Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Совершенствование формирования и распределения прибыли предприятий на примере предприятий Самаркандской области




В современных условиях правильное понимание экономической приро- ды прибыли является основой для практического использования этой катего- рии в деятельности субъектов различных форм собственности. Существуют различные точки зрения на природу прибыли, ее функции и возможности использования в хозяйственной практике в качестве экономи- ческого инструмента воздействия на деятельность субъектов. Прибыль является стимулом: она есть особая и независимая ценностная категория, связанная с ролью лидерства в экономической системе. В этой связи в работе отмечено, что современной экономике свойствен- но особое понимание категории прибыли и что она может быть представлена в какой-либо монистической теории. Следовательно, учитывая это, Ф. Найт обратил внимание на то, что «теория прибыли остается одним из наиболее неудовлетворительно разработанных и наиболее противоречивых разделов экономической доктрины»8 . Безусловно, такое положение как нами предпо- лагается, не изменило положения в этой области до сегодняшнего дня. Несмотря на широкое признание не развитости теории прибыли, и на не разра- ботанность концепции, направленной на конкурентоспособность предпри- ятий, отношение к ней неодинаково на разных этапах экономического разви- тия. Наряду с этим экономической мысли, характерной господствующим по- ложениям трудовой теории стоимости, также характерен взгляд на прибыль и заработную плату как на доходы, имеющие одинаковую природу. Согласно этой теории прибыль есть вознаграждение за труд предпринимателя по орга- низации и управлению производством, то есть, по сути, трудовой доход. Та- кую точку зрения можно встретить в трудах А. Смита: «Не исключена мысль, что прибыль на капитал представляет собой лишь другое имя для вознаграж- дения особого вида труда, а именно труда по надзору и управлению. Однако эта прибыль совершенно не похожа на оплату труда: она устанавливается со- всем на иных началах, и не состоит ни в каком соответствии с количеством, тяжестью или со сложностью этого… труда» Однако если включить в издержки все прямые и косвенные выплаты, включая зарплату самого предпринимателя, расходы за риск и про- цент за банковский кредит и др., то возникает вопрос остается ли какой-то излишек после этих вычетов. При этом термин «прибыль» в классической экономической теории рас- сматривался в широком смысле, то есть включал в себя процент. Помимо этого, процент рассматривался в качестве производного дохода – вычета из предпринимательской прибыли. С этой предпосылкой ставка процента рас- сматривается как зависящая в большей степени от реальных факторов, опре- деляющих норму прибыли, а не от денежного предложения. По мнению автора, теория прибыли возникла как составной элемент теории ценности, сместившей точки опоры с издержек производства на кате- гории полезности и спроса. Что касается источника прибыли, то им полагалась часть продукта труда, уплачиваемая работающим собственнику за по- мощь, которую приносит ему в работе пользование капиталом. Такие вы- мыслы имели определенное место в развитии теории прибыли. В вопросе не- оклассической природы происхождения прибыли имелось несколько направ- лений. Например, продуктивность капитала ими оспаривается и развивается на базе теории трех факторов производства, одним из которых считается ка- питал, пользование которым и порождает прибыль. Капитал участвует в соз- дании продукта, как и труд, и потому дает собственнику право претендовать на долю в доходе, полученном после реализации продукта. Хотя иное объяснение про- исхождения прибыли содержится в других работах, отрицающих подобную зависимость в реальной действительности. Неотъемлемой частью теории прибыли и природы ее формирования, на наш взгляд, всегда является оценка эффективности деятельности предпри- ятия. Общие условия такой оценки в работе мы старались сформулировать, опираясь на теорию прибыли. В рамках исследования было доказано, что границы эффективного при- менения экономических методов определения границ источников формиро- вания прибыли определяются областью хозяйственной самостоятельности предприятий: последняя служит обязательным, а в известном смысле исход- ным критерием определения истинных источников формирования прибыли. Разработка теории формирования прибыли связана с основными кон- цепциями становления и развития финансовой науки в целом. Необходи- мость такого подхода к исследованию объясняется тем, что уровень разра- ботки теории прибыли отражает становление и эволюцию рыночной эконо- мики как органической целостности в истории формирования прибыли. При этом считает автор, нельзя полностью отбрасывать выводы и поло- жения различных теорий формирования источников прибыли, которые про- шли испытание опытом, практикой в рамках развития мировой цивилизации. Они должны интегрироваться в общую теорию прибыли. Прибыль, такой же полно 10 решений по управлению предприятием, внедрение инновационных видов продуктов, изменение производственного процесса, а также вознаграждение за несение экономического риска. В то же время получение прибыли можно объяснить природой функционирования субъекта, его особым даром предви- дения, умением ориентироваться в неопределенной ситуации. М. Коннел специально подчеркивает, что прибыль представляет собой доход особого производственного фактора – предпринимательских способностей, предпри- нимательского. Как и всякий товаропроизводитель, предприниматель заинтересован, прежде всего, не в потребительской стоимости товаров (работ, услуг), а в их стоимости, и не просто в стоимости, а в превышении доходов над расходами, выручки над затратами. Следовательно, непосредственный интерес предпри- ятия заключается, в первую очередь, в получении прибыли – обеспечении рентабельной работы. Из такой трактовки сущности источников формирова- ния прибыли с учетом интересов напрашивается вывод, что побудительным мотивом проявления источников формирования прибыли является добавлен- ная стоимость. Отсюда логически вытекает, что цель деятельности сводится к извлечению прибыли как части добавленной стоимости. В работе отмечает- ся, что такие действия нередко объясняются попыткой застраховать заранее извлекаемый размер прибыли. Однако все эти негативные попытки извлечь максимальную прибыль при помощи регулирования добавленной стоимости – результат недоучета интересов в индикативном планировании, отсутствия четко разработанной системы стимулирования деятельности предприятий. Разумеется, что такой динамичный, а нередко противоречивый характер источников формирования прибыли, в зависимости от массы добавленной стоимости, способствовал порождению различных концепций об источниках формирования прибыли и их экономических принципах. В этом контексте в работе отмечается, что четкое определение понятия и специфики определения источников формирования прибыли служит непре- менным условием определения первоочередных направлений, которые должны интегрироваться в общую теорию прибыли. В работе аргументирована мысль о том, что установление более совер- шенной модели формирования прибыли и усиление воздействия на интересы участников производства с целью ее модернизации во многом зависят от глубины познания выполняемых прибылью функций. Ибо экономическая сущность прибыли проявляется, прежде всего, в ее функциях, так как любая функция обычно должна отражать специфическое внутреннее содержание экономической категории. Анализ функционирования стоимостной категории показывает, что в ус- ловиях чрезвычайно многосторонних финансово-экономических отношений невозможно выразить эффект деятельности предприятий без применения функции распределения прибыли и ее контроля. Использование функции распределения прибыли дает действенное средство контроля за ее использо- ванием. В работе отмечается, что функции прибыли характеризуют финансовые результаты хозяйственной деятельности и их эффективное использование. Логические рассуждения о функциях прибыли позволяют сформулиро- вать не только содержание понятия самой прибыли, но и на основе характе- ристик и признаков – ее экономическую природу. Исходя из этого, нами ар- гументируется то, что экономическая природа прибыли хотя и проявляется в ее функциях, но, как и любая функция, имеет специфическое внутреннее со- держание, что проявляется в присущих прибыли атрибутах. В экономической науке, как зарубежных стран, так и нашей страны до сих пор нет единого мнения по раскрытию атрибутов, характеризующих роль или задачи прибы- ли. В частности, в экономической литературе выделяют десятки атрибутов, характеризующих роль прибыли

