трудно – ведь он вредил исподтишка. В результате в школу Лена стала ходить со страхом. Снизилась успеваемость, она даже начала прогуливать уроки. Какую Вы выстроите систему действий в данной ситуации?  

Примерные схемы для составления индивидуального маршрута сопровождения или программы социально-педагогической поддержки / сопровождения ребенка

1. Схема для разработки индивидуального маршрута сопровождения ребенка (С.А. Расчетина).

1. Алгоритм деятельности «внутри» каждой ситуации, направленной на разработку программы преобразования социально опасной ситуации

Каждая из представленных ситуаций несет значительную функциональную нагрузку и решает в целостном процессе осмысление «макро-ситуации» общие и специфические задачи.

Ситуации ориентированы:

- на установление коммуникативного контакта с подростком и лицами его ближайшего окружения;

- на осуществление диагностики и оценки ситуации;                             

- на апробацию некоторых методик и технологий изменения ситуации;

- на выработку прогноза относительно изменения параметров ситуации посредством выбираемых методик и технологий;

- на разработку программы преобразования ситуации.

Этот цикл ситуаций осуществляется в логике общения социального педа­гога с подростком, с лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение. Примерная последовательность ситуаций и алгоритм действий «внутри» ситуации может быть представлен следующим образом:

 

Ситуация Решаемые задачи
1.Ситуация индивидуального взаимо­действия «подросток – социальный педагог» 1 .Поиск путей установле­ния коммуникативного кон­такта с подростком. 2.Первичная диагностика и оценка значимых параметров ситуации на основе взаимодей­ствия с подростком. 3. Апробация некоторых путей актуализации возможно­стей подростка для преобразо­вания ситуации. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы поддержки индивидуального сопровождения.
2.Ситуация посредничества «подрос­ток – социальный педагог – семья» 1.Поиск путей установления коммуникативного кон­такта с родителями. 2.Диагностика и оценка значимых параметров семей­ной ситуации на основе взаи­модействия с родителями или лицами, их заменяющими. 3. Апробация некоторых путей восстановления положи­тельных отношений подростка и родителей или лиц, их заме­няющих. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы преобразования семейных от­ношений.
3.Ситуация посредничества «подросток – социальный — педагог – учитель» 1 .Установление деловых контактов с учителем. 2.Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров школьной ситуации. 3. Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений подростка в школе. 4.Прогнозирование путей преобразования ситуации 5.Разработка программы преобразования школьной ситуации
4.Ситуация посредничества «подросток – социальный – педагог – сверстники»   1 .Установление отношений со сверстниками 2.Уточнение диагностических данных и оценка значимых параметров отношений со сверстниками. 3. Апробация некоторых путей восстановления положительных отношений ребенка и сверстников. 4.Прогнозирование путей преобразования отношений 5.Разработка программы преобразования отношений со сверстниками.
5. Ситуация посредничества «подросток – социальный педагог – специалисты» 1 .Установление деловых отношений, согласование ценностных позиций членов команды 2.Диагностика и оценка значимых параметров социально опасной ситуации. 3.Прогноз преобразования ситуации. 4.Разработка комплексной программы преобразования ситуации

2. Алгоритм деятельности «внутри» каждой ситуации, направленной на реализацию программы преобразования социально опасной ситуации.Каждая из представленных ситуаций несет иную функциональную нагрузку

Ситуации ориентированы:

- на усиление коммуникативного контакта с подростком и лицами его ближайшего окружения;

- на включение подростка в семейные или заменяющие их отношения;

- на включение подростка в образовательную деятельность;

- на восстановление здоровья;

- на сужение пространства негативных и расширение пространства пози­тивных контактов.

Этот цикл ситуаций осуществляется в логике не только общения социального педагога с подростком, с лицами, значимыми для него, со специалистами, обеспечивающими сопровождение, но и в логике практиче­ской деятельности по изменению ситуации. Примерная последовательность ситуаций и алгоритм действий «внутри» ситуации может быть представлены следующим образом:

 

Ситуация Решаемые задачи
1. Ситуация индивидуального взаимодействия «подросток – социальный педагог» 1.Углубление коммуникативного контакта. 2.Актуализация личностного потенциала, обеспечивающего преобразование социального статуса подростка. 3.Моральная и материальная поддержка подростка, нацеленная на усиление жизнестойкости.
2. Посреднические ситуации «подрос­ток — социальный педагог – значимые другие» 1 .Предупреждение кон­фликтных отношений. 2.Совместная постановка задач по оздоровлению отно­шений и уточнение способов их решения
3. Ситуация включения подростка в развивающие виды деятельности 1.Поддержка в ситуации выбора интересующих подро­стка видов деятельности. 2.Обеспечение условий, га­рантирующих успешность подростка в выбранных видах деятельности. 3.Поддержка ребенка в «критических точках» включе­ния в деятельность.
4. Ситуация включения в образование 1.Помощь в разработке маршрута обучения 2.Обеспечение условий, га­рантирующих успешность в процессе обучения 3.Поддержка подростка в критических точках образова­тельной ситуации.
5. Расширение жизненного простран­ства 1.Расширение поля обще­ния на основе выхода за рамки социально опасной ситуации. 2. Расширение поля дея­тельности на основе выхода за рамки социально опасной си­туации.
6. Ситуация работы в команде 1 .Периодическая     диагно­стика и оценка ситуации 2.Коррекция целей и путей их достижения

2. Структура педагогической поддержки ребенка (Т.В. Анохина).

1 этап – диагностический: фиксация факта проблемности, установление контакта с ребенком, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, вербализация проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

2 этап – поисковый: организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.

3 этап – договорный: проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора.

4 этап – деятельностный: в ситуации, когда действует ребенок: со стороны педагога важны одобрение его действий, стимулирование, ориентация на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; в ситуации, когда действует сам педагог: важна координация действий специалистов в школе.

5 этап – рефлексивный: обсуждение с ребенком успехов и неудач предыдущих этапов, констатация факта разрешимости проблемы или преодоление затруднения, осмысление нового опыта.

3. Структура педагогической поддержки ребенка (А.В. Иванов).

1. Диагностический этап:

- анализ исходной ситуации и определение:

а) степени трудности ситуации для ребенка;

б) ее достоверности;

в) причин;

г) содержания проблемы;

д) степени переживания и осознанности проблемы ребенком, ее актуальности для него;

е) меры готовности ребенка к решению проблемы;

- постановка зада педагогической защиты и помощи;

- определение своей компетенции и достаточности в оказании помощи.

2. Помощь ребенку в осознании проблемы и ее причин, создание условий для актуализации проблемы.

3. Построение плана выхода из трудной ситуации на основе сотрудничества.

4. Определение способов и методов педагогической защиты.

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы, создание условий для поиска способов.

6. Анализ результатов деятельности.

7. Анализ поиска самостоятельного решения проблемы.

4. Структура процесса сопровождения ребенка (Е.И. Казакова).

  1. Диагностический этап. Целью этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем вырабатывается логика проведения диагностического исследования. На этом этапе очень важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.
  2. Поисковый этап. Цель этапа – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
  3. Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. На этом этапе важнее всего проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности – одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения. После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.
  4. Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста состоит в оказании помощи по реализации первых пунктов плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности.
  5. Рефлексивный этап – период осмысления результатов деятельности по решению той или иной проблемы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 586.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...