Достигнутые масштабы использования прибыли на собственные нужды хозяйства, конечно, еще не полностью соответствуют повышению роли при- были как источника средств для воспроизводства. Тем не менее, определение в прибыли фиксированной доли для их развития будет способствовать даль- нейшему повышению значимости распределительной функции прибыли. В работе отмечается, что воздействие распределительной функции при- были на экономические интересы участников производства применительно к отдельным частям общей массы прибыли (индикативной) неодинаково. Практика свидетельствует о том, что пока еще не удалось добиться того, что- бы механизм действия указанной функции прибыли побуждал бы предпри- ятия учитывать хозяйственные резервы.

Заключение

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Каждое предприятие, фирма прежде, чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход она сможет получить.

Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты на производство продукции - издержки производства. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых или материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом руководстве.

Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Процветающее предприятие то, которое получает устойчивую прибыль от своей деятельности (производство и реализация продукции, сдача в аренду основных фондов и др.). Финансовые результаты деятельности фирмы характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться не только к получению максимальной прибыли, но и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволит не только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитие его производства в условиях жёсткой конкуренции.

 

                         

                     Список использованной литературы

 

1.Акулич И.Л. Маркетинг: - Учебник / И.Л. Акулич. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2009. – 447 с.

2.Багиев Г.Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. Ред. Г.Л. Багиева. – М.: ОАО Изд-во «Экономика», 2009. – 703 с.

3.Баринов В.А., Харченко В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 237 с.

4.Виханский О.С,, Наумов А.И. Менеджмент: Уч-к, 3-е изд. - М.: Гардарика, 2009 г. – 528 с.

5.Дэй Д. Стратегический маркетинг. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 640 с. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб., 2010. – 340 с.

6.Основы менеджмента / В.Р. Веснин. 2-е изд., доп. и испр. – М.: ООО и ТД «Элит - 2000», 2012. – 560 с.

7.Панкратов, Серегина «Коммерческая деятельность». – М.: Изд-во Маркетинг, 2013 г. – 582 с.

8.Управление маркетингом. Учебник под ред. Данько Т.П., М, 2011. – 210 с.

9.Уткин Э.А., Арбиев Е.Т., Практический маркетинг. – М.: ТЕИС, 2012. – 381 с.

10.Уткин Э.А., Курс менеджмента. Учебник для вузов. – М.: Изд-во «Зерцало», 2011. – 448 с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 126.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